Автор: Гудкова Ирина Петровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "КМК"
Населённый пункт: г. Кузнецк Пензенская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование профессиональной культуры преподавателя
Раздел: среднее профессиональное
Министерство образования Пензенской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Кузнецкий многопрофильный колледж»
Доклад
на тему: «Формирование профессиональной культуры
преподавателя»
Подготовила: И.П. Гудкова
1
Формирование профессиональной культуры преподавателя.
Культура - есть мера развития человека, т.к. она характеризует не только и не
столько объем усвоенных им ценностей общественной жизнедеятельности людей на про -
тяжении всей их истории, сколько сам способ, каким человек приобщается к этим ценно-
стям. Не случайно само понятие «культура» в переводе с латинского означает «возделыва -
ние, обработка, усовершенствование почвы». В этом смысле культура - это то, что преоб-
разует и природу и самого человека, формирует людей и одновременно то, с помощью
чего люди и становятся социально-активными, профессионально зрелыми и целеустрем -
ленными.
Именно поэтому культура воплощает стиль мышления и поведения человека, по-
скольку она охватывает все стороны общественной жизни, любой вид человеческой дея-
тельности. Она характеризует не только образованность-широту и глубину знаний челове -
ка, но и его воспитанность, интеллигентность-умение четко выразить свою мысль, внима-
тельно выслушать, сделать правильное встречное движение, с достоинством и в соответ-
ствии с обстановкой себя держать.
Понятие профессиональной культуры относится к оценке уровня деятельности
человека, а также его отношения к труду, обществу, самому себе.
Профессиональная культура предполагает:
- овладение специальными знаниями, умениями, трудовыми приемами, необходи -
мыми для профессиональной деятельности;
- достаточно высокий уровень мастерства, достигнутый благодаря индивидуаль -
ным способностям к определенному виду деятельности и освоенному опыту;
- определенные нравственно-волевые качества, специфичные в данной трудовой
сфере и составляющие основу профессиональной этики.
Важнейшим условием профессиональной культуры педагога является его умение
быть творцом общения. Ведь от его умения вступать, вести, продолжать, прекращать об -
щение с разными группами студентов, других людей, прежде всего зависит решение
основных педагогических задач.
Культура педагогического общения складывается на основе очень многих усло -
вий, которым должен следовать учитель. Ряд таких условий просто необходим, чтобы об-
2
щение вообще состоялось. Первейшее условие: педагог соотносит содержание, способ,
ритм, характер общения с различными психофизиологическими и социальными особенно-
стями восприятия и реагирования всех вступающих с ним во взаимоотношения студентов,
родителей, коллег. Он строит свое общение, исходя из особенностей всех своих партнеров.
Надо уметь настраиваться на волну чувствования и поведения людей, с которыми
общаешься. При этом речь не идет о том, чтобы «подлаживаться» по те или иные вкусы,
мнения, настроения. Речь идет о другом: об умении проникнуть в душевное состояние об-
щающихся с вами людей, понять стимулы и мотивы их поведения, суждений, ориентаций,
суметь не только их объяснить, но и так построить общение, чтобы их учесть, добиваясь
адекватного для реализации поставленной цели реагирования.
Формирование такого умения, естественно происходит по мере накопления опыта
педагогической работы, знания людей, вообще жизни в разных ее проявлениях. Но отсут-
ствие опыта не может служить педагогу оправданием ошибок в общении, особенно кон -
фликтных ситуаций. Педагог должен работать компетентно и квалифицированно с самого
начала (без скидки на свою неопытность), он должен учить, воспитывать, а значит, посто -
янно строить свои взаимоотношения со студентами, основываясь на принципах высокой
культуры.
Сам характер профессиональной деятельности - целенаправленный способ активно -
го воспитательного воздействия на сознание и поведение людей – обязывает педагога учи-
тывать различные особенности ситуаций, в которых осуществляется процесс общения.
Нельзя считать реальным педагогическим общением процесс, который имеет всегда
лишь монологическую форму: преподаватель вещает, студенты внимают его речам. Педа-
гог должен строить общение с ребятами, как равноправный диалог, где преподаватель и
его студенты – единомышленники, стремящиеся понять друга, помочь друг другу реализо-
вать задачи обучения и воспитания. Естественно, особая роль учителя как наставника в та -
ком диалоговом общении не уменьшается и не приуменьшается, она просто носит каче -
ственно иной, внутренне обоснованный, скрытый характер.
