Напоминание

формирования познавательной и коммуникативной компетенций на уроках математики


Автор: Прокопенко Ольга Ивановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГПОАУ АМФЦПК
Населённый пункт: г.Белогорск
Наименование материала: статья
Тема: формирования познавательной и коммуникативной компетенций на уроках математики
Раздел: среднее профессиональное





Назад




формирования познавательной и коммуникативной компетенций на уроках математики Автор: О.И. Прокопенко ГОАУ АМФЦПК Современное общество ставит перед педагогом задачу под- готовки выпускников, способных ориентироваться в меняющих- ся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходи- мые знания, применяя их на практике для решения разнооб- разных возникающих проблем. Работая в системе СПО, я каж- дый год сталкиваюсь с ситуацией, когда приходят учащиеся на 1 курс, которые за 9 лет учебы в школе никогда не выходили к дос- ке, которые говорят, что не любят и не понимают математику. И мне необходимо на уроке включить каждого ученика в деятель- ность, обеспечивающую формирование и развитие познаватель- ных потребностей – познавательные мотивы. Активизация по- знавательной деятельности студента без развития его познава- тельного интереса не только трудна, но практически и невоз- можна. Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений. Как заинтересовать математикой? Это дело непростое. Многое зависит от того, как преподаватель поставит даже оче- видный вопрос и от того, как вовлечет всех учащихся в обсужде- ние сложившейся ситуации. Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает преподаватель. Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока. Сообщить готовое быстрее, чем открывать его вместе с учениками. Но от “прослушанного”, как известно, через две недели в памяти оста- 1
ется только 20%. Важно сделать студентов участниками научно- го поиска: рассуждая вслух, высказывая предположения, обсу- ждая их, доказывая истину. Учащиеся включаются в деятель- ность, которая носит исследовательский характер. Большую роль в усвоении материала играют практические работы. Маль- чишки, которые обучаются в группах по подготовке слесарей ло- комотива, на занятиях по профподготовке изготавливают модели взаимного расположения прямых и плоскостей в пространстве, многогранников и тел вращения, а потом на уроках математики находят площади и объемы этих фигур. В этих условиях позна- вательная деятельность представляет собой самодвижение. Дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый студент может лег- ко встать перед всей группой и отвечать. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Велика роль опорных схем или карточек-информаторов в активизации познавательной деятельности учащихся, помогают они и при повторении. Часто использую их на консультациях. Оживляет урок и использование различных форм ИКТ, но наиболее простой из них является презентация, когда компьютер выполняет роль и доски, и учебника, и дидактического пособия. Также использую на уроках учебные программы с помощью ко- торых можно преобразовывать и исследовать графики функций, наблюдать как меняются тела вращения в зависимости от того вокруг какой стороны треугольника или прямоугольника проис- ходит вращение. Одной из основных задач преподавания курса математики в школе является формирование у учащихся сознательных и проч- ных вычислительных навыков. Однако треть учеников, которые к нам приходят на первый курс, не знают таблицу умножения и не умеют производить действия в столбик. Большинство студен- тов даже не знают о том, что на уроках математики не допус- кается использование калькулятора. С первых уроков мы начи- наем повторять таблицу умножения, учимся производить дей- ствия в столбик, повторяем (а в большинстве групп изучаем) ре- 2
шение линейных и квадратных уравнений и неравенств. Даже в группах, где обучаются на продавцов, есть такие девочки, кото- рые не могут умножить на единицу, что тогда говорить о маль- чишках в группах «СЦБ», где ребята с наиболее слабой матема- тической подготовкой. Но, несмотря на все сложности в изучения математики, все группы всегда активно участвуют в неделе математики, которая по традиции проводится ежегодно. Ежегодно ребята с удоволь- ствием принимают участие во всероссийских и международных интернет олимпиадах и конкурсах. Есть среди них победители и призеры. Это является стимулом для многих других студентов. Итак, формирование интереса учащихся к математике — сложный процесс, предполагающий использование: различных приемов в системе средств развивающего обучения и правиль- ного стиля отношений, между преподавателем и студентами. 3


В раздел образования