Напоминание

«Приемы педагогической поддержки ребенка в коммуникативной деятельности, общении с целью успешного развития детских инициатив».


Автор: Кошеварова Светлана Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ №54 Колпинского района
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: «Приемы педагогической поддержки ребенка в коммуникативной деятельности, общении с целью успешного развития детских инициатив».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка -

детский сад № 54 Колпинского района Санкт-Петербурга

Выступление на районном семинаре – практикуме по теме:

«Приемы педагогической поддержки ребенка в коммуникативной деятельности, общении с

целью успешного развития детских инициатив».

Воспитатель: Кошеварова С.И.

Коммуникативная деятельность - это взаимодействие двух (и более) людей, направленное на

согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего

результата. Коммуникативная деятельность является одним из важнейших способов получения

информации о внешнем мире и способом формирования личности ребенка, ее познавательной и

эмоциональной сфер.

Коммуникативная деятельность выступает в качестве одного из основных условий развития

ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой

деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Коммуникативная деятельность развивается, по мнению М.И. Лисиной, в несколько этапов.

1.

Взрослый носитель информации и образец для подражания;

2.

Взрослый и ребенок, равноправные партнеры по совместной деятельности;

3.

Ребенок в коллективной деятельности выступает в роли носителя образцов и нормативов

деятельности. Эта позиция позволяет реализовывать максимально активное отношение

ребенка к осваиваемой деятельности.

4.

Ребенок использует усвоенный материал не шаблонно, а творчески, что способствует

развитию позиций субъекта деятельности, помогает увидеть смысл предметов и явлений. А

задавая товарищам нормы и образцы деятельности и демонстрируя способы ее выполнения,

ребенок учится контролировать и оценивать других и себя, что исключительно важно в плане

формирования психологической готовности к школьному обучению.

И к завершению этапа дошкольного образования, ребёнок должен быть: инициативным и

самостоятельным в общении; уверенным в своих силах, открыт внешнему миру, положительно

относиться к себе и к другим, обладать чувством собственного достоинства; быть способным

взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх.

Среди целевых ориентиров отмечается способность договариваться, учитывать интересы и чувства

других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты, а

также уметь хорошо выражать свои мысли и желания.

Стоит отметить, что сформированные навыки коммуникативной деятельности ребенка дошкольного

возраста обеспечат его успешную адаптацию в среде сверстников, позволят совершенствовать

коммуникативную компетентность в процессе учебной деятельности при переходе к новой ступени

образования.

А когда формирование коммуникативных навыков будет происходить более эффективно, и где

ребенок сможет их применить? Во время самостоятельной деятельности, когда ребенок делает, что-

то по собственной инициативе. Значит можно сказать, что происходить это будет во время

культурных практик. Что же такое культурная практика?

Культурная практика - это то, что ребенок делает сам, по собственной инициативе.

Культурная практика – это разнообразные виды самостоятельной деятельности, основанные

на текущих и перспективных интересах личности. Так ребенок становится активным

участником жизненного процесса, чувствует свою успешность. Показателем успешности

ребенка является: активность, самостоятельность, инициативность, свобода,

ответственность, умение ставить цель и делать выбор.

Среди культурных практик выделяют следующие : манипуляция с предметами,

фантазирование, творческая деятельность, продуктивные виды деятельности,

коллекционирование, экспериментирование , поисково – исследовательская деятельность.

Культурные практики формируются во взаимодействии ребенка с взрослым и сверстниками

при постоянно расширяющихся самостоятельных действиях.

Cлайд 5 наглядно показывает, что чем больше у ребенка будет взаимодействия с взрослым и

сверстниками, тем больше самостоятельности он сможет проявить впоследствии. Культурные

практики позволяют дошкольнику самостоятельно применять уже имеющиеся знания.

Для того чтобы помочь детям организовать самостоятельную деятельность, (которая в полной мере

будет способствовать развитию коммуникативных навыков) используя имеющие знания и знания

полученные в процессе образовательной деятельности и поддержать инициативу (внутреннее

побуждение, желание) мы организуем предметно пространственную среду, так чтобы ребенок мог

самостоятельно организовать свою деятельность и включить в игру сверстников. Для этого мы

используем следующие стенды, рубрики, правила группы.

Стенд «Я хочу вам рассказать»

Рубрика «Творческая мастерская» и «Мастер своего дела»

«Рубрика Кота Василия»

«Лаборатория»

Уголок поздравлений «С днем рождения»

Правило группы «Я это знаю»

Рубрика «Учите вместе с нами»

Оформляя портфолио детей, нам захотелось, чтобы дети принимали в этом непосредственное

участие. И чтобы поддержать интерес детей и родителей в этом мы оформили Стенд «Я хочу вам

рассказать». Он дает возможность детям продемонстрировать и рассказать свои новые знания,

увлечения и достижения (профессии родителей, животные зоопарка, увлечения, путешествия, и

т.д.).

