Напоминание

Дидактические игры, направленные на развитие лексико-грамматических категорий и связной речи у детей старшего дошкольного возраста, имеющих системное недоразвитие речи


Автор: Белобородова Алена Евгеньевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ Олонский детский сад
Населённый пункт: с. Олонки, Боханский район, Иркутская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Дидактические игры, направленные на развитие лексико-грамматических категорий и связной речи у детей старшего дошкольного возраста, имеющих системное недоразвитие речи
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическое пособие создала:

Белобородова Алена Евгеньевна

Учитель-логопед

МБДОУ Олонский детский сад

Игра, как средство формирования и

развития лексико-грамматического строя

и связной речи у детей с СНР

При развитии речи дошкольников и коррекции ее недоразвития на

одно из ведущих мест выходит формирование лексико-грамматических

навыков

это

одна

из

основных

задач

коррекционного обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями

речи.

Одной

из

выраженных

особенностей

речи

детей

с

системными

нарушениями речи (СНР) является расхождение в объеме пассивного и

активного словаря: дети понимают значение многих слов, объем их

пассивного

словаря

достаточен,

но

употребление

в

речи

сильно

затруднено.

Бедность

активного

словаря

проявляется

в

неточном

произношении

многих слов — названий диких животных, птиц, профессий, частей тела

и лица. В словаре преобладают глаголы, обозначающие ежедневные

бытовые

действия.

Трудно

усваиваются

слова

с

обобщающим

значением,

обозначающие

оценку,

состояние,

качество

и

признак

предмета.

Формирование грамматического строя речи происходит с большими

трудностями,

чем

овладение

словарем.

Нарушение

синтаксической

структуры предложения выражается в пропуске членов предложения,

неправильном

порядке

слов,

в

отсутствии

сложноподчиненных

конструкций.

Формирование лексико-грамматического строя речи — это длительный и

трудоемкий процесс.

оптимально

сочетать

на

занятиях

лексический

материал

с

грамматическим;

знакомить

детей

с

новой

грамматической

категорией

и

целенаправленно

отрабатывать

ее

на

каждой

лексической

теме,

используя большое количество упражнений;

постоянно

поддерживать

интерес

к

занятию

и

лексико-

грамматическому материалу, что позволяет добиться значительного

обучающего эффекта;

подходить к делу творчески, используя разные игровые приемы и

оборудование;

включать

в

работу

по

развитию

лексико-грамматического

строя

воспитателей и родителей.

Дидактическая игра

«Скажи ласково» или «Большой-маленький»

Цель: расширить знания детей о уменьшительно-ласкательных

суффиксах.

Задачи:

закрепить умение образовывать существительные при помощи

уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Учиться согласованию словосочетаний по родам

Оборудование: картинки на заданный лексический материал.

Ход игры: вариантов игры много, например, педагог предлагает

ребенку посмотреть на картинки где изображен большой и

маленький предмет. К примеру, мяч – мячик, можно предложить

использовать слова помощники – большой мяч, маленький мячик и

так далее. Также эту игру можно проводить с группой детей.

Бросать мяч ребенку произнося слово, а он бросает обратно,

произнося уже с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Дидактическая игра «Что из чего сделано?»

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных от

существительных, обозначающих материал и вещества, и изменять

их по родам и числам;

Задачи:

продолжать знакомить детей с разнообразным миром предметов

и многообразием материалов, из которых они сделаны;

расширять представления детей о связи образа и материала с

развитием общества;

Оборудование: картинки на заданный лексический материал

Ход игры: педагог предлагает ребенку посмотреть на картинки, где

изображен

предмет

и

материал

из

которого

он

изготовлен,

например: кожа – сумка из кожи – кожаная сумка, стекло – стакан из

стекла

– стеклянный,

дерево – стол

из

дерева –

деревянный и

другие.

Картинки

могут

быть

изначально

соединены,

либо

перепутаны,

таким

образом

задачу

можно

усложнить,

собрав

картинку-пазл воедино.

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Цель: Учить детей использовать в речи слова, противоположные по

смыслу.

Задачи:

активизировать мыслительную активность детей

развивать вербальную память,

воспитывать интерес к речевым играм, культуру общения.

Оборудование: предметные картинки на заданный лексический

материал.

Ход игры: можно использовать два варианта. В первом не требуется

никакой дополнительной подготовки в виде раздаточного материала,

предметных или сюжетных картинок. Также можно играть как

индивидуально, так и с группой детей.

