Напоминание

Использование мнемотехник при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста


Автор: Мадурова Татьяна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"Д/с № 4"
Населённый пункт: Челябинская область, город Коркино, поселок Первомайский
Наименование материала: Статья
Тема: Использование мнемотехник при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование мнемотехник при заучивании стихотворений с

детьми дошкольного возраста.

Одним из направлений развития речи детей является разучивание стихотворений.

Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического

в о с п и т а н и я

д е т е й .

Н е

в с е

д е т и

л ю б я т

у ч и т ь стихи,

у

к о г о - т о

заучивание стихотворений вызывает

большие

трудности,

быстрое

утомление

и

отрицательные эмоции.

Существует

множество

методов

и

приемов

способствующих

заучиванию

стихотворений.

Одной из актуальных, высоко эффективных методик для запоминания,

сохранения и воспроизведения информации является мнемотехника.

Мнемотехника - система различных приёмов, которая облегчает запоминание и

увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, позволяет

организовывать учебный процесс в виде игры. Основной «секрет» мнемотехники очень

прост

и

хорошо

известен.

Когда

человек

в

своём

воображении

соединяет

несколько

зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании

по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Мнемотехника помогает развивать:

- Зрительную и слуховую память;

- Зрительное и слуховое внимание;

- Воображение;

- Восприятие;

- Развивает кругозор;

- Развивает все стороны речи.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо

начинать работу с простейших мнемоквадратов. Например, даётся слово «дерево», его

символическое

обозначение.

Дети

постепенно

понимают,

что

значит

«зашифровать

слово». Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей

быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, помидор –

красный.

В

старшем

дошкольном

возрасте

можно

давать

детям

чёрно-белые

мнемотаблицы.

Дети

постепенно

понимают,

что

значит

«зашифровать

слово».

Затем

последовательно

переходим

к мнемодорожкам. Потом

переходим

к

поэтапному

кодированию

сочетаний

слов,

запоминанию

и

воспроизведению

предложений

по

условным символам. И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от

сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает

детей, превращает занятие в игру.

На первом этапе следует подбирать опорные картинки к стихотворению на каждую

строчку.

Картинки

должны

быть

яркими

и

узнаваемые.

При

чтении

стихотворения

картинки

выставляются

на

магнитную

доску.

После

прочтения

дети

воспроизводят

стихотворение по опорным картинкам.

Особенность

методики

заключается

в

том,

что

применяются

не

изображения

предметов, а символы, что значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, так как

символы максимально приближены к речевому материалу.

На начальных этапах работы педагог вместе с детьми заполняет таблицу, на более поздних

— дети самостоятельно её заполняют, т. е. придумывают ассоциации. Наглядная схема

выступает в качестве плана речевого высказывания.

Процесс запоминания разделяется на четыре этапа:

- кодирование элементов информации в зрительные образы;

- собственно сам процесс запоминания;

- запоминание последовательности информации;

- закрепление информации в мозге.

В овладении приемами работы с мнемотаблицами, мы не только заучиваем стихотворение

наизусть, но и тем самым развиваем и речь, и основные психические процессы - память,

внимание, образное мышление. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания

стихотворений в нашем случае более простым, интересным, творческим.



В раздел образования