Авторы: Тихомирова Анна Викторовна, Морозова Татьяна Васильевна
Должность: учителя-логопеды
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №5 комбинированного вида Калининского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формирование представлений о Российской армии и защитниках Отечества в логопедических группах
Раздел: дошкольное образование
А. В. Тихомирова, Т. В. Морозова
Формирование представлений о Российской армии и защитниках
Отечества в логопедических группах
За последние годы государственный праздник День защитника Отечества
стал праздником всех мужчин. Он повторил судьбу Международного женского
дня, когда организованный в 20-х годах прошлого века праздник для чествования
работниц молодого государства, стал позднее праздником для всех женщин, что
только приветствуется. А вот праздник для мужчин, став слишком массовым и
всевозрастным, приобрёл поверхностно-развлекательный характер. Сегодня в
праздничном строю стоят не только мужчины, прошедшие «школу армейской
жизни», но и студенты, школьники и даже дети дошкольного возраста.
Стоит отметить, что практика военного дела и уважения к армии в патрио-
тическом воспитании детей дошкольного возраста получила своё развитие после
революционных преобразований 1917 года. В 1930-х годах даже сложилась це-
лая система. В методической литературе того периода отмечалась основная зада-
ча по привитию детям заинтересованности в изучении устройства Красной ар-
мии и Красного флота.
Знания давались детям не сразу, а постепенно, и не только в обычных бесе-
дах, а в ходе экскурсий, рассказов красноармейцев и через показ настоящих во-
енных предметов. Экскурсии проводились в военные уголки в избах-читальнях
[5, c.9-13]. Дети узнавали о Красной армии, как защитнице СССР, что есть враг –
буржуи, и все трудящиеся страны вместе с Красной армией готовятся к обороне.
Тематические игрушки (часто сделанные своими руками) использовались для на-
глядности и изучения свойств материалов: винтовки из дерева с ниточками,
будёновки с красной звездой из бумаги, игрушечные пушки. В детях воспитыва-
лось аккуратное отношение к игрушкам, материалам, мебели – бережное отно-
шение к общественной собственности.
Считалось, что тематические игры в красноармейцев воспитывают у детей
организованность, умение играть и работать в коллективе. Обращалось внима-
ние на то, что играя в войну, нельзя провоцировать драку; отображать не саму
войну, а подготовку к ней (получение знаний, занятие физической культурой и
др.). Руководители обязательно следили за тем, чтобы дети во время игры и ра-
боты не переутомлялись.
В
1933
году
детское
воспитание
имело
основные
направления:
обще-
ственно-политическое воспитание, трудовое воспитание, природа, физическая
воспитание, изобразительная деятельность, музыкально-двигательная работа и
математика.
В результате общественно-политического воспитания дети младшей груп-
пы должны были узнавать красноармейцев по внешнему виду (носят шлемы с
красной звездой, шинели), их основные действия (стреляют из винтовок и пу-
шек, летают на аэропланах, защищают рабочих и крестьян от буржуев) и поря-
док комплектации из граждан всех наций. Дети старшей группы должны были
усвоить, что в Красную армию не принимают буржуев, кулаков и попов; буржуи
готовятся к войне против СССР, чтобы отнять фабрики и заводы; Красная армия
защищает страну от нападения буржуев; красноармейцев обучают красные ко-
мандиры; самые старшие командиры в Красной армии – К. Ворошилов, И. Ста-
лин, а партия руководит Красной армией. К защите СССР должны готовиться не
только красноармейцы, но и все трудящиеся страны, а в День Красной армии
красноармейцы и все трудящиеся проверяют свои силы и готовность страны к
защите [5, с. 4].
В ходе занятиях с детьми младшей группы разучивались песни про Крас-
ную армию и лозунги («Красная армия всех сильней», «Красная армия – наша
защита» «Да здравствует Красная армия», «Привет Красной армии» – не более
двух лозунгов). Занимались вырезанием из журналов силуэтов красноармейцев,
(занятых стрельбой, катанием на лыжах, маршировкой и др.) и приклеиванием
их на листы бумаги, а руководитель рассказывал об этих действиях. Изготавли-
вали винтовки (каждому ребёнку выдавалась палка, дети парами, помогая друг
другу, прибивали к палке-винтовке тесьму или привязывали простую верёвку.
