Автор: Азарникова Татьяна Николаевна Должность: учитель географии Учебное заведение: МБОУ "Многопрофильная языковая гимназия №4" г. Читы Населённый пункт: город Чита Наименование материала: Программа элективного курса Тема: Видеокурс "Эта уникальная планета" Раздел: среднее образование
МБОУ « Многопрофильная языковая гимназия №4 г Читы»
Элективный видеокурс
«Эта уникальная планета»
Выполнила: учитель географии
Т.Н. Азарникова
Чита
Пояснительная записка
В начале XXI в. географическая наука вышла на качественно новый
уровень своего развития, обусловленный возросшим значением географии в
понимании сложных природных и социальных процессов, происходящих на
нашей планете, в оптимизации использования ее пространства и освоении
ресурсов,
в
осмыслении
будущего
Земли
и
возможности
развития
человеческого общества с его постоянно растущими запросами.
Элективный курс «Эта уникальная планета» предназначен для изучения
в 7-9 классах как курс, углубляющий знания в области физической географии
и
на
качественно
новом
уровне
расширяющий
кругозор
учащихся.
Системность
географической
информации
и
конструктивный
подход
при
изложении
материала
ставит
на
качественно
более
высокий
уровень
географию среди других естественных дисциплин в средней школе.
Цель
курса:
сформировать
у
учащихся
представления
об
истории
возникновения
планеты
Земля,
об
общих
закономерностях
развития
географической
оболочки,
неразрывном
единстве
всех
компонентов
географической
среды,
глобальных
геоэкологических
проблемах
человечества, особенностях их регионального и локального проявления.
Задачи курса:
1.
Структурировать географические знания, полученные учащимися
при изучении учебных предметов по географии.
2.
Показать
географическую
оболочку
как
сложное
природное
образование, развивающееся по строгим законам природы.
3.
Сформировать у учащихся систему знаний о планете Земля для
последующего географического обучения.
4.
Формировать пространственное мышление учащихся
посредством
изучения
демографической,
этнической
и
территориальной
структуры
народонаселения,
размещения
и
плотности населения;
5.
Систематизировать
представления
о целостности
окружающего
мира
при
изучении
динамики
и
численности,
территориального
многообразия,
социальной
структуре
и
занятости населения;
Структура программы курса, последовательность изложения материала
дает четкое представление о географической оболочке, позволяет подвести
учащихся к пониманию общих законов ее развития, определить место и роль
человека в географической среде.
В
программе
отражены
современные
научные
результаты
в
области
изучения
географической
оболочки
как
среды
обитания
человеческого
общества. Понятие о целостности и уникальности географической оболочки,
существующие
взаимосвязи
между
геосферами,
будут
способствовать
пониманию современных экологических проблем, сохранению природного
равновесия.
В процессе изучения курса по выбору «Эта уникальная планета» учащие
последовательно
ознакомятся
с
историей
формирования
планеты,
взаимодействия человека и природы; теоретическими положениями геологии,
тектоники;
геоэкологическими
аспектами
природопользования
и
охраны
окружающей
среды;
глобальными
геоэкологические
проблемами
и
стратегией развития человечества в условиях современной геоэкологической
ситуации.
Структура
программы
состоит
из
6
общих
тем.
В
темах
сформулированы
основные
закономерности
развития
планеты
и
географической оболочки
Программа курса рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю).
Рекомендуемые формы и методы проведения занятий
Изложение
материала
курса
по
выбору «Эта
уникальная
планета»
может
проводиться
с
использованием
подобранных
видеофильмов,
традиционных и проблемных методов обучения. Занятия могут проводиться в
виде
семинаров,
дискуссий,
бесед,
с
элементами
разноуровневой
подачи
материала
с
учетом
возрастных
особенностей
и
теоретиче ской
подготовленности учащихся.
В процессе изучения курса возможна перестановка отдельных его тем и
частичное или углубленное изучение отдельных тем, в зависимости от уровня
подготовки учащихся. Целесообразно сочетание традиционного обучения с
применением современных компьютерных технологий.
Полученные
знания
позволяют
учащимся
с а м о с тоя т е л ь н о
систематизировать географические знания, полученные из других дисциплин:
астрономии,
физики,
химии
и
др.,
что
будет
содействовать
углублению
знаний об общих географических закономерностях развития географической
оболочки,
формированию
профессиональных
знаний,
формированию
географического
мировоззрения,
пониманию
значимости
географии
для
человека.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема
Часы
Видеофильмы
История континента
3
Возникновение
Ледниковый период
Покорение природы
Мощь планеты
5
Атмосфера
Гидросфера
Ледники
Вулканы
Уникальная планета
Как создавалась Земля
6
Эверест
Альпы
Анды-хребет дракона
Самое глубокое место на Земле
Великие каньоны
Самое сухое место на Земле
Мировой океан
9
Тихий океан
Эффект Эль-Ниньо
Атлантический океан
Жемчужины Карибского моря
Средиземное море
Северно-Ледовитый океан
Индийский океан
Красное море
Тайна воды
Великие чудеса света
4
Чудеса природы
Великие творения людей
Чудеса священные и загадочные
Йеллоустоун
Новое тысячелетие
4
Дольмены
Золотая пряжка
Человек родился
Небоскребы
Машина времени
3
Мир, сформированный временем
Гонка со временем
Хозяева времени
Ожидаемые результаты
В результат изучения курса по выбору у учащихся будут сформированы
представления:
об истории формирования планеты Земля;
об уникальности планеты Земля;
неразрывном единстве всех компонентов географической среды;
о
проявлении
глобальных
геоэкологических
проблем
на
региональном и локальном уровнях в конкретных природных и
социальных условиях;
Учащиеся овладеют следующими способами деятельности:
использовать географические знания для оценки геоэкологической
ситуации в различных природных и социальных условиях;
проводить
оценку
природных
и
социальных
последствий
воздействия человека на окружающую среду;
применить
географические
знания
при
решении
глобальных
проблем человечества.
