Автор: Мадурова Татьяна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"Д/с № 4"
Населённый пункт: Челябинская область, город Коркино, поселок Первомайский
Наименование материала: Статья
Тема: Использование мнемотехник при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Использование мнемотехник при заучивании стихотворений с
детьми дошкольного возраста.
Одним из направлений развития речи детей является разучивание стихотворений.
Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического
в о с п и т а н и я
д е т е й .
Н е
в с е
д е т и
л ю б я т
у ч и т ь стихи,
у
к о г о - т о
заучивание стихотворений вызывает
большие
трудности,
быстрое
утомление
и
отрицательные эмоции.
Существует
множество
методов
и
приемов
способствующих
заучиванию
стихотворений.
Одной из актуальных, высоко эффективных методик для запоминания,
сохранения и воспроизведения информации является мнемотехника.
Мнемотехника - система различных приёмов, которая облегчает запоминание и
увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, позволяет
организовывать учебный процесс в виде игры. Основной «секрет» мнемотехники очень
прост
и
хорошо
известен.
Когда
человек
в
своём
воображении
соединяет
несколько
зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании
по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Мнемотехника помогает развивать:
- Зрительную и слуховую память;
- Зрительное и слуховое внимание;
- Воображение;
- Восприятие;
- Развивает кругозор;
- Развивает все стороны речи.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо
начинать работу с простейших мнемоквадратов. Например, даётся слово «дерево», его
символическое
обозначение.
Дети
постепенно
понимают,
что
значит
«зашифровать
слово». Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей
быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, помидор –
красный.
В
старшем
дошкольном
возрасте
можно
давать
детям
–
чёрно-белые
мнемотаблицы.
Дети
постепенно
понимают,
что
значит
«зашифровать
слово».
Затем
последовательно
переходим
к мнемодорожкам. Потом
переходим
к
поэтапному
кодированию
сочетаний
слов,
запоминанию
и
воспроизведению
предложений
по
условным символам. И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от
сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает
детей, превращает занятие в игру.
На первом этапе следует подбирать опорные картинки к стихотворению на каждую
строчку.
Картинки
должны
быть
яркими
и
узнаваемые.
При
чтении
стихотворения
картинки
выставляются
на
магнитную
доску.
После
прочтения
дети
воспроизводят
стихотворение по опорным картинкам.
Особенность
методики
заключается
в
том,
что
применяются
не
изображения
предметов, а символы, что значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, так как
символы максимально приближены к речевому материалу.
На начальных этапах работы педагог вместе с детьми заполняет таблицу, на более поздних
— дети самостоятельно её заполняют, т. е. придумывают ассоциации. Наглядная схема
выступает в качестве плана речевого высказывания.
Процесс запоминания разделяется на четыре этапа:
- кодирование элементов информации в зрительные образы;
- собственно сам процесс запоминания;
- запоминание последовательности информации;
- закрепление информации в мозге.
В овладении приемами работы с мнемотаблицами, мы не только заучиваем стихотворение
наизусть, но и тем самым развиваем и речь, и основные психические процессы - память,
внимание, образное мышление. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания
стихотворений в нашем случае более простым, интересным, творческим.