1. Педагог начинает игру. Он произносит начало фразы. Дети

должны фразу продолжить, подбирая слова, противоположные по

смыслу.

2. Можно использовать вариант с картинками – педагог предлагает

собрать картинки по парам. Например, светло – темно, зима – лето,

белый – черный, грустить – веселиться и так далее.

Педагог: Скажу я слово «высоко», а ты ответишь…

Дети: Низко.

Педагог: Скажу я слово «далеко», а ты ответишь…

Дети: Близко.

Скажу я слово «темнота», а ты ответишь…

Дети: Свет.

Педагог: Теперь скажу я слово «да!», а ты ответишь…

Дети: Нет.

Педагог: Скажу я тихо слово «ночь», а ты ответишь…

Дети: День.

Скажу я громко слово «труд», а ты ответишь…

Дети: Лень.

Скажу я слово Вам «слабак», ответите…

Дети: Силач.

Теперь скажу я слово «смех», ответите мне

Дети: Плач.

Педагог: Скажу я слово «говорить», ответишь ты

Дети: Молчать.

Педагог: Скажу я слово Вам «мудрец», ответишь мне.

Дети: Глупец.

Педагог: В игре всегда начало есть, ну. А сейчас…

Дети: Конец!

Дидактическая игра

«Лови и бросай̆

, и цвета называй̆

» или «Найди пару по

цвету»

Цель:

учить

согласовывать

существительные

с

прилагательными.

Задачи:

Развитие

умения

согласовывать

качественные

прилагательные

в

словосочетания с существительными.

Развивать внимание и мышление

Оборудование:

мяч, предметные картинки на

заданный

лексический

материал

Ход игры: с мячом можно сыграть так: педагог бросает мяч, называет

цвет, а ребенок ловит мяч, придумывает предмет, согласовывает его с

цветом в роде, числе и падеже, и бросает обратно. Например: синее –

синее небо, зеленая – зеленая трава, желтые – желтые цветы. Также

можно играть и с группой детей. По картинкам: педагог предлагает

ребёнку

найти

пару

к

картинке

на

которой

изображен предмет,

и

картинку на которой изображен цвет данного предмета и обязательно

проговорить словосочетание. Например: красный̆

цвет– красный мак,

красный флаг; оранжевый̆

цвет – оранжевый апельсин, оранжевый мяч;

жёлтый̆

цвет – желтый цыплёнок, желтый одуванчик.

Дидактическая игра

«Чей? Чья? Чьё? Чьи?»

Цель: учить образовывать притяжательные прилагательные

от существительных.

Задачи:

развитие умения согласовывать притяжательные

прилагательные в словосочетания с существительными.

Развивать внимание и мышление

Оборудование: мяч, предметные картинки на заданный

лексический материал

Ход игры: педагог предлагает ребенку рассмотреть картинки

и соединить их в пары, проговаривая и согласовывая

словосочетания в роде, числе и падеже.. Например: У

коровы голова – коровья; хвост кошки – кошачий; лапа

зайца – заячья, у мамы сумка – мамина, у бабушки очки –

бабушкины.

Дидактическая игра

«Накорми животное» или «Кто что ест?»

Цель:

учить

согласовывать

словосочетания

в

падеже

(дательном),

закреплять знания детей о разных видах питания животных; развивать

умения различать понятия "Домашние" и "Дикие" животные

Задачи:

развитие общей и мелкой моторики;

развитие координации движений, зрительного и слухового внимания и

восприятия, ассоциативному и логическому мышлению, воображению,

воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: игра с прищепками «Кто что ест?» либо предметные

картинки по лексической теме

Ход игры: педагог предлагает Ребенку соединить по кругу прищепками

соответствующие картинки. При этом проговаривать какое животное что

ест, например: «Медведь ест малину», либо говорить: «Накормлю зайца

морковкой, обезьяну бананами и т.д..»

Дидактическая игра «Считай и называй»

Цель:

упражнять

в

согласовании

числительных

с

существительными.

Задачи:

познакомить ребенка с числительными,

научить

согласовывать

существительные

с

числительными, употреблять их в речи.

Оборудование: предметные картинки по лексическим

темам

Ход

игры:

педагог

показывает

картинки

с

изображением

предметов

одежды,

обуви,

головных

уборов и предлагает ребёнку, помочь Тане сосчитать

вещи.

Дидактическая игра «Дерево родственных слов»

Цель: учить образовывать однокоренные слова.

Задачи:

познакомить детей с понятием однокоренные слова,

научить детей как правильно применять в речи однокоренные слова,

развивать речь и мышление.