В таком диалоге нет прямых поручений, инструктивных указаний.
Проблемы обсуждаются сообща, решение находится совместно, пожелания препо -
давателя создают студентам возможно выбора.
Воспитание происходит незаметно, если спрятано за форму обращения, разговора,
наставления, вопроса, т.е. оно должно быть растворено в них.
3
Чтобы общение стало воспитывающим, педагогу необходимо овладеть искусством
его ведения.
Необычайно сложно строить свои взаимоотношения, если педагог не умеет эффек -
тивно использовать те или иные необходимые для педагогического общения свои челове -
ческие качества: спокойствие, уравновешенность, определенную строгость, сосредоточен-
ность, доброжелательность и др. В профессиональном общении надо уметь использовать
эти качества для воспитания и обучения.
Преподаватель сталкивается с разными ситуациями, их необходимо чувствовать.
Ведь в жизни мы различаем будни и праздники, горе и радость и соответствующим об -
разом строим свое поведение. Вот и общение должно быть ситуативным.
В целом же у педагога должна быть выработана общая, последовательная концепция
стиля своего поведения по отношению к данной группе и каждому отдельному студенту
(хотя этот стиль должен быть гибким).
Если такой стиль существует, то педагогу не потребуется постоянное «проигрыва -
ние» многообразных конкретных каждодневных ситуаций общения, а значит отпадает
необходимость в жестком контроле своего поведения в каждой из них. Все это будет осу-
ществляться как бы автоматически: выработанные и скоординированные в соответствии с
конкретными ситуациями и особенностями общающихся с вами людей способ, стиль, ма-
нера общения будут во многом сами «работать» в направлении выполнения профессио -
нальных обязанностей, ибо будут способствовать вашей раскованности, свободе легкости,
что создаст более широкие возможности маневрировать и импровизировать в самых
разных ситуациях обучения и воспитания.
Из всей совокупности взаимоотношений педагога со студентами, основанных на
профессиональном долге и чувстве ответственности, следует выделить педагогический
такт.
Педагогический такт можно определить как соблюдение педагогического принципа
меры в общении со студентами в самых разнообразных сферах деятельности, как умение
выбрать правильный подход к ним, исходя из личностных особенностей и отношений с
ними. Тактика поведения и действий учителя, обладающего педагогическим тактом, со -
стоит в предвидении возможных последствий применения тех или иных методов своевре-
менной их корректировке, а также в том, чтобы , предвидя последствия, выбрать стиль и
тон, время и место педагогического воздействия.
4
Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора,
культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той
основой, на которой вырастает взаимопонимание между педагогом и студентом.
Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной дея -
тельности педагога, где крайне важна внимательность и справедливость.
Исследования показывают, что возраст и опыт учителя сами по себе для студентов не
имеют значения. Учитель должен обладать определенными качествами и вести себя опре -
деленным образом, чтобы заслужить к себе уважительное отношение со стороны студен -
тов.
Общение - многофактовый процесс.
Все факторы возможно разделить на две большие группы оснований общения, которые
тесно взаимосвязаны между собой. Это личностные, т.е. то, что соотносится с самим чело-
веком как личностью и операциональные – все то, что характеризует сам процесс обще-
ния: каким образом, с помощью каких приемов, средств достигается контакт с людьми.
В общении, особенно на его старте, все личностные (внешность, одежда¸ опыт, знания,
проявление эмоций, вообще все, что, так или иначе соотносится с личностью человека)
имеет важное значение.
Для того чтобы овладеть мастерством общения, педагог должен хорошо знать себя.
Тезис древних философов: «Познай себя самого» - является и поныне весьма актуаль -
ным. Необходимо развивать те свои личные особенности, от которых зависят контакты с
другими людьми.
Но кроме таланта, способностей умения, навыков, знаний и опыта необходимо учи-
тывать и внешние данные, которые можно условно разделить на два уровня:
- приобретенные, доставшиеся генетически /рост, комплекция и др./;
- сформированные/прическа, походка, мимика, дикция речи и пр./
Без сомнения, внешние данные оказывают влияние на общение: могут отталкивать
или привлекать к себе другого человека. Необходимо помнить, что внешность восприни -
мается обычно в комплексе в целостности всех ее признаков и, прежде всего, в связи с ха-
рактером человека. Поэтому весьма резонная цель любого человека понравиться другому
не может быть реализована только с помощью, например, костюма косметических или
иных подобных ухищрений.
