Напоминание

"Педагогические методы и технологии обучения в профессиональном образовании"


Автор: Гаращенко Светлана Ивановна
Должность: преподаватель фармакологии
Учебное заведение: ГБПОУ РО
Населённый пункт: г. Ростов на Дону
Наименование материала: статья
Тема: "Педагогические методы и технологии обучения в профессиональном образовании"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Педагогические

методы

и

технологии

обучения

в

профессиональном

образовании

Одними

из

ожидаемых

результатов

реализации

Доктрины среднего

медицинского

образования в Российской Федерации является развитие творческого потенциала студентов

для решения профессиональных задач и повышение эффективности учебного процесса.

С введением ФГОС СПО в процесс подготовки специалиста главенствующую роль

приобретает

ориентация

на

развитие

его

личности

и

профессиональной

культуры,

позволяющая

существенно

облегчить

процесс

адаптации

в

профессиональной

среде.

Качественное профессиональное образование сегодня - это средство социальной защиты,

гарант профессиональной стабильности, профессиональной самореализации человека на

разных этапах жизни.

Поиск путей совершенствования качества подготовки специалистов среднего звена

послужил основанием к развитию инновационных процессов, которые охватили разработку

новых методов и приемов обучения, создание новых форм организации учебного процесса,

применение принципиально новых средств обучения.

Важным направлением Программы развития ГБПОУ РО «РБМК» является создание

устойчивой мотивации к учебной, практической деятельности и непрерывности обучения

через стремление студентов к рефлексии и саморефлексии.

Изменившиеся

требования

к

подготовке

будущего

специалиста

предполагают

изменение системы организации образовательного процесса. Среди наиболее прогрессивных

тенденций в решении проблем повышения качества образовательного процесса все большее

значение приобретает проектирование педагогических технологий.

В настоящее время существует два основных направления в образовании:

модернизация традиционного обучения в духе эффективной организации усвоения

заданных образцов, достижения четко заданных эталонов. В рамках этого направления

обновление

учебного

процесса

ориентировано

на

традиционные

дидактические

задачи

репродуктивного обучения, представление об обучении как «технологическом» конвейерном

процессе, с детально описанным ожидаемым результатом;

инновационный подход к образовательному процессу, в котором целью обучения

является

развитие

у

обучающихся

возможностей

осваивать

новый

опыт

на

основе

целенаправленного

формирования

творческого

и

критического

мышления,

опыта

и

инструментария

учебно-исследовательской

деятельности,

ролевого

и

имитационного

моделирования.

Безусловно, в рамках Федерального государственного образовательного стандарта, по

которому мы все работаем, второе направление предпочтительнее.

В

практической

педагогической

деятельности

применяются

различные

современные педагогические технологии.

Одним из таких методов является метод проектов.

Метод проектов не новость в педагогике. В России метод проектов был известен ещё

в 1905 году. В тридцатые годы прошлого столетия метод проектов был запрещен и не

использовался вплоть до конца 80-х годов.

Метод проектов широко внедряется в образовательную практику в России благодаря

введению ФГОС.

Эпиграфом к проектному обучению может служить китайская пословица «Скажи мне -

и я забуду. Покажи мне ~ и я запомню. Вовлеки меня - и я научусь».

«Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить»

- вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Используется

метод

проектов

как

способ

достижения

дидактической

цели

через

детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым

практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приёмов,

действий студентов в их определённой последовательности для достижения поставленной

задачи

-

решения проблемы,

лично

значимой

для

обучающихся

и

оформленной

в

виде

некоего конечного продукта.

Основное

предназначение

метода

проектов

состоит

в

предоставлении

студентам

возможности

самостоятельного

приобретения

знаний

в

процессе

решения

практических

задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей.

В практической педагогической деятельности используют различные виды проектов.

Практико-ориентированный

проект

нацелен

на

социальные

интересы

самих

участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и используется в

жизни колледжа, отделения, группы.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования,

обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных

результатов.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении

с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к

оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, кинофильмы и т.п.

Ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в

нём, проектанты берут на себя роли каких-либо персонажей, выдуманных героев и т.п.

Результат проекта остается открытым до самого окончания.

Проекты различаются по комплексности, по продолжительности, по числу участников

(индивидуальные и групповые). Наконец, наиболее существенное различие состоит в том,

что одни проекты рассчитаны на реализацию в течение занятия («мини-проект»), другие

охватывают серию занятий и самостоятельную внеаудиторную деятельность обучающихся,

третьи относятся исключительно к сфере внеаудиторной деятельности.

