Напоминание

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИМ ОБЪЕДИНЕНИЕМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ


Автор: Белых Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 88
Населённый пункт: г. Томск
Наименование материала: Статья
Тема: МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИМ ОБЪЕДИНЕНИЕМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИМ

ОБЪЕДИНЕНИЕМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Белых Елена Юрьевна

Магистр

Воспитатель Первой категории МБДОУ№ 88

Ключевые слова:

Федеральный закон РФ «Об образовании в

Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный

стандарт дошкольного образования, модель, моделирование, научно-

методическая работа, научно-методическое объединение, заведующий,

старший воспитатель, программа «Познавательно-исследовательская

деятельность дошкольников».

Аннотация. В данной статье рассматривается организация научно-

методического

объединения

в

дошкольном

образовательном

учреждении.

Описывается

деятельность

научно-методического

объединения

в

детском

саду. Представлена модель управления научно-методическим объединением

деятельность которого направлена на решение данных проблем во время

организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Klyuchevyye slova: Federal'nyy zakon RF «Ob obrazovanii v Rossiyskoy

Federatsii», Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart doshkol'nogo

obrazovaniya, model', modelirovaniye, nauchno-metodicheskaya rabota, nauchno-

metodicheskoye ob"yedineniye, zaveduyushchiy, starshiy vospitatel', programma

«Poznavatel'no-issledovatel'skaya deyatel'nost' doshkol'nikov».

Annotatsiya. V dannoy stat'ye rassmatrivayetsya organizatsiya nauchno-

metodicheskogo ob"yedineniya v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii.

Opisyvayetsya deyatel'nost' nauchno-metodicheskogo ob"yedineniya v detskom

sadu. Predstavlena model' upravleniya nauchno-metodicheskim ob"yedineniyem

deyatel'nost' kotorogo napravlena na resheniye dannykh problem vo vremya

organizatsiya

poznavatel'no-issledovatel'skoy deyatel'nosti doshkol'nikov.

2

Научно-методическое объединение – это добровольное объединение

работников образовательного учреждения, разрабатывающих и реализующих

комплекс практических мероприятий, базирующих на достижениях науки,

передового

педагогического

опыта

и

направленных

на

всестороннее

повышение

компетентности

и

профессионального

мастерства

каждого

педагога, а также на реализацию исследовательской деятельности педагогов.

Большое значение в работе научно-методических объединений должно

быть уделено изучению нормативно-правовых документов таких как «Закон

об

образовании»,

«Типовое

положение

о

дошкольном

образовательном

учреждении», «СанПин», «Международная конвенция о правах ребенка»,

«ФГОС ДО» и др.

Продуктивная

работа

научно-методического

объединения

оказывает

положительное влияние на качество воспитательно-образовательного

процесса в дошкольных учреждениях, способствует улучшению подготовки

детей

к

обучению

в

школе

и

создает

условия

для

организации

информационного пространства с целью обмена педагогическим опытом.

Научно-методическое объединение имеет следующую деятельностную

структуру

исследовательской

и

образовательной

деятельности:

изучение

проблемы; поиск, анализ, обработка информации; обмен мнениями, выбор

оптимальных вариантов

решения педагогической проблемы; разработка и

внедрение

в

практику

продуктов

своей

исследовательской

работы;

обобщение

результатов

опыта.

Научно-методическое

объединение

собирается от одного до трех раз в полугодие.

В МБДОУ № 88 было выбрано следующее направление деятельности

научно-методического объединения: разработка и реализация программы по

организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

На начальном этапе мною был выявлен ряд проблем:

1.

Педагоги не имеют достаточной подготовки для организации

познавательно-исследовательской

деятельности

детей,

недостаточно

организована среда, нет конкретных методик, в которых указаны методы,

3

содержания

и

формы

работы

с

детьми

при

организации

познавательно-

исследовательской деятельности.

2.

