Напоминание

Формирование представлений о Российской армии и защитниках Отечества в логопедических группах


Авторы: Тихомирова Анна Викторовна, Морозова Татьяна Васильевна
Должность: учителя-логопеды
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №5 комбинированного вида Калининского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формирование представлений о Российской армии и защитниках Отечества в логопедических группах
Раздел: дошкольное образование





Назад




А. В. Тихомирова, Т. В. Морозова

Формирование представлений о Российской армии и защитниках

Отечества в логопедических группах

За последние годы государственный праздник День защитника Отечества

стал праздником всех мужчин. Он повторил судьбу Международного женского

дня, когда организованный в 20-х годах прошлого века праздник для чествования

работниц молодого государства, стал позднее праздником для всех женщин, что

только приветствуется. А вот праздник для мужчин, став слишком массовым и

всевозрастным, приобрёл поверхностно-развлекательный характер. Сегодня в

праздничном строю стоят не только мужчины, прошедшие «школу армейской

жизни», но и студенты, школьники и даже дети дошкольного возраста.

Стоит отметить, что практика военного дела и уважения к армии в патрио-

тическом воспитании детей дошкольного возраста получила своё развитие после

революционных преобразований 1917 года. В 1930-х годах даже сложилась це-

лая система. В методической литературе того периода отмечалась основная зада-

ча по привитию детям заинтересованности в изучении устройства Красной ар-

мии и Красного флота.

Знания давались детям не сразу, а постепенно, и не только в обычных бесе-

дах, а в ходе экскурсий, рассказов красноармейцев и через показ настоящих во-

енных предметов. Экскурсии проводились в военные уголки в избах-читальнях

[5, c.9-13]. Дети узнавали о Красной армии, как защитнице СССР, что есть враг –

буржуи, и все трудящиеся страны вместе с Красной армией готовятся к обороне.

Тематические игрушки (часто сделанные своими руками) использовались для на-

глядности и изучения свойств материалов: винтовки из дерева с ниточками,

будёновки с красной звездой из бумаги, игрушечные пушки. В детях воспитыва-

лось аккуратное отношение к игрушкам, материалам, мебели – бережное отно-

шение к общественной собственности.

Считалось, что тематические игры в красноармейцев воспитывают у детей

организованность, умение играть и работать в коллективе. Обращалось внима-

ние на то, что играя в войну, нельзя провоцировать драку; отображать не саму

войну, а подготовку к ней (получение знаний, занятие физической культурой и

др.). Руководители обязательно следили за тем, чтобы дети во время игры и ра-

боты не переутомлялись.

В

1933

году

детское

воспитание

имело

основные

направления:

обще-

ственно-политическое воспитание, трудовое воспитание, природа, физическая

воспитание, изобразительная деятельность, музыкально-двигательная работа и

математика.

В результате общественно-политического воспитания дети младшей груп-

пы должны были узнавать красноармейцев по внешнему виду (носят шлемы с

красной звездой, шинели), их основные действия (стреляют из винтовок и пу-

шек, летают на аэропланах, защищают рабочих и крестьян от буржуев) и поря-

док комплектации из граждан всех наций. Дети старшей группы должны были

усвоить, что в Красную армию не принимают буржуев, кулаков и попов; буржуи

готовятся к войне против СССР, чтобы отнять фабрики и заводы; Красная армия

защищает страну от нападения буржуев; красноармейцев обучают красные ко-

мандиры; самые старшие командиры в Красной армии – К. Ворошилов, И. Ста-

лин, а партия руководит Красной армией. К защите СССР должны готовиться не

только красноармейцы, но и все трудящиеся страны, а в День Красной армии

красноармейцы и все трудящиеся проверяют свои силы и готовность страны к

защите [5, с. 4].