Изучение данного курса предполагает:
углубление
знаний
учащихся
в
области
оптимизации
взаимодействия человека, общества и природы;
повышение
интере са
к
географии
и
с п е ц и а л ь н о с тям
географического
профиля:
топографам,
картографа,
географам,
геодезистам и др.
активизация познавательной деятельности в области наук о Земле;
создание условий для активной творческой деятельности;
дальнейшее развитие географического мышления.
приобретение
знаний
будет
способствовать
формированию
у
учащихся географического мировоззрения, интереса к вопросам
практического применения географических знаний.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Бертокс П. География природного риска. М.: МГУ, 1995. – 224 с.
2.
Богучарсков В.Т. История географии. М.: ИКЦ «МарТ»Ю 2004. –
448 с.
3.
Витченко А. Н. Геоэкология. – Минск: БГУ, 2002. – 101 с.
4.
Голубев Г. Н. Геоэкология. – М.: Аспект-Пресс, 2006. – 288 с.
5.
Изменения климата Беларуси и их последствия /Под общ. ред.
В.Ф. Логинова.: Минск: ОДО «Тонпик», 2003. – 330 с.
6.
Израэль Ю.А., Цыбань А.В. Антропогенная экология океана. – Л.:
Гидрометеоиздат, 1989. – 528 с.
7.
Исаченко А.Г. Теория и методология географической науки. М.: «Академия»,
2004. – 400 с.
8.
Келлер А. А., Кувакин В. И. Медицинская экология. – СПб.: Петроградский
и К˚, 1998. – 256 с.
9.
Кочуров Б. П. Геоэкология: экодиагностика и эколого-хозяйственный баланс
территории
Смоленск, 1997.
320 с.
10.
Логинов В. Ф. Основы экологии и природопользования.– Полоцк: ПГУ, 1998.
– 322 с.
11.
Мазур И. И., Молдаванов О. И. Курс инженерной экологии. – М.:
Высшая школа, 1999. – 447 с.
12.
Максаковский В.П. Географическая картина мира. М.: Дрофа,
2003, кн.1.- 496 с., 2004, кн.2– 480 с.
13.
Национальная
стратегия
устойчивого
развития
Республики
Беларусь. - Минск, 2004. – 232 с.
14.
Петров К.М. Геоэкология. – С.-П.: Изд-во СПбГУ, 2004.– 273 с.
15.
Поздеев В.Б. Становление и современное состояние геоэкологии.
Смоленск. Маджента, 2004. – 342 с.
16.
Преображенский
В.С.,
Александрова
Т.Д.,
Максимова
Л.В.
География в меняющемся мире. Век ХХ. Побуждение к размышлению. М.:
ИГ РАН, 1997. – 273 с.
17.
Природная среда Беларуси: монография / Под ред. В.Ф.Логинова;
НАН Беларуси. ИПИПРЭ. Минск. НОООО «БИП-С», 2002. – 424 с.
18.
Природно-хозяйственные регионы Беларуси: монография / под
науч. ред. А.Н.Витченко. – Мн.: БГПУ, 2005. -278 с.
19.
Природопользование, охрана окружающей среды и экономика /
Под ред. А. П. Хаустова. – М.: РУДН, 2006. – 613 с.
20.
Реймерс Н.Ф. Природопользование.– М.: Мысль, 1990.– 637 с.
21.
Реймерс Н.Ф. Экология. – М.:Журнал «Россия Молодая», 1994.–
376 с.
22.
Романова
Э.
П.
и
др.
Природные
ресурсы
мира.–
М.:Изд-во
МГУ,1993.– 304 с.
23.
Сосунова И. А. Социальная экология.– М.: Высшая школа, 1996.–
362 с.
24.
Степановских А.С. Прикладная экология. М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2003. – 751 с.
25.
Структура географической среды и ландшафтное разнообразие
Беларуси: монография / под науч. ред. И. И. Пирожника, Г.И. Марцинкевич. –
Минск: БГУ, 2006. – 194 с.
26.
Шилов И. А. Экология. – М.: Высшая школа, 1997. – 512 с.
27.
Черников
В.
А.,
Алексахин
Р.
М.,
Голубев
А.
В.
и
др.
Агроэкология.
М.: Колос.
2000.
536 с.
28.
Чернобыльская
авария:
последствия
и
их
преодоление.
Национальный доклад. Барановичи, 1998. –104 с.
29.
Экологические функции литосферы / Под ред. В. Т. Трофимова.
М.: Изд-во МГУ, 2000. – 432 с.
30.
Экология
и
экономика
природопользования/
Под
ред.
Э.В.
Гирусова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 591 с
31.
Ресурсы интернета