Напоминание

"О двигательной активности детей в ДОУ"


Автор: Горбачева Людмила Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: г. Ноябрьск; Ямало-Ненецкий автономный округ
Наименование материала: Педагогический всеобуч
Тема: "О двигательной активности детей в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




О двигательной активности детей в ДОУ.

Интенсивность

физического

развития

детей,

их

здоровье

напрямую

зависит

от

двигательной активности. Так Ж. Тиссо говорил: «Движение составляет главный источник

здоровья».

В

систему

физического

воспитания

детей

дошкольного

возраста

в

детском

образовательном учреждении с целью повышения двигательной активности необходимо

включать различной формы занятий физическими упражнениями: утреннюю гимнастику,

физкультурные занятия, подвижные игры и упражнения на свежем воздухе, элементы

спортивных игр, гимнастику после дневного сна, бодрящая гимнастика, физкультурные

досуги, праздники, дни здоровья, посещение детских спортивных секций, плавание, ЛФН

и массаж, т.к. всем нам известно, что ежедневная двигательная активность дошкольника

должна составлять не менее 1 ч, в неделю: 5-6 ч.

Данные виды двигательной деятельности дополняют и обогащают друг друга и тем

самым, обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течение

всего времени пребывания его в ДОУ.

Положительный

оздоровительный

эффект

возможен

при

регулярном

проведении

организованной

двигательной

деятельности,

где

учитывается

соблюдение

принципов

постепенности,

повторяемости

и

системности

физических

нагрузок.

Обязательными

являются упражнения для улучшения осанки и развития гибкости позвоночника.

Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно

действовать

в

нем,

совершенствует

опыт

организации

игр,

поскольку

игра

для

дошкольника — это не просто воспоминание о каких-то действиях, сюжетах, а творческая

переработка

имевших

место

впечатлений,

комбинирование

их

и

построение

новой

действительности, отвечающей запросам и впечатлениям ребенка.

Утренняя

гимнастика

является

одним

из

важных

компонентов

двигательного

режима,

ее

организация

должна

быть

направлена

на

поднятие

эмоционального

и

мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует

проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей

начинать день с утренней гимнастики.

В

содержание

утренней

гимнастики

включаются

различные

построения

и

перестроения,

различные

виды

ходьбы,

бега,

прыжков

с

постепенным

увеличением

двигательной активности детей. Предлагаются упражнения на равновесие и развитие

координации, подвижные игры и основные развивающие упражнения. Можно предложить

и сюжетную утреннюю гимнастику с использованием заранее придуманного вместе с

детьми

сюжета

посещения

необитаемого

острова

с

необычными

или

экзотическими

животными, где используется и подползание к лабиринтам, и ходьба на четвереньках, на

коленях, на четвереньках - спиной вниз и т.д.

Во время проведения гимнастики после дневного сна также можно использовать

заранее придуманный сюжет. Педагоги нашего дошкольного учреждения используют

корригирующие коврики в заключительном этапе данной деятельности. В использовании

массажных ковриков и дорожек целью работы является, в первую очередь: закаливание

организма, восполнение нехватки тактильных ощущений, профилактика и коррекция

плоскостопия, развития чувства равновесия и координации движений, сохранение и

укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Познакомлю вас и с основными принципами использования массажных ковриков и

дорожек:

Оборудование

используется

во

время

гимнастики

после

сна

и

в

самостоятельной

двигательной деятельности с учетом индивидуальных возможностей детей и уровня их

физической подготовки.

Упражнения

выполняются

от

простых

к

сложным,

добавляются

новые

движения.

Полезно использовать дыхательные упражнения на расслабления мышц.

• Развиваются основные функции стоп: идет обучение правильной постановке стопы при

ходьбе;

повышение

тонуса;

укрепление

сумочно-связочного аппарата

и

увеличение

подвижности суставов стоп; улучшение кровообращения стоп; улучшение координации

движений.

С

целью

развития

воображения,

памяти

и

речи

можно

предлагать

детям

самим

придумывать упражнения и игры с нестандартным оборудованием.

Упражнения с массажными ковриками и дорожками создают положительный настрой,

повышают настроение, дают заряд бодрости и энергии. Массажные коврики имеют

несколько видов рифленой поверхности, а, следовательно, отличаются степенью

воздействия на стопы ребенка. Упражнения с нестандартным оборудование способствуют

совершенствованию функции равновесия и двигательного контроля, формируют

правильную осанку, укрепляют мышцы свода стопы.