Наблюдения за дошкольниками позволили сделать вывод о том,

что

дошкольники

испытывают

затруднения

в

удовлетворении

своих

познавательных

потребностей,

интересов,

так

как

не

могут

реализовать

исследовательские действия

– наблюдения, опыт и другие действия. Им

требуется целенаправленная помощь педагога.

Мною

была

разработана

модель

управления

научно-методическим

объединением,

так

как

являлась

руководителем,

деятельность

которого

направлена

на

решение

данных

проблем

во

время

организация

познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

В большой советской энциклопедии модель (от лат. modulus – мера,

мерило,

образец,

норма)

в

широком

понимании

образ

том

числе

условный или мысленный – изображение, описание, схема, чертеж, график,

план, карта и т.п.) или прообраз (образец) какого-либо объекта или системы

объектов

(«оригинал»

данной

модели),

используемый

при

определенных

условиях в качестве их «заместителя» или «представителя».

Исходя

из

сказанного

выше,

термин

«модель»

применяется

тогда,

когда

стоит

цель

описать

заданную

(исследуемую,

изучаемую)

область

явлений с помощью другой, более известной (изученной, привычной).

Моделирование

рассматривается

как

метод

исследования

объектов

познания

на

специальном

объекте

модели

аналоге

определенного

фрагмента

природной

и

социальной

реальности,

которая

является

промежуточным звеном между субъектом – исследователем и предметом

исследования.

При

этом

возможности

моделирования,

основаны

на

способностях

модели,

отображать

или

воспроизводить

какие-либо

его

стороны, а, следовательно, отличительной чертой анализируемого метода

научного познания является наличие «заместителя» объекта исследования,

используемого для решения исследовательских задач.

4

Таким

образом,

несмотря

на

широкое

применение

метода

моделирования в различных областях науки, не существует единого подхода

к проблеме моделей и моделирования.

Модель содержит цели, задачи, условия, ресурсы, формы, деятельный

этап. Существуют следующие виды моделей.

Структурная модель – является результатом системного подхода в

моделировании

объектов

и

явлений.

Под

«структурой»

понимается

некоторый

содержательный,

качественно

определенный

тип

системы

отношений.

Без

выделения

структуры

невозможно

познание

внутренней

природы

и

сущности

объектов

и

процессов.

Особенность

структурных

моделей - меньше привязаны к самому объекту, чем другие модели.

Функциональная модель – имитирует собой поведение (функции)

оригинала.

При

этом

функции

являются

одной

из

существенных

характеристик системы, которую представляет данная модель.

Содержательная

модель

представление

когнитивной

модели

на

естественном языке называется содержательной моделью. Содержательная

модель

не

равна

когнитивной,

так

как

не

всегда

исследователь

может

выразить в знаковой форме все элементы мысленного образа объекта.

В естественнонаучной дисциплине и в технике содержательную модель

называют технической постановкой проблемы.

По

функциональному

признаку

и

цели

содержательные

модели

подразделяют как описательные, объяснительные и прогнозирующие.

Описательные – любое описание объекта.

Объяснительные – отвечают на вопрос: почему что-либо происходит?

Прогнозирующие – описывают будущее поведение объекта.

Смешанная модель — сочетает в себе признаки моделей.

Нас интересует структурно-содержательная модель.

Структурно-содержательная модель состоит из четырех компонентов,

которые

взаимосвязаны

между

собой:

ценностно-целевой,

теоретико-

5

методологический,

организационно-деятельностный

и

результативно-

оценочный.

Ценностно-целевой – характеризуется расширением и обогащением

опыта

педагога

для

поддержки

познавательно-исследовательской

деятельности детей.

Теоретико-методологический

включающий

научно-методические

подходы

к

вопросу

организации

познавательно-исследовательской

деятельности дошкольников, а также основные положения Федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного

образования

(далее ФГОС ДО) в развитии дошкольников.

Организационно-деятельностный

характеризуется

организацией

управления,

содержания

и

формы

научно-методической

работы;

осуществление

педагогического

взаимодействия,

направленного

на

реализацию

целей

и

задач;

создание

программы

по

познавательно-

исследовательской

деятельности

дошкольников;

план

работы

научно-

методического объединения.

