Авторы: Химич Наталья Петровна, Балабенко Марина Леонидовна
Должность: воспитатель,воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с№3
Населённый пункт: Березовский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Воздух неведимка"
Раздел: дошкольное образование
Показательное занятие средняя группа «Звездочки»
«Воздух-невидимка»
Цель: Создание условий для формирования мировидения ребенка
средствами детского экспериментирования.
Задачи:
Образовательные:
Формировать представление, у детей о воздухе и его свойствах, путем
наблюдения и экспериментирования.
Способствовать формированию умения строить гипотезы.
Продолжить знакомить с нетрадиционной техникой рисования.
Развивающие:
Развивать умения самостоятельно делать выводы на основе практического
опыта.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи,
умению аргументировать высказывания.
Развивать образное восприятие, воображение.
Воспитательные:
Воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к
окружающей среде.
Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание
исследовать его всеми доступными способами.
Гипотезы:
- воздух постоянно нас окружает;
- способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- воздух есть внутри людей;
- без воздуха невозможна жизнь.
Оборудование: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); емкость с
водой, банка, одноразовые стаканчики с водой и горошинками, трубочки для
коктейля ; мыльный раствор.
Ребята, давайте согреем своими улыбками друг друга и наших гостей.
Для этого поставьте руки на пояс и произнесите слова: «Влево вправо
повернись и друг другу улыбнись.
-Ребята, а что еще нас согревает и улучшает настроение дарит нам тепло
-солнышко.
Давайте коснемся друг друга ладошками и подарим друг другу солнечного
тепла
«Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое
Здравствуй, вольный ветерок
Здравствуй, беленький снежок!»
Посмотрите у нас появился снежок. А какое время года сейчас? (зима) В
какие игры дети играют зимой: ответы детей.
И я хочу с вами в снежок поиграть. Ведь все дети любят зимой играть в
снежки. Кто снежок поймает тот слово называет.
Какой бывает зима?
-А еще зима бывает ветреной, вьюжной.
Звук ветра вьюги.
Залетает Карлсон.
-Здравствуйте ребята!
- Я к вам хотел прилететь на воздушных шариках, но у меня не получилось
мои шарики сжались и сдулись.
Я не знаю почему они такие стали, когда я вышел на улицу они были
огромные.
В-ль: А я знаю ведь на улице ребята: зима
Карслсон: Ну и что и что бывает зимой?
В-ль: А мы сейчас тебе покажем и расскажем, что происходит зимой.
Показ слайдов
1слайд. Солнце землю греет слабо. (руки вверх, вниз)
2.слайд По ночам трещит мороз. (звуки) (наклоны влево вправо)
3 слайд Во дворе у снежной бабы (покружиться)
Побелел морковный нос. (задеть нос рукой)
4 слайд. В речке стало вдруг вода
Неподвижна и тверда (прыжки на двух ногах)
5 слайд . Вьюга злиться,
6 слайд. снег кружиться (круговые движения руками)
7 слайд. Засыпает все кругом
8 слайд. Белоснежным серебром. (руки влево вправо)
В-ль: Теперь понял Карлсон, что происходит в зимнее время года.
К: Понятно, что холодно но почему же мои воздушные шарики сдулись.
В-ль: А я сейчас вам объясню. Но для этого нам надо пройти в лабораторию и
переодеться.
Присаживайтесь все. Сейчас я объясню и покажу что произошло с
воздушными шарами, но с начало отгадайте загадку.
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: воздух
В-ль: Правильно это воздух, мы его не видим, но он нас повсюду окружает.
Давайте ребята проверим повсюду ли окружает нас воздух. Возьмем бутылку
без крышки с начало проверим есть ли в ней воздух посмотрите я помну
бутылку. И вы возьмите свою бутылку нажмите на нее. Видите, как она
хорошо мнется, а сейчас мы закроем крышкой теперь я не могу ее смять. А
вы можете? Почему так произошло?
Вот видите в ней есть воздух хоть мы его и невидим, но он заполнил все
пространство. Вот видите воздух заполняет все пустоты он с легкостью
проникает повсюду.
Но почему же воздушный шарик на улице у Карлсона сжался.
Сейчас мы с вами посмотрим научный опыт:
Пустой воздушный шарик наденем на горлышко бутылки. Подержим эту
бутылку в горячей воде.
Шарик надувается.
Это потому что воздух, в бутылке при нагревание расширяется ему требуется
дополнительное пространство. Поэтому он проникает в шарик и надувает
его.
А теперь поставим в снег. шарик начал сдуваться.
Это потому что при охлаждение воздух сжимается.
Следовательно, пока воздух в воздушном шаре горяч шар остается на
высоте.
В: Теперь понятно карлсон, что произошло с твоими шарами на улице.
Карлсон: Да я все понял оказывается воздух тоже замерзает.
К: А я люблю ловить воздух.
Вот смотрите. (Показывает пустой пакет полиэтиленовый).
Сейчас я покажу фокус.
(Карлсон предлагает рассмотреть пакет.)
Смотрите какой у меня пакет? (пустой)
Сейчас я его помну. Мнется?
А вот смотрите мы сейчас будем ловить воздух и сделаем пакет полным.
(взмахивает пакетом, ловит воздух, закручивает пакет.)
Что теперь скажете? И теперь пакет пустой? Потрогайте.
Почему он стал как подушка? Что теперь у вас в пакете?
Ответы детей.
В-ль: Все просто Карлсон в пакете воздух он занял все пространство в нем и
пакет стал похож на подушку.
К: А теперь чтоб убедиться, что в пакете воздух проткните палочкой пакет и
подставьте к лицу что вы чувствуете? Расскажите свои ощущения.
Чувствуем холодок ветерок.
-Правильно это и есть воздух его нельзя увидеть, но можно почувствовать.
Мы его и на улице чувствуем. В виде ветра ведь воздух и есть движения
ветра.
В-ль: А мы сейчас Карлсон тоже тебе опыт покажем.
Вот смотри у нас на дне стакана горошинки. Хотите их оживить? А в этом нам
сейчас поможет все тот же воздух.
Как вы думаете, что нам надо для этого сделать? (подуть в трубочки)
Мы набираем носиком воздух и ротиком подуем в трубочку. Появились
пузырьки-это воздух. Мы снова его увидели, а что же делают горошинки?
Они двигаются.
-Мы его не только нашли, но и увидели, как он заставил горошины двигаться.
Карлсон: А он у меня еще летать умеет.
Сейчас мы вместе его отправим в полет.
-Вот смотрите для этого фокуса мне понадобиться вода и мыльный раствор.
И сейчас произойдет чудо. Я дую соломинкой в мыльный раствор и надуваю
вот такой пузырь, а в этом мне помог опять наш друг воздух.
-Карлсон и ребята очень любят пускать мыльные пузыри- это самое любимое
занятие детей.
-А мы еще умеем рисовать мыльными шарами.
Посмотри Калсон вот у нас в баночках мыльный раствор, но мы его еще
подкрасили краской.
И сейчас мы для тебя нарисуем разноцветные шарики.
Посмотрите, я сначала возьму трубочку и опущу на дно баночки теперь
осторожно помешаю трубочкой.
Я беру и выдуваю на листок и что у меня получается.
А сейчас вы ребята нарисуйте свои воздушные шарики.
Заключительная часть.
-Давайте ребята подарим наши рисунки Карлсону.
Спасибо ребята!
К:
Мне понравились ваши рисунки. Как у вас интересно.
А что вам понравилось?
Ребята смотрите пока мы с вами играли мои шарики снова стали большие.
Давайте возьмем шарики и полетим все вместе.