Основной алгоритм работы над учебным проектом таков:

проблема проекта – ПОЧЕМУ? (это важно) – актуальность проблемы – мотивация;

цель проекта – ЗАЧЕМ? (мы делаем проект) – целеполагание;

задачи проекта – ЧТО? (мы делаем) – постановка задач;

методы и способы проекта – КАК? (мы это можем делать) – выбор способов и методов,

планирование;

результат – ЧТО ПОЛУЧИТСЯ? (как решение проблемы) – ожидаемый результат.

На

каждом

этапе

практическая

деятельность

преподавателя

и

студентов

четко

разграничена.

I этаппогружение в проект –

преподаватель – формулирует проблему, сюжетную ситуацию, цели и задачи;

студенты – вживание в ситуацию, принятие, уточнение и конкретизация целей и задач.

II этапорганизация деятельности

преподаватель – организует деятельность студентов: формирует группы, определяет

амплуа, планирует деятельность студентов, предлагает возможные формы презентации

результатов;

студенты – распределяются по группам, выбирают роли в группе, планируют работу,

выбирают формы и способы презентации проекта.

III этап – осуществление деятельности –

преподаватель

не

участвует

консультирует,

ненавязчиво

контролирует,

при

необходимости дает новые знания, репетирует презентацию;

студенты – работают активно и самостоятельно – каждый в соответствии со своим

амплуа и сообща, консультируются, добывают недостающие знания, подготавливают

презентацию.

IV этап – презентация результатов

преподаватель –

принимает

отчет:

обобщает,

резюмирует

полученные

результаты,

оценивает умения общаться, слушать, обосновывать свое мнение, умение работать в

группе на общий результат;

студенты – демонстрируют понимание проблемы, цели и задач, умение планировать и

осуществлять работу, найденный способ решения проблемы, рефлексию деятельности и

результата, взаимооценка деятельности.

Таким образом, проект - это «5 П» - проблема - планирование (проектирование) - поиск

- продукт - презентация.

Шестое П - портфолио, папка в которой собраны все рабочие материалы (черновики,

дневные планы, отчеты и др.).

С каждым годом в колледже возрастает число учебных занятий в стиле ТЭД.

Е с л и

г о в о р и т ь

о б о б щ е н н о ,

т о

у ч е б н о е

з а н я т и е

в

с т и л е

ТЭД – это преподнесение сложного теоретического материала в простой доступной форме,

простым понятным языком, опираясь на элементарный жизненный опыт студентов.

Помочь студентам понять сложное, увидеть перспективу и научиться составлять свое

мнение – девиз данной педагогической технологии.

Существует

несколько

приемов

в

рамках

стиля

ТЭД,

позволяющих

интересно,

а

главное, результативно провести учебное занятие.

Можно

всегда

основать

занятие

на

четырех

базовых

потребностях

человека:

потребность быть любимым и принадлежать кому-то, личный интерес, личностное развитие

и надежда на будущее.

Новизна: откройте доселе неизвестное

Наш мозг любит все новое. Незнакомый, непривычный и неожиданный элемент в

презентации завораживает аудиторию, заставляет ее пересмотреть прежние представления и

дает возможность иначе взглянуть на мир.

Научите аудиторию новому.

Поделитесь

абсолютно

новой

информации

в

оригинальной

форме.

Нейробиологи

утверждают, что это действенный способ привлечь внимание.

Не ограничивайтесь банальными примерами.

Шокирующий,

впечатляющий

пример

позволяет

полностью

овладеть

вниманием

студентов.

Внесите нотку несерьезности.

Не стоит относиться к себе и своей теме слишком строго. Пусть аудитория посмеется.

Юмор разрушает защитный барьер, что делает студентов более чувственными к вашему

сообщению.

Как построить учебное занятие в стиле ТЭД? Несколько аксиом лежат в основе.

Преподаватель всегда увлечен своей учебной дисциплиной, междисциплинарным

курсом. Идея TED отражена в слогане «Идеи, достойные распространения».

Преподаватель

всегда

хорошо

знает

содержание

своей

учебной

дисциплины,

междисциплинарного курса.

Преподаватель всегда может оценить важность темы для студенческой аудитории.

Лекция,

практическое

занятие

должны

быть

сфокусированы

на

нуждах

и

интересах

обучающихся.

Преподаватель всегда может определить и уточнить тезис занятия, главную идею

занятия. Тезис должен быть не больше 1 - 2 предложений.

Преподаватель всегда может определить главную цель лекции, практического

занятия.

