Автор: Белых Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ 88
Населённый пункт: г. Томск
Наименование материала: Статья
Тема: МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИМ ОБЪЕДИНЕНИЕМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Раздел: дошкольное образование
1
МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИМ
ОБЪЕДИНЕНИЕМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Белых Елена Юрьевна
Магистр
Воспитатель Первой категории МБДОУ№ 88
Ключевые слова:
Федеральный закон РФ «Об образовании в
Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования, модель, моделирование, научно-
методическая работа, научно-методическое объединение, заведующий,
старший воспитатель, программа «Познавательно-исследовательская
деятельность дошкольников».
Аннотация. В данной статье рассматривается организация научно-
методического
объединения
в
дошкольном
образовательном
учреждении.
Описывается
деятельность
научно-методического
объединения
в
детском
саду. Представлена модель управления научно-методическим объединением
деятельность которого направлена на решение данных проблем во время
организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
Klyuchevyye slova: Federal'nyy zakon RF «Ob obrazovanii v Rossiyskoy
Federatsii», Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart doshkol'nogo
obrazovaniya, model', modelirovaniye, nauchno-metodicheskaya rabota, nauchno-
metodicheskoye ob"yedineniye, zaveduyushchiy, starshiy vospitatel', programma
«Poznavatel'no-issledovatel'skaya deyatel'nost' doshkol'nikov».
Annotatsiya. V dannoy stat'ye rassmatrivayetsya organizatsiya nauchno-
metodicheskogo ob"yedineniya v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii.
Opisyvayetsya deyatel'nost' nauchno-metodicheskogo ob"yedineniya v detskom
sadu. Predstavlena model' upravleniya nauchno-metodicheskim ob"yedineniyem
deyatel'nost' kotorogo napravlena na resheniye dannykh problem vo vremya
organizatsiya
poznavatel'no-issledovatel'skoy deyatel'nosti doshkol'nikov.
2
Научно-методическое объединение – это добровольное объединение
работников образовательного учреждения, разрабатывающих и реализующих
комплекс практических мероприятий, базирующих на достижениях науки,
передового
педагогического
опыта
и
направленных
на
всестороннее
повышение
компетентности
и
профессионального
мастерства
каждого
педагога, а также на реализацию исследовательской деятельности педагогов.
Большое значение в работе научно-методических объединений должно
быть уделено изучению нормативно-правовых документов таких как «Закон
об
образовании»,
«Типовое
положение
о
дошкольном
образовательном
учреждении», «СанПин», «Международная конвенция о правах ребенка»,
«ФГОС ДО» и др.
Продуктивная
работа
научно-методического
объединения
оказывает
положительное влияние на качество воспитательно-образовательного
процесса в дошкольных учреждениях, способствует улучшению подготовки
детей
к
обучению
в
школе
и
создает
условия
для
организации
информационного пространства с целью обмена педагогическим опытом.
Научно-методическое объединение имеет следующую деятельностную
структуру
исследовательской
и
образовательной
деятельности:
изучение
проблемы; поиск, анализ, обработка информации; обмен мнениями, выбор
оптимальных вариантов
решения педагогической проблемы; разработка и
внедрение
в
практику
продуктов
своей
исследовательской
работы;
обобщение
результатов
опыта.
Научно-методическое
объединение
собирается от одного до трех раз в полугодие.
В МБДОУ № 88 было выбрано следующее направление деятельности
научно-методического объединения: разработка и реализация программы по
организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
На начальном этапе мною был выявлен ряд проблем:
1.
Педагоги не имеют достаточной подготовки для организации
познавательно-исследовательской
деятельности
детей,
недостаточно
организована среда, нет конкретных методик, в которых указаны методы,
3
содержания
и
формы
работы
с
детьми
при
организации
познавательно-
исследовательской деятельности.
2.
Наблюдения за дошкольниками позволили сделать вывод о том,
что
дошкольники
испытывают
затруднения
в
удовлетворении
своих
познавательных
потребностей,
интересов,
так
как
не
могут
реализовать
исследовательские действия
– наблюдения, опыт и другие действия. Им
требуется целенаправленная помощь педагога.
Мною
была
разработана
модель
управления
научно-методическим
объединением,
так
как
являлась
руководителем,
деятельность
которого
направлена
на
решение
данных
проблем
во
время
организация
познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
В большой советской энциклопедии модель (от лат. modulus – мера,
мерило,
образец,
норма)
в
широком
понимании
–
образ
(в
том
числе
условный или мысленный – изображение, описание, схема, чертеж, график,
план, карта и т.п.) или прообраз (образец) какого-либо объекта или системы
объектов
(«оригинал»
данной
модели),
используемый
при
определенных
условиях в качестве их «заместителя» или «представителя».
Исходя
из
сказанного
выше,
термин
«модель»
применяется
тогда,
когда
стоит
цель
описать
заданную
(исследуемую,
изучаемую)
область
явлений с помощью другой, более известной (изученной, привычной).
Моделирование
рассматривается
как
метод
исследования
объектов
познания
на
специальном
объекте
–
модели
–
аналоге
определенного
фрагмента
природной
и
социальной
реальности,
которая
является
промежуточным звеном между субъектом – исследователем и предметом
исследования.
При
этом
возможности
моделирования,
основаны
на
способностях
модели,
отображать
или
воспроизводить
какие-либо
его
стороны, а, следовательно, отличительной чертой анализируемого метода
научного познания является наличие «заместителя» объекта исследования,
используемого для решения исследовательских задач.
4
Таким
образом,
несмотря
на
широкое
применение
метода
моделирования в различных областях науки, не существует единого подхода
к проблеме моделей и моделирования.
Модель содержит цели, задачи, условия, ресурсы, формы, деятельный
этап. Существуют следующие виды моделей.
Структурная модель – является результатом системного подхода в
моделировании
объектов
и
явлений.
Под
«структурой»
понимается
некоторый
содержательный,
качественно
определенный
тип
системы
отношений.
Без
выделения
структуры
невозможно
познание
внутренней
природы
и
сущности
объектов
и
процессов.
Особенность
структурных
моделей - меньше привязаны к самому объекту, чем другие модели.
Функциональная модель – имитирует собой поведение (функции)
оригинала.
При
этом
функции
являются
одной
из
существенных
характеристик системы, которую представляет данная модель.
Содержательная
модель
–
представление
когнитивной
модели
на
естественном языке называется содержательной моделью. Содержательная
модель
не
равна
когнитивной,
так
как
не
всегда
исследователь
может
выразить в знаковой форме все элементы мысленного образа объекта.
В естественнонаучной дисциплине и в технике содержательную модель
называют технической постановкой проблемы.
По
функциональному
признаку
и
цели
содержательные
модели
подразделяют как описательные, объяснительные и прогнозирующие.
Описательные – любое описание объекта.
Объяснительные – отвечают на вопрос: почему что-либо происходит?
Прогнозирующие – описывают будущее поведение объекта.
Смешанная модель — сочетает в себе признаки моделей.
Нас интересует структурно-содержательная модель.
Структурно-содержательная модель состоит из четырех компонентов,
которые
взаимосвязаны
между
собой:
ценностно-целевой,
теоретико-
5
методологический,
организационно-деятельностный
и
результативно-
оценочный.
Ценностно-целевой – характеризуется расширением и обогащением
опыта
педагога
для
поддержки
познавательно-исследовательской
деятельности детей.
Теоретико-методологический
–
включающий
научно-методические
подходы
к
вопросу
организации
познавательно-исследовательской
деятельности дошкольников, а также основные положения Федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования
(далее ФГОС ДО) в развитии дошкольников.
Организационно-деятельностный
–
характеризуется
организацией
управления,
содержания
и
формы
научно-методической
работы;
осуществление
педагогического
взаимодействия,
направленного
на
реализацию
целей
и
задач;
создание
программы
по
познавательно-
исследовательской
деятельности
дошкольников;
план
работы
научно-
методического объединения.
Результативно-оценочный – определяющий способность педагогов к
повышению
профессиональной
компетентности
по
познавательно-
исследовательской
деятельности
дошкольников,
к
оценке
качества
взаимодействия и осознанию необходимых изменений.
6
Рис. 1 Модель управления научно – методической работой по организации
познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
профессиональная
компетентность педагога
Ценностно-целевой компонент
Ребенок, его развитие:
-поддержка исследовательского поведения к
познавательной активности
ДОУ
Единое образовательное пространство
Теоретико-методологический компонент
подходы
положения
личностно-ориентированный деятельностый
ФГОС ДО о развитии ребенка, во влечение его в разные виды
Организационно-деятельностный компонент
Управление научно-
методической работой
Содержание и формы работы
Результат
1. Выявление
проблемы.
2. Организация
Научно-
методического
объединения.
3. Целеполагание и
планирование
работы НМО.
4.Реализация
работы НМО.
5. Оценка
результатов.
Содержание:
а) выявление проблемы научно-методического обеспечения
организации познавательно-исследовательской деятельности детей;
б) проблема организации предметно-простраственной среды для ПИД
детей;
в) профессиональная компетентность педагогов по ПИД детей.
Формы: анкетирование, анализ работы педагогов, наблюдение за
детьми.
Содержание:
а) изучение опыта по организации ПИД детей;
б) создание нормативно-правовой базы для деятельности НМО в
данном направлении;
в) создание условий для работы НМО в ДОУ по выявленным
проблемам.
Содержание:
а) определение участников;
б) разработка содержания работы НМО;
в) планирование работы НМО.
Формы: консультации, семинар-практикум, круглый стол, мастер-
класс.
Содержание:
а) разработка и реализация программы "Познавательно-
исследовательская деятельность дошкольников";
б) разработка элементов предметно-пространственной среды;
в) написание методических рекомендаций.
Формы: открытые занятия, семинар-практикум, конференции,
круглый стол, консультации.
Содержание:
а) деятельностные компоненты педагогов;
б) наблюдение за деятельностью детей.
Формы: анктирование, наблюдение.
Выявление
проблем и
потиворечий как
основание для
организации
научно-
метдического
объединени.
Приказ о работе
научно-
методического
объединения
.
План работы
научно-
методического
объединения.
Программа,
конспекты ННОД,
элементы среды.
Внесение
коррективов в
программу.
Результативно-оценочный компонент
Диагностика
-педагогов
-детей
Анализ и
интерперетация
данных
Выводы
Решение
7
Цель модели:
разработка содержания и форм управления научно-
методической работой через создания научно-методического объединения
по
организации
познавательно-исследовательской
деятельности
дошкольников.
Задачи:
определить
участников
научно-методического
объединения,
содержание работы, направление исследования; разработать положение, план
работы научно-методического объединения по организации познавательно-
исследовательской деятельности дошкольников;
разработать
и
внедрить
программу
«Познавательно-
исследовательская деятельность дошкольников» в МБДОУ№ 88;
выявить
проблемы
организации
предметно-пространственной
среды в группах;
проанализировать
результаты
реализации
программы
и
эффективность деятельности научно-методического объединения.
Научно-методическая
работа
может
реализовываться
через
организацию научно-методического объединения.
Важнейшими субъектами работы научно-методического объединения
являются: руководитель (заведующий).
Заведующий дошкольного образовательного учреждения осуществляет
всю
полноту
административного
руководства.
Он
несет
персональную
ответственность за работу вверенного ему учреждения.
Одной из основных обязанностей руководителя является определение
стратегии, целей и задач развития учреждения, что влияет на конкретизацию
целей, задач и содержания научно-методической работы.
Руководитель дошкольного образовательного учреждения:
организует текущее и перспективное планирование деятельности
образовательного учреждения;
8
обеспечивает
использование
и
совершенствование
методов
организации
образовательного
процесса
и
осуществляет
контроль
над
качеством образовательного процесса;
координирует
взаимодействие
между
представителями
педагогической науки и практики;
оказывает
помощь
педагогическим
работникам
в
освоении
и
разработке инновационных программ и технологий;
организует научно-методическую работу.
Управленческие действия руководителя и заместителя руководителя по
организации научно-методической работы должны координироваться.
Старший воспитатель выполняет следующие функции:
стратегическое планирование, разработка и внедрение программ
развития и планов работы в дошкольном образовательном учреждении;
выбор (разработка) образовательных программ для детей;
организация
экспериментальной,
исследовательской
работы
в
дошкольном образовательном учреждении;
развитие
сотрудничества
с
другими
дошкольными
образовательными организациями, школами, детскими центрами, музеями, и
т. п.
Старший воспитатель отвечает за организацию работы методического
кабинета.
Это
центр
сбора
педагогической
информации
(нормативные
документы, педагогическая и научно-методическая литература, передовой
педагогический опыт). Задачей методиста является обеспечить спрос на
материалы
кабинета;
создать
рациональную
и
оптимальную
систему
хранения,
расположения,
учета
материала,
а
также
следить
за
его
содержательной ценностью.
Для обеспечения эффективности образовательной работы необходимо:
своевременное информирование педагогов о новых разработках в
психолого-педагогической
науке
и
передовой
практике,
о
нормативно-
9
правовом
и
научно-методическом
обеспечении
системы
дошкольного
образования
(регулярное
и
своевременное
оформление
тематических
выставок в кабинете);
доступность кабинета каждому воспитателю (удобный график
работы).
Опыт,
представленный
в
кабинете,
должен
«провоцировать»
педагогов на творчество, побуждать к совершенствованию педагогического
мастерства.
Для
результативности
образовательного
процесса
в
дошкольном
образовательном учреждении необходимо:
организация
развивающей
предметно-пространственной
среды
дошкольного учреждения;
обеспечение подбора игрушек, игр, пособий для работы с детьми
по программе с учетом современных требований;
активизация педагогов в разработке атрибутов и методических
пособий;
обновление содержания методического обеспечения технологий,
методик в соответствии с современными требованиями;
разработка режима дня, сетки занятий, для каждой возрастной
группы.
Работа научно-методического объединения проводится в соответствии
с планом работы на текущий учебный год. План составляется руководителем
научно-методического
объединения,
рассматривается
на
заседании,
согласовывается с заведующим дошкольного образовательного учреждения и
утверждается
методическим
советом
учреждения.
Заседания
научно-
методического объединения проводятся от 1 до 3 раз в полугодие. На
заседании научно-методического объединения секретарь ведёт протокол.
О
времени и месте проведения заседания руководитель научно-методического
объединения
обязан
поставить
в
известность
заведующего
дошкольного
образовательного учреждения.
10
Результатом
работы
научно-методического
объединения
в
дошкольном
образовательном
учреждении
является
создание
и
апробирование программы «Познавательно-исследовательская деятельность
дошкольников».
Создавая
модифицированную
программу
научно-методическим
объединением решались задачи образовательной области «Познавательное
развитие»
в
интеграции
других
образовательных
областей.
Программа
состоит из целевого, содержательного и организационного разделов.
Цель
программы:
развитие
познавательно-исследовательской
деятельности дошкольников.
Задачи:
развивать любознательность и познавательную мотивацию;
формировать познавательные действия, становление сознания;
формирование первичных представлений о себе, других людях,
объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов
окружающего
мира
(форме,
цвете,
размере,
материале,
звучании,
ритме,
темпе, количестве, число, части и целом, пространстве и времени, движении
и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме
людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира;
расширять
представления
детей
о
физических
свойствах
окружающего мира;
формировать
представления
о
различных
свойствах
веществ
(твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т. п.);
развивать
представления
об
основных
физических
явлениях
(магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление
света и др.);
формировать
у
детей
элементарные
географические
представления;
11
формировать опыт выполнения правил техники безопасности во
время проведения физических экспериментов;
развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему
миру;
формировать умение работать по инструкции взрослого, ставить
вопросы, обращаться за помощью, задавать вопросы, слушать
собеседника, участвовать в совместной деятельности.
Возраст детей: 4 – 7лет.
Сроки реализации: 3 года.
Для
реализации
познавательно-исследовательской
деятельности
используются такие формы деятельности как:
целевые прогулки, обсуждение, труд в группе и на участке;
экологические игры: дидактические и подвижные;
работа с календарем природы: число, месяц, дни недели,
части суток, времена года, явления природы;
ННОД,
чтение
художественной
литературы,
художественное творчество, запоминание народных примет, поговорки
и
пословицы,
загадок,
музыкальное
сопровождение,
экспериментирование.
Таким
образом
одним
из
ведущих
элементов
научно-методической
работы
является
научно-методическое
объединения,
которое
содействует
личностному
и
профессиональному
росту
педагога,
внедрению
новых
педагогических
технологий.
Организатором,
координатором
научно-
методической работы в детском саду является старший воспитатель, который
способствует
повышению
профессиональной
квалификации
педагогов
и
развития
их
творческой
активности.
Именно
педагог
является
сегодня
ключевой фигурой обновления, а потому следует задуматься над тем, как
повысить роль его личности. Только через совершенствование управления
12
научно-методической
работой
и
организацию
научно-методического
объединения можно поднять ее на более высокий уровень.
Список литературы
1.
Приказ Министерства науки и образования Российской Федерации
от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального
Государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования».
2.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12. 2014.
№ 273 - ФЗ. М.: ТЦ Сфера 2014. 192 с. (Правовая библиотека
образования).
3.
Виноградова
Н.
А.
Методическая
работа
в
ДОУ.
Эффективные
формы и методы: метод. пособие/ М.: Айрис-пресс, 2009. – 192 с.
4.
Маркова
Л.
С.
Управленческая
деятельность
руководителя
социального учреждения. − М., 2010.
5.
Коротун
А.
В.,
Шарагулова
К.
М.
Организация
научно-
методической
деятельности
педагогических
работников
дошкольного образовательного учреждения // Вестник социально-
гуманитарного образования и науки. 2014. № 3. С. 35 - 44
6.
К. А. Белая «Научно-методическая работа в ДОО» / Справочник
старшего воспитателя дошкольного учреждения № 10 октябрь / 2015
7.
Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова «Образовательные проекты в
детском саду»/ Пособие для воспитателей – М.: Айрис-пресс, 2008. –
208 с.
8.
Голицина Н. С. «Организация и содержание работы старшего
воспитателя ДОУ. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010. 104с.
9.
Белая К. Ю. Методическая деятельность в дошкольной
организации. М.: ТЦ Сфера 2015. 128 с.
13
10.
Михеев, В.И. Моделирование и методы теории измерений в
педагогике / В.И. Михеев. – изд.4, доп. – М.: Высшая школа, 2010. – 224 с. с.
7
11.
Методист дошкольного образовательного учреждения Выпуск
№15/2015 с.68
12.
Чупаха И. В. Статья Формирование методической
компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения при
внедрении и реализации ФГОС дошкольного образования./ Сборник
научных трудов по материалам V ежегодной Международной заочной
научно-практической конференции: материалы и доклады. ЧУ ВО ЮРГИ.
2015.
13.
Шарагулова К. М. Научно-методическая деятельность как
направление профессиональной самореализации педагогических работников
дошкольных образовательных учреждений // Профессиональная
самореализация личности в современном социуме сборник научных трудов
по материалам третьего Международного форума. 2014. С. 201 - 205.
14.
Рудая Т. Я. Статья Управление методической работой в
дошкольном учебном учреждении на этапе внедрения Федерального
Государственного образовательного стандарта дошкольного образования./
Журнал «Проблемы современного педагогического образования» № 46-1,
2015