Авторы: Загнибородова Людмила Георгиевна, Борисова Салихат Ариповна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ОГАПОУ
Населённый пункт: город Старый Оскол Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Подход к определению рейтинга учреждения профобразования
Раздел: среднее профессиональное
Автор: Загнибородова Людмила Георгиевна
Мастер производственного обучения
Соавтор: Борисова Салихат Ариповна
Мастер производственного обучения
Тема: Подход к определению рейтинга учреждения профобразование.
Стратегия модернизации начального и среднего профессионального
образования ориентирована на перспективы потребности экономики,
обновление содержания и повышение качества профподготовки в
соответствии с современным уровнем развития науки, техники и технологий,
требованиями работодателей и рынка труда, на достижение
конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников,
оптимизацию объемов и направлений подготовки рабочих и специалистов,
активизацию социального партнерства. Проблема контроля и оценки качества
профессионального образования является частью общей системы
непрерывного образования, создаваемой в нашей стране в соответствии с
Законом РФ «Об образовании». В условиях дефицита финансирования и
связанных с ним процессов оптимизации региональных сетей НПО и СПО
оценка эффективности деятельности каждого образовательного учреждения
представляется значимой как для самого учреждения, так и для вышестоящих
органов. Поэтому разработка методики определения рейтинга учреждений
профобразования весьма актуальна и, на наш взгляд, может быть
использована в разных целях: экономических (распределение ресурсов, в том
числе бюджетных); маркетинговых (определение статуса учреждения на
рынке образовательных услуг); управленческих ( совершенствование уровня
руководства педагогическим коллективом, наращивание потенциала
образовательного учреждения).
Результаты рейтинговой оценки можно использовать также для принятия
решения об открытия на базе учреждения профобразование
экспериментальной площадки, придания учреждению роли головного при
создании учебно – производственных комплексов, ресурсных центров, для
выдвижения образовательного учреждения, отдельных его педагогов на
участие в конкурсах в рамках национальных проектов, на получение грантов
как регионального, так и общероссийского уровня. Преимущества
рейтинговой технологии контроля состоят: в обеспечении единых требований
к деятельности образовательного учреждения определенного типа; высокой
организующей способности; получении объективной информации о
динамике изменений в каждом компоненте образовательного процесса для
оперативного принятия решения о его совершенствовании; активизации
мотивационных механизмов в деятельности всех субъектов образовательной
практики.
Технология рейтингового контроля не является новой, она успешно
применяется при оценке деятельности учащихся и педагогов, имеются научно
– методические издания по этой проблеме. Опыт использования для оценки
эффективности деятельности учреждений НПО и СПО в целом пока
отсутствует. Отсюда вытекает задача определения системы количественных и
качественных критериев (индикаторов и показателей) комплексной оценки
деятельности этих образовательных учреждений, характеризующих ее
эффективность. Причем понятие «эффективность» целесообразно
рассматривать на двух уровнях: внутреннем и внешнем.
Внутренняя эффективность связана с выполнением учреждением
профобразования своей главной функции – давать своим выпускникам
качественное образование, готовить их к активной и успешной
профессиональной деятельности, формировать потребность в непрерывном
самообразовании и саморазвитии.
Внешняя эффективность характеризуется тем, насколько максимально
образовательное учреждение использует свои социальные и рыночные
возможности и предоставленные ему ресурсы, востребованы его услуги на
региональном рынке образовательных услуг, а выпускники – на рынке труда.
Только максимальное использование обеих составляющих обеспечивает
общую эффективность деятельности и высокий рейтинг учреждении НПО и
СПО.
Поэтому разработка методики определения рейтинга учреждений
профессионального образования должна начинаться с создания
унифицированной технологии мониторинга качества профобразования,
стандартизации параметров качества, систематизации технологизации
мониторинговых процедур, отбора статистических методов обработки
данных исследовании, обеспечивающих получение объективной информации
о результатах деятельности образовательных учреждений.
Оценка качества образования должна быть системной и включать в себя
совокупность показателей, характеризующих его ключевые факторы. На наш
взгляд, в этой работе можно опираться на исследования Н. Н. Михайловой ,
которая предлагает проводить оценку: качества субъекта предоставления
образовательных услуг (обученность, обучаемость, профпригодность);
качества объекта предоставления образовательных услуг (проект
предоставляемых услуг, ресурсное обеспечение услуг, управление объектом);
качества процесса предоставления услуг (организация и реализация услуг,
мониторинг процесса и результата).
Субъект предоставления образовательных услуг выпускники учреждения
профобразования, качество подготовки которого рассматривается как
конечный результат его деятельности.