Автор: Горбачева Людмила Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: г. Ноябрьск; Ямало-Ненецкий автономный округ
Наименование материала: Педагогический всеобуч
Тема: "О двигательной активности детей в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
О двигательной активности детей в ДОУ.
Интенсивность
физического
развития
детей,
их
здоровье
напрямую
зависит
от
двигательной активности. Так Ж. Тиссо говорил: «Движение составляет главный источник
здоровья».
В
систему
физического
воспитания
детей
дошкольного
возраста
в
детском
образовательном учреждении с целью повышения двигательной активности необходимо
включать различной формы занятий физическими упражнениями: утреннюю гимнастику,
физкультурные занятия, подвижные игры и упражнения на свежем воздухе, элементы
спортивных игр, гимнастику после дневного сна, бодрящая гимнастика, физкультурные
досуги, праздники, дни здоровья, посещение детских спортивных секций, плавание, ЛФН
и массаж, т.к. всем нам известно, что ежедневная двигательная активность дошкольника
должна составлять не менее 1 ч, в неделю: 5-6 ч.
Данные виды двигательной деятельности дополняют и обогащают друг друга и тем
самым, обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течение
всего времени пребывания его в ДОУ.
Положительный
оздоровительный
эффект
возможен
при
регулярном
проведении
организованной
двигательной
деятельности,
где
учитывается
соблюдение
принципов
постепенности,
повторяемости
и
системности
физических
нагрузок.
Обязательными
являются упражнения для улучшения осанки и развития гибкости позвоночника.
Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно
действовать
в
нем,
совершенствует
опыт
организации
игр,
поскольку
игра
для
дошкольника — это не просто воспоминание о каких-то действиях, сюжетах, а творческая
переработка
имевших
место
впечатлений,
комбинирование
их
и
построение
новой
действительности, отвечающей запросам и впечатлениям ребенка.
Утренняя
гимнастика
является
одним
из
важных
компонентов
двигательного
режима,
ее
организация
должна
быть
направлена
на
поднятие
эмоционального
и
мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует
проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей
начинать день с утренней гимнастики.
В
содержание
утренней
гимнастики
включаются
различные
построения
и
перестроения,
различные
виды
ходьбы,
бега,
прыжков
с
постепенным
увеличением
двигательной активности детей. Предлагаются упражнения на равновесие и развитие
координации, подвижные игры и основные развивающие упражнения. Можно предложить
и сюжетную утреннюю гимнастику с использованием заранее придуманного вместе с
детьми
сюжета
посещения
необитаемого
острова
с
необычными
или
экзотическими
животными, где используется и подползание к лабиринтам, и ходьба на четвереньках, на
коленях, на четвереньках - спиной вниз и т.д.
Во время проведения гимнастики после дневного сна также можно использовать
заранее придуманный сюжет. Педагоги нашего дошкольного учреждения используют
корригирующие коврики в заключительном этапе данной деятельности. В использовании
массажных ковриков и дорожек целью работы является, в первую очередь: закаливание
организма, восполнение нехватки тактильных ощущений, профилактика и коррекция
плоскостопия, развития чувства равновесия и координации движений, сохранение и
укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Познакомлю вас и с основными принципами использования массажных ковриков и
дорожек:
•
Оборудование
используется
во
время
гимнастики
после
сна
и
в
самостоятельной
двигательной деятельности с учетом индивидуальных возможностей детей и уровня их
физической подготовки.
•
Упражнения
выполняются
от
простых
к
сложным,
добавляются
новые
движения.
Полезно использовать дыхательные упражнения на расслабления мышц.
• Развиваются основные функции стоп: идет обучение правильной постановке стопы при
ходьбе;
повышение
тонуса;
укрепление
сумочно-связочного аппарата
и
увеличение
подвижности суставов стоп; улучшение кровообращения стоп; улучшение координации
движений.
•
С
целью
развития
воображения,
памяти
и
речи
можно
предлагать
детям
самим
придумывать упражнения и игры с нестандартным оборудованием.
Упражнения с массажными ковриками и дорожками создают положительный настрой,
повышают настроение, дают заряд бодрости и энергии. Массажные коврики имеют
несколько видов рифленой поверхности, а, следовательно, отличаются степенью
воздействия на стопы ребенка. Упражнения с нестандартным оборудование способствуют
совершенствованию функции равновесия и двигательного контроля, формируют
правильную осанку, укрепляют мышцы свода стопы.
