Напоминание

" Формирование навыков здорового образа жизни на уроках ОБЖ"


Автор: Галина Алексеевна Лякина
Должность: учитель ОБЖ
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: городской округ Ступино Московской области
Наименование материала: статья
Тема: " Формирование навыков здорового образа жизни на уроках ОБЖ"
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование навыков здорового образа жизни у подростков в

школе

Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы.

Т. Картель

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает

для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как

продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности,

количеством,

темпом

и

способами

подачи

информации,

характером

эмоционального

фона

и

другими факторами. Особенно это актуально для учащихся старших классов, которым приходится

приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса. С другой

стороны, детско-подростковый возраст - это тот уникальный сенситивный период, в течение

которого

наиболее

легко

и

естественно

происходит

обучение

методам

самоконтроля

и

саморегуляции, основным стратегиям конструктивного поведения, приводящим впоследствии к

эффективной самореализации, наиболее полному проявлению интеллектуального и творческого

потенциала личности.

В связи с этим одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной,

психологически здоровой образовательной среды, способствующей воспитанию у детей привычек,

а

затем

и

потребностей

в

здоровом

образе

жизни,

формировании

навыков

принятия

самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления здоровья. Большая роль в

решении этой задачи отводится классному руководителю.

Анализ

литературных

данных

показывает,

что

в

настоящее

время

забота

о

здоровье

подрастающего поколения включает в себя профилактическую работу (профилактику заболеваний,

психических расстройств и вредных привычек), половое и физическое воспитание. Работа такого

плана в условиях образовательной среды может осуществляться по нескольким направлениям.

Первое направление - обучение школьников знаниям и практическим навыкам обеспечения

здорового образа жизни (ЗОЖ):

1) может осуществляться через преподавание специальной дисциплины или элективных курсов,

занятия которых построены нетрадиционно, с использованием элементов здоровьесберегающих

технологий (психотренинг, релаксация, ситуационные задачи, дневники самонаблюдений, обучение

массажу);

2) через включение здоровьесберегающих технологий в преподавание частных дисциплин:

наиболее приемлемо для массовой школы использование на уроках компонентов ортобиотики

(ключевые понятия, приемы личного ортобиоза, экспресс-тесты для выявления уровня здоровья,

компакт-советы),

позволяющих

обучать

школьников

простейшим

способам

самодиагностики

здоровья и его сохранения в течение жизни.

Второе

направление -

развитие

личностного

интереса

школьников

к

своему

здоровью

и

создание стойкой мотивации на здоровый образ жизни как исходной предпосылки формирования

культуры здоровья:

1)

проведение

социологических

опросов

на

выявление

отношения

школьников

к

своему

здоровью, выпуск стенных газет на актуальные темы;

2) широкий круг мероприятий, приуроченных к Всероссийскому дню здоровья детей (7 апреля):

конкурсы плакатов в защиту здорового образа жизни среди учащихся 6-7 классов; командные игры

для 8-9 классов; среди старшеклассников - конкурсы на знание пословиц и поговорок о здоровье с

целью закрепления основных понятий, представлений, знаний по проблематике здорового образа

жизни.

Третье

направление -

создание

системы

сохранения

здоровья

детей

в

образовательном

учреждении

и

организация

работы

учительского

коллектива

и

родителей

школьников

для

обеспечения здоровья учащихся.

В

решении

данной

задачи

может

помочь

организация

мониторинга

здоровья

подростков,

сопровождающаяся сравнением показателей их здоровья в начале и конце учебного года.

Мониторинг

позволяет

отслеживать

динамику

антропометрических

показателей,

развития

физических качеств и уровня здоровья учащихся благодаря совместной деятельности школьного

врача, социального педагога, психолога, учителя физической культуры. Итогом скрининг-контроля

должно стать не только получение достоверных данных о динамике функционального состояния

школьников на основе комплексных психофизиологических обследований, но и создание в школе

полноценной здоровьесберегающей среды. Кроме того, проведение родительских семинаров по

созданию мотивации родителей учащихся на здоровый образ жизни.

В работе с родителями школа должна учитывать следующее: родителям нужна информация о

здоровом образе жизни; они должны быть в курсе того, что преподается детям на уроках биологии

или основ безопасности жизни; следует поощрять откровенность в общении между детьми и

родителями и готовность последних отвечать на вопросы детей, касающиеся здоровья; может

понадобиться

убеждение

родителей

в

необходимости

предоставлять

детям

большую

самостоятельность

в

этих

вопросах.

Целью

семинаров

может

стать

формирование

прочной

мотивации родителей на здоровый образ жизни, а в качестве тем для семинаров: «Факторы риска

здоровья школьников», «Роль родителей в здоровом образе жизни детей», «Оздоровительная

работа со школьниками в современных лагерях отдыха» и другие.

Однако начинать формирование навыков здорового образа жизни желательно с самого раннего

возраста. Для этого можно приучить ребенка к ведению дневника здоровья, который является

одним из способов совместной работы детей и родителей, и направлен на изучение ребенком себя

и окружающего мира. Осознав себя частью всеобщего процесса, ребенок захочет получить в нем

активную жизненную роль, особенно, если взрослые подтолкнут его к этой мысли. В целом,

грамотное заполнение дневника учит детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить

свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Перечисленные формы работы по формированию ЗОЖ могут быть дополнены и другими:

встречами с медицинскими работниками, неделями и днями здоровья в школе, классными часами

соответствующей тематики, просмотром и обсуждением видеофильмов, туристическими походами.

Таким образом, в основе заложена идея приоритетности здоровья, которое рассматривается в

качестве

основополагающего

компонента

личности.

Обеспечение

жизнедеятельности

каждого

ребенка происходит на физиологическом, психологическом и социальном уровнях посредством

механизмов

сохранения,

укрепления

и

формирования

здоровья.

Правильный

учет

этих

механизмов

в

образовательной

деятельности

не

только

способствует

сохранению

здоровья

учащихся, повышению их резервов и овладению индивидуальными способами управления своим

здоровьем, но и обусловливает успешность обучения.

Использование здоровьесберегающих компонентов в обучении

«...Над широкой дорогой, что, извиваясь, уходила за горизонт, днем и ночью стояла пыль.

Толпы людей со всех уголков Эллады шли сюда, в святилище Амфиария в Оропе. Они шли,

чтобы принести свои дары в храм дочерей Асклепия - бога врачевания: Панакея олицетворяла

исцеление, Иасо - лечение, Гигея - здоровье». Древние греки весьма почитали этих богинь. И

неудивительно, ведь лечение болезней, исцеление от недугов и сохранение здоровья во все века

волновало людей. Безжалостное время стерло с лица земли многие святилища Древней Греции.

Люди давно не поклоняются Асклепию и его дочерям. Но по- прежнему каждый человек хочет

быть здоровым. Как всегда права народная пословица: «Деньги - медь, одежда — тлен, а

здоровье всего дороже».

В настоящее время проблема сохранения здоровья касается всех областей общественной

жизни,

в

том

числе

и

образования.

От

первого

к

выпускному

классу

здоровье

школьников

значительно ухудшается. Ухудшение здоровья школьников - это объективный процесс, на который

влияют

различные

взаимодействующие

факторы:

биологические,

социальные,

экологические,

условия и технологии воспитания и обучения детей и подростков. Последний выступает предметом

изучения и попыток направленного воздействия со стороны работающих в системе образования

специалистов - педагогов, психологов, медицинских работников. И хотя традиционно считается, что

основная задача школы - дать необходимое образование, не менее важная задача - сохранить в

процессе обучения здоровье детей. С состоянием здоровья связана и успешность обучения. По

мнению специалистов-медиков, 75 % всех болезней человека заложено в детские годы. Почему это

происходит? Видимо, все дело в том, что взрослые ошибочно считают: для ребенка самое важное -

это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя болит голова, если твой организм

ослаблен болезнью и леностью?

В

настоящее

время

доказано,

что

здоровьезатратный

характер

существующей

системы

школьного образования способствует быстрому развитию утомления у обучающихся, что вызывает

повышение

двигательной

активности,

снижение

работоспособности

и

в

итоге

ведет

к

отрицательному эмоциональному состоянию, повышенной тревожности и незащищенности. Могут

возникнуть необоснованные тревоги, подавленность, тягостное ощущение своей неполноценности.

В результате появляются изменения характера. Если меры медико-санитарной реабилитации не

осуществляются и учебные занятия продолжаются на фоне переутомления, это неблагоприятно

отражается на дальнейшем росте и развитии организма, на состоянии здоровья обучающегося.

Все

это

требует

внимательного

отношения

к

организации

школьной

жизни:

создание

оптимальных

гигиенических,

экологических

и

других

условий,

обеспечение

организации

образовательного процесса, предотвращающей формирование у детей состояний переутомления.

Использование здоровьесберегающих компонентов в учебном процессе позволяет обучающимся

успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие

способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Какие же здоровьесберегающие компоненты рекомендуется использовать при планировании и

организации уроков и внеурочных занятий? Выделяют три группы таких компонентов.

Первая группа - физиологические компоненты.

1. Здоровьесберегающее обоснование расписания.

2. Санитарно-гигиенические нормы и дизайн помещения.

3. Физиологически грамотно построенное занятие.

Вторая группа - педагогические компоненты.

1. Уяснение мотивационной основы занятий. Излишняя напряженность снимается, если ребенок

хорошо понял, чем и для чего он будет заниматься на уроке.

2.

Педагогически

рациональная

организация

занятий.

Ведется

работа

над

алгоритмом

конструирования различных типов уроков, обоснованием отбора содержания и методов, логикой

смены этапов.

3. Большое внимание уделяется изучению и применению активных методов обучения.

Третья группа - психологические компоненты.

1. Создание благоприятного эмоционального фона занятий.

2. Эффективность общения и диалоги разных видов.

3. Создание ситуации успеха.

Одним из важнейших направлений в работе каждого педагога должно стать формирование у

школьников мотивации на здоровье, осознание социальных норм здорового образа жизни, знание

«факторов

риска»

для

здоровья.

Для

преодоления

здоровьезатратного

характера

образовательного

процесса

в

современной

школе

от

педагога

требуется

систематическое

включение в урок специальных приемов, направленных на сохранение и укрепление здоровья

учащихся. Одним из таких приемов является использование на уроках компонентов ортобиотики

(здорового образа жизни).

К компонентам ортобиотики относятся: ключевые понятия, методы самодиагностики здоровья;

приемы личного ортобиоза, экспресс-тесты, компакт-советы, ситуационные задачи, информация к

размышлению, анализ пословиц и поговорок о здоровье и другие приемы. Интересен тот факт, что

приемы ортобиоза можно использовать практически на всех предметах учебного цикла.

Приведем конкретные примеры.

Математика.

Задача по тематике ЗОЖ: одна выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут. Один

человек курил с 15 лет, выкуривая по 10 сигарет ежедневно. Он умер в 55 лет. Сколько бы он ещё

прожил, если бы не курил?

Русский язык.

Игра «Алфавит»: подберите слова, соответствующие тематике ЗОЖ, к как можно большему

числу букв алфавита. За каждый ответ начисляется 1 балл. Победителем становится тот, кто

наберет наибольшее количество баллов.

Биология.

Самодиагностика

«Оценка

состояния

здоровья

по

ногтям» (тема

«Кожа»,

8-й

класс):

состояние ногтей связано с состоянием здоровья; не все приведенные ниже признаки одинаково

значимы, но они могут служить поводом для объективной проверки состояния здоровья:

- бледный цвет ногтей - малокровие;

- желтизна - болезни печени;

- синие ногти - сердечная недостаточность;

- вогнутые ногти - недостаток железа в организме;

- выпуклые ногти - сердечная и легочная недостаточность;

- длинные продольные линии на ногтях - плохая всасываемость в органах пищеварения;

- белые пятна на ногтях - признак стресса;

- поперечные борозды - плохое питание или запущенные болезни.

Сделайте вывод о состоянии здоровья своих ногтей.

Экспресс-тест

на

прозрачность

хрусталика (тема

«Анализаторы»,

8-й

класс):

вырезать

кусочек

черной

бумаги

3x3

см,

сделать

в

центре

отверстие

с

помощью

булавки.

Поднести

диафрагму близко к своему глазу и посмотреть на лист белой бумаги. Оценка результатов: если

лист белый по всей поверхности, значит, хрусталик прозрачен. Если же появляются темные пятна,

это признаки помутнения хрусталика.

Основы безопасности жизнедеятельности.

Личный

ортобиоз

«Состав

домашней

аптечки»: учащимся

предлагается

самостоятельно

изучить инструкции по медицинскому применению лекарственных препаратов, которые можно

найти в домашних аптечках или купить в аптеках без рецепта врача. Полученные данные (о 7-10

лекарственных

препаратах)

выписать

в

тетрадь

и

выбрать

среди

них

те,

которые

могут

применяться при инфекционных заболеваниях и для поддержания иммунитета.

Бланк для заполнения может содержать следующие пункты:

№ п/п __________________

Наименование лекарства __________________

Суточная доза __________________

Кол-во дней приема __________________

Побочные явления __________________

Противопоказания __________________

Место и условия хранения __________________

Наличие в домашней аптечке __________________

Реклама __________________

Литература.

Анализ пословиц и поговорок о здоровье (Мини-ток-шоу «Короткое замыкание»): дается фраза

(афоризм, пословица, поговорка), которая обсуждается: выслушиваются любые мнения, затем

делается вывод. Учитель в роли проводника (путеводителя). Примеры фраз: «Сила - ума могила»

(можно развить идею о необходимости гармоничного развития личности), «Здоровье женщины -

здоровье нации (рассуждение о репродуктивной функции женского организма и о здоровье детей),

«Отдых - это перемена занятий. Жизнь требует движения» (о вреде гиподинамии).

Информация к размышлению (анализ литературных данных): «Древнегреческого мыслителя

Пифагора уважали не только за могучий математический ум, но и за то, что он дважды становился

олимпийским чемпионом по фехтованию. Другой древнегреческий философ - Платон занимался

борьбой. Английский поэт Д.-Г. Байрон, несмотря на хромоту, был великолепным пловцом, а

бельгийский драматург М. Метерлинк - боксером. Писатели А. П. Чехов и В. Гиляровский основали

в 1882 г. «Русское гимнастическое общество». Л. Н. Толстой увлекался верховой ездой, коньками,

гимнастикой и велоспортом».

Обществознание.

Практическая работа «Музей врагов здоровья»: игроки объединяются в группы по 4-5 человек;

в течение 20-30 минут они делают зарисовки или макеты тех вещей и предметов, которые, по их

мнению, вредят здоровью людей; к каждому экспонату прилагается текст с описанием того вреда,

который он наносит человеку; все экспонаты выставляются в валеологическом музее под рубрикой

«Дикий период развития технической цивилизации ХIХ-ХХ вв.».

Технология.

Компакт-советы «Аптечка на кухне»: многие виды пищевых продуктов и приправ, обычно

имеющиеся

на

кухне,

можно

использовать

в

качестве

лечебных

средств

при

обычных

недомоганиях:

Яблочный уксус: при артритах, простуде, грибковых инфекциях, заболеваниях волос и кожи

головы, расстройствах пищеварения, укусах насекомых, зуде.

Питьевая сода: при аллергических реакциях кожи, порезах и царапинах, болезнях десен, укусах

насекомых.

Морковь:

при

потере

аппетита,

кашле,

хрупких

ногтях,

острицах;

в

виде

отвара

-

при

дерматитах, сухой и потрескавшейся коже (в охлажденном виде на кожу).

Оливковое масло: для разведения эфирных масел и удаления ушной серы, при болях в ухе,

дерматитах, расстройствах пищеварения, лихорадке на губах.

Чеснок (свежий): при болях в ухе, грибковых инфекциях кожи, инфекциях мочевых путей,

бактериальных и вирусных инфекциях, острицах, бородавках.

Имбирь

(свежий):

при

простуде,

лихорадке,

расстройствах

пищеварения,

тошноте,

менструальных спазмах, нарушениях кровообращения (холодные руки и ноги).

Мёд: при простуде, кашле, лихорадке, аллергическом рините, занозах, кожных инфекциях.

Лимон: при мозолях, лихорадке, расстройствах пищеварения, инфекциях, больном горле.

Горчица: при мерзнущих руках и ногах, при простуде в виде теплых ванночек.

Лук: при инфекциях верхних дыхательных путей, газах, укусах насекомых, бородавках.

Чернослив и инжир: при запорах.

Соль: при диарее, болезнях дёсен, горла, уха.

Следует отметить, что здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных

ценностях

человека

в

нашем

обществе.

Однако

внедрение

в

учебный

процесс

здоровьесберегающих компонентов позволяет добиться положительных изменений: формируются

мотивы, потребности и ценности здорового образа жизни, а возможно, даже нравственные чувства,

качества,

поступки

и

нравственное

осознание

здоровья;

создается

благоприятная

здоровая

социокультурная среда, в которой растет и развивается ребенок. Если мы научим детей ценить,

беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ

жизни, то можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты, не только

духовно, но и физически.



В раздел образования