Автор: Глотова Анна Сергеевна
Должность: учитель физики и математики
Учебное заведение: МКОУ "СШ г. Игарки" имени В.П. Астафьева
Населённый пункт: г. Игарка
Наименование материала: Сценарий урока по теме "Взаимодействие тел. Масса". 7 класс
Тема: "Испоользование ИКТ в соответствии с ФГОС"
Раздел: среднее образование
Урок физики в 7-м классе
Тема:
"Взаимодействие тел. Масса"
Цель урока: Изучение новой физической величины «масса» по обобщенному плану,
расширение кругозора учащихся
Задачи:
обучающие - построение модели “взаимодействие тел”. Применение данной модели
для объяснения различных взаимодействий тел. Изучить понятия инертности, массы
тела, единицы массы тела.
развивающие
-
способствовать
развитию
знаний
о
взаимодействии
тел,
продолжить
развитие
мышления,
умения
анализировать,
сравнивать,
делать
логические выводы.
Развивать умение находить законы физики в окружающем мире, объяснять
явления
и
процессы
из
повседневной
жизни
с
точки
зрения
физики.
Развивать
внимание, логику.
воспитательные - развитие навыков культуры общения, развития умения
излагать свою точку зрения и отстаивать свою правоту
Воспитывать
аккуратность
в
записях,
точность
в
изложении
физического
материала, в формулировках терминов.
Средства обучения:
1)
компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска
2)
Плакат
№8
«Взаимодействие
тел.
Масса»
из
набора
«Механика,
7
класс»,
дидактические карточки с тестами
3)
Монорельс, комплект тележек легкоподвижных, рычажные весы с разновесами
ЭТАПЫ УРОКА
I. Организационный
II. Контроль и проверка знаний
III. Актуализация знаний (демонстрация)
IV. Изучение нового материала
А) введение понятия инертности
Б) введение понятия массы
В) способы определения массы тела
V. Физкультминутка
VI. Первичная проверка усвоения нового материала
VII. Подведение итогов урока
VIII. Домашнее задание
ПЛАН УРОКА
№
этапа
Этап урока
Приемы и методы
2
Контроль и проверка знаний
Тестирование
Ситуативная игра
3
Актуализация знаний
Организация
наблюдения
4
Изучение нового материала
Демонстрация (flash-
анимация)
Объяснение
беседа
5
Первичный контроль усвоения материала
Тестирование
(презентация)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Приветствие, сообщение плана работы.
II. Контроль и проверка знаний
Опрос: тест (на столах лежат листы с текстом и бланки ответа)
1 вариант
1) Может ли тело без действия на него других тел прийти в движение?
А) Может
Б) Не может
В) Может, но не каждое тело
Г) Человек и животные могут
2) Может ли тело без действия на него других тел двигаться равномерно?
А) Может
Б) Не может
В) Может, но не каждое тело
Г) Человек и животные могут
3) Может ли тело без действия на него других увеличивать или уменьшать свою
скорость
А) Может
Б) Не может
В) Может, но не каждое тело
Г) Человек и животные могут
4) Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел
называют:
А) Механическим движением
Б) Инерцией
В) Движением тела
5) В каком направлении упадет человек, выпрыгнув на ходу из трамвая?
А) По ходу движения трамвая
Б) Перпендикулярно направлению движения трамвая
В) Против хода трамвая
2 вариант
1) Если на тело не действуют другие тела, то оно…
А) Находится в покое
Б) движется
В) движется с изменяющейся скоростью
Г) Находится в покое или движется прямолинейно и равномерно
2) Если на тело действуют другие тела, то его скорость…
А) Не изменится, оно находится в покое
Б) Не изменится, оно движется равномерно и прямолинейно
В) Увеличивается или уменьшается
3) Тело находится в движении, и на него действуют другие тела. Что произойдет с
телом, если действие других тел прекратится? Как оно будет двигаться?
А) Движение тела прекратится
Б) Тело станет двигаться равномерно и прямолинейно
В) Скорость тела будет уменьшаться
4) Как называется явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него
других тел:
А) Механическим движением
Б) Инерцией
В) Диффузией
5) Автобус, движущийся по шоссе с юга на север, круто повернул на восток. В каком
направлении будут двигаться пассажиры некоторое время?
А) На север
Б) На юг
В) На запад
4) На восток
Проводится взаимопроверка теста
Ответы:
1 вариант 1) Б 2) А 3) Б 4) Б 5) А
2 вариант 1) Г 2) В 3) Б 4) Б 5) А
СИТУАТИВНАЯ ИГРА: (слайд 2)
Учитель: Сейчас мы с вами посетим автопарк, прокатимся на автомобиле. Предлагаю вам
изобразить поведение пассажира во время поездки.
Представьте, что я – водитель, вы – пассажиры.
Я – резко трогаюсь с места. Вы -…
Я – поворачиваю налево. Вы -…
Я – поворачиваю направо. Вы - …
Я - резко торможу. Вы - …
Проанализируйте, что происходит в этих случаях?
Ученики: Меняется скорость – появляется инерция.
Запишем в путевых заметках: Инерция проявляется, если изменяется скорость по
величине или направлению.
Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом? (Ответ детей)
Учитель:: У всех транспортных средств есть тормозной путь – это путь, который проходит
автомобиль после остановки двигателя. Он зависит от типа транспортного средства и от
погодных условий
III. Актуализация
Демонстрация слайда 6 в презентации. Обсуждение ситуации
Вывод формулируется учителем: «Говорят, что первое тело подействовало на второе.
А теперь понаблюдаем за красным шариком»
Говорят, что второе тело действует на первое.
Учитель: При взаимодействии оба тела меняют свою скорость (слайд 7) (дети пишут в
тетрадях)
Дается Определение: Действие тел друг на друга называют взаимодействием.
Запишем тему нашего сегодняшнего урока (слайд 1)
Разбор примеров взаимодействия тел.
Примеры: (слайд 4)
Человек прыгнул с лодки, значит, он приобрел скорость. Но лодка тоже изменила
свою скорость – она отплыла назад.
При стрельбе из пушки и пушка, и снаряд приобретают скорости: снаряд летит
вперед, пушка откатывается назад.
IV. Изучение нового материала
Слайд-шоу с обсуждением:
А) Опыт 1(слайд 5): Шарики на цилиндрах одинаковые и скорости их при взаимодействии
тоже одинаковые (сравниваем по расстояниям, которые пролетели шарики).
? Как вы думаете, изменятся ли скорости шариков, если один пластмассовый шарик
поменять на стальной? Как?
Давайте проверим нашу гипотезу на опыте.
Опыт 2(слайд 6): Шарики разные и скорости их при взаимодействии тоже разные, причем
скорость металлического шарика меньше скорости пластмассового шарика.
Говорят, что одно тело тяжелее другого, более инертно (т. е. дольше стремится сохранить
свою скорость), одно тело массивнее другого, т. е. имеет большую массу.
Б) Опыт 3(слайд 7): Если масса гирь на правой тележке мала, то за время взаимодействия
она приобретёт большую скорость, чем тележка с телом. И наоборот: при избыточной
массе гирь скорость тележки с ними будет меньше, чем скорость тележки с телом.
1). Взаимодействие тел приводит к изменению их скоростей.
2). Скорости, приобретенные телами после взаимодействия, зависят от их массы.
3). По взаимодействию тел можно судить об их массе.
Учитель: Определение(слайд 8): Масса – это физическая величина, характеризующая
инертность тела. Чем больше масса тела, тем оно более инертно.
Каждое тело имеет массу – капля воды, человек, Солнце, пылинка и т. д.
Обозначение массы – m.
Единицы измерения массы в системе СИ:
= 1 кг.
Другие единицы измерения массы: 1 т = 1000 кг; 1 г = 0, 001 кг; 1 мг = 0,000001 кг (см.
форзац учебника).
(слайд 9) Эталон массы изготовлен из платиново-иридиевого сплава, имеет форму
цилиндра высотой примерно 39 мм, и хранится в городе Севре во Франции. С эталона
изготовлены копии: в России хранится копия №12, в США – № 20.
Учитель: А знаете ли вы, что…(слайд 10)
В) Способы определения массы тела:
Взаимодействие с эталоном массы (по примерам из опытов). Пусть нам известна
масса эталона (1 кг), скорость эталона v
1
и скорость тела v
2
. Чтобы узнать массу
тела m, надо составить уравнение m
1
v
1
= m
2
v
2
, из которого выразить массу тела: m
2
=
. Учитывая, что m
1
= 1 кг, получаем
. Этот способ, конечно, не удобен
с практической точки зрения. (слайд 11)
Взвешивание (будем изучать на следующем уроке в ходе лабораторной работы).
Этот способ более удобный для нас и более привычный. (слайд 12)
Вычисление по законам физики, используя формулы (такой способ применяют при
вычислении масс планет, звезд и т. д.). Этот способ будем изучать в старших
классах.
V. Физкультминутка
VI. Первичный контроль усвоения новых знаний (презентация, тестирование)
Минитест (слайд 13)
Попробуй решить (слайд 14,15)
VII. Подведение итогов урока: Что характеризует масса тела? Как можно определить
сравнительную массу тела? (слайд 16)
VIII. Домашнее задание: §§ 18-20, подготовка к л/р №3, с.161 (слайд 17)
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
На протяжении всего урока используются презентация по теме: «Взаимодействие тел.
Масса», содержащая фотографии, демонстрации (flash-анимации), тесты и т.д.
Слайды составлены с применением описанных ниже электронных Интернет-ресурсов,
среди которых электронная библиотека СФУ, Единая коллекция ЦОР и т.д.
В 7 классе только начинается изучение физики и очень многое зависит от того, возникнет
ли
у
детей
интерес
к
этому
непростому
предмету.
Поэтому
использование
ИКТ,
презентаций, флэш ресурсов на уроке, особенно интерактивных, способствует лучшему
осмыслению материала, развитию интереса к предмету. Такие необычные уроки очень
нравятся ученикам, поэтому все знания отлично усваиваются, а информация быстро
запоминается. Презентацию можно использовать как для самостоятельной работы, работы
в группе или в классе – как на персональных компьютерах, так и с использованием
интерактивной
доски.
Эффективное
применение
интерактивных
тестов
и
уроков
в
образовательном
процессе
способствует
не
только
повышению
качества
школьного
образования,
но
и
создают
безопасную,
экологически
чистую
среду.
Немаловажным
является то, что эксперименты на компьютере намного дешевле, чем эксперименты с
реальными приборами и элементами. Кроме того виртуальные эксперименты абсолютно
безопасны.