Ребенок встает на коврик и выполняет действия, озвученные словами, вот некоторые

из них. «Лужа»:

Я иду, я иду.

Поднимаю ножки,

У меня на ногах новые сапожки.

Ой-ой-ой, посмотри,

Лужа –то какая,

Ай-ай-ай, ай-ай-ай

Лужа-то большая

и т. д.

Далее: физкультминутка проводится по мере необходимости (в течение 3– 5 мин.) в

зависимости от вида и содержания занятий по развитию речи, рисованию, формированию

элементарных

математических

представлений,

главным

образом

в

момент

появления

признаков утомляемости детей.

Общеизвестно,

что

физкультминутки

применяются

с

целью

поддержания

умственной

работоспособности

на

хорошем

уровне.

В

тот

момент,

когда

у

детей

снижается внимание и появляется двигательное беспокойство (как правило, на 12– 15

мин.), наступает утомление, можно предложить несколько физкультурных упражнений

стоя у своих столов или на свободном месте в группе. Это упражнения общеразвивающие:

наклоны

туловища,

движение

рук

вверх,

в

стороны,

полуприседания

и

приседания,

подпрыгивание,

подскоки,

ходьба.

Физкультминутка

может

сопровождаться

текстом,

связанным или не связанным с движением занятия. Можно проводить физкультминутку с

музыкальным сопровождением, во время которой дети могут выполнять танцевальные

упражнения или импровизированные движения (кружения, полуприседания, наклоны и

т.д.).

Двигательная разминка во время большого перерыва между занятиями позволяет

активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной позы. Она состоит из 3–4

упражнений, а также произвольных движений детей с использованием разнообразных

физкультурных

пособий.

В

конце

разминки

рационально

провести

упражнение

на

расслабление 1–2 мин. Продолжительной разминки не более 10 мин.

После

дневного

сна

важно

поднять

настроение

и

мышечный

тонус

у

каждого

ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Этому может

способствовать

комплекс гимнастики после дневного сна, который носит вариативный

характер, в зависимости от этого будет меняться и её продолжительность (от 7–15 минут).

Гимнастика

игрового

характера

состоит

из

2–3

упражнений

типа

«Потягушки»,

«Винтики», «Спортсмены» и т.п.

Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время

дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время

прогулок (утренней и вечерней).

Активные действия детей должны чередоваться с более спокойной деятельностью. При

этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие.

В упражнениях и играх с детьми очень важен личный пример воспитателя. Потому он

должен

уметь

ходить

на

лыжах,

кататься

на

коньках,

играть

в

теннис

и

пр.

В

самостоятельной

деятельности

старших

дошкольников

ярко

прослеживаются

индивидуальные особенности.

Значительную

роль

в

создании

положительного

эмоционального

настроя

детей

играет музыка, которая благотворно влияет на развитие чувства прекрасного, закрепляет

умение

ритмично

двигаться,

согласовывая

свои

движения

с

музыкальным

сопровождением.

Ещё раз напомню, что физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного

возраста

планируется

в

соответствии

с

принципами

по следовательно сти,

систематичности,

комплексности

использования

естественных

сил

природы

и

гигиеничных факторов, а также методов оздоровительной направленности и с учетом

индивидуальных особенностей дошкольников.

Детям

необходимо

объяснять

не

только

значимость

тех

или

иных

действий

и

привычек, но и подавать собственный пример. Так, если взрослые регулярно занимаются

физкультурой и спортом, соблюдают режим дня, правила гигиены, закаливания, то дети,

глядя

на

них,

систематически

будут

делать

утреннюю

гимнастику,

заниматься

физическими упражнениями и спортивными играми. Предлагаю провести творческую

физминутку

для

присутствующих

педагогов

с

целью

подъёма

мышечного

тонуса

и

положительных эмоций, получения удовлетворения от смены статического положения на

координацию движений и психологическую разгрузку:

Надо встать и одновременно отдать честь правой рукой, а левую вытянуть вдоль

туловища.

Затем,

подняв

большой

палец

ладони

левой

руки,

сказать

«Во!».

Затем

хлопнуть в ладоши и сделать то же, но другими руками.

Далее: сидя, взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа.

Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой – правое ухо, правой – кончик

носа.

Воспитывая

у

детей

потребность,

ежедневно

двигаться,

выполнять

физические

упражнения

с

ранних

лет,

можно

заложить

прочные

основы

хорошего

здоровья

и

гармоничного развития.

Подготовила воспитатель МАДОУ «Лукоморье:

Горбачева Л.В.



В раздел образования