Результативно-оценочный – определяющий способность педагогов к

повышению

профессиональной

компетентности

по

познавательно-

исследовательской

деятельности

дошкольников,

к

оценке

качества

взаимодействия и осознанию необходимых изменений.

6

Рис. 1 Модель управления научно – методической работой по организации

познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

профессиональная

компетентность педагога

Ценностно-целевой компонент

Ребенок, его развитие:

-поддержка исследовательского поведения к

познавательной активности

ДОУ

Единое образовательное пространство

Теоретико-методологический компонент

подходы

положения

личностно-ориентированный деятельностый

ФГОС ДО о развитии ребенка, во влечение его в разные виды

Организационно-деятельностный компонент

Управление научно-

методической работой

Содержание и формы работы

Результат

1. Выявление

проблемы.

2. Организация

Научно-

методического

объединения.

3. Целеполагание и

планирование

работы НМО.

4.Реализация

работы НМО.

5. Оценка

результатов.

Содержание:

а) выявление проблемы научно-методического обеспечения

организации познавательно-исследовательской деятельности детей;

б) проблема организации предметно-простраственной среды для ПИД

детей;

в) профессиональная компетентность педагогов по ПИД детей.

Формы: анкетирование, анализ работы педагогов, наблюдение за

детьми.

Содержание:

а) изучение опыта по организации ПИД детей;

б) создание нормативно-правовой базы для деятельности НМО в

данном направлении;

в) создание условий для работы НМО в ДОУ по выявленным

проблемам.

Содержание:

а) определение участников;

б) разработка содержания работы НМО;

в) планирование работы НМО.

Формы: консультации, семинар-практикум, круглый стол, мастер-

класс.

Содержание:

а) разработка и реализация программы "Познавательно-

исследовательская деятельность дошкольников";

б) разработка элементов предметно-пространственной среды;

в) написание методических рекомендаций.

Формы: открытые занятия, семинар-практикум, конференции,

круглый стол, консультации.

Содержание:

а) деятельностные компоненты педагогов;

б) наблюдение за деятельностью детей.

Формы: анктирование, наблюдение.

Выявление

проблем и

потиворечий как

основание для

организации

научно-

метдического

объединени.

Приказ о работе

научно-

методического

объединения

.

План работы

научно-

методического

объединения.

Программа,

конспекты ННОД,

элементы среды.

Внесение

коррективов в

программу.

Результативно-оценочный компонент

Диагностика

-педагогов

-детей

Анализ и

интерперетация

данных

Выводы

Решение

7

Цель модели:

разработка содержания и форм управления научно-

методической работой через создания научно-методического объединения

по

организации

познавательно-исследовательской

деятельности

дошкольников.

Задачи:

определить

участников

научно-методического

объединения,

содержание работы, направление исследования; разработать положение, план

работы научно-методического объединения по организации познавательно-

исследовательской деятельности дошкольников;

разработать

и

внедрить

программу

«Познавательно-

исследовательская деятельность дошкольников» в МБДОУ№ 88;

выявить

проблемы

организации

предметно-пространственной

среды в группах;

проанализировать

результаты

реализации

программы

и

эффективность деятельности научно-методического объединения.

Научно-методическая

работа

может

реализовываться

через

организацию научно-методического объединения.

Важнейшими субъектами работы научно-методического объединения

являются: руководитель (заведующий).

Заведующий дошкольного образовательного учреждения осуществляет

всю

полноту

административного

руководства.

Он

несет

персональную

ответственность за работу вверенного ему учреждения.

Одной из основных обязанностей руководителя является определение

стратегии, целей и задач развития учреждения, что влияет на конкретизацию

целей, задач и содержания научно-методической работы.

Руководитель дошкольного образовательного учреждения:

организует текущее и перспективное планирование деятельности

образовательного учреждения;

8

обеспечивает

использование

и

совершенствование

методов

организации

образовательного

процесса

и

осуществляет

контроль

над

качеством образовательного процесса;

координирует

взаимодействие

между

представителями

педагогической науки и практики;

оказывает

помощь

педагогическим

работникам

в

освоении

и

разработке инновационных программ и технологий;

организует научно-методическую работу.

Управленческие действия руководителя и заместителя руководителя по

организации научно-методической работы должны координироваться.

Старший воспитатель выполняет следующие функции:

стратегическое планирование, разработка и внедрение программ

развития и планов работы в дошкольном образовательном учреждении;

выбор (разработка) образовательных программ для детей;

организация

экспериментальной,

исследовательской

работы

в

дошкольном образовательном учреждении;

развитие

сотрудничества

с

другими

дошкольными

образовательными организациями, школами, детскими центрами, музеями, и

т. п.

Старший воспитатель отвечает за организацию работы методического

кабинета.

Это

центр

сбора

педагогической

информации

(нормативные

документы, педагогическая и научно-методическая литература, передовой

педагогический опыт). Задачей методиста является обеспечить спрос на

материалы

кабинета;

создать

рациональную

и

оптимальную

систему

хранения,

расположения,

учета

материала,

а

также

следить

за

его

содержательной ценностью.

Для обеспечения эффективности образовательной работы необходимо:

своевременное информирование педагогов о новых разработках в

психолого-педагогической

науке

и

передовой

практике,

о

нормативно-

9

правовом

и

научно-методическом

обеспечении

системы

дошкольного

образования

(регулярное

и

своевременное

оформление

тематических

выставок в кабинете);

доступность кабинета каждому воспитателю (удобный график

работы).

Опыт,

представленный

в

кабинете,

должен

«провоцировать»

педагогов на творчество, побуждать к совершенствованию педагогического

мастерства.

Для

результативности

образовательного

процесса

в

дошкольном

образовательном учреждении необходимо:

организация

развивающей

предметно-пространственной

среды

дошкольного учреждения;

обеспечение подбора игрушек, игр, пособий для работы с детьми

по программе с учетом современных требований;

активизация педагогов в разработке атрибутов и методических

пособий;

обновление содержания методического обеспечения технологий,

методик в соответствии с современными требованиями;

разработка режима дня, сетки занятий, для каждой возрастной

группы.

Работа научно-методического объединения проводится в соответствии

с планом работы на текущий учебный год. План составляется руководителем

научно-методического

объединения,

рассматривается

на

заседании,

согласовывается с заведующим дошкольного образовательного учреждения и

утверждается

методическим

советом

учреждения.

Заседания

научно-

методического объединения проводятся от 1 до 3 раз в полугодие. На

заседании научно-методического объединения секретарь ведёт протокол.

О

времени и месте проведения заседания руководитель научно-методического

объединения

обязан

поставить

в

известность

заведующего

дошкольного

образовательного учреждения.

10

Результатом

работы

научно-методического

объединения

в

дошкольном

образовательном

учреждении

является

создание

и

апробирование программы «Познавательно-исследовательская деятельность

дошкольников».

Создавая

модифицированную

программу

научно-методическим

объединением решались задачи образовательной области «Познавательное

развитие»

в

интеграции

других

образовательных

областей.

Программа

состоит из целевого, содержательного и организационного разделов.

Цель

программы:

развитие

познавательно-исследовательской

деятельности дошкольников.

Задачи:

развивать любознательность и познавательную мотивацию;

формировать познавательные действия, становление сознания;

формирование первичных представлений о себе, других людях,

объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов

окружающего

мира

(форме,

цвете,

размере,

материале,

звучании,

ритме,

темпе, количестве, число, части и целом, пространстве и времени, движении

и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме

людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира;

расширять

представления

детей

о

физических

свойствах

окружающего мира;

формировать

представления

о

различных

свойствах

веществ

(твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т. п.);

развивать

представления

об

основных

физических

явлениях

(магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление

света и др.);

формировать

у

детей

элементарные

географические

представления;

11

формировать опыт выполнения правил техники безопасности во

время проведения физических экспериментов;

развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему

миру;

формировать умение работать по инструкции взрослого, ставить

вопросы, обращаться за помощью, задавать вопросы, слушать

собеседника, участвовать в совместной деятельности.