В ходе занятиях с детьми младшей группы разучивались песни про Крас-

ную армию и лозунги («Красная армия всех сильней», «Красная армия – наша

защита» «Да здравствует Красная армия», «Привет Красной армии» – не более

двух лозунгов). Занимались вырезанием из журналов силуэтов красноармейцев,

(занятых стрельбой, катанием на лыжах, маршировкой и др.) и приклеиванием

их на листы бумаги, а руководитель рассказывал об этих действиях. Изготавли-

вали винтовки (каждому ребёнку выдавалась палка, дети парами, помогая друг

другу, прибивали к палке-винтовке тесьму или привязывали простую верёвку.

Руководитель показывал детям как держать молоток, где и как прибивать гвоз-

ди). Отгадывали загадки (например: «Много звёзд у темной ночи, // Но вы знаете

ли дети // Ту звезду, что всем рабочим // Днём и ночью ярко светит?»).

В старшей группе проводилась тематическая игра в «Красную армию», где

назначались командир и часовой, который «вооружался» винтовкой. Командир

давал команду «Отдых», и все ложились спать на полу. После паузы руководи-

тель объявлял «Тревогу», по этой команде часовой винтовкой стучал по полу и

поднимал всех. Все просыпались, строились по одному за командиром и марши-

ровали. Дети должны были уметь делать переход от ходьбы к бегу и обратно, от-

рабатывались простые перестроения и повороты на месте.

На утренниках дети исполняли песни, рассказывали стихи и лозунги, мар-

шировали и кричали «Ура!». Применялась различная инсценировка. Например,

дети изображали рода Красной армии (пехота, кавалерия, лётчики, моряки) под

песню «Сегодня Красной армии большой парад». Интересно, что рекомендова-

лось не подыскивать для детей настоящие костюмы, а достаточно было сделать

отдельные элементы формы по родам войск (палки с верёвочкой у кавалеристов,

матросам – ленточки на шапку и матросские воротники и т.д.).

В старшей группе предлагалось стихотворение:

У меня есть старший брат

В красной армии солдат

Он на шапке на виду

Носит красную звезду.

И второй братишка мой.

Комсомолец молодой.

На груди его кружок

Красный кимовский значок.

Я же самый младший брат

Посещаю детский сад

В своей группе октябрят

Я не хуже всех ребят.

В современном обществе обучение детей дошкольного возраста по воен-

ной

тематике

начинается

в

семье.

Многие

авторы

рекомендуют

родителям

рассказывать о защитниках народа, читать патриотические сказки (тексты), про-

водить беседы, объяснять, что это за праздник, кого поздравляют в этот день, кто

такие защитники Отечества. Старшее поколение (бабушки и дедушки) легко смо-

жет рассказывать и о былинных богатырях, и о подвигах героев, и о великих вое-

начальниках. Молодое поколение мам и пап (по ряду причин) иногда испытыва-

ют затруднения. Стоит отметить, что литературы для бесед и чтения, материалов

для работы по теме мало.

Большинство дошкольников с ограниченными возможностями здоровья,

как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мысли-

тельной

деятельности,

различную

степень

моторного

развития

и

сенсорных

функций, наблюдается повышенная утомляемость, гиперактивность. Чтобы за-

интересовать детей, нужны нестандартные подходы, индивидуальные програм-

мы, инновационные технологии и коррекционная направленность обучения.

В логопедических детских садах лексико-грамматическая тема «День за-

щитника Отечества» изучается на третьей неделе февраля накануне праздника. В

ходе изучения темы дети узнают что:

– название нашей страны – Россия, живущие в России люди – россияне.

– значение слов «Отечество», «Родина», «защитник».

– названия военных профессий.

– какой техникой управляют военные разных профессий.

– из каких предметов состоит форма моряка, лётчика, десантника.

На занятиях значительно расширяется словарный запас детей, уточняется

грамматический строй речи, формируется связная речь, тренируются психиче-

ские функции, проводится работа по общей и мелкой моторике.

I. В работе над словарным запасом, желательно, познакомить детей с поня-

тиями: танкист, лётчик, вертолётчик, пограничник, связист, артиллерист, кавале-

рист, боец, воин, солдат, герой, защитник, боец, танк, катер, корабль, крейсер,

орудие, ружьё, пулемёт, пушка, пистолет, разведка, дозор, граница, парашют, кас-

ка, шлем, пилотка, подводная лодка, шашка, меч, кольчуга, щит, море, космос,

Родина, Отчизна, Русь, Отечество, знамя, герб, флаг, сила, смелость, ловкость;

с признаками – смелый, храбрый, бесстрашный, доблестный, мужествен-

ный, военный, почётная, опасная, героический, отважный, необходимый, внима-

тельный, ловкий, смелый, сильный, заботливый;

с действиями – охранять, беречь, заботиться, защищать, сохранять, гор-

диться, трудиться, воевать, биться, драться, сражаться, маршировать, стрелять,

летать, прыгать, добывать, следить.

II. Для работы со зрительным восприятием, вниманием [3, с. 130], логиче-

ским мышлением детей [2, c. 85–88] можно использовать задания по картинкам:

«Найди несколько отличий» (Рис. 1), «Раскрась только фигуру пограничника»

(Рис. 2), «Нарисуй фигуру в пустой клеточке» (Рис. 3), «Найди лишнюю картин-

ку» (Рис. 4), «Объясни, в чём ошибки художника» (Рис. 5).

Рис. 1 Найди отличия

Рис. 2 Раскрась только пограничника

Рис. 3 Дорисуй фигуру

Рис. 4 Найти лишние картинки

1

Рис. 5 Ошибки художника

III. Для уточнения грамматического строя речи, рекомендуются следующие

задания.

a) Образование множественного числа существительных в И.п. и в Р.п.

лётчик - лётчики - много лётчиков

моряк – моряки – много моряков

солдат – солдаты – много солдат

пехотинец – пехотинцы – много пехотинцев

десантник – десантники – много десантников

воин – воины – много воинов

герой – герои – много героев и т.д.

б) Согласование существительных с числами 2 и 5:

один матрос – два матроса – пять матросов

один парашютист – два парашютиста – пять парашютистов

один пистолет – два пистолета – пять пистолетов

одно ружьё – два ружья – пять ружей

одна пушка – две пушки – пять пушек и т.д.

в) Образование существительных, обозначающих профессию:

вертолёт – вертолётчик

кавалерия – кавалерист

(пехота, разведка, танк, пулемёт, десант, море, ракета, космос) [1, c.87]

г) Образование множественного числа существительных и прилагательных:

Смелый лётчик – смелые лётчики, боевой корабль – боевые корабли

взлётная полоса – взлётные полосы, железная каска – железные каски, по-

граничная застава – пограничные заставы, военный самолёт – военные са-

молёты.

д) Назвать то, что изображено на картинах (самолет, корабль, танк, автомат, ра

кета, пушка, каска и т.д.)

е) Составить предложение с предлогом, используя слова:

Моряк – корабль (Моряк служит на корабле.)

Пограничник – собака

Ракета – небо

Танкист – танк

Десантник – парашют

Пехотинцы – поле.

ж) Поиск соответствующего понятия «Кто, что делает?»: Пограничник

охраняет границу. Танкист управляет танком. Моряк… Десантник…

з) Построение монолога «Чем похожи и чем отличаются?» самолёт и верто-

лёт, танк и бронетранспортёр, катер и подводная лодка, пилотка и кепка,

танк и трактор.

и) Исправь ошибку.

– Бомба разорвалась, потому что образовалась воронка.

– Лётчик поднял самолёт в воздух и разогнал его по встречной полосе

[2, с.87].

– Крейсер вышел в открытое море и отшвартовался.

IV. Физкультурные минутки помогают работать над общей моторикой.

– На одной ноге постой-ка – будто ты солдатик стойкий (Дети стоят на пра-

вой ноге).

Ногу левую к груди. Да смотри, не упади.

А теперь постой на левой, если ты солдатик смелый (Дети стоят на левой

ноге).

Раз, два – дружно в ногу, три, четыре – твёрже шаг (Дети шагают) [4, с.63].

