Напоминание

Роль дидактических игр в познавательном развитии дошкольников.


Автор: Дивнич Наталья Степановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 46
Населённый пункт: Ставропольский край, г. Пятигорск
Наименование материала: Статья
Тема: Роль дидактических игр в познавательном развитии дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль дидактических игр в познавательном

развитии дошкольников.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая

деятельность. Дидактическая игра является и игровым методом, и формой

обучения, и самостоятельной игровой деятельностью.

Дидактические игры способствуют:

-развитию познавательных процессов, обобщению и закреплению знаний,

развитию памяти и внимания;

-развитию умения делать умозаключения, высказывать свои суждения.

К основным компонентам дидактической игры относятся:

дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и

дидактический материал.

Проведение дидактических игр включает:

1.Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней

дидактического материала.

2.Объяснение хода и правил игры.

3.Показ игровых действий.

4.Определение роли взрослого в игре.

5.Подведение итогов игры.

Обучение в форме дидактической игры основано на стремлении ребенка

входить в игровую ситуацию и действовать по её законам, то есть отвечает

возрастным особенностям дошкольника.

Виды дидактических игр:

1.Игры с предметами.

2.Настольно-печатные игры.

3.Словесные игры.

Дидактические

игры

различаются

по

обучающему

содержанию,

познавательной деятельности,игровым действиям и правилам, и организации

детей.

В играх с предметами дети учатся сравнивать,устанав-ливать сходство

и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети

знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом, учатся оперировать

с числами. Например,игра «Отгадай моё число». Ведущий загадывает

число ,а все по очереди пытаются его отгадать. Ведущий «Моё число больше

пяти и меньше семи» и т. д. И всё это показывают на игрушках и используют

цифры. Настольно-печатные игры –это интересное занятие для детей при

ознакомлении с окружа-ющим миром. Они разнообразны по видам: «Лото»,

«Домино» и другие. С помощью настольно-печатных игр можно успешно

развивать речевые навыки ,математические способности, логику ,внимание,

учиться моделировать и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.

Словесные игры-это эффективный метод воспитания самостоятельности

мышления и развития речи у детей. Дети самостоятельно решают

разнообразные мыслительные задачи: описывают предмет, рассказывают ,как

дойти до игрушки, загадывают числа, находят одинаковое количество

предметов.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность

основана на осознании этого процесса .

Самостоятельная

игровая

деятельность

осуществляется

лишь

в

том

случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам,если эти правила

ими

усвоены.

Проблему

заинтересованности

ребенка

игрой

необходимо

решать в процессе работы. Дети любят игры и в хорошо знакомые играют

самостоятельно с удовольствием.

Дидактические

игры

имеют

огромное

значение:

у

д е т е й

вырабатывается привычка сосредотачиваться, размышлять, делать выводы,

общаться со сверстниками. В игре они не замечают, что учатся: познают

новое,ориентируются

в

необычных

ситуациях,

в

пространстве,пополняют

запас представлений о числах,отношениях между ними , о геометрических

формах ,частях суток и т.д.

Дидактическая игра будет являться средством воспитания, если она

будет включаться в целостный педагогический процесс. Включая игру в

жизнь детей, воспитатель воздействует на все стороны развития личности

ребенка: на чувства, на осознание,на волю и на поведение в целом.

Игра

ценна

в

том

случае,когда

она

содействует

лучшему

пониманиюматематической сущности вопроса, уточнению и формированию

математических

знаний.

В

игре

не

должно

унижаться

достоинство

её

участников, в том числе и проигравших.

Таким образом, дидактическая игра –это целенаправленная творческая

деятельность,

в

процессе

которой

обучаемые

глубже

и

ярче

постигают

явления окружающей действительности и познают мир.

Литература :

1.Андреева А.Д. Проблема игровой мотивации современных детей//Журнал

практического психолога.-2008.-№5.

2.Арсентьева В.П. Игра-ведущий вид деятельности в дошкольном детстве.

Учебное пособие / В.П. Арсентьева. - М.: Форум, 2012

3.Бачурина В. Развивающие игры для дошкольников.// Лада, 2010.

4.Богусловская З.М. Психологические особенности познавательной

деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической

игры

//

Психология и педагогика игры дошкольника. - М., 2012

5.Бондаренко А.К. Дидактичекие игры в детском саду. Кн. для воспитателя

дет. сада- 2-е изд., дораб. — М: Просвещение, 1991

6.Миленко В. Знакомство с понятием «дидактическая игра»// Дошкольное

воспитание. - 2006.



В раздел образования