Напоминание

«Вежливыми быть должны, с Этикетом дружим мы!»


Автор: Железова Лариса Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СПб ГБУ "Центр содействия семейному воспитанию № 15"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Конспект открытого занятия
Тема: «Вежливыми быть должны, с Этикетом дружим мы!»
Раздел: полное образование





Назад




Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение центр для

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Центр

содействия семейному воспитанию №15»

Конспект

образовательной деятельности по Санкт-Петербургу

На тему: «Вежливыми быть должны, с Этикетом дружим мы!»

Подготовила воспитатель

Железова Лариса Валентиновна

Санкт-Петербург

2020

«Вежливыми быть должны, с Этикетом дружим мы!»

Пояснительная записка

В современном обществе для успешного существования человека необходимо

соблюдение правил поведения, принятых в определенных социальных кругах. Тема

культуры поведения, несомненно актуальна, так как в настоящее время наблюдается

существенный недостаток нравственности среди детей, подростков, а порой и взрослых.

Человеческая жестокость, наглость, равнодушие порождают все большее количество

конфликтов в обществе. В связи с этим актуальность изучения этикета как правил

поведения, принятых в определенных социальных кругах, не вызывает сомнения. Именно

в детские годы закладываются навыки культурного поведения, которые потом ребёнок

пронесёт через всю жизнь.

Цель: повышение культурного уровня, приобщение к нравственным и культурным

ценностям, вклад в формирование положительных качеств личности воспитанников,

формирование положительного климата в коллективе.

Задачи:

o

обобщить такие понятия, как «Этикет», «Вежливость», «Волшебные слова»,

познакомить детей с историей возникновения этикета; научить практическим умениям

поведения в гостях, на днях рождениях.

o

Развивать навыки общения, культурного уверенного поведения детей в

разнообразных жизненных ситуациях, правильного применения правил этикета на

практике.

o

Воспитывать уважение к личности другого человека, вежливое отношение друг к

другу, умение жить в коллективе.

Ожидаемые результаты

Детям станет понятен смысл слова «Этикет». Они узнают новое из истории этикета,

познакомятся с нормами поведения в разных странах мира. Поймут, что основой многих

правил является уважительное отношение людей друг к другу. Узнают особенности

этикета в гостях. Главным результатом будет способность детей применять

приобретённые знания и умения.

Применяемые принципы:

o

принципа наглядности и доступности

o

сознательной и творческой активности

o

принципа прочности знаний, умений и навыков.

o

совместная деятельность, сотрудничество ребёнка и воспитателя.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте ребята, поприветствовав друг друга, мы с вами

отправляемся в путешествие по стране Этикета. А для этого все дружно произнесём слова:

«Вежливыми быть должны, с Этикетом дружим мы!»

Прежде всего, давайте вместе подумаем, что такое этикет.

Дети отвечают. Воспитатель обобщает высказывания детей.

Этикет - это правила поведения. Это слово имеет 2 значения и переводится с

французского языка, как: 1-ое значение – ярлык, этикетка; 2-ое значение – церемониал, т.е.

порядок проведения определенной церемонии. Оказывается, этикет появился давным-

давно. Начало ему в виде обычаев и ритуалов было положено ещё в первобытном

обществе. С течением времени правила этикета менялись. Многое из того, что было

принято, скажем, в прошлых веках, сейчас неприемлемо. Например, раньше не

существовало салфеток, и в залы, где пировали рыцари, запускали собак, чтобы гости

могли вытереть о них руки. Но лучшие традиции сохраняются на протяжении веков.

В разных странах мира этикет может быть различен. То, что принято в одной стране,

может быть совершенно неприемлемо в другой. Люди из племени маори вместо

приветствия прикасаются друг к другу носами. У японцев существует три вида поклонов:

низкий, средний и лёгкий. Китаец, в прежние времена, встречая друга, пожимал руку себе

самому; древние греки говорили друг другу в знак приветствия: «Радуйся!», а

современные произносят: «Будь здоровым!». Кроме специальных правил поведения в

каждой стране существует свой язык жестов. В Голландии поворот указательного пальца у

виска означает, что кто-то сказал остроумную фразу. Не зная традиций и обычаев, можно

нечаянно обидеть представителя другой страны или самому попасть в неловкую

ситуацию.

Таким образом, Этикет - это правила поведения, принятые в данном обществе и в

данное время.

- Какими бы не были правила этикета, все они вызваны добрым отношением к людям.

Несомненно, многие правила этикета вам знакомы. Вспомнить их нам поможет игра.

Будьте внимательны.

Игра - кричалка « Путаница»

В школе дружно мы всегда скажем двойкам только….

А пятёркам, не секрет, говорим всегда мы…

Маме за кулёк конфет мы спасибо скажем ...

Мы пойдём сейчас в буфет, растолкаем всех там ...

Ах, какая ерунда, мять цветы на клумбе…

Мимо урны без труда бросим фантики мы ...

Забываем иногда «Здравствуйте» сказать мы …

Будем старшим мы в ответ говорить неправду …

С нами рядом едет дед. Мы уступим место?

Грязный наш велосипед будем мыть? Конечно…

Ответы детей «да» или «нет»

- Что значит слово «вежливость»?

Слово «Вежливость» происходит от славянского слова «веже» - знаток, знать. Быть

вежливым, значит знать, как себя вести. Вежливый человек всегда внимателен к людям.

Он старается не причинять им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни

делом. Есть, так называемое, золотое правило вежливости, которое гласит: «Относись к

другим людям так, как ты хотел бы, чтобы люди относились к тебе».

Воспитатель предлагает ребятам повторить это правило.

«Вежливые загадки»

1. Слово, хоть и не простое, но премудрости тут нет.

Это слово «золотое» слышали мы с детских лет.

Произносим это слово, если что-то попросить

Мы хотели у другого, чтоб воспитанными слыть. (Пожалуйста)

2. Ну а это, покороче будет слово, хоть цена

Высока, и даже очень, слова этого всегда.

С детства тоже его знаем, тут секрет совсем простой,

Словно солнышко сияет, начинаясь с буквы той.

Это слово - благодарность за хорошие дела,

Словно солнце вносит ясность в наши добрые слова. (Спасибо)

- Воспитатель: А теперь поговорим о поступках.

Игра «Вежливо - невежливо» (физкультминутка)

Если я говорю о вежливом поступке, вы хлопаете в ладоши. Если нет – топаете ногами.

Поздороваться при встрече. Толкнуть и не извиниться.

Свистеть, кричать, шуметь в школе. Уступить место старшим.

Не вставать на обращение учителя. Придти в гости без приглашения.

Уходя, попрощаться. Курить на крыльце.

- Выяснив, что такое этикет и вежливость мы с вами отправляемся дальше. Давайте все

вместе вновь произнесём волшебные слова: