Автор: Мадурова Татьяна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Челябинская область, город Коркино, поселок Первомайский
Наименование материала: Конспект занятия по финансовой грамотности детей подготовительной группы
Тема: "Путешествие Знайки и Незнайки в страну финансов"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по финансовой грамотности детей подготовительной группы.
«Путешествие Знайки и Незнайки в страну финансов»
Цель: формирование у детей первичных элементарных экономических
представлений; обобщение знаний о потребностях человека.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить названия основных потребностей и что к ним относится;
Уточнить от чего зависят потребности человека; Продолжать учить решать
проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь;
Подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет.
Развивающие:
Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи;
Воспитательные:
Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров,
необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
Ход занятия
Вводная часть
Воспитатель: «Здравствуйте»!
Сегодня в гости к нам пришли два братца- Незнайка и Знайка..
А вот и они! (показ плоскостных героев)
Они здороваются.
Воспитатель: Давайте знакомится.
Знайка очень умный и когда он отвечает на вопрос он всегда сначала подумает. А
Незнайка никогда не думает а сразу отвечает и поэтому его ответы бывают
неправильными
С ними часто происходят разные истории И сегодня я расскажу вам одну из них.
Однажды два братца отправились в сказочное путешествие в страну Финансов,
где узнали много интересного о деньгах и для чего они нужны.
Воспитатель: В дорогу каждый из них взял…..
Отгадайте что:
Бывают они медные, блестящие, бумажные,
Но для любого из людей, поверьте, очень важные!
- Что это?
Дети: Деньги, монеты.
Воспитатель: - Совершенно верно. А для чего нужны людям деньги?
Ответы детей. А что вы еще знаете о деньгах (есть купюры и монеты) - А что у
них общего? (это деньги)
- А чем они отличаются? (бумажные купюры мнутся, если опустить в воду
намокнут и могут порваться, они разной формы и размера, купюры бумажные, а
монеты металлические, твердые)
Воспитатель: Вы правы. Деньги нужны в современном мире, без них прожить
невозможно!
- В дорогу каждый из братцев взял кошелёчек с монетками.
- Сколько монеток у Знайки?
- А у Незнайки?
- Сравните.
Воспитатель: Деньги нужны для удовлетворения потребностей.
- Что такое потребности?
Ответы детей.
Воспитатель: Значение слова потребность, происходит от слова, требуется.
Потребности – это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет
иметь.
Перед вами картинки вы должны среди них определить и выбрать жизненно
важные потребности человека (вода, одежда, еда, жилье).
Воспитатель: вы правильно сказали - жилье, в доме можно укрыться от непогоды,
от посторонних людей, дом - семейный очаг, где может собираться вся семья.
И решили братцы выбрать себе дом.
(На доске изображения трёх домиков: очень большой, очень старый и
разрушающийся и аккуратный маленький домик. Первый по цене 3 монетки,
второй 1 и третий 2).
Незнайка сразу взял самый дешевый домик, зачем платить лишнее.
А Знайка стал думать и рассуждать.
Сначала он решил взять самый большой дом за 3 монетки, но потом отказался.
Как вы думаете почему?
(Одному не нужен такой большой дом, для одного дорого).
И взял домик за две монетки.
А как вы думаете, почему он не взял маленький и старый домик?
(Ответы детей)
Так и вышло! В этом домике Незнайке было очень холодно, крыша протекала, и
ему пришлось потратить ещё две монетки на его ремонт.
Воспитатель: Давайте поможем братцам сосчитать оставшиеся монетки.
(Дети на доске или на столе производят отсчёт и подсчёт монет.
Сколько осталось?)
Стало холодно. И Незнайка и Знайка вспомнили ещё про одну важную
потребность.
Какую? (Одежда).
И купили её, потратив по одной монетке.
- Отложим из их кошелёчков по одной монетке.
А потом у братцев забурчали животики, и они вспомнили про ещё одну жизненно
важную потребность. Какую?
(Потребность в еде)
Взяли Знайка и Незнайка по одной монетке, и пошли в магазин.
Физминутка -
1.Что такое деньги знают даже дети
махи руками влево - вправо
Да и как же этого не знать
Деньги, как цветочки разные листочки,
маршируем на месте
Но на них не надо рисовать.
2.Для чего нам деньги тоже знают дети
повороты в стороны
Да и как же этого не знать
А чтобы на рынке нам ходить с корзинкой кружимся на месте
Спелую малину покупать.
3.Где берутся деньги, тоже знают дети
выставляем пяточкуДа и как же
Этого не знать
Книжечки с замочком, то есть кошелечки
щелчки руками
Их оттуда просто доставать
Щелкнул и достал.
4. Почему листочки, деньги – лепесточки
маршируем на месте
Брать без спросу детям не велят. Нельзя!
Мы расспросим маму, мы расспросим папу
махи руками влево - вправо
И они нам это объяснят.
Воспитатель:
Посмотрите, что они купили.
(В корзинке у Знайки крупа, мука, сыр, молоко, овощи.
У Незнайки много разных сладостей.)
Обсуждение с детьми: «А чтобы купили вы?». Подвести детей к пониманию, что
сладости не жизненно необходимая потребность.
Воспитатель: Ребята, прежде чем что-нибудь купить, надо рассчитать бюджет. А
давайте с вами вспомним, что такое бюджет?
Ответы детей.
Воспитатель:
Бюджет – это подсчет доходов и расходов.
Доход - это деньги или материальные ценности, полученные в результате работы.
- А из чего состоит доход?(из зарплаты мамы, папы, пенсии бабушки или
дедушки, и если есть брат или сестра студент, то еще и стипендия)
Расход - это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на
покупку вещей.(это когда мы с мамой ходим в магазин и тратим деньги на
продукты, одежду, на бензин для машины, за квартиру и интернет)
Воспитатель: А теперь давайте, подумаем, почему иногда, когда вы вечером
просите у мамы что-нибудь купить, мама вам не покупает? Ответы детей.
Воспитатель: Да, все верно, если каждый день что-то покупать, нужно очень
много денег, а родители столько не зарабатывают. В каждой семье родители
обычно подсчитывают свой семейный бюджет.(мамы не получают много
зарплаты, чтобы каждый день покупать сладости)
Давайте мы с вами попробуем помогать родителям распределять семейный
бюджет и прежде чем что-нибудь просить купить вы будете думать, а хватит ли
денег у мамы.
Воспитатель: Вот какая интересная история приключилась с нашими героями.
Незнайка понял что деньги надо экономить
Заключительная часть
А сегодня давайте мы с вами сделаем блокнотики для записей доходов и расходов
и подарим нашим гостям Знайке и Незнайке.