Руководитель показывал детям как держать молоток, где и как прибивать гвоз-
ди). Отгадывали загадки (например: «Много звёзд у темной ночи, // Но вы знаете
ли дети // Ту звезду, что всем рабочим // Днём и ночью ярко светит?»).
В старшей группе проводилась тематическая игра в «Красную армию», где
назначались командир и часовой, который «вооружался» винтовкой. Командир
давал команду «Отдых», и все ложились спать на полу. После паузы руководи-
тель объявлял «Тревогу», по этой команде часовой винтовкой стучал по полу и
поднимал всех. Все просыпались, строились по одному за командиром и марши-
ровали. Дети должны были уметь делать переход от ходьбы к бегу и обратно, от-
рабатывались простые перестроения и повороты на месте.
На утренниках дети исполняли песни, рассказывали стихи и лозунги, мар-
шировали и кричали «Ура!». Применялась различная инсценировка. Например,
дети изображали рода Красной армии (пехота, кавалерия, лётчики, моряки) под
песню «Сегодня Красной армии большой парад». Интересно, что рекомендова-
лось не подыскивать для детей настоящие костюмы, а достаточно было сделать
отдельные элементы формы по родам войск (палки с верёвочкой у кавалеристов,
матросам – ленточки на шапку и матросские воротники и т.д.).
В старшей группе предлагалось стихотворение:
У меня есть старший брат
В красной армии солдат
Он на шапке на виду
Носит красную звезду.
И второй братишка мой.
Комсомолец молодой.
На груди его кружок
Красный кимовский значок.
Я же самый младший брат
Посещаю детский сад
В своей группе октябрят
Я не хуже всех ребят.
В современном обществе обучение детей дошкольного возраста по воен-
ной
тематике
начинается
в
семье.
Многие
авторы
рекомендуют
родителям
рассказывать о защитниках народа, читать патриотические сказки (тексты), про-
водить беседы, объяснять, что это за праздник, кого поздравляют в этот день, кто
такие защитники Отечества. Старшее поколение (бабушки и дедушки) легко смо-
жет рассказывать и о былинных богатырях, и о подвигах героев, и о великих вое-
начальниках. Молодое поколение мам и пап (по ряду причин) иногда испытыва-
ют затруднения. Стоит отметить, что литературы для бесед и чтения, материалов
для работы по теме мало.
Большинство дошкольников с ограниченными возможностями здоровья,
как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мысли-
тельной
деятельности,
различную
степень
моторного
развития
и
сенсорных
функций, наблюдается повышенная утомляемость, гиперактивность. Чтобы за-
интересовать детей, нужны нестандартные подходы, индивидуальные програм-
мы, инновационные технологии и коррекционная направленность обучения.
В логопедических детских садах лексико-грамматическая тема «День за-
щитника Отечества» изучается на третьей неделе февраля накануне праздника. В
ходе изучения темы дети узнают что:
– название нашей страны – Россия, живущие в России люди – россияне.
– значение слов «Отечество», «Родина», «защитник».
– названия военных профессий.
– какой техникой управляют военные разных профессий.
– из каких предметов состоит форма моряка, лётчика, десантника.
На занятиях значительно расширяется словарный запас детей, уточняется
грамматический строй речи, формируется связная речь, тренируются психиче-
ские функции, проводится работа по общей и мелкой моторике.
I. В работе над словарным запасом, желательно, познакомить детей с поня-
тиями: танкист, лётчик, вертолётчик, пограничник, связист, артиллерист, кавале-
рист, боец, воин, солдат, герой, защитник, боец, танк, катер, корабль, крейсер,
орудие, ружьё, пулемёт, пушка, пистолет, разведка, дозор, граница, парашют, кас-
ка, шлем, пилотка, подводная лодка, шашка, меч, кольчуга, щит, море, космос,
Родина, Отчизна, Русь, Отечество, знамя, герб, флаг, сила, смелость, ловкость;
с признаками – смелый, храбрый, бесстрашный, доблестный, мужествен-
ный, военный, почётная, опасная, героический, отважный, необходимый, внима-
тельный, ловкий, смелый, сильный, заботливый;
с действиями – охранять, беречь, заботиться, защищать, сохранять, гор-
диться, трудиться, воевать, биться, драться, сражаться, маршировать, стрелять,
летать, прыгать, добывать, следить.
II. Для работы со зрительным восприятием, вниманием [3, с. 130], логиче-
ским мышлением детей [2, c. 85–88] можно использовать задания по картинкам:
«Найди несколько отличий» (Рис. 1), «Раскрась только фигуру пограничника»
(Рис. 2), «Нарисуй фигуру в пустой клеточке» (Рис. 3), «Найди лишнюю картин-
ку» (Рис. 4), «Объясни, в чём ошибки художника» (Рис. 5).
Рис. 1 Найди отличия
Рис. 2 Раскрась только пограничника
Рис. 3 Дорисуй фигуру
Рис. 4 Найти лишние картинки
1
Рис. 5 Ошибки художника
III. Для уточнения грамматического строя речи, рекомендуются следующие
задания.
a) Образование множественного числа существительных в И.п. и в Р.п.
лётчик - лётчики - много лётчиков
моряк – моряки – много моряков
солдат – солдаты – много солдат
пехотинец – пехотинцы – много пехотинцев
десантник – десантники – много десантников
воин – воины – много воинов
герой – герои – много героев и т.д.
б) Согласование существительных с числами 2 и 5:
один матрос – два матроса – пять матросов
один парашютист – два парашютиста – пять парашютистов
один пистолет – два пистолета – пять пистолетов
одно ружьё – два ружья – пять ружей
одна пушка – две пушки – пять пушек и т.д.
в) Образование существительных, обозначающих профессию:
вертолёт – вертолётчик
кавалерия – кавалерист
(пехота, разведка, танк, пулемёт, десант, море, ракета, космос) [1, c.87]
г) Образование множественного числа существительных и прилагательных:
Смелый лётчик – смелые лётчики, боевой корабль – боевые корабли
взлётная полоса – взлётные полосы, железная каска – железные каски, по-
граничная застава – пограничные заставы, военный самолёт – военные са-
молёты.
д) Назвать то, что изображено на картинах (самолет, корабль, танк, автомат, ра
кета, пушка, каска и т.д.)
е) Составить предложение с предлогом, используя слова:
Моряк – корабль (Моряк служит на корабле.)
Пограничник – собака
Ракета – небо
Танкист – танк
Десантник – парашют
Пехотинцы – поле.
ж) Поиск соответствующего понятия «Кто, что делает?»: Пограничник
охраняет границу. Танкист управляет танком. Моряк… Десантник…
з) Построение монолога «Чем похожи и чем отличаются?» самолёт и верто-
лёт, танк и бронетранспортёр, катер и подводная лодка, пилотка и кепка,
танк и трактор.
и) Исправь ошибку.
– Бомба разорвалась, потому что образовалась воронка.
– Лётчик поднял самолёт в воздух и разогнал его по встречной полосе
[2, с.87].
– Крейсер вышел в открытое море и отшвартовался.
IV. Физкультурные минутки помогают работать над общей моторикой.
– На одной ноге постой-ка – будто ты солдатик стойкий (Дети стоят на пра-
вой ноге).
Ногу левую к груди. Да смотри, не упади.
А теперь постой на левой, если ты солдатик смелый (Дети стоят на левой
ноге).
Раз, два – дружно в ногу, три, четыре – твёрже шаг (Дети шагают) [4, с.63].
– Свой ремень мне подарил старший брат (Дети сводят и разводят кулаки
перед грудью),
Целый день я мастерил автомат (Ритмично ударяют кулачками друг о дру-
га),
А потом надел пилотку (Надевают воображаемую пилотку),
Изменил слегка походку: «Левой, левой!» через двор (маршируют на ме-
сте, ритмично двигая руками),
У берёзы встал в дозор (остановиться, прижать справа воображаемый авто-
мат).
Вечер. Звезды. Тишина. (Посмотреть вправо, вперёд, влево)
За спиною вся страна (Воинское приветствие).
V. Для заучивания и чтения рекомендуются стихотворения С. Маршака
«Февраль» («Дуют ветры в феврале…»), В. Степанова «Наша Армия» («На горах
высоких, на степном просторе»), А. Жарова «Пограничник» («Тропинки лес-
ные»), М.Исаковского «Навек запомни» и др.
Дети любят договаривать последнее слово в стихотворении. Например:
– Подрасту и вслед за братом тоже буду я солдатом.
Буду помогать ему охранять свою …(страну).
– Самолёт парит, как птица. Там – воздушная граница.
На посту и днём и ночью наш солдат – военный… (лётчик).
– Можешь ты солдатом стать, плавать, ездить и летать.
А в строю ходить охота – ждёт тебя, солдат, …(пехота).
– Любой профессии военной учиться надо непременно,
Чтоб быть опорой для страны, чтоб в мире не было…(войны) [6, с. 163].
VI. Развитие связной речи – самый трудный этап в работе над любой те-
мой. Чаще используется беседа по тексту, придумывание начала или конца
рассказа и пересказ. Например: пересказ и беседа по отрывку.
«Маленький истребитель заваливался то на одно крыло, то на другое и все
ниже и ниже клонился к земле. Второй большими кругами летал над ним, как
одна птица над другой, подбитой. Лётчику, наверно, стоило больших сил удер-
жать самолёт от падения. Ему наконец удалось посадить машину на торфяном
болоте за околицей. При посадке самолёт переломило, но пилот успел выпрыг-
нуть из кабины.
Второй самолёт приземлился рядом, на лугу. Лётчик не бросил друга в
беде. Они переночевали, а утром оба улетели на исправной машине. «Сам поги-
бай, а товарища выручай» (из рассказа Ю. Гагарина).
Придумывание продолжения рассказа: «Два пограничника с собакой вы-
шли на охрану границы. Было тихо, вечерело. И вдруг собака…».
В завершении можно сделать вывод о том, что в первой половине XX века
воспитание дошкольников при изучении военной тематики имела политическую
и практическую направленность. Патриотическое воспитание в XXI веке потеря-
ло
явную
идеологическую
составляющую
и
приобрело
общеразвивающую
направленность (для детей с ограниченными возможностями здоровья – это ещё
речевая и коррекционная работа). Отчасти, это связано с изменением националь-
ной и государственной политики.
Педагогам дошкольных образовательных учреждений работать по военной
тематике не просто, потому что ощущается недостаток современных методиче-
ских рекомендаций для изучения темы «День защитника Отечества». И мы, пе-
дагогические работники начального уровня общего образования (дошкольного
образования) надеемся, что такая литература появится. Эта тема вызывала, вы-
зывает и будет вызывать у мальчиков и девочек живой интерес.
Использованная литература
1. Арефьева Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4–8 лет: Ме-
тодическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2004.
2. Крупенчук О. И. Альбом для развития интеллекта для детей 6 лет. СПб.:
ИД «Литера» 2013.
3. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! СПб.: ИД «Литера»
2001.
4. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Развитие и коррекция речи детей 5–6
лет: Сценарии занятий. М.: Сфера, 2004.
5. Лукс, Волынкина. День Красной армии – организующий момент для
колхозных
дошкольных
учреждений.
Сталинград:
Сталинградск.
отд.
Н.-В. Крайгиза, 1933.
6. Михеева И. А., Чешева С. В. Взаимодействие в работе воспитателя и
учителя-логопеда; Картотека заданий для детей 5–7 лет с общим недоразвитие
речи. СПб.: КАРО, 2009.