Автор: Кирсанова Пелагея Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 51
Населённый пункт: г. Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Значение игр-занятий в интеллектуальном развитии"
Раздел: дошкольное образование
Ранний возраст: значение игр – занятий
в интеллектуальном развитии
Постигая мир вещей, педагоги выделяют возраст от года до 3-х лет как пе-
риод, когда в деятельности ребенка главенствующую роль играет так называемая
предметная деятельность. Действительно манипуляции, которые малыш проделы-
вает с предметами на первом году жизни, порой весьма сложны, разнообразны: он
может научиться отдельным действиям, которые показывает ему взрослый, может
даже переносить действие с одного предмета на другой (начинает катать шары,
ложкой действует так же как палочкой, может открывать и закрывать дверцу шка-
фа бесконечно и т.д.) Но от этого он ни на шаг не продвигается в понимании того,
зачем нужны эти предметы, в чем их назначение. Именно открытие назначения
предметов, с помощью взрослого как раз и превращает простое манипулирование
в предметную деятельность.
В возрасте от года до 3-х лет ребенок, когда он встречается с новым для него
предметом, начинает интересоваться, для чего этот предмет, как его можно упо-
требить. Но не все действия, которые он усваивает, однотипны, не все одинаково
значимы для его психологического развития.
Особо значимыми для развития ребенка в раннем детстве так называемые
соотносящие
и
орудийные
действия
с
пирамидками,
матрешками
и
другими
сборно-разборными материалами. Правда, если малышу дать только образец дей-
ствия, многократно разбирая и собирая пирамидку у него на глазах, скорее всего
он запомнит место, на которое попадает каждое кольцо при разборке. Важнее,
если пирамидку он будет разбирать сам. Тогда и запомнит, куда следует класть
кольца, и постарается нанизать их снова точно так же.
Возможен и другой вариант – взрослый обращает внимание ребенка на
ошибки и на их исправление, действуя путем проб. Но есть и третий способ: мож-
но научить ребенка предварительно примеривать кольца, выбирать самое большое
из них. Тогда малыш научится подбирать нужные кольца и надевать их на стер-
жень по порядку. Этот способ оказывается наиболее отвечающим цели. Ложка,
чашка, совочек, лопатка, карандаш, самые простые орудия, с которыми знакомит-
ся ребенок. Осваивая их, малыш впервые учится перестраивать движения своей
руки в зависимости от их устройства. Действие с предметами-орудиями оказыва-
ют наиболее существенное влияние на интеллектуальное развитие ребенка.
Осваивая деятельность с предметами, ребенок никаких мыслительных задач
самостоятельно не решает. Но очень важно, чтобы он обращал внимание, что меж-
ду предметом и орудием может быть установлена связь. Это важная ступень в раз-
витии мышления ребенка.
В раннем детстве образное мышление еще весьма ограничено в своих воз-
можностях. Ребенку под силу только самые простые задачи. Усложняются условия
– приходится прибегать к помощи внешнего действия, внешних проб.
Для интеллектуального развития полезны любые «орудийные» игры – с ко-
локольчиками, с колпачками, с кругами, кольцами, кубиками, требующие исполь-
зования наглядно-действенного мышления. Очень полезны для развития наглядно-
действенного мышления задания с конструкторами и мозаикой. Сначала ребенок
может строить с помощью воспитателя по задуманному образцу, а затем перехо-
дит к самостоятельным постройкам.
На протяжении второго года жизни действия с предметами меняются по
«рисунку» и содержанию. В начале ребенок выявляет физические и динамиче-
ские свойства объекта, а затем уже употребляет предметы по их функциональному
назначению.