Напоминание

"Значение игр-занятий в интеллектуальном развитии"


Автор: Кирсанова Пелагея Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 51
Населённый пункт: г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Значение игр-занятий в интеллектуальном развитии"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ранний возраст: значение игр – занятий

в интеллектуальном развитии

Постигая мир вещей, педагоги выделяют возраст от года до 3-х лет как пе-

риод, когда в деятельности ребенка главенствующую роль играет так называемая

предметная деятельность. Действительно манипуляции, которые малыш проделы-

вает с предметами на первом году жизни, порой весьма сложны, разнообразны: он

может научиться отдельным действиям, которые показывает ему взрослый, может

даже переносить действие с одного предмета на другой (начинает катать шары,

ложкой действует так же как палочкой, может открывать и закрывать дверцу шка-

фа бесконечно и т.д.) Но от этого он ни на шаг не продвигается в понимании того,

зачем нужны эти предметы, в чем их назначение. Именно открытие назначения

предметов, с помощью взрослого как раз и превращает простое манипулирование

в предметную деятельность.

В возрасте от года до 3-х лет ребенок, когда он встречается с новым для него

предметом, начинает интересоваться, для чего этот предмет, как его можно упо-

требить. Но не все действия, которые он усваивает, однотипны, не все одинаково

значимы для его психологического развития.

Особо значимыми для развития ребенка в раннем детстве так называемые

соотносящие

и

орудийные

действия

с

пирамидками,

матрешками

и

другими

сборно-разборными материалами. Правда, если малышу дать только образец дей-

ствия, многократно разбирая и собирая пирамидку у него на глазах, скорее всего

он запомнит место, на которое попадает каждое кольцо при разборке. Важнее,

если пирамидку он будет разбирать сам. Тогда и запомнит, куда следует класть

кольца, и постарается нанизать их снова точно так же.

Возможен и другой вариант – взрослый обращает внимание ребенка на

ошибки и на их исправление, действуя путем проб. Но есть и третий способ: мож-

но научить ребенка предварительно примеривать кольца, выбирать самое большое

из них. Тогда малыш научится подбирать нужные кольца и надевать их на стер-

жень по порядку. Этот способ оказывается наиболее отвечающим цели. Ложка,

чашка, совочек, лопатка, карандаш, самые простые орудия, с которыми знакомит-

ся ребенок. Осваивая их, малыш впервые учится перестраивать движения своей

руки в зависимости от их устройства. Действие с предметами-орудиями оказыва-

ют наиболее существенное влияние на интеллектуальное развитие ребенка.

Осваивая деятельность с предметами, ребенок никаких мыслительных задач

самостоятельно не решает. Но очень важно, чтобы он обращал внимание, что меж-

ду предметом и орудием может быть установлена связь. Это важная ступень в раз-

витии мышления ребенка.

В раннем детстве образное мышление еще весьма ограничено в своих воз-

можностях. Ребенку под силу только самые простые задачи. Усложняются условия

– приходится прибегать к помощи внешнего действия, внешних проб.

Для интеллектуального развития полезны любые «орудийные» игры – с ко-

локольчиками, с колпачками, с кругами, кольцами, кубиками, требующие исполь-

зования наглядно-действенного мышления. Очень полезны для развития наглядно-

действенного мышления задания с конструкторами и мозаикой. Сначала ребенок

может строить с помощью воспитателя по задуманному образцу, а затем перехо-

дит к самостоятельным постройкам.

На протяжении второго года жизни действия с предметами меняются по

«рисунку» и содержанию. В начале ребенок выявляет физические и динамиче-

ские свойства объекта, а затем уже употребляет предметы по их функциональному

назначению.



В раздел образования