– Свой ремень мне подарил старший брат (Дети сводят и разводят кулаки

перед грудью),

Целый день я мастерил автомат (Ритмично ударяют кулачками друг о дру-

га),

А потом надел пилотку (Надевают воображаемую пилотку),

Изменил слегка походку: «Левой, левой!» через двор (маршируют на ме-

сте, ритмично двигая руками),

У берёзы встал в дозор (остановиться, прижать справа воображаемый авто-

мат).

Вечер. Звезды. Тишина. (Посмотреть вправо, вперёд, влево)

За спиною вся страна (Воинское приветствие).

V. Для заучивания и чтения рекомендуются стихотворения С. Маршака

«Февраль» («Дуют ветры в феврале…»), В. Степанова «Наша Армия» («На горах

высоких, на степном просторе»), А. Жарова «Пограничник» («Тропинки лес-

ные»), М.Исаковского «Навек запомни» и др.

Дети любят договаривать последнее слово в стихотворении. Например:

– Подрасту и вслед за братом тоже буду я солдатом.

Буду помогать ему охранять свою …(страну).

– Самолёт парит, как птица. Там – воздушная граница.

На посту и днём и ночью наш солдат – военный… (лётчик).

– Можешь ты солдатом стать, плавать, ездить и летать.

А в строю ходить охота – ждёт тебя, солдат, …(пехота).

– Любой профессии военной учиться надо непременно,

Чтоб быть опорой для страны, чтоб в мире не было…(войны) [6, с. 163].

VI. Развитие связной речи – самый трудный этап в работе над любой те-

мой. Чаще используется беседа по тексту, придумывание начала или конца

рассказа и пересказ. Например: пересказ и беседа по отрывку.

«Маленький истребитель заваливался то на одно крыло, то на другое и все

ниже и ниже клонился к земле. Второй большими кругами летал над ним, как

одна птица над другой, подбитой. Лётчику, наверно, стоило больших сил удер-

жать самолёт от падения. Ему наконец удалось посадить машину на торфяном

болоте за околицей. При посадке самолёт переломило, но пилот успел выпрыг-

нуть из кабины.

Второй самолёт приземлился рядом, на лугу. Лётчик не бросил друга в

беде. Они переночевали, а утром оба улетели на исправной машине. «Сам поги-

бай, а товарища выручай» (из рассказа Ю. Гагарина).

Придумывание продолжения рассказа: «Два пограничника с собакой вы-

шли на охрану границы. Было тихо, вечерело. И вдруг собака…».

В завершении можно сделать вывод о том, что в первой половине XX века

воспитание дошкольников при изучении военной тематики имела политическую

и практическую направленность. Патриотическое воспитание в XXI веке потеря-

ло

явную

идеологическую

составляющую

и

приобрело

общеразвивающую

направленность (для детей с ограниченными возможностями здоровья – это ещё

речевая и коррекционная работа). Отчасти, это связано с изменением националь-

ной и государственной политики.

Педагогам дошкольных образовательных учреждений работать по военной

тематике не просто, потому что ощущается недостаток современных методиче-

ских рекомендаций для изучения темы «День защитника Отечества». И мы, пе-

дагогические работники начального уровня общего образования (дошкольного

образования) надеемся, что такая литература появится. Эта тема вызывала, вы-

зывает и будет вызывать у мальчиков и девочек живой интерес.

Использованная литература

1. Арефьева Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4–8 лет: Ме-

тодическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2004.

2. Крупенчук О. И. Альбом для развития интеллекта для детей 6 лет. СПб.:

ИД «Литера» 2013.

3. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! СПб.: ИД «Литера»

2001.

4. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Развитие и коррекция речи детей 5–6

лет: Сценарии занятий. М.: Сфера, 2004.

5. Лукс, Волынкина. День Красной армии – организующий момент для

колхозных

дошкольных

учреждений.

Сталинград:

Сталинградск.

отд.

Н.-В. Крайгиза, 1933.

6. Михеева И. А., Чешева С. В. Взаимодействие в работе воспитателя и

учителя-логопеда; Картотека заданий для детей 5–7 лет с общим недоразвитие

речи. СПб.: КАРО, 2009.



В раздел образования