Напоминание

Система взаимодействия учителя-логопеда с родителями в ДОУ


Автор: Машина Татьяна Николаевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 10
Населённый пункт: г.о.г. Кулебаки, Нижегородская область
Наименование материала: Статья
Тема: Система взаимодействия учителя-логопеда с родителями в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ

Подготовила

Учитель-логопед Машина Т.Н

.

Проблема содружества детского сада и семьи не новая, сегодня она

носит творческий характер, благодаря дифференцированному подходу.

Наилучшие результаты полноценного речевого развития дошкольников

отмечается там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие

взаимодействие с семьей нужно отличать от понятия работа с родителями,

поскольку второе – составная часть первого. Взаимодействие – не только

распределение задач между участниками процесса для достижения единой

цели, это обязательно ненавязчивый, опосредованный контроль или обратная

связь.

Р а б о т а

с

р о д и т е л я м и

я в л я е т с я неотъемлемой

частью

реабилитационных мероприятий специалистов дошкольного учреждения при

работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Педагоги проводят большую

работу

по

привлечению

родителей

к

образовательно-воспитательному

процессу:

участию

родителей

в

массовых

мероприятиях

(утренниках,

спортивных

праздниках,

выставках,

театрализованных

представлениях),

консилиумах.

Учителя-логопеды

привлекают

внимание

родителей

к

коррекционно-развивающей работе с детьми через систему рекомендаций для

занятий в домашних условиях. Педагоги оказывают методическую помощь

родителям, которые занимаются со своими детьми, но не имеют для этого

необходимых знаний.

Заниматься дома с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, нужно

обязательно,

чтобы

как

можно

скорее

ликвидировать

отставание,

как

в

речевом,

так

и

в

общем

развитии

ребенка.

Методические

рекомендации,

которые даются учителем-логопедом, позволяют объединить усилия педагога

и родителей в воспитании гармонично развитой личности.

Система

работы

учителя-логопеда

с

родителями

включает

в

себя

следующие формы:

1. Анкетирование родителей.

При поступлении ребенка на логопункт родители заполняют анкету для

учителя-логопеда,

в

которой

указывают

общие

сведения

о

ребенке,

анамнестические

данные,

сведения

о

его

раннем развитии,

о

семье,

о

психологических и речевых особенностях ребенка.

2. Общее групповое собрание.

Целью родительских собраний является повышение уровня психолого-

педагогических знаний родителей о закономерностях развития ребенка, о

причинах

возникновения

того

или

иного

дефекта

речи,

о

значении

медикаментозного

и

физиотерапевтического

лечения,

коррекционно-

педагогического воздействия на ребенка с нарушениями речи.

Специалисты отвечают на вопросы родителей, привлекают к обсуждению той

или иной темы. Не обходят стороной и вопросы воспитания ребенка в семье.

3. Открытые мероприятия.

Учитель-логопед совместно с педагогами ДОУ показывает родителям

открытые

мероприятия.

Ведь

каждому

родителю

интересно

увидеть, как

занимается его ребенок, воспринимает инструкции педагога, взаимодействует

со сверстниками.

4. Индивидуальные консультации.

При использовании индивидуальной формы работы учитель-логопед

раскрывает перед родителями те или иные индивидуальные особенности

ребенка, выявленные в результате логопедического обследования. Педагог

знакомит родителей с планом коррекционной работы на учебный год, дает

рекомендации, как организовать занятия с ребенком в домашних условиях,

показывает некоторые приемы работы коррекционного воздействия. Учитель-

логопед объясняет, как правильно провести пальчиковую, артикуляционную

гимнастику, в какие подвижные игры поиграть дома, на улице, какие читать

книги, как составлять рассказы, загадывать и отгадывать загадки, решать

логические задачки.

П ед а го ги дошкольного

учреждения

привлекают

родителей

к

изготовлению дидактических игр с пуговицами, шнурочками, замочками, с

крупами, семенами, шишками для развития мелкой моторики пальцев рук,

самодельных игрушек на развитие воздушной струи.

5. Индивидуальная тетрадь рекомендаций специалистов родителям.

В

индивидуальной

тетради

ребенка

учитель-логопед предлагает

родителям материал для развития артикуляционной моторики, закрепления

правильного произношения поставленных звуков, развития фонематических

процессов,

коррекции

и

развития

лексико-грамматической

стороны

речи,

развития памяти, внимания, мышления и восприятия.

6. Информационный уголок (стенд).

Эта форма работы знакомит родителей со следующей информацией:

- сотрудники группы и ДОУ;

- время консультаций специалистов;

- советы воспитателей, специалистов;

- текущие объявления.

8. Участие

родителей

в

проведении

психолого-медико-педагогического

консилиума.

Родители

детей

с

тяжелыми

нарушениями

речи

присутствуют

на

психолого-медико-педагогическом

консилиуме

ДОУ.

Знакомятся

с

результатами

диагностики,

планированием

работы

учителя-логопеда,

с

рекомендациями и заключением консилиума. Обсуждаются интересующие

родителей вопросы по обучению и воспитанию ребенка.

Только тесный контакт в работе всех участников педагогического

процесса (воспитатели, специалисты, медицинские работники, родители)

может

способствовать успешному

устранению

речевых

нарушений

у

детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольном возрасте, а значит и

дальнейшему полноценному обучению в школе.



В раздел образования