Напоминание

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ


Автор: Сарафанова Мария Сергеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Радость" СП - детский сад №7
Населённый пункт: город Нижний Тагил, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ В

ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ

МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Современное

дошкольное

образование

является

одной

из

самых

развивающихся ступеней образовательной системы Российской Федерации.

Новые

нормативные

требования

к

структуре,

условиям

реализации

образовательной

программы

дошкольного

образования,

а

также

к

планируемым

результатам

ее

освоения

дошкольниками

оказывают

непосредственное

влияние

на

работу

с

педагогическими

кадрами,

призванными

реализовывать

образовательный

процесс

в

изменяющихся

условиях.

Организация

работы

дошкольной

образовательной

организации

в

соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом

дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от

17.10.2013 №1155, профессиональным стандартом педагога от 18.10. 2013 г.

№544н

требует

от

педагогов

определенного

уровня

профессиональной

компетентности.

В материалах, посвященных проблеме модернизации образования, в

качестве

одного

из

важных

концептуальных

положений

обозначен

компетентностный подход. Опираясь на мировую образовательную практику,

а вт о р ы

с т р ат е г и и

м од е р н и з а ц и и

у т в е р ж д а ют,

ч т о

п о н я т и е

«компетентность/компетенция»

выступает

в

качестве

тематического

ядра

современного образования, так как обладает интегративными качествами, то

есть объединяет знания, навыки и иные составляющие образования. При этом

в

понятие

«компетентностный

подход»

заложена

идеология

определения

содержания

образования,

формируемого

«от

результата»

(«стандарт

на

выходе»).

Развитие

профессиональной

компетентности

педагогов

дошкольной

организации

в

области

формирования

элементарных

математических

представлений

следует

рассматривать

как

важнейшее

направление

методической

работы

в

дошкольной

образовательной

организации.

Эффективное формирование математических представлений у дошкольников

педагогами

дошкольной

образовательной

организации

может

обеспечить

только

организованная,

целенаправленная

деятельность,

в

ходе

которой

педагог продуманно ставит перед детьми познавательные задачи, помогает

найти адекватные пути и способы их решения.

Таким образом, можно выделить противоречие между требованиями к

профессиональной

компетентности

педагога

дошкольной

образовательной

организации, определяемыми новыми нормативными документами в области

дошкольного образования с одной стороны, и недостаточно разработанными

формами работы по развитию профессиональной компетентности педагогов

дошкольной образовательной организации — с другой.

Ниже

мы

представляем

содержание

мероприятий

по

развитию

компетентности

педагогов

в

области

формирования

элементарных

математических представлений дошкольников.

1.

Семинар «Развитие у детей представлений о множестве».

Цель:

расширить

и

углубить

знания

педагогов

о

технологиях

формирования

количественных

представлений

у

дошкольников

на

этапах

дочисловой и счетной деятельности.

Материал: интерактивная доска, карточки с вопросами, листы бумаги,

ручки, раздаточный материал, памятки для воспитателей.

План:

Выступление старшего воспитателя с презентацией «Развитие у детей

представлений о множестве».

Разминка «Объясни выражение» («Семи пядей во лбу», «Мерить на свой

аршин»).

Выступление педагога «Развитие у детей представлений о множестве с

помощью проблемно-игровых технологий».

Ролевая

игра

«Справочное

бюро»

(педагоги

делятся

на

группы

и

выполняют

роли:

воспитателей,

родителей,

детей,

отвечают

на

вопросы

старшего воспитателя по теме согласно своей роли).

Ролевая игра «В царстве смекалки» (педагоги разделены на группы и

выполняют роли: воспитателей, детей; команде воспитателей предлагается

составить

задание,

используя

демонстрационный

материал,

на

этапе

дочисловой деятельности, провести дидактическую игру на этапе счетной

деятельности согласно своей роли, педагогам в роли детей нужно решить

эти задания).

Итог мероприятия.

2.

Открытое занятие «Сравнение множеств по количеству разными

способами».

