формирования познавательной и коммуникативной компетенций на уроках математики
Автор: Прокопенко Ольга Ивановна Должность: преподаватель Учебное заведение: ГПОАУ АМФЦПК Населённый пункт: г.Белогорск Наименование материала: статья Тема: формирования познавательной и коммуникативной компетенций на уроках математики Раздел: среднее профессиональное
формирования познавательной и коммуникативной
компетенций на уроках математики
Автор: О.И. Прокопенко
ГОАУ АМФЦПК
Современное общество ставит перед педагогом задачу под-
готовки выпускников, способных ориентироваться в меняющих-
ся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходи-
мые знания, применяя их на практике для решения разнооб-
разных возникающих проблем. Работая в системе СПО, я каж-
дый год сталкиваюсь с ситуацией, когда приходят учащиеся на 1
курс, которые за 9 лет учебы в школе никогда не выходили к дос-
ке, которые говорят, что не любят и не понимают математику. И
мне необходимо на уроке включить каждого ученика в деятель-
ность, обеспечивающую формирование и развитие познаватель-
ных потребностей – познавательные мотивы. Активизация по-
знавательной деятельности студента без развития его познава-
тельного интереса не только трудна, но практически и невоз-
можна. Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет
учителю массу хлопот и огорчений.
Как
заинтересовать
математикой?
Это
дело
непростое.
Многое зависит от того, как преподаватель поставит даже оче-
видный вопрос и от того, как вовлечет всех учащихся в обсужде-
ние сложившейся ситуации. Творческая активность учащихся,
успех урока целиком зависит от методических приемов, которые
выбирает преподаватель. Через самостоятельность и активность,
через
поисковую
деятельность
на
уроке
и
дома,
создание
проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через
новизну материала, эмоциональную окраску урока. Сообщить
готовое быстрее, чем открывать его вместе с учениками. Но от
“прослушанного”, как известно, через две недели в памяти оста-
1
ется только 20%. Важно сделать студентов участниками научно-
го поиска: рассуждая вслух, высказывая предположения, обсу-
ждая их, доказывая истину. Учащиеся включаются в деятель-
ность,
которая
носит
исследовательский
характер.
Большую
роль в усвоении материала играют практические работы. Маль-
чишки, которые обучаются в группах по подготовке слесарей ло-
комотива, на занятиях по профподготовке изготавливают модели
взаимного расположения прямых и плоскостей в пространстве,
многогранников и тел вращения, а потом на уроках математики
находят площади и объемы этих фигур. В этих условиях позна-
вательная деятельность представляет собой самодвижение. Дети
в общении раскрепощаются, ведь не каждый студент может лег-
ко встать перед всей группой и отвечать. «Высший пилотаж» в
проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на
практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей,
дает рекомендации в течение урока.
Велика роль опорных схем или карточек-информаторов в
активизации познавательной деятельности учащихся, помогают
они и при повторении. Часто использую их на консультациях.
Оживляет урок и использование различных форм ИКТ, но
наиболее простой из них является презентация, когда компьютер
выполняет роль и доски, и учебника, и дидактического пособия.
Также использую на уроках учебные программы с помощью ко-
торых можно преобразовывать и исследовать графики функций,
наблюдать как меняются тела вращения в зависимости от того
вокруг какой стороны треугольника или прямоугольника проис-
ходит вращение.
Одной из основных задач преподавания курса математики в
школе является формирование у учащихся сознательных и проч-
ных вычислительных навыков. Однако треть учеников, которые
к нам приходят на первый курс, не знают таблицу умножения и
не умеют производить действия в столбик. Большинство студен-
тов даже не знают о том, что на уроках математики не допус-
кается использование калькулятора. С первых уроков мы начи-
наем повторять таблицу умножения, учимся производить дей-
ствия в столбик, повторяем (а в большинстве групп изучаем) ре-
2
шение линейных и квадратных уравнений и неравенств. Даже в
группах, где обучаются на продавцов, есть такие девочки, кото-
рые не могут умножить на единицу, что тогда говорить о маль-
чишках в группах «СЦБ», где ребята с наиболее слабой матема-
тической подготовкой.
Но, несмотря на все сложности в изучения математики, все
группы всегда активно участвуют в неделе математики, которая
по традиции проводится ежегодно. Ежегодно ребята с удоволь-
ствием принимают участие во всероссийских и международных
интернет олимпиадах и конкурсах. Есть среди них победители и
призеры. Это является стимулом для многих других студентов.
Итак, формирование интереса учащихся к математике —
сложный процесс, предполагающий использование: различных
приемов в системе средств развивающего обучения и правиль-
ного стиля отношений, между преподавателем и студентами.
3