Автор: Машина Татьяна Николаевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 10
Населённый пункт: г.о.г. Кулебаки, Нижегородская область
Наименование материала: Статья
Тема: Система взаимодействия учителя-логопеда с родителями в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ
Подготовила
Учитель-логопед Машина Т.Н
.
Проблема содружества детского сада и семьи не новая, сегодня она
носит творческий характер, благодаря дифференцированному подходу.
Наилучшие результаты полноценного речевого развития дошкольников
отмечается там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие
взаимодействие с семьей нужно отличать от понятия работа с родителями,
поскольку второе – составная часть первого. Взаимодействие – не только
распределение задач между участниками процесса для достижения единой
цели, это обязательно ненавязчивый, опосредованный контроль или обратная
связь.
Р а б о т а
с
р о д и т е л я м и
я в л я е т с я неотъемлемой
частью
реабилитационных мероприятий специалистов дошкольного учреждения при
работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Педагоги проводят большую
работу
по
привлечению
родителей
к
образовательно-воспитательному
процессу:
участию
родителей
в
массовых
мероприятиях
(утренниках,
спортивных
праздниках,
выставках,
театрализованных
представлениях),
консилиумах.
Учителя-логопеды
привлекают
внимание
родителей
к
коррекционно-развивающей работе с детьми через систему рекомендаций для
занятий в домашних условиях. Педагоги оказывают методическую помощь
родителям, которые занимаются со своими детьми, но не имеют для этого
необходимых знаний.
Заниматься дома с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, нужно
обязательно,
чтобы
как
можно
скорее
ликвидировать
отставание,
как
в
речевом,
так
и
в
общем
развитии
ребенка.
Методические
рекомендации,
которые даются учителем-логопедом, позволяют объединить усилия педагога
и родителей в воспитании гармонично развитой личности.
Система
работы
учителя-логопеда
с
родителями
включает
в
себя
следующие формы:
1. Анкетирование родителей.
При поступлении ребенка на логопункт родители заполняют анкету для
учителя-логопеда,
в
которой
указывают
общие
сведения
о
ребенке,
анамнестические
данные,
сведения
о
его
раннем развитии,
о
семье,
о
психологических и речевых особенностях ребенка.
2. Общее групповое собрание.
Целью родительских собраний является повышение уровня психолого-
педагогических знаний родителей о закономерностях развития ребенка, о
причинах
возникновения
того
или
иного
дефекта
речи,
о
значении
медикаментозного
и
физиотерапевтического
лечения,
коррекционно-
педагогического воздействия на ребенка с нарушениями речи.
Специалисты отвечают на вопросы родителей, привлекают к обсуждению той
или иной темы. Не обходят стороной и вопросы воспитания ребенка в семье.
3. Открытые мероприятия.
Учитель-логопед совместно с педагогами ДОУ показывает родителям
открытые
мероприятия.
Ведь
каждому
родителю
интересно
увидеть, как
занимается его ребенок, воспринимает инструкции педагога, взаимодействует
со сверстниками.
4. Индивидуальные консультации.
При использовании индивидуальной формы работы учитель-логопед
раскрывает перед родителями те или иные индивидуальные особенности
ребенка, выявленные в результате логопедического обследования. Педагог
знакомит родителей с планом коррекционной работы на учебный год, дает
рекомендации, как организовать занятия с ребенком в домашних условиях,
показывает некоторые приемы работы коррекционного воздействия. Учитель-
логопед объясняет, как правильно провести пальчиковую, артикуляционную
гимнастику, в какие подвижные игры поиграть дома, на улице, какие читать
книги, как составлять рассказы, загадывать и отгадывать загадки, решать
логические задачки.
П ед а го ги дошкольного
учреждения
привлекают
родителей
к
изготовлению дидактических игр с пуговицами, шнурочками, замочками, с
крупами, семенами, шишками для развития мелкой моторики пальцев рук,
самодельных игрушек на развитие воздушной струи.
5. Индивидуальная тетрадь рекомендаций специалистов родителям.
В
индивидуальной
тетради
ребенка
учитель-логопед предлагает
родителям материал для развития артикуляционной моторики, закрепления
правильного произношения поставленных звуков, развития фонематических
процессов,
коррекции
и
развития
лексико-грамматической
стороны
речи,
развития памяти, внимания, мышления и восприятия.
6. Информационный уголок (стенд).
Эта форма работы знакомит родителей со следующей информацией:
- сотрудники группы и ДОУ;
- время консультаций специалистов;
- советы воспитателей, специалистов;
- текущие объявления.
8. Участие
родителей
в
проведении
психолого-медико-педагогического
консилиума.
Родители
детей
с
тяжелыми
нарушениями
речи
присутствуют
на
психолого-медико-педагогическом
консилиуме
ДОУ.
Знакомятся
с
результатами
диагностики,
планированием
работы
учителя-логопеда,
с
рекомендациями и заключением консилиума. Обсуждаются интересующие
родителей вопросы по обучению и воспитанию ребенка.
Только тесный контакт в работе всех участников педагогического
процесса (воспитатели, специалисты, медицинские работники, родители)
может
способствовать успешному
устранению
речевых
нарушений
у
детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольном возрасте, а значит и
дальнейшему полноценному обучению в школе.