Ребенок встает на коврик и выполняет действия, озвученные словами, вот некоторые
из них. «Лужа»:
Я иду, я иду.
Поднимаю ножки,
У меня на ногах новые сапожки.
Ой-ой-ой, посмотри,
Лужа –то какая,
Ай-ай-ай, ай-ай-ай
Лужа-то большая
и т. д.
Далее: физкультминутка проводится по мере необходимости (в течение 3– 5 мин.) в
зависимости от вида и содержания занятий по развитию речи, рисованию, формированию
элементарных
математических
представлений,
главным
образом
в
момент
появления
признаков утомляемости детей.
Общеизвестно,
что
физкультминутки
применяются
с
целью
поддержания
умственной
работоспособности
на
хорошем
уровне.
В
тот
момент,
когда
у
детей
снижается внимание и появляется двигательное беспокойство (как правило, на 12– 15
мин.), наступает утомление, можно предложить несколько физкультурных упражнений
стоя у своих столов или на свободном месте в группе. Это упражнения общеразвивающие:
наклоны
туловища,
движение
рук
вверх,
в
стороны,
полуприседания
и
приседания,
подпрыгивание,
подскоки,
ходьба.
Физкультминутка
может
сопровождаться
текстом,
связанным или не связанным с движением занятия. Можно проводить физкультминутку с
музыкальным сопровождением, во время которой дети могут выполнять танцевальные
упражнения или импровизированные движения (кружения, полуприседания, наклоны и
т.д.).
Двигательная разминка во время большого перерыва между занятиями позволяет
активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной позы. Она состоит из 3–4
упражнений, а также произвольных движений детей с использованием разнообразных
физкультурных
пособий.
В
конце
разминки
рационально
провести
упражнение
на
расслабление 1–2 мин. Продолжительной разминки не более 10 мин.
После
дневного
сна
важно
поднять
настроение
и
мышечный
тонус
у
каждого
ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Этому может
способствовать
комплекс гимнастики после дневного сна, который носит вариативный
характер, в зависимости от этого будет меняться и её продолжительность (от 7–15 минут).
Гимнастика
игрового
характера
состоит
из
2–3
упражнений
типа
«Потягушки»,
«Винтики», «Спортсмены» и т.п.
Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время
дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время
прогулок (утренней и вечерней).
Активные действия детей должны чередоваться с более спокойной деятельностью. При
этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие.
В упражнениях и играх с детьми очень важен личный пример воспитателя. Потому он
должен
уметь
ходить
на
лыжах,
кататься
на
коньках,
играть
в
теннис
и
пр.
В
самостоятельной
деятельности
старших
дошкольников
ярко
прослеживаются
индивидуальные особенности.
Значительную
роль
в
создании
положительного
эмоционального
настроя
детей
играет музыка, которая благотворно влияет на развитие чувства прекрасного, закрепляет
умение
ритмично
двигаться,
согласовывая
свои
движения
с
музыкальным
сопровождением.
Ещё раз напомню, что физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного
возраста
планируется
в
соответствии
с
принципами
по следовательно сти,
систематичности,
комплексности
использования
естественных
сил
природы
и
гигиеничных факторов, а также методов оздоровительной направленности и с учетом
индивидуальных особенностей дошкольников.
Детям
необходимо
объяснять
не
только
значимость
тех
или
иных
действий
и
привычек, но и подавать собственный пример. Так, если взрослые регулярно занимаются
физкультурой и спортом, соблюдают режим дня, правила гигиены, закаливания, то дети,
глядя
на
них,
систематически
будут
делать
утреннюю
гимнастику,
заниматься
физическими упражнениями и спортивными играми. Предлагаю провести творческую
физминутку
для
присутствующих
педагогов
с
целью
подъёма
мышечного
тонуса
и
положительных эмоций, получения удовлетворения от смены статического положения на
координацию движений и психологическую разгрузку:
Надо встать и одновременно отдать честь правой рукой, а левую вытянуть вдоль
туловища.
Затем,
подняв
большой
палец
ладони
левой
руки,
сказать
«Во!».
Затем
хлопнуть в ладоши и сделать то же, но другими руками.
Далее: сидя, взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа.
Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой – правое ухо, правой – кончик
носа.
Воспитывая
у
детей
потребность,
ежедневно
двигаться,
выполнять
физические
упражнения
с
ранних
лет,
можно
заложить
прочные
основы
хорошего
здоровья
и
гармоничного развития.
Подготовила воспитатель МАДОУ «Лукоморье:
Горбачева Л.В.