Автор: Галина Алексеевна Лякина
Должность: учитель ОБЖ
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: городской округ Ступино Московской области
Наименование материала: статья
Тема: " Формирование навыков здорового образа жизни на уроках ОБЖ"
Раздел: среднее образование
Формирование навыков здорового образа жизни у подростков в
школе
Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы.
Т. Картель
Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает
для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как
продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности,
количеством,
темпом
и
способами
подачи
информации,
характером
эмоционального
фона
и
другими факторами. Особенно это актуально для учащихся старших классов, которым приходится
приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса. С другой
стороны, детско-подростковый возраст - это тот уникальный сенситивный период, в течение
которого
наиболее
легко
и
естественно
происходит
обучение
методам
самоконтроля
и
саморегуляции, основным стратегиям конструктивного поведения, приводящим впоследствии к
эффективной самореализации, наиболее полному проявлению интеллектуального и творческого
потенциала личности.
В связи с этим одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной,
психологически здоровой образовательной среды, способствующей воспитанию у детей привычек,
а
затем
и
потребностей
в
здоровом
образе
жизни,
формировании
навыков
принятия
самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления здоровья. Большая роль в
решении этой задачи отводится классному руководителю.
Анализ
литературных
данных
показывает,
что
в
настоящее
время
забота
о
здоровье
подрастающего поколения включает в себя профилактическую работу (профилактику заболеваний,
психических расстройств и вредных привычек), половое и физическое воспитание. Работа такого
плана в условиях образовательной среды может осуществляться по нескольким направлениям.
Первое направление - обучение школьников знаниям и практическим навыкам обеспечения
здорового образа жизни (ЗОЖ):
1) может осуществляться через преподавание специальной дисциплины или элективных курсов,
занятия которых построены нетрадиционно, с использованием элементов здоровьесберегающих
технологий (психотренинг, релаксация, ситуационные задачи, дневники самонаблюдений, обучение
массажу);
2) через включение здоровьесберегающих технологий в преподавание частных дисциплин:
наиболее приемлемо для массовой школы использование на уроках компонентов ортобиотики
(ключевые понятия, приемы личного ортобиоза, экспресс-тесты для выявления уровня здоровья,
компакт-советы),
позволяющих
обучать
школьников
простейшим
способам
самодиагностики
здоровья и его сохранения в течение жизни.
Второе
направление -
развитие
личностного
интереса
школьников
к
своему
здоровью
и
создание стойкой мотивации на здоровый образ жизни как исходной предпосылки формирования
культуры здоровья:
1)
проведение
социологических
опросов
на
выявление
отношения
школьников
к
своему
здоровью, выпуск стенных газет на актуальные темы;
2) широкий круг мероприятий, приуроченных к Всероссийскому дню здоровья детей (7 апреля):
конкурсы плакатов в защиту здорового образа жизни среди учащихся 6-7 классов; командные игры
для 8-9 классов; среди старшеклассников - конкурсы на знание пословиц и поговорок о здоровье с
целью закрепления основных понятий, представлений, знаний по проблематике здорового образа
жизни.
Третье
направление -
создание
системы
сохранения
здоровья
детей
в
образовательном
учреждении
и
организация
работы
учительского
коллектива
и
родителей
школьников
для
обеспечения здоровья учащихся.
В
решении
данной
задачи
может
помочь
организация
мониторинга
здоровья
подростков,
сопровождающаяся сравнением показателей их здоровья в начале и конце учебного года.
Мониторинг
позволяет
отслеживать
динамику
антропометрических
показателей,
развития
физических качеств и уровня здоровья учащихся благодаря совместной деятельности школьного
врача, социального педагога, психолога, учителя физической культуры. Итогом скрининг-контроля
должно стать не только получение достоверных данных о динамике функционального состояния
школьников на основе комплексных психофизиологических обследований, но и создание в школе
полноценной здоровьесберегающей среды. Кроме того, проведение родительских семинаров по
созданию мотивации родителей учащихся на здоровый образ жизни.
В работе с родителями школа должна учитывать следующее: родителям нужна информация о
здоровом образе жизни; они должны быть в курсе того, что преподается детям на уроках биологии
или основ безопасности жизни; следует поощрять откровенность в общении между детьми и
родителями и готовность последних отвечать на вопросы детей, касающиеся здоровья; может
понадобиться
убеждение
родителей
в
необходимости
предоставлять
детям
большую
самостоятельность
в
этих
вопросах.
Целью
семинаров
может
стать
формирование
прочной
мотивации родителей на здоровый образ жизни, а в качестве тем для семинаров: «Факторы риска
здоровья школьников», «Роль родителей в здоровом образе жизни детей», «Оздоровительная
работа со школьниками в современных лагерях отдыха» и другие.
Однако начинать формирование навыков здорового образа жизни желательно с самого раннего
возраста. Для этого можно приучить ребенка к ведению дневника здоровья, который является
одним из способов совместной работы детей и родителей, и направлен на изучение ребенком себя
и окружающего мира. Осознав себя частью всеобщего процесса, ребенок захочет получить в нем
активную жизненную роль, особенно, если взрослые подтолкнут его к этой мысли. В целом,
грамотное заполнение дневника учит детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить
свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Перечисленные формы работы по формированию ЗОЖ могут быть дополнены и другими:
встречами с медицинскими работниками, неделями и днями здоровья в школе, классными часами
соответствующей тематики, просмотром и обсуждением видеофильмов, туристическими походами.
Таким образом, в основе заложена идея приоритетности здоровья, которое рассматривается в
качестве
основополагающего
компонента
личности.
Обеспечение
жизнедеятельности
каждого
ребенка происходит на физиологическом, психологическом и социальном уровнях посредством
механизмов
сохранения,
укрепления
и
формирования
здоровья.
Правильный
учет
этих
механизмов
в
образовательной
деятельности
не
только
способствует
сохранению
здоровья
учащихся, повышению их резервов и овладению индивидуальными способами управления своим
здоровьем, но и обусловливает успешность обучения.
Использование здоровьесберегающих компонентов в обучении
«...Над широкой дорогой, что, извиваясь, уходила за горизонт, днем и ночью стояла пыль.
Толпы людей со всех уголков Эллады шли сюда, в святилище Амфиария в Оропе. Они шли,
чтобы принести свои дары в храм дочерей Асклепия - бога врачевания: Панакея олицетворяла
исцеление, Иасо - лечение, Гигея - здоровье». Древние греки весьма почитали этих богинь. И
неудивительно, ведь лечение болезней, исцеление от недугов и сохранение здоровья во все века
волновало людей. Безжалостное время стерло с лица земли многие святилища Древней Греции.
Люди давно не поклоняются Асклепию и его дочерям. Но по- прежнему каждый человек хочет
быть здоровым. Как всегда права народная пословица: «Деньги - медь, одежда — тлен, а
здоровье всего дороже».
В настоящее время проблема сохранения здоровья касается всех областей общественной
жизни,
в
том
числе
и
образования.
От
первого
к
выпускному
классу
здоровье
школьников
значительно ухудшается. Ухудшение здоровья школьников - это объективный процесс, на который
влияют
различные
взаимодействующие
факторы:
биологические,
социальные,
экологические,
условия и технологии воспитания и обучения детей и подростков. Последний выступает предметом
изучения и попыток направленного воздействия со стороны работающих в системе образования
специалистов - педагогов, психологов, медицинских работников. И хотя традиционно считается, что
основная задача школы - дать необходимое образование, не менее важная задача - сохранить в
процессе обучения здоровье детей. С состоянием здоровья связана и успешность обучения. По
мнению специалистов-медиков, 75 % всех болезней человека заложено в детские годы. Почему это
происходит? Видимо, все дело в том, что взрослые ошибочно считают: для ребенка самое важное -
это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя болит голова, если твой организм
ослаблен болезнью и леностью?
В
настоящее
время
доказано,
что
здоровьезатратный
характер
существующей
системы
школьного образования способствует быстрому развитию утомления у обучающихся, что вызывает
повышение
двигательной
активности,
снижение
работоспособности
и
в
итоге
ведет
к
отрицательному эмоциональному состоянию, повышенной тревожности и незащищенности. Могут
возникнуть необоснованные тревоги, подавленность, тягостное ощущение своей неполноценности.
В результате появляются изменения характера. Если меры медико-санитарной реабилитации не
осуществляются и учебные занятия продолжаются на фоне переутомления, это неблагоприятно
отражается на дальнейшем росте и развитии организма, на состоянии здоровья обучающегося.
Все
это
требует
внимательного
отношения
к
организации
школьной
жизни:
создание
оптимальных
гигиенических,
экологических
и
других
условий,
обеспечение
организации
образовательного процесса, предотвращающей формирование у детей состояний переутомления.
Использование здоровьесберегающих компонентов в учебном процессе позволяет обучающимся
успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие
способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Какие же здоровьесберегающие компоненты рекомендуется использовать при планировании и
организации уроков и внеурочных занятий? Выделяют три группы таких компонентов.
Первая группа - физиологические компоненты.
1. Здоровьесберегающее обоснование расписания.
2. Санитарно-гигиенические нормы и дизайн помещения.
3. Физиологически грамотно построенное занятие.
Вторая группа - педагогические компоненты.
1. Уяснение мотивационной основы занятий. Излишняя напряженность снимается, если ребенок
хорошо понял, чем и для чего он будет заниматься на уроке.
2.
Педагогически
рациональная
организация
занятий.
Ведется
работа
над
алгоритмом
конструирования различных типов уроков, обоснованием отбора содержания и методов, логикой
смены этапов.
3. Большое внимание уделяется изучению и применению активных методов обучения.
Третья группа - психологические компоненты.
1. Создание благоприятного эмоционального фона занятий.
2. Эффективность общения и диалоги разных видов.
3. Создание ситуации успеха.
Одним из важнейших направлений в работе каждого педагога должно стать формирование у
школьников мотивации на здоровье, осознание социальных норм здорового образа жизни, знание
«факторов
риска»
для
здоровья.
Для
преодоления
здоровьезатратного
характера
образовательного
процесса
в
современной
школе
от
педагога
требуется
систематическое
включение в урок специальных приемов, направленных на сохранение и укрепление здоровья
учащихся. Одним из таких приемов является использование на уроках компонентов ортобиотики
(здорового образа жизни).
К компонентам ортобиотики относятся: ключевые понятия, методы самодиагностики здоровья;
приемы личного ортобиоза, экспресс-тесты, компакт-советы, ситуационные задачи, информация к
размышлению, анализ пословиц и поговорок о здоровье и другие приемы. Интересен тот факт, что
приемы ортобиоза можно использовать практически на всех предметах учебного цикла.
Приведем конкретные примеры.
Математика.
Задача по тематике ЗОЖ: одна выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут. Один
человек курил с 15 лет, выкуривая по 10 сигарет ежедневно. Он умер в 55 лет. Сколько бы он ещё
прожил, если бы не курил?
Русский язык.
Игра «Алфавит»: подберите слова, соответствующие тематике ЗОЖ, к как можно большему
числу букв алфавита. За каждый ответ начисляется 1 балл. Победителем становится тот, кто
наберет наибольшее количество баллов.
Биология.
Самодиагностика
«Оценка
состояния
здоровья
по
ногтям» (тема
«Кожа»,
8-й
класс):
состояние ногтей связано с состоянием здоровья; не все приведенные ниже признаки одинаково
значимы, но они могут служить поводом для объективной проверки состояния здоровья:
- бледный цвет ногтей - малокровие;
- желтизна - болезни печени;
- синие ногти - сердечная недостаточность;
- вогнутые ногти - недостаток железа в организме;
- выпуклые ногти - сердечная и легочная недостаточность;
- длинные продольные линии на ногтях - плохая всасываемость в органах пищеварения;
- белые пятна на ногтях - признак стресса;
- поперечные борозды - плохое питание или запущенные болезни.
Сделайте вывод о состоянии здоровья своих ногтей.
Экспресс-тест
на
прозрачность
хрусталика (тема
«Анализаторы»,
8-й
класс):
вырезать
кусочек
черной
бумаги
3x3
см,
сделать
в
центре
отверстие
с
помощью
булавки.
Поднести
диафрагму близко к своему глазу и посмотреть на лист белой бумаги. Оценка результатов: если
лист белый по всей поверхности, значит, хрусталик прозрачен. Если же появляются темные пятна,
это признаки помутнения хрусталика.
Основы безопасности жизнедеятельности.
Личный
ортобиоз
«Состав
домашней
аптечки»: учащимся
предлагается
самостоятельно
изучить инструкции по медицинскому применению лекарственных препаратов, которые можно
найти в домашних аптечках или купить в аптеках без рецепта врача. Полученные данные (о 7-10
лекарственных
препаратах)
выписать
в
тетрадь
и
выбрать
среди
них
те,
которые
могут
применяться при инфекционных заболеваниях и для поддержания иммунитета.
Бланк для заполнения может содержать следующие пункты:
№ п/п __________________
Наименование лекарства __________________
Суточная доза __________________
Кол-во дней приема __________________
Побочные явления __________________
Противопоказания __________________
Место и условия хранения __________________
Наличие в домашней аптечке __________________
Реклама __________________
Литература.
Анализ пословиц и поговорок о здоровье (Мини-ток-шоу «Короткое замыкание»): дается фраза
(афоризм, пословица, поговорка), которая обсуждается: выслушиваются любые мнения, затем
делается вывод. Учитель в роли проводника (путеводителя). Примеры фраз: «Сила - ума могила»
(можно развить идею о необходимости гармоничного развития личности), «Здоровье женщины -
здоровье нации (рассуждение о репродуктивной функции женского организма и о здоровье детей),
«Отдых - это перемена занятий. Жизнь требует движения» (о вреде гиподинамии).
Информация к размышлению (анализ литературных данных): «Древнегреческого мыслителя
Пифагора уважали не только за могучий математический ум, но и за то, что он дважды становился
олимпийским чемпионом по фехтованию. Другой древнегреческий философ - Платон занимался
борьбой. Английский поэт Д.-Г. Байрон, несмотря на хромоту, был великолепным пловцом, а
бельгийский драматург М. Метерлинк - боксером. Писатели А. П. Чехов и В. Гиляровский основали
в 1882 г. «Русское гимнастическое общество». Л. Н. Толстой увлекался верховой ездой, коньками,
гимнастикой и велоспортом».
Обществознание.
Практическая работа «Музей врагов здоровья»: игроки объединяются в группы по 4-5 человек;
в течение 20-30 минут они делают зарисовки или макеты тех вещей и предметов, которые, по их
мнению, вредят здоровью людей; к каждому экспонату прилагается текст с описанием того вреда,
который он наносит человеку; все экспонаты выставляются в валеологическом музее под рубрикой
«Дикий период развития технической цивилизации ХIХ-ХХ вв.».
Технология.
Компакт-советы «Аптечка на кухне»: многие виды пищевых продуктов и приправ, обычно
имеющиеся
на
кухне,
можно
использовать
в
качестве
лечебных
средств
при
обычных
недомоганиях:
Яблочный уксус: при артритах, простуде, грибковых инфекциях, заболеваниях волос и кожи
головы, расстройствах пищеварения, укусах насекомых, зуде.
Питьевая сода: при аллергических реакциях кожи, порезах и царапинах, болезнях десен, укусах
насекомых.
Морковь:
при
потере
аппетита,
кашле,
хрупких
ногтях,
острицах;
в
виде
отвара
-
при
дерматитах, сухой и потрескавшейся коже (в охлажденном виде на кожу).
Оливковое масло: для разведения эфирных масел и удаления ушной серы, при болях в ухе,
дерматитах, расстройствах пищеварения, лихорадке на губах.
Чеснок (свежий): при болях в ухе, грибковых инфекциях кожи, инфекциях мочевых путей,
бактериальных и вирусных инфекциях, острицах, бородавках.
Имбирь
(свежий):
при
простуде,
лихорадке,
расстройствах
пищеварения,
тошноте,
менструальных спазмах, нарушениях кровообращения (холодные руки и ноги).
Мёд: при простуде, кашле, лихорадке, аллергическом рините, занозах, кожных инфекциях.
Лимон: при мозолях, лихорадке, расстройствах пищеварения, инфекциях, больном горле.
Горчица: при мерзнущих руках и ногах, при простуде в виде теплых ванночек.
Лук: при инфекциях верхних дыхательных путей, газах, укусах насекомых, бородавках.
Чернослив и инжир: при запорах.
Соль: при диарее, болезнях дёсен, горла, уха.
Следует отметить, что здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных
ценностях
человека
в
нашем
обществе.
Однако
внедрение
в
учебный
процесс
здоровьесберегающих компонентов позволяет добиться положительных изменений: формируются
мотивы, потребности и ценности здорового образа жизни, а возможно, даже нравственные чувства,
качества,
поступки
и
нравственное
осознание
здоровья;
создается
благоприятная
здоровая
социокультурная среда, в которой растет и развивается ребенок. Если мы научим детей ценить,
беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ
жизни, то можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты, не только
духовно, но и физически.