Оборудование: карточка с изображением дерева (или веточка дерева),

листочки на липучках (на ниточках) Ход игры: «Растёт в Лукоморье

волшебное дерево. Листья на нём появляются только тогда, когда к слову

находятся

слова-родственники».

Детям

предлагается

подобрать

родственные слова к какому-либо заданному слову. С каждым словом на

дерево прикрепляется листочек. Если дети затрудняются, можно помочь

им, задав наводящие вопросы. Например: подобрать однокоренные слова

к слову «рыба». Вопросы: «Если рыба маленькая, как можно её назвать?

А если большая? Как называется суп с рыбой? Как называется человек,

который ловит рыбу? и т.д.»

После того, как дети подобрали слова к заданному слову, «дует ветерок и

все слова-листики падают на землю». Предлагается вернуть их обратно

на дерево, придумав родственные слова к другому слову.

Развитие связной речи с помощью приемов

мнемотехники

Связная

речь

выполняет

важные

функции:

помогает

ребенку

социализироваться,

определяет

и

регулирует общепризнанных нормы поведения в обществе,

что и является решающим условием для становления его

личности. С каждым годом увеличивается число детей, с

нарушениями

речи.

Поэтому

проблема

развития

связной

речи

у

детей

дошкольного

возраста

не

теряет

своей

актуальности.

Труднее

детям

всего

дается

не

только

самостоятельное

высказывание

по

памяти

и

все

виды

творческого

рассказывания,

а

также

воспроизведение

текстов по образцу. Поэтому использование для развития

связной

речи,

одних

традиционных

методов

работы

недостаточно,

нужно

изыскать

методики,

технологии,

эффективность которых была бы очевидна. Одной из таких

методик

является

мнемотехника,

эффективное

коррекционное

средство

при

обучении

связной

речи

дошкольников.

Цель обучения с её использованием, прежде всего

развитие

памяти

разных

видов:

слуховой,

зрительной,

двигательной,

тактильной,

а

также

развитие

мышления,

внимания, воображения. Особое место в работе с детьми

занимает дидактический материал в форме мнемодорожек,

мнемотаблиц

и

схем

моделей,

что

заметно

облегчает

детям

овладение

связной

речью;

кроме

того,

наличие

зрительного

плана

схемы

делает

рассказы,

сказки

чёткими, связными и последовательными. Мнемотаблица —

это схема, в которую заложена определённая информация.

Использование

данной

методики

дает

эффективные

результаты в развитии речи старших дошкольников. Ниже

представлены

варианты

использования

мнемотаблиц

и

мнемосхем на занятиях.

Рассмотрим упражнение на примере лексической темы «Профессии»

Цель: познакомить детей с профессиями, обучить составлять рассказ о профессиях.

Задачи:

развитие памяти, мышления;

развитие связной речи

Оборудование: карточки с мнемотаблицами по количеству детей, либо одна большая

картинка

Ход

игры:

Педагог

предлагает

рассмотреть

таблицу

и

уточняет

с

детьми:

что

обозначает каждая картинка, последовательность высказывания. Педагог может для

примера сам рассказать об одной профессии.

План рассказа:

Название профессии.

Место работы.

Что нужно ему для работы?

Одежда человека этой профессии.

Что делает человек данной профессии?

Мнемотаблица, как и тема, может быть любой, на усмотрение педагога, таблицу или

схему по любой лексической теме можно составить самостоятельно

. В приложении

представлены наши варианты таблицы.

Использование мнемотаблиц для

пересказа текста и заучивания

стихотворений

Мнемотаблицы можно использовать и для пересказа

текста. Для примера рассмотрим текст:

«У Оли и Димы дружная семья. Они живут в одном

доме с Мамой, папой, бабушкой, дедушкой и кошкой

Муркой.

Вечером

вся

семья

собирается

в

большой

комнате. Каждый занят делом. Бабушка вяжет шарф

для Димы. Папа и дедушка играют в шахматы, Дима

наблюдает за их игрой, мама учит Олю читать. Кошка

Мурка спит на коврике».

Педагог

читает

текст

2

раза.

Затем

ребенок

по

подсказкам сам пересказывает текст.

Кроме

того

мнемотаблицы

можно

применять

при

заучивании стихотворений, пословиц. К примеру :

«В огороде много гряд. Тут и репа и салат.

Тут и свекла и горох. А картофель разве плох?

Наш зеленый огород нас прокормит круглый год.»



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники