Автор: Белобородова Алена Евгеньевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ Олонский детский сад
Населённый пункт: с. Олонки, Боханский район, Иркутская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Дидактические игры, направленные на развитие лексико-грамматических категорий и связной речи у детей старшего дошкольного возраста, имеющих системное недоразвитие речи
Раздел: дошкольное образование
Методическое пособие создала:
Белобородова Алена Евгеньевна
Учитель-логопед
МБДОУ Олонский детский сад
Игра, как средство формирования и
развития лексико-грамматического строя
и связной речи у детей с СНР
При развитии речи дошкольников и коррекции ее недоразвития на
одно из ведущих мест выходит формирование лексико-грамматических
навыков
—
это
одна
из
основных
задач
коррекционного обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями
речи.
Одной
из
выраженных
особенностей
речи
детей
с
системными
нарушениями речи (СНР) является расхождение в объеме пассивного и
активного словаря: дети понимают значение многих слов, объем их
пассивного
словаря
достаточен,
но
употребление
в
речи
сильно
затруднено.
Бедность
активного
словаря
проявляется
в
неточном
произношении
многих слов — названий диких животных, птиц, профессий, частей тела
и лица. В словаре преобладают глаголы, обозначающие ежедневные
бытовые
действия.
Трудно
усваиваются
слова
с
обобщающим
значением,
обозначающие
оценку,
состояние,
качество
и
признак
предмета.
Формирование грамматического строя речи происходит с большими
трудностями,
чем
овладение
словарем.
Нарушение
синтаксической
структуры предложения выражается в пропуске членов предложения,
неправильном
порядке
слов,
в
отсутствии
сложноподчиненных
конструкций.
Формирование лексико-грамматического строя речи — это длительный и
трудоемкий процесс.
•
оптимально
сочетать
на
занятиях
лексический
материал
с
грамматическим;
•
знакомить
детей
с
новой
грамматической
категорией
и
целенаправленно
отрабатывать
ее
на
каждой
лексической
теме,
используя большое количество упражнений;
•
постоянно
поддерживать
интерес
к
занятию
и
лексико-
грамматическому материалу, что позволяет добиться значительного
обучающего эффекта;
•
подходить к делу творчески, используя разные игровые приемы и
оборудование;
•
включать
в
работу
по
развитию
лексико-грамматического
строя
воспитателей и родителей.
Дидактическая игра
«Скажи ласково» или «Большой-маленький»
Цель: расширить знания детей о уменьшительно-ласкательных
суффиксах.
Задачи:
•
закрепить умение образовывать существительные при помощи
уменьшительно-ласкательных суффиксов.
•
Учиться согласованию словосочетаний по родам
Оборудование: картинки на заданный лексический материал.
Ход игры: вариантов игры много, например, педагог предлагает
ребенку посмотреть на картинки где изображен большой и
маленький предмет. К примеру, мяч – мячик, можно предложить
использовать слова помощники – большой мяч, маленький мячик и
так далее. Также эту игру можно проводить с группой детей.
Бросать мяч ребенку произнося слово, а он бросает обратно,
произнося уже с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Дидактическая игра «Что из чего сделано?»
Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных от
существительных, обозначающих материал и вещества, и изменять
их по родам и числам;
Задачи:
•
продолжать знакомить детей с разнообразным миром предметов
и многообразием материалов, из которых они сделаны;
•
расширять представления детей о связи образа и материала с
развитием общества;
Оборудование: картинки на заданный лексический материал
Ход игры: педагог предлагает ребенку посмотреть на картинки, где
изображен
предмет
и
материал
из
которого
он
изготовлен,
например: кожа – сумка из кожи – кожаная сумка, стекло – стакан из
стекла
– стеклянный,
дерево – стол
из
дерева –
деревянный и
другие.
Картинки
могут
быть
изначально
соединены,
либо
перепутаны,
таким
образом
задачу
можно
усложнить,
собрав
картинку-пазл воедино.
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Цель: Учить детей использовать в речи слова, противоположные по
смыслу.
Задачи:
•
активизировать мыслительную активность детей
•
развивать вербальную память,
•
воспитывать интерес к речевым играм, культуру общения.
Оборудование: предметные картинки на заданный лексический
материал.
Ход игры: можно использовать два варианта. В первом не требуется
никакой дополнительной подготовки в виде раздаточного материала,
предметных или сюжетных картинок. Также можно играть как
индивидуально, так и с группой детей.
1. Педагог начинает игру. Он произносит начало фразы. Дети
должны фразу продолжить, подбирая слова, противоположные по
смыслу.
2. Можно использовать вариант с картинками – педагог предлагает
собрать картинки по парам. Например, светло – темно, зима – лето,
белый – черный, грустить – веселиться и так далее.
Педагог: Скажу я слово «высоко», а ты ответишь…
Дети: Низко.
Педагог: Скажу я слово «далеко», а ты ответишь…
Дети: Близко.
Скажу я слово «темнота», а ты ответишь…
Дети: Свет.
Педагог: Теперь скажу я слово «да!», а ты ответишь…
Дети: Нет.
Педагог: Скажу я тихо слово «ночь», а ты ответишь…
Дети: День.
Скажу я громко слово «труд», а ты ответишь…
Дети: Лень.
Скажу я слово Вам «слабак», ответите…
Дети: Силач.
Теперь скажу я слово «смех», ответите мне
Дети: Плач.
Педагог: Скажу я слово «говорить», ответишь ты
Дети: Молчать.
Педагог: Скажу я слово Вам «мудрец», ответишь мне.
Дети: Глупец.
Педагог: В игре всегда начало есть, ну. А сейчас…
Дети: Конец!
Дидактическая игра
«Лови и бросай̆
, и цвета называй̆
» или «Найди пару по
цвету»
Цель:
учить
согласовывать
существительные
с
прилагательными.
Задачи:
•
Развитие
умения
согласовывать
качественные
прилагательные
в
словосочетания с существительными.
•
Развивать внимание и мышление
Оборудование:
мяч, предметные картинки на
заданный
лексический
материал
Ход игры: с мячом можно сыграть так: педагог бросает мяч, называет
цвет, а ребенок ловит мяч, придумывает предмет, согласовывает его с
цветом в роде, числе и падеже, и бросает обратно. Например: синее –
синее небо, зеленая – зеленая трава, желтые – желтые цветы. Также
можно играть и с группой детей. По картинкам: педагог предлагает
ребёнку
найти
пару
к
картинке
на
которой
изображен предмет,
и
картинку на которой изображен цвет данного предмета и обязательно
проговорить словосочетание. Например: красный̆
цвет– красный мак,
красный флаг; оранжевый̆
цвет – оранжевый апельсин, оранжевый мяч;
жёлтый̆
цвет – желтый цыплёнок, желтый одуванчик.
Дидактическая игра
«Чей? Чья? Чьё? Чьи?»
Цель: учить образовывать притяжательные прилагательные
от существительных.
Задачи:
развитие умения согласовывать притяжательные
прилагательные в словосочетания с существительными.
Развивать внимание и мышление
Оборудование: мяч, предметные картинки на заданный
лексический материал
Ход игры: педагог предлагает ребенку рассмотреть картинки
и соединить их в пары, проговаривая и согласовывая
словосочетания в роде, числе и падеже.. Например: У
коровы голова – коровья; хвост кошки – кошачий; лапа
зайца – заячья, у мамы сумка – мамина, у бабушки очки –
бабушкины.
Дидактическая игра
«Накорми животное» или «Кто что ест?»
Цель:
учить
согласовывать
словосочетания
в
падеже
(дательном),
закреплять знания детей о разных видах питания животных; развивать
умения различать понятия "Домашние" и "Дикие" животные
Задачи:
развитие общей и мелкой моторики;
развитие координации движений, зрительного и слухового внимания и
восприятия, ассоциативному и логическому мышлению, воображению,
воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: игра с прищепками «Кто что ест?» либо предметные
картинки по лексической теме
Ход игры: педагог предлагает Ребенку соединить по кругу прищепками
соответствующие картинки. При этом проговаривать какое животное что
ест, например: «Медведь ест малину», либо говорить: «Накормлю зайца
морковкой, обезьяну бананами и т.д..»
Дидактическая игра «Считай и называй»
Цель:
упражнять
в
согласовании
числительных
с
существительными.
Задачи:
•
познакомить ребенка с числительными,
•
научить
согласовывать
существительные
с
числительными, употреблять их в речи.
Оборудование: предметные картинки по лексическим
темам
Ход
игры:
педагог
показывает
картинки
с
изображением
предметов
одежды,
обуви,
головных
уборов и предлагает ребёнку, помочь Тане сосчитать
вещи.
Дидактическая игра «Дерево родственных слов»
Цель: учить образовывать однокоренные слова.
Задачи:
•
познакомить детей с понятием однокоренные слова,
•
научить детей как правильно применять в речи однокоренные слова,
•
развивать речь и мышление.
Оборудование: карточка с изображением дерева (или веточка дерева),
листочки на липучках (на ниточках) Ход игры: «Растёт в Лукоморье
волшебное дерево. Листья на нём появляются только тогда, когда к слову
находятся
слова-родственники».
Детям
предлагается
подобрать
родственные слова к какому-либо заданному слову. С каждым словом на
дерево прикрепляется листочек. Если дети затрудняются, можно помочь
им, задав наводящие вопросы. Например: подобрать однокоренные слова
к слову «рыба». Вопросы: «Если рыба маленькая, как можно её назвать?
А если большая? Как называется суп с рыбой? Как называется человек,
который ловит рыбу? и т.д.»
После того, как дети подобрали слова к заданному слову, «дует ветерок и
все слова-листики падают на землю». Предлагается вернуть их обратно
на дерево, придумав родственные слова к другому слову.
Развитие связной речи с помощью приемов
мнемотехники
Связная
речь
выполняет
важные
функции:
помогает
ребенку
социализироваться,
определяет
и
регулирует общепризнанных нормы поведения в обществе,
что и является решающим условием для становления его
личности. С каждым годом увеличивается число детей, с
нарушениями
речи.
Поэтому
проблема
развития
связной
речи
у
детей
дошкольного
возраста
не
теряет
своей
актуальности.
Труднее
детям
всего
дается
не
только
самостоятельное
высказывание
по
памяти
и
все
виды
творческого
рассказывания,
а
также
воспроизведение
текстов по образцу. Поэтому использование для развития
связной
речи,
одних
традиционных
методов
работы
недостаточно,
нужно
изыскать
методики,
технологии,
эффективность которых была бы очевидна. Одной из таких
методик
является
—
мнемотехника,
эффективное
коррекционное
средство
при
обучении
связной
речи
дошкольников.
Цель обучения с её использованием, прежде всего
развитие
памяти
разных
видов:
слуховой,
зрительной,
двигательной,
тактильной,
а
также
развитие
мышления,
внимания, воображения. Особое место в работе с детьми
занимает дидактический материал в форме мнемодорожек,
мнемотаблиц
и
схем
—
моделей,
что
заметно
облегчает
детям
овладение
связной
речью;
кроме
того,
наличие
зрительного
плана
—
схемы
делает
рассказы,
сказки
чёткими, связными и последовательными. Мнемотаблица —
это схема, в которую заложена определённая информация.
Использование
данной
методики
дает
эффективные
результаты в развитии речи старших дошкольников. Ниже
представлены
варианты
использования
мнемотаблиц
и
мнемосхем на занятиях.
Рассмотрим упражнение на примере лексической темы «Профессии»
Цель: познакомить детей с профессиями, обучить составлять рассказ о профессиях.
Задачи:
развитие памяти, мышления;
развитие связной речи
Оборудование: карточки с мнемотаблицами по количеству детей, либо одна большая
картинка
Ход
игры:
Педагог
предлагает
рассмотреть
таблицу
и
уточняет
с
детьми:
что
обозначает каждая картинка, последовательность высказывания. Педагог может для
примера сам рассказать об одной профессии.
План рассказа:
Название профессии.
Место работы.
Что нужно ему для работы?
Одежда человека этой профессии.
Что делает человек данной профессии?
Мнемотаблица, как и тема, может быть любой, на усмотрение педагога, таблицу или
схему по любой лексической теме можно составить самостоятельно
. В приложении
представлены наши варианты таблицы.
Использование мнемотаблиц для
пересказа текста и заучивания
стихотворений
Мнемотаблицы можно использовать и для пересказа
текста. Для примера рассмотрим текст:
«У Оли и Димы дружная семья. Они живут в одном
доме с Мамой, папой, бабушкой, дедушкой и кошкой
Муркой.
Вечером
вся
семья
собирается
в
большой
комнате. Каждый занят делом. Бабушка вяжет шарф
для Димы. Папа и дедушка играют в шахматы, Дима
наблюдает за их игрой, мама учит Олю читать. Кошка
Мурка спит на коврике».
Педагог
читает
текст
2
раза.
Затем
ребенок
по
подсказкам сам пересказывает текст.
Кроме
того
мнемотаблицы
можно
применять
при
заучивании стихотворений, пословиц. К примеру :
«В огороде много гряд. Тут и репа и салат.
Тут и свекла и горох. А картофель разве плох?
Наш зеленый огород нас прокормит круглый год.»