Преподаватель всегда помнит про временное ограничение. TED Talks должны

быть не дольше 18 минут. Преподавателю не обязательно занимать все 18 минут; некоторые

идеи

могут

быть

полностью

и

внятно

выражены

за

5

минут

или

меньше.

Однако

преподаватель не можете говорить больше 18 минут в стиле ТЭД.

В педагогическую практику прочно вошел метод case-study.

Метод

case-study

или

метод

конкретных

ситуаций

метод

активного

проблемно-

ситуационного

анализа,

основанный

на

обучении

путем

решения

конкретных

задач

ситуаций (решение кейсов).

Метод конкретных ситуаций (метод case-study) относится к неигровым имитационным

активным методам обучения.

Непосредственная цель метода case-study – совместными усилиями группы студентов

проанализировать

ситуацию

-

case,

возникающую

при

конкретном

положении

дел,

и

выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов

и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

В зависимости от целей обучения используемые кейсы отличаются по содержанию и

организации представленного в них материала:

кейсы, обучающие анализу и оценке;

кейсы, обучающие решению проблем и принятию решений;

кейсы, иллюстрирующие проблему и ее решение.

Для

оценки

определенных

качеств

преподавателями

учебных

дисциплин

и

междисциплинарных курсов используются четыре типа кейсов.

Строгий

или

структурированный

кейс,

содержащий

краткое

и

точное

изложение

ситуации с использованием конкретных данных. Для решения такого кейса существует один

правильный ответ. Предназначен для оценки знания или умения использовать одну формулу,

методику в определенной области знаний.

Неструктурированный

кейс

представляет

собой

материал

с

большим

количеством

данных. Использование такого типа кейса позволяет преподавателю оценить стиль и скорость

мышления

студента,

умения

отделять

главное

от

второстепенного,

позволяет

выяснить

умения обучающегося в определенной области.

Первооткрывательский кейс по объему материала может быть самым разным. Здесь

важен не правильный ответ, а способность к нестандартному мышлению и выдвижению

креативных идей.

«Маленькие наброски» - кейсы, которые знакомят только с ключевыми понятиями, где

при анализе необходимо использовать собственные знания.

В

зависимости

от

темы

учебного

занятия

используются

либо

«мертвые,

или

исчерпывающие

кейсы»,

к

которым

можно

отнести

кейсы,

в

которых

содержится

вся

необходимая для анализа информация, либо «живые, или недостаточные кейсы», к которым

относятся кейсы, построенные таким образом, чтобы «спровоцировать» обучающихся на

поиск необходимой для анализа дополнительной информации.

Научно-исследовательские

кейсы,

ориентированные

на

о с у щ е с т в л е н и е

исследовательской

деятельности,

применяются

как

метод

проектно-исследовательской

деятельности.

Таким образом, знание классификаций кейсов помогает выбрать тот или иной кейс в

зависимости от педагогических целей его использования.

Педагогический

потенциал

метода

case-study

значительно

больше

педагогического

потенциала традиционных методов обучения из-за предусмотренных данной технологией

споров,

дискуссий,

аргументации,

которые

тренируют

участников

обсуждения,

учат

соблюдению норм и правил общения.

Эффективность деятельности преподавателя, реализующего метод case-study в своей

педагогической практике, связана с воплощением ряда принципов:

- принцип многообразия и эффективности дидактического арсенала;

- принцип партнерства, сотрудничества со студентами;

-

принцип

творчества,

который

предполагает

превращение

кейса

и

занятия

с

его

применением в индивидуально неповторимый творческий продукт;

- принцип прагматизма, ориентирующий на четкое определение возможностей того или

иного кейса, планирование результатов обучения.

Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть

результат активной самостоятельной деятельности студентов по разрешению противоречий, в

результате

чего

и

происходит

творческое

овладение

профессиональными

знаниями,

умениями и развитие мыслительных способностей.

Кейс-метод

готовит

студентов

к

решению

типовых

задач

по

всем

видам

профессиональной

деятельности,

обозначенным

в

требованиях

Федерального

государственного образовательного стандарта.

Многие

годы

преподавание

учебных

дисциплин

проводится

с

использование

метода фреймов.

Теория фреймов успешно сочетается с проблемно-модульным обучением, в котором

при помощи фреймовой модели можно сворачивать информацию, а также с технологией

концентрированного обучения в части создания крупноблочных опор. Фреймы применяются

для

«сжатия»,

структурирования

и

систематизации

информации

с

целью

расширения

понятийного базиса.

