Напоминание

Видеокурс "Эта уникальная планета"


Автор: Азарникова Татьяна Николаевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Многопрофильная языковая гимназия №4" г. Читы
Населённый пункт: город Чита
Наименование материала: Программа элективного курса
Тема: Видеокурс "Эта уникальная планета"
Раздел: среднее образование





Назад





МБОУ « Многопрофильная языковая гимназия №4 г Читы»

Элективный видеокурс

«Эта уникальная планета»

Выполнила:
учитель географии Т.Н. Азарникова
Чита


Пояснительная записка
В начале XXI в. географическая наука вышла на качественно новый уровень своего развития, обусловленный возросшим значением географии в понимании сложных природных и социальных процессов, происходящих на нашей планете, в оптимизации использования ее пространства и освоении ресурсов, в осмыслении будущего Земли и возможности развития человеческого общества с его постоянно растущими запросами. Элективный курс «Эта уникальная планета» предназначен для изучения в 7-9 классах как курс, углубляющий знания в области физической географии и на качественно новом уровне расширяющий кругозор учащихся. Системность географической информации и конструктивный подход при изложении материала ставит на качественно более высокий уровень географию среди других естественных дисциплин в средней школе.
Цель

курса:
сформировать у учащихся представления об истории возникновения планеты Земля, об общих закономерностях развития географической оболочки, неразрывном единстве всех компонентов географической среды, глобальных геоэкологических проблемах человечества, особенностях их регионального и локального проявления.
Задачи курса:
1. Структурировать географические знания, полученные учащимися при изучении учебных предметов по географии. 2. Показать географическую оболочку как сложное природное образование, развивающееся по строгим законам природы. 3. Сформировать у учащихся систему знаний о планете Земля для последующего географического обучения. 4. Формировать пространственное мышление учащихся посредством изучения демографической, этнической и территориальной структуры народонаселения, размещения и плотности населения; 5. Систематизировать представления о целостности окружающего мира при изучении динамики и численности, территориального многообразия, социальной структуре и занятости населения; Структура программы курса, последовательность изложения материала дает четкое представление о географической оболочке, позволяет подвести учащихся к пониманию общих законов ее развития, определить место и роль человека в географической среде. В программе отражены современные научные результаты в области изучения географической оболочки как среды обитания человеческого общества. Понятие о целостности и уникальности географической оболочки, существующие взаимосвязи между геосферами, будут способствовать пониманию современных экологических проблем, сохранению природного равновесия.
В процессе изучения курса по выбору «Эта уникальная планета» учащие последовательно ознакомятся с историей формирования планеты, взаимодействия человека и природы; теоретическими положениями геологии, тектоники; геоэкологическими аспектами природопользования и охраны окружающей среды; глобальными геоэкологические проблемами и стратегией развития человечества в условиях современной геоэкологической ситуации.
Структура

программы
состоит из 6 общих тем. В темах сформулированы основные закономерности развития планеты и географической оболочки Программа курса рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю).
Рекомендуемые формы и методы проведения занятий
Изложение материала курса по выбору «Эта уникальная планета» может проводиться с использованием подобранных видеофильмов, традиционных и проблемных методов обучения. Занятия могут проводиться в виде семинаров, дискуссий, бесед, с элементами разноуровневой подачи материала с учетом возрастных особенностей и теоретиче ской подготовленности учащихся. В процессе изучения курса возможна перестановка отдельных его тем и частичное или углубленное изучение отдельных тем, в зависимости от уровня подготовки учащихся. Целесообразно сочетание традиционного обучения с применением современных компьютерных технологий. Полученные знания позволяют учащимся с а м о с тоя т е л ь н о систематизировать географические знания, полученные из других дисциплин: астрономии, физики, химии и др., что будет содействовать углублению знаний об общих географических закономерностях развития географической оболочки, формированию профессиональных знаний, формированию географического мировоззрения, пониманию значимости географии для человека.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Часы

Видеофильмы
История континента 3 Возникновение Ледниковый период Покорение природы Мощь планеты 5 Атмосфера Гидросфера Ледники Вулканы Уникальная планета Как создавалась Земля 6 Эверест Альпы Анды-хребет дракона Самое глубокое место на Земле Великие каньоны Самое сухое место на Земле Мировой океан 9 Тихий океан Эффект Эль-Ниньо Атлантический океан Жемчужины Карибского моря Средиземное море Северно-Ледовитый океан Индийский океан Красное море Тайна воды Великие чудеса света 4 Чудеса природы Великие творения людей Чудеса священные и загадочные Йеллоустоун Новое тысячелетие 4 Дольмены Золотая пряжка Человек родился Небоскребы Машина времени 3 Мир, сформированный временем Гонка со временем Хозяева времени

Ожидаемые результаты
В результат изучения курса по выбору у учащихся будут сформированы представления:  об истории формирования планеты Земля;  об уникальности планеты Земля;  неразрывном единстве всех компонентов географической среды;  о проявлении глобальных геоэкологических проблем на региональном и локальном уровнях в конкретных природных и социальных условиях; Учащиеся овладеют следующими способами деятельности:  использовать географические знания для оценки геоэкологической ситуации в различных природных и социальных условиях;  проводить оценку природных и социальных последствий воздействия человека на окружающую среду;  применить географические знания при решении глобальных проблем человечества. Изучение данного курса предполагает:  углубление знаний учащихся в области оптимизации взаимодействия человека, общества и природы;  повышение интере са к географии и с п е ц и а л ь н о с тям географического профиля: топографам, картографа, географам, геодезистам и др.  активизация познавательной деятельности в области наук о Земле;  создание условий для активной творческой деятельности;  дальнейшее развитие географического мышления.  приобретение знаний будет способствовать формированию у учащихся географического мировоззрения, интереса к вопросам практического применения географических знаний.

ЛИТЕРАТУРА
1. Бертокс П. География природного риска. М.: МГУ, 1995. – 224 с. 2. Богучарсков В.Т. История географии. М.: ИКЦ «МарТ»Ю 2004. – 448 с. 3. Витченко А. Н. Геоэкология. – Минск: БГУ, 2002. – 101 с. 4. Голубев Г. Н. Геоэкология. – М.: Аспект-Пресс, 2006. – 288 с. 5. Изменения климата Беларуси и их последствия /Под общ. ред. В.Ф. Логинова.: Минск: ОДО «Тонпик», 2003. – 330 с. 6. Израэль Ю.А., Цыбань А.В. Антропогенная экология океана. – Л.: Гидрометеоиздат, 1989. – 528 с. 7. Исаченко А.Г. Теория и методология географической науки. М.: «Академия», 2004. – 400 с. 8. Келлер А. А., Кувакин В. И. Медицинская экология. – СПб.: Петроградский и К˚, 1998. – 256 с. 9. Кочуров Б. П. Геоэкология: экодиагностика и эколого-хозяйственный баланс территории  Смоленск, 1997.  320 с. 10. Логинов В. Ф. Основы экологии и природопользования.– Полоцк: ПГУ, 1998. – 322 с. 11. Мазур И. И., Молдаванов О. И. Курс инженерной экологии. – М.: Высшая школа, 1999. – 447 с. 12. Максаковский В.П. Географическая картина мира. М.: Дрофа, 2003, кн.1.- 496 с., 2004, кн.2– 480 с. 13. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь. - Минск, 2004. – 232 с. 14. Петров К.М. Геоэкология. – С.-П.: Изд-во СПбГУ, 2004.– 273 с. 15. Поздеев В.Б. Становление и современное состояние геоэкологии. Смоленск. Маджента, 2004. – 342 с. 16. Преображенский В.С., Александрова Т.Д., Максимова Л.В. География в меняющемся мире. Век ХХ. Побуждение к размышлению. М.: ИГ РАН, 1997. – 273 с. 17. Природная среда Беларуси: монография / Под ред. В.Ф.Логинова; НАН Беларуси. ИПИПРЭ. Минск. НОООО «БИП-С», 2002. – 424 с. 18. Природно-хозяйственные регионы Беларуси: монография / под науч. ред. А.Н.Витченко. – Мн.: БГПУ, 2005. -278 с. 19. Природопользование, охрана окружающей среды и экономика / Под ред. А. П. Хаустова. – М.: РУДН, 2006. – 613 с. 20. Реймерс Н.Ф. Природопользование.– М.: Мысль, 1990.– 637 с. 21. Реймерс Н.Ф. Экология. – М.:Журнал «Россия Молодая», 1994.– 376 с. 22. Романова Э. П. и др. Природные ресурсы мира.– М.:Изд-во МГУ,1993.– 304 с. 23. Сосунова И. А. Социальная экология.– М.: Высшая школа, 1996.– 362 с.
24. Степановских А.С. Прикладная экология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 751 с. 25. Структура географической среды и ландшафтное разнообразие Беларуси: монография / под науч. ред. И. И. Пирожника, Г.И. Марцинкевич. – Минск: БГУ, 2006. – 194 с. 26. Шилов И. А. Экология. – М.: Высшая школа, 1997. – 512 с. 27. Черников В. А., Алексахин Р. М., Голубев А. В. и др. Агроэкология.  М.: Колос.  2000.  536 с. 28. Чернобыльская авария: последствия и их преодоление. Национальный доклад. Барановичи, 1998. –104 с. 29. Экологические функции литосферы / Под ред. В. Т. Трофимова. М.: Изд-во МГУ, 2000. – 432 с. 30. Экология и экономика природопользования/ Под ред. Э.В. Гирусова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 591 с 31. Ресурсы интернета


В раздел образования