Автор: Дивнич Наталья Степановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 46
Населённый пункт: Ставропольский край, г. Пятигорск
Наименование материала: Статья
Тема: Роль дидактических игр в познавательном развитии дошкольников.
Раздел: дошкольное образование
Роль дидактических игр в познавательном
развитии дошкольников.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая
деятельность. Дидактическая игра является и игровым методом, и формой
обучения, и самостоятельной игровой деятельностью.
Дидактические игры способствуют:
-развитию познавательных процессов, обобщению и закреплению знаний,
развитию памяти и внимания;
-развитию умения делать умозаключения, высказывать свои суждения.
К основным компонентам дидактической игры относятся:
дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и
дидактический материал.
Проведение дидактических игр включает:
1.Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней
дидактического материала.
2.Объяснение хода и правил игры.
3.Показ игровых действий.
4.Определение роли взрослого в игре.
5.Подведение итогов игры.
Обучение в форме дидактической игры основано на стремлении ребенка
входить в игровую ситуацию и действовать по её законам, то есть отвечает
возрастным особенностям дошкольника.
Виды дидактических игр:
1.Игры с предметами.
2.Настольно-печатные игры.
3.Словесные игры.
Дидактические
игры
различаются
по
обучающему
содержанию,
познавательной деятельности,игровым действиям и правилам, и организации
детей.
В играх с предметами дети учатся сравнивать,устанав-ливать сходство
и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети
знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом, учатся оперировать
с числами. Например,игра «Отгадай моё число». Ведущий загадывает
число ,а все по очереди пытаются его отгадать. Ведущий «Моё число больше
пяти и меньше семи» и т. д. И всё это показывают на игрушках и используют
цифры. Настольно-печатные игры –это интересное занятие для детей при
ознакомлении с окружа-ющим миром. Они разнообразны по видам: «Лото»,
«Домино» и другие. С помощью настольно-печатных игр можно успешно
развивать речевые навыки ,математические способности, логику ,внимание,
учиться моделировать и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.
Словесные игры-это эффективный метод воспитания самостоятельности
мышления и развития речи у детей. Дети самостоятельно решают
разнообразные мыслительные задачи: описывают предмет, рассказывают ,как
дойти до игрушки, загадывают числа, находят одинаковое количество
предметов.
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность
основана на осознании этого процесса .
Самостоятельная
игровая
деятельность
осуществляется
лишь
в
том
случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам,если эти правила
ими
усвоены.
Проблему
заинтересованности
ребенка
игрой
необходимо
решать в процессе работы. Дети любят игры и в хорошо знакомые играют
самостоятельно с удовольствием.
Дидактические
игры
имеют
огромное
значение:
у
д е т е й
вырабатывается привычка сосредотачиваться, размышлять, делать выводы,
общаться со сверстниками. В игре они не замечают, что учатся: познают
новое,ориентируются
в
необычных
ситуациях,
в
пространстве,пополняют
запас представлений о числах,отношениях между ними , о геометрических
формах ,частях суток и т.д.
Дидактическая игра будет являться средством воспитания, если она
будет включаться в целостный педагогический процесс. Включая игру в
жизнь детей, воспитатель воздействует на все стороны развития личности
ребенка: на чувства, на осознание,на волю и на поведение в целом.
Игра
ценна
в
том
случае,когда
она
содействует
лучшему
пониманиюматематической сущности вопроса, уточнению и формированию
математических
знаний.
В
игре
не
должно
унижаться
достоинство
её
участников, в том числе и проигравших.
Таким образом, дидактическая игра –это целенаправленная творческая
деятельность,
в
процессе
которой
обучаемые
глубже
и
ярче
постигают
явления окружающей действительности и познают мир.
Литература :
1.Андреева А.Д. Проблема игровой мотивации современных детей//Журнал
практического психолога.-2008.-№5.
2.Арсентьева В.П. Игра-ведущий вид деятельности в дошкольном детстве.
Учебное пособие / В.П. Арсентьева. - М.: Форум, 2012
3.Бачурина В. Развивающие игры для дошкольников.// Лада, 2010.
4.Богусловская З.М. Психологические особенности познавательной
деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической
игры
//
Психология и педагогика игры дошкольника. - М., 2012
5.Бондаренко А.К. Дидактичекие игры в детском саду. Кн. для воспитателя
дет. сада- 2-е изд., дораб. — М: Просвещение, 1991
6.Миленко В. Знакомство с понятием «дидактическая игра»// Дошкольное
воспитание. - 2006.