Возраст детей: 4 – 7лет.

Сроки реализации: 3 года.

Для

реализации

познавательно-исследовательской

деятельности

используются такие формы деятельности как:

целевые прогулки, обсуждение, труд в группе и на участке;

экологические игры: дидактические и подвижные;

работа с календарем природы: число, месяц, дни недели,

части суток, времена года, явления природы;

ННОД,

чтение

художественной

литературы,

художественное творчество, запоминание народных примет, поговорки

и

пословицы,

загадок,

музыкальное

сопровождение,

экспериментирование.

Таким

образом

одним

из

ведущих

элементов

научно-методической

работы

является

научно-методическое

объединения,

которое

содействует

личностному

и

профессиональному

росту

педагога,

внедрению

новых

педагогических

технологий.

Организатором,

координатором

научно-

методической работы в детском саду является старший воспитатель, который

способствует

повышению

профессиональной

квалификации

педагогов

и

развития

их

творческой

активности.

Именно

педагог

является

сегодня

ключевой фигурой обновления, а потому следует задуматься над тем, как

повысить роль его личности. Только через совершенствование управления

12

научно-методической

работой

и

организацию

научно-методического

объединения можно поднять ее на более высокий уровень.

Список литературы

1.

Приказ Министерства науки и образования Российской Федерации

от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального

Государственного

образовательного

стандарта

дошкольного

образования».

2.

Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12. 2014.

№ 273 - ФЗ. М.: ТЦ Сфера 2014. 192 с. (Правовая библиотека

образования).

3.

Виноградова

Н.

А.

Методическая

работа

в

ДОУ.

Эффективные

формы и методы: метод. пособие/ М.: Айрис-пресс, 2009. – 192 с.

4.

Маркова

Л.

С.

Управленческая

деятельность

руководителя

социального учреждения. − М., 2010.

5.

Коротун

А.

В.,

Шарагулова

К.

М.

Организация

научно-

методической

деятельности

педагогических

работников

дошкольного образовательного учреждения // Вестник социально-

гуманитарного образования и науки. 2014. № 3. С. 35 - 44

6.

К. А. Белая «Научно-методическая работа в ДОО» / Справочник

старшего воспитателя дошкольного учреждения № 10 октябрь / 2015

7.

Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова «Образовательные проекты в

детском саду»/ Пособие для воспитателей – М.: Айрис-пресс, 2008. –

208 с.

8.

Голицина Н. С. «Организация и содержание работы старшего

воспитателя ДОУ. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010. 104с.

9.

Белая К. Ю. Методическая деятельность в дошкольной

организации. М.: ТЦ Сфера 2015. 128 с.

13

10.

Михеев, В.И. Моделирование и методы теории измерений в

педагогике / В.И. Михеев. – изд.4, доп. – М.: Высшая школа, 2010. – 224 с. с.

7

11.

Методист дошкольного образовательного учреждения Выпуск

№15/2015 с.68

12.

Чупаха И. В. Статья Формирование методической

компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения при

внедрении и реализации ФГОС дошкольного образования./ Сборник

научных трудов по материалам V ежегодной Международной заочной

научно-практической конференции: материалы и доклады. ЧУ ВО ЮРГИ.

2015.

13.

Шарагулова К. М. Научно-методическая деятельность как

направление профессиональной самореализации педагогических работников

дошкольных образовательных учреждений // Профессиональная

самореализация личности в современном социуме сборник научных трудов

по материалам третьего Международного форума. 2014. С. 201 - 205.

14.

Рудая Т. Я. Статья Управление методической работой в

дошкольном учебном учреждении на этапе внедрения Федерального

Государственного образовательного стандарта дошкольного образования./

Журнал «Проблемы современного педагогического образования» № 46-1,

2015



В раздел образования