В ходе презентации ребенком своей «странички» проявляется речевая активность, ребенок

учится отвечать на вопросы детей полным, развернутым ответом. Дети - слушатели проявляют

л ю б о з н а т е л ь н о с т ь ,

з а д а ю т

и н т е р е с у ю щ и е

и х

в о п р о с ы ,

д е л а ю т

в ы в о д ы ,

пытаются самостоятельно найти

объяснения

на

возникающие

вопросы.

Такая культурная

практика имеет подгрупповой характер. Для детей, которым трудно презентовать свою страничку

мы готовим ряд наводящих вопросов или схематические картинки – подсказки.

«Творческая мастерская», проводится в форме мастер – классов. Эта рубрика, где ребенок, сделав

поделку дома с родителями или самостоятельно, приносит её в группу. Работа размещается на

стенде, как и фото «Мастера» и все желающие сделать такую же работу вставляют свои фото в

окошки

«Умельцев».

Где

соответственно

ребенок,

который

проводит

мастер-класс,

является

«Мастером», а дети, которые принимают участие – «Умельцами». После проведения каждого

мастер-класса дети презентуют продукты своей деятельности своим сверстникам, а для родителей

оформляется выставка работ в раздевалке. Родители нам помогают поддерживать интерес детей к

этой рубрике. Задают вопросы детям и помогают дома подготовиться к новому мастер классу. Эта

форма помогает детям почувствовать себя успешным, а объясняя задание, учит следовать алгоритму

(соблюдать четкую последовательность).

Также для поддержки речевой активности детей в этом году у нас в группе появилась рубрика кота

Василия «Почему ветер дует?». Василий любит задавать много вопросов и предлагает детям

понаблюдать провести опыты и эксперименты, при этом рассказывает удивительные факты о

природе, растениях и животных. Эта рубрика помогает родителям познакомиться с темой недели и

призывает их помочь детям закрепить полученные знания, делясь личным опытом и знаниями.

Также Василий предлагает детям провести не сложный эксперимент дома с родителями, а потом на

мастер-классе

в

группе

с

товарищами.

Для

этого

в

рубрике

есть

специальные

окошки,

где

размещается тема опыта (эксперимента), фото «научного руководителя» и карточки «лаборантов»

(детей, которые хотят поучаствовать в мастер-классе).

Также для самостоятельного проведения опытов и экспериментов в группе оборудован центр

«Лаборатория». Чаще всего после сна наша группа превращается в лабораторию, и мы исследуем на

опытах то, что детей заинтересовало. Дети самостоятельно могут выбрать из контейнера все

необходимое для опыта, используя предложенные картинки. И опытным путем отвечают на свои же

вопросы. Обычно такая деятельность захватывает многих детей. Дети учатся работать в парах и

небольшими подгруппами. Сопереживают неудачам и радуются успехам других, стараются

разрешать возникающие конфликты.

Уголок поздравлений «С днем рождения» дает возможность всем желающим детям не просто

нарисовать подарок имениннику, но своим рисунком ребенок выражает свое пожелание. Например,

мы заранее обсуждаем с ребенком то, что он хочет пожелать имениннику. И если пожелание будет

«Много сладостей», значит на рисунке конфеты, шоколадки, тортики, если как здесь космонавт,

значит, поздравление будет связано с профессией и т.д.

Это помогает детям более четко высказать

свои пожелания.

При подготовке к новой теме недели, мы предлагаем детям тоже в этом поучаствовать и принести

из дома имеющиеся книги, игры, фотографии, картины и т.д. Так в нашей группе появилось правило

«Я это знаю» На игру, книгу, принесенную из дама или предложенную нами дети ставят свою

фотографию. Это означает, что любой ребенок желающий узнать о содержании книги или научиться

играть в эту игру может обратиться за помощью к

знающему ребенку. Например, началась эта

практика с «толстых» книг.

Рубрика «Учите вместе с нами» это стихи, которые мы учим в группе во время образовательной

деятельности, в режимных моментах или на прогулке. Предлагаем родителям повторять их дома.

Используем

это

после

прогулки,

перед

обедом

устраиваем

«Минуту

славы»,

когда

каждый

желающий

ребенок

читает

любой

по

желанию

знакомый

стих

наизусть.

Это

помогает

детям

справиться с боязнью публичных выступлений. Например, девочка, которая очень хорошо и быстро

запоминает стихи,

могла рассказывать их только

один на один с воспитателем. Сейчас она

участвует даже в утренниках.

Благодаря

педагогической

поддержки

речевой

активности

детей,

и

учитывая

их

интересы

и

желания, нами отмечены заметные достижения в развитии коммуникативных навыков. У ребят

появилось желание больше общаться с взрослыми и детьми, делится своим опытом, находить

ответы на все возникающие вопросы и принимать собственные решения, опираясь на свои знания.



В раздел образования