Цель:

распространение

и

освоение

опыта

формирования

у

дошкольников

количественных

представлений

на

этапе

дочисловой

деятельности.

Проводится анализ открытого занятия.

Занятие проводит педагог 1 квалификационной категорией Назаренко

Е. В. в младшей группе.

3.

Открытое

занятие

«Обучение

счету

с

помощью

различных

анализаторов»

Цель:

распространение

и

освоение

опыта

формирования

у

дошкольников количественных представлений на этапе счетной деятельности

Проводится анализ открытого занятия.

Занятие проводит педагог 1 квалификационной категорией Кривешко

Ю. Н. в старшей группе.

4. Семинар «Корректное использование терминологии раздела «Форма

и геометрические фигуры»

Цель: совершенствовать математическую речь у педагогов дошкольной

образовательной организации.

Материал: интерактивная доска, кроссворд (электронная версия), листы

бумаги, ручки, раздаточный материал, различные геометрические фигуры,

блоки 3. Дьенеша, памятки для воспитателей.

План:

Выступление старшего воспитателя с показом презентации «Содержание

понятий «форма предмета» и «геометрическая фигура»».

Упражнение «Вопрос – ответ» (старший воспитатель задает вопросы по

теме, педагоги отвечают).

Упражнение «Опиши фигуру, не называя ее» (педагоги должны дать

определение фигуре, не называя ее, но так, чтобы было понятно какая это

фигура).

Разминка «Просклоняй слова» (куб, трапеция, квадрат, шар, цилиндр,

круг, параллелограмм, прямоугольник и т.д.).

Ролевая

игра

«Архитекторы»

(педагоги

разделены

на

команды

и

выполняют

роли

детей).

Дети

разрабатывают

проект

детской

площадки,

выбирая материал в соответствии с заданными правилами с использованием

блоков 3. Дьенеша, затем представляют проект.

Упражнение

«Математические

термины»

(педагоги

отгадывают

кроссворд) (рисунок 1).

По горизонтали:

1.

Многогранник, у которого шесть граней и

к а ж д а я

и з

н и х

параллелограмм.

4.

Правильный многогранник, у которого все грани это квадраты.

7.

Тело, состоящее из круга, точки, не лежащей на плоскости круга,

и отрезков, соединяющих эту точку с точками круга.

8. Одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как

осознанное зрительное ощущение.

По вертикали:

2. Любое множество точек.

3. Замкнутая часть пространства, ограниченная плоскими и кривыми

поверхностями.

5.

Очертание, наружный вид предмета.

6.

Это геометрическая фигура,

образованная

тремя отрезками,

которые соединяют три не лежащие на одной прямой точки.

Ответы.

По горизонтали: 1. Параллелепипед 4. Куб 7. Конус 8. Цвет

По вертикали: 2. Фигура 3. Тело 5. Форма 6. Треугольник

6

8

ц

в

е

т

р

е

5

у

ф

г

3

2

о

о

т

ф

1

п

а

р

а

л

л

е

л

е

п

и

п

е

д

м

ь

л

г

а

н

о

4

к

у

б

и

р

7

к

о

н

у

с

а

Рис. 1

Итог мероприятия.

5.

Открытое занятие «В стране геометрических фигур»

Цель: распространение и освоение опыта формирования представлений

дошкольников

о

форме

и

геометрических

фигурах;

совершенствование

математической речи педагогов дошкольной образовательной организации.

Проводится анализ открытого занятия.

Занятие

проводит

педагог

высшей

квалификационной

категорией

Морозова Е. А. в средней группе.

6.

Семинар

практикум

«Игры

на

развитие

логико-

математического мышления у дошкольников».

Цель:

освоение

игровой

технологии по

формированию

и

развитию

логической сферы дошкольников.

Материал:

интерактивная

доска,

интерактивная

игра,

карточки

с

вопросами,

листы

бумаги,

ручки, б л о к и 3.

Дьенеша

и

п а л о ч к и X.

Кюизенера, «Дары» Фребеля, памятки для воспитателей.

План:

Выступление старшего воспитателя с показом презентации «Игры на

развитие логико-математического мышления у дошкольников».

Разминка

«Загадки

шутки»

(педагоги

отгадывают

загадки

направленные

на

развитие

логики,

фантазии

и

абстрактного

мышления:

«Сколько ушей у трех мышей? Сколько лап у двух медвежат? Кто в году 4

раза

переодевается?

Много

рук,

а

нога

одна.

Пять

мальчиков,

пять

чуланчиков, разошлись мальчики в темные. В году у дедушки 4 имени. Кто

это?» и т.д.).

Упражнение

«Отгадай-ка» («Назови соседей», «Найди недостающее»,

«Выложи правильно», «Сосчитай и назови», «Чего не стало» и др.).

Разминка «Математический ребус» (интерактивная игра).

Практическая

работа

с б л о к а м и 3.

Дьенеша

и

п а л о ч к а м и X.

Кюизенера,

дарами Фребеля.

Педагоги

представляют

свои

авторские

дидактические

игры,

направленные

на

развитие

логико-математического

мышления

у

дошкольников.

Итог мероприятия.

7.

Открытое занятие «Путешествие по стране Математика».

Цель: распространение и освоение опыта по формированию и развитию

логической сферы дошкольников, совершенствование математической речи

педагогов дошкольной образовательной организации.

Проводится анализ открытого занятия.

Занятие проводит педагог 1 квалификационной категорией Бушланова

М. Г. в средней группе.

8.

Семинар

практикум

«Лего

конструктор

как

средство

активизации

развития

зрительного

восприятия

и

пространственной

ориентировки».

Цель: освоение технологии использования трехмерных моделей для

решения

задач

в

области

формирования

элементарных

математических

представлений у дошкольников.

Материал:

интерактивная

доска,

лего

конструктор,

листы

бумаги,

ручки, памятки для воспитателей.

План:

Выступление

старшего

воспитателя

с

показом

видеофильма

«Лего

конструктор как средство активизации развития зрительного восприятия и

пространственной ориентировки».

Упражнения

для

педагогов

с

различными

заданиями

по

математическому

развитию

с

использованием

лего

конструктора

«Что

изменилось? Собери

модель

по

памяти.

Запомни

и

выложи

ряд. Выложи

вторую половину узора. Составь узор. Что лишнее?» и т.д.

Ролевая

игра

«Математика

с

лего»

(педагоги

делятся

на

группы и

выполняют роли: воспитателей, детей; воспитатели составляют задания по

математическому развитию с использованием конструктора лего, а дети его

выполняют).

Практическая работа «Математический диктант» (педагоги моделируют

из

лего

конструктора

под

словесно-математический

диктант

постройки

домика, лесенки и т.д.).

Ролевая игра «Математическая задача» (педагоги делятся на группы,

выполняя роли: старшие воспитатели и воспитатели, воспитатели и дети;

старшие

воспитатели

составляют

задачу

на

основе

лего

постройки,

а

воспитатели ее решают, так же воспитатели составляют задачу, а дети ее

решают).

Презентация дидактических игр с использованием лего конструктора

по математическому развитию детей.

Итог мероприятия.

9.

Открытое занятие «Остров сокровищ»

Цель:

распространение

и

освоение

опыта

п о использования

трехмерных

моделей

для

решения

задач

в

области

формирования

элементарных математических представлений.

Проводится анализ открытого занятия.

Занятие проводит педагог 1 квалификационной категорией Воронина

Ю. Н. в старшей группе.

10.

Семинар

практикум

«Использование

информационно-

коммуникативных технологий на занятиях по формированию элементарных

математических представлений дошкольников»

Цель:

освоение

информационно-коммуникативных

технологий

математического развития дошкольников.

Материал:

интерактивная

доска,

интерактивные

игры,

карточки

с

вопросами, листы бумаги, ручки, памятки для воспитателей.

План:

Выступление старшего воспитателя «Использование информационно-

коммуникативных технологий на занятиях по формированию элементарных

математических представлений дошкольников».

Упражнение

«Вопрос

ответ»

(педагоги

отвечают

на

вопросы

об

информационно-коммуникативных технологиях по материалам лекции).

Старший

воспитатель

представляет

некоторые

компьютерные

обучающие игры из серии «Математика для малышей».

Интерактивная

игра

«По

страничкам

математики»

(педагоги

выполняют задания по разделам математического развития дошкольников с

использованием обучающих компьютерных игр).

Ролевая

игра

«Брейн

ринг»

(педагоги

делятся

на

две

команды,

выполняя

роли

воспитателей

и

родителей,

выступая

«За

использование

информационно-коммуникативных технологий и против них», аргументируя

свои ответы).

Педагоги

представляют

свои

авторские

интерактивные

игры,

направленные

на

формирование

элементарных

математиче ских

представлений дошкольников.

Итог мероприятия.

11. Открытое занятие «Путешествие по сказке»

Цель:

распро странение

и

о своение

опыта

использования

информационно-коммуникативных

технологий

в

области

математического

развития дошкольников.

Проводится анализ открытого занятия.

Занятие проводит педагог 1 квалификационной категорией Макарова Г.

А. в подготовительной группе.

Схема анализа занятия:

1.

Тема.

2.

Дата проведения.

3.

Место проведения.

4.

Ф.И.О. педагога, который проводит занятие.

5.

Возраст детей и наименование группы.

6.

Характеристика

программных

задач

(соответствие

программе

группы,

соответствие

уровню

развития

детей

данной

группы,

объем

программного содержания в области математического развития детей).

7.

Характеристика деятельности воспитателя (выделение приемов,

используемых

для

решения

поставленных

математических

задач;

соответствие

приемов

возрасту

детей;

требованиям

методики

данной

программы

в

области

формирования

элементарных

математических

представлений

дошкольников;

учет

индивидуальных

особенностей

детей;

правильность,

точность

применения

данных

приемов;

постановка

цели

занятия).

8.

Характеристика

деятельности

детей

(освоение

детьми

программного

содержания

по

математическим

задачам;

особенности

поведения детей на занятии)

.

9.

Психологическая

оценка занятия (психологический настрой на

занятие

по

формированию

элементарных

математических

представлений

дошкольников;

использование

на

занятии

организационных

и

игровых

моментов; общение детей и воспитателя; учитывает ли педагог психические

особенности детей при проведении занятия по математическому развитию;

какую дистанцию держит педагог по отношению к детям (над, под, рядом,

вместе); внешний облик педагога, поза, мимика).

10.

Характеристика условий проведения занятия по формированию

элементарных математических представлений дошкольников (соответствие

санитарно-гигиенических

условий;

соответствие

требованиям

сохранения

здоровья (осанка)).

В

разработанном

нами

проекте

представлены

мероприятия

по

повышению

профессиональной

компетентности

педагогов

в

области

формирования элементарных математических представлений. Это семинары,

семинары-практикумы,

ролевые

игры

и открытые

занятия,

на

которых

педагоги могут изучить теоретический материал и на практике его освоить.

Кроме того, педагоги имеют возможность представить свой опыт, авторские

игры и новые методические находки.

Литература:

1.

ФГОС

ДО

(Федеральный

государственный

образовательный

стандарт дошкольного образования) [текст] утверждён 17 октября 2013 года

Приказом №1155 Министерства образования и науки РФ.

2.

Профессиональный стандарт педагога [текст] утверждён от 18.10.

2013

г.

№544н 17

октября

2013

года Приказом №1155

Министерства

образования и науки РФ.

3.

Арапова-Пискарёва Н .

А . Формирование

элементарных

математических представлений в детском саду. Программа и методические

рекомендации для занятий с детьми 2–7 лет – М.: Мозаика-Синтез. 2014. – 86

с.

4.

Белкин

А.С.,

Нестеров

В.В.

Педагогическая

компетентность//

центр «Учебная книга». – М. 2013. – 186 с.

5.

Белошистая

А.В.

Формирование

и

развитие

математических

способностей дошкольников. - М.: ВЛАДОС, 2003. – 214 с.



В раздел образования