5
Для этого необходимо прежде всего не казаться, а быть самим собой. Поэтому следует
помнить о том, что практически все внешние особенности могут быть в значительной
мере нейтрализованы за счет усиления нравственных, деловых и прочих социальных ка -
честв.
Вместе с тем, некоторые внешние характеристики человека могут, наоборот, заглушать
его внутренние черты, свойства характера, что неизбежно сказывается на способах обще -
ния. Часто такой человек испытывает трудности в общении.
Обычно говорят, что лицо - зеркало души. И действительно, на лице можно прочитать
печаль, горе, радость и многое, многое другое. Открытость лица – это мгновенное его ми -
мическая реакция на все воздействия извне.
Общаться с таким человеком проще. Мы ценим в другом человеке сопереживание на -
шим чувствам, мыслям, делам. Такого рода эмпатия/чувство сопереживания с другим че -
ловеком/позволяет нам взыскаться без боязни быть не услышанным или непонятным. Об -
щение на основе эмоционального сопереживания ведёт к внутренней близости людей, вза -
имопониманию взаимности отношений друг с другом.
От эмпатии следует отличать крайне неприемлемое для учительской профессии такое
межличностное отношение, как «агаэффект». Суть его состоит в том, что человек казалось
бы, внимательно слушает, но его мысли «витают» настолько далеко от ваших слов, что он
не слышит, не вникает в содержание контроля на уровне подсознания даёт возможность её
всё же полностью не отключаться от беседы, не терять нить разговора. Он как бы
заранее отгораживается пеленой некоего стереотипного отработанного слова «ага» или
«да-да», соглашаясь со всем, что говориться, и тем не менее никак не проявляя интереса,
понимания проблемы. Проку от общения с таким равнодушным человеком мало.
Некоторые педагоги стремятся спрятать свои чувства, загнать их в дальний угол,
чтобы никто не видел их переживаний, сомнений, их эмоционального отношения к тем
или иным ситуациям. На лице педагога появляется маска. Обратиться за советом, помо-
щью не возникает желания.
Педагог должен обращать внимание и на такие, казалось бы мелочи, как, например,
жест. Вообще жест имеет некоторый непосредственный символический смысл в процессе
общения людей. С помощью жестов человек может что-либо демонстрировать тили, нао -
борот, маскировать. Надо тщательно продумывать меру своего поведения у доски, стола,
вообще в классе.
6
Культура общения базируется на психологических особенностях вступающей в обще -
ние личности человека. Велико также и значение собственно социальных/экономических,
политических, духовно-идеологических/характеристик в содержании культуры общения.
Многообразие общественных связей и отношений выражает сложную и часто противоре-
чивую систему интересов, мотивов, норм, стилей общения.
В профессиональном общении учителям тем более нельзя не принимать в расчёт все
многообразие социальных факторов, воздействующих на человека и формирующих его
личность педагога и есть главное орудие воспитания. Сам процесс воспитания возможен
лишь тогда , когда этот процесс осуществляет человек, обладающий ярким личностным
началом, ведь только увлеченные и содержательные люди могут успешно реализовать
цели и задачи воспитания.
Современный учитель должен постоянно совершенствовать своё профессиональное
мастерство, и поэтому он должен быть в курсе, во всеоружии тех новшеств, творческих
исканий, которые имеют место в педагогической науке, психологии, методике передавае-
мой дисциплины и, несомненно, самой этой дисциплины. Ведь нельзя забывать, что содер-
жание общения обусловлено высокопрофессиональным знанием – всесторонним и глубо-
ким пониманием предмета.
Следовательно, внутренний настрой и облик педагога, глубокие и разносторонние
специальные и педагогические знания, его идейно-политическая и нравственная актив-
ность выступают важнейшим условием и показателем формирования его профессиональ-
ной культуры общения.
Культура общения учителя во многом результат не только его личных качеств, но и
операционных средств осуществления взаимоотношений, достижения контактов.
Операциональные средства общения педагога исключительно многообразны. Их вы-
бор соотносится с личностными качествами учителя. При этом все эти средства по разно -
му используются каждым педагогом.
Пытаясь определенным образом классифицировать различные средства, приемы педа-
гогического общения, педагог обязательно назовет в их ряду приказ, повеление, пример,
просьбу, принуждение, порицание, поощрение, обобщение.
С помощью всех этих средств педагог стремится достигать послушания, выполнение
тех или иных выдвигаемых им требований, однако, часто преподаватель использует эти
средства стихийно, интуитивно, без должного их психологического обоснования. Надо по-
мнить о психологическом восприятии вас другими людьми и в соответствии с этим искать
7
и находить такие формы общения, которые адекватно соответствуют вашим личностным,
психологическим качествам.
Общение педагога во многом зависит от умения эффективно использовать социально-
психологические
механизмы
операциональных
средств
профессионального
общения.
Овладеть ими – значит овладеть культурой общения, научиться управлять ситуациями с
помощью психологии. Среди этих механизмов выделяют внушение – способ воздействия
на эмоционально-чувственный уровень сознания. Внушение достигает своих целей, если
исходит от человека, имеющего большой авторитет. Оно соединено с убеждением. Убе -
ждение – это способ воздействия на сознание с целью формирования убежденности. Осо -
бенно эффективно оно при индивидуальном общении.
Наряду с внушением и убеждением большую роль в процессах общения педагога и
студента могут играть механизмы подражания. Подражание – особый механизм обеспече-
ния консолидации группы и адаптации ее членов в условиях определенной ситуации на
основе какой-либо принятой и усвоенной формы эмоционально-чувственного и волевого
реагирования, поведения.
Необходимо учитывать, что подражание ученика может быть направлено как на ка -
кой-либо негативный, так и позитивный факт, явление. Подражают в привычках, мимике,
жестах, одежде, речи, манерах поведения, вкусах и т.д.
Используя механизмы подражания и общения, необходимо иметь в виду, что подра-
жание устойчиво и может сохраняться относительно долгое время, переходя затем в при -
вычку, обычай. Подражание не надо путать с передразниванием, которое не является
устойчивым, не переходит в привычку или обычай, т.к. почти всегда имеет место по пово-
ду конкретной ситуации.
Эффективен в общении и механизм социально-психологической идентификации.
Идентификация – это отождествление человеком себя с другим человеком или другими
людьми, непосредственное переживание своей тождественности или нетождественности
с данным человеком или данной группой. Итак, педагог имеет много возможностей, что -
бы постоянно
совершенствовать условия и способы своих взаимоотношений со всеми
своими учениками, их родителями и коллегами.
Естественно, в своём общении любой педагог не застрахован от профессиональных
неудач и ошибок. Педагогический процесс общения - это творческая деятельность, и избе -
жать ошибок, недочётов трудно. Но надо стремиться, чтобы ошибок не было. Если же она
сделана, то нужно спокойно проанализировать ситуацию.
8
Культурой педагогического общения овладевают только трудолюбивые, ищущие, ин -
тересующие люди, а поэтому, если чего-то не умеете - научитесь, а чего не знаете –
узнайте, спросите, выясните, а главное – неустанно совершенствуя формы общения с
людьми, возьмите на вооружение несколько правил:
- педагогическое общение не терпит суетности, пустозвонства: слова не должна рас-
ходиться с делами;
- педагогическое общение – это требовательность к себе и окружающим во всём, что
касается учёбы и воспитания характера;
- гнев никогда не должен признавать и исправлять свои ошибки, допущенные при об -
щении;
- надо иметь мужество пересмотреть свой метод, свою тактику общения, если оно не
получается или получается плохо;
- быть чутким в общении;
- быть отважным в общении – это значит не теряться и не смущаться в любой обста -
новке;
- следует трезво оценивать действительность, в том числе собственные удачи, чтобы
не попасть в манию величия, не зазнаться после нескольких успешных шагов педагогиче -
ского общения, и неудачи, чтобы, не опуская рук, суметь преодолеть их.
На характер общения педагога со студентами, их родителями определяющим об-
разом влияет морально психологический климат, который сложился в педагогическом кол-
лективе.
Морально-психологический климат – преобладающий в коллективе нравственный
настрой, в котором находят своё выражение значимые для жизнедеятельности людей, их
отношения друг к другу, к работе и событиям в мире.
Общение в педагогическом коллективе должно носить характер воспитывающего об-
щения людей, спаянных общими целями, задачами, принципами работы. Оно должно раз -
вивать и поощрять то, что есть лучшего в человеке, его профессиональной педагогической
деятельности, с помощью признания её различных достоинств и успехов.
9