Фрейм может быть представлен в виде рисунков, схем, алгоритмов

и т.д., таким

образом,

в

совокупности

фреймовая

технология

обеспечивает

ясность,

образность,

компактность учебного материала.

Сгущение учебного материала высвобождает время для продуктивной деятельности

обучающихся.

Дидактические

возможности

фреймовой

технологии

можно

рассматривать

в

двух

направлениях:

- фрейм как концепт или упорядоченная структура учебного материала (структурно-

содержательный аспект);

- фрейм как сценарий учебного процесса (временной аспект).

Концепт

разрабатывается

преподавателем

в

той

форме,

какая

более

удобна

для

образного восприятия студентами (схемы, таблицы, алгоритмы, структуры и т.д.). Концепт

представляет

собой

«рамку»,

«каркас»

или

просто

структуру

ключевой

идеи

учебного

материала,

которую

можно

наложить

на

все

последующие

темы,

разделы.

При

этом

образуется иерархическая структура.

Любой фрейм состоит из слотов (терминалов), которые обязательно должны быть

заполнены конкретным содержанием или данными.

Процесс структурирования учебного материала с помощью фреймового представления

знаний обеспечивает:

- систематизацию знаний за счет определения связей («вертикальных» и «горизонтальных»)

внутри учебного материала;

- эффективность использования учебного времени за счет фреймовой стройности алгоритма

(сценария) учебного процесса.

Этим фреймовая технология при структурировании учебного материала и отличается от

других технологий.

При использовании фреймов деятельность преподавателя и студента изменяется в

ходе учебного процесса и составляет четыре этапа.

На первом этапе деятельность преподавателя активна - преподаватель выступает в

роли

транслятора

по

принципу

«Я

учу,

я

объясняю

материал»,

а

студенты

пассивно

воспринимают учебный материал и действуют по принципу «Меня учат».

На

втором

этапе

наступает

возможность

ведения

совместной

деятельности

преподавателя

и

обучающегося.

Преподаватель

может

проводить

занятия

фронтально

(например, при контроле исходного уровня знаний), в группах (например, при решении

ситуационных

задач)

или

индивидуально,

действуя

по

принципам

педагогической

поддержки. Таким образом, происходит совместно-разделенная деятельность студента и

преподавателя.

Третий этап - это этап постижения методических знаний, на котором студенты, в своем

большинстве, готовы вести самостоятельную деятельность. Преподаватель на данном этапе

выступает в роли фасилитатора-методиста. Групповая фасилитация - процесс, в рамках

которого

преподаватель

занимает

нейтральную

позицию

и

не

берет

на

себя

принятие

решения, а лишь помогает участникам идентифицировать проблемы и принять решение с

помощью

конструктивного

обсуждения.

Деятельность

преподавателя

сводится

к

педагогической поддержке. Одновременно с преподавателем студент действует по принципу

«Я учусь учить».

Четвертый этап - взаимообучение - студенты, имеющие высокий уровень восприятия

учебного материала, помогают в освоении учебного материала своим сокурсникам, которым

для восприятия необходимо времени несколько больше, чем остальным. Преподаватель

выступает в роли методиста, действующего по принципу «Я наблюдаю и корректирую

деятельность студентов». Деятельность студентов на этом уровне активная, творческая,

продуктивная.

Таким образом, эффективное сжатие информации и сокращение времени, затраченного

на ее восприятие, может быть обеспечено за счет фреймового представления знаний, к

основным преимуществам которого относятся структурированность и предметно-логическая

выразительность. Фреймы позволяют каждому студенту выстроить свой индивидуальный

путь изучения материала, а преподавателю на этом пути создавать ситуации успеха, которые

становятся опорными точками для покорения студентами очередной вершины знаний. Если

студенты научатся выделять инвариантную часть в изучаемой теме, то это большой шаг в

развитии логики мышления.

Сегодня перед каждым преподавателем стоит очень важная задача – его студенты

должны

стать

грамотными,

компетентными

специалистами,

людьми,

которые

умеют

мыслить, самостоятельно добывать знания.

Каждый преподаватель стремится к тому, чтобы работа студентов была максимально

продуктивной, а занятие – максимально эффективным.

Пути

решения

данной

проблемы

-

в

различных

формах,

методах

и

способах

организации учебной деятельности студентов, в использовании различных педагогических

технологий – метод проектов, кейс-метод, стиль ТЭД, фреймы, «кластеры» (это способ

графической организации материала, позволяющий сделать наглядным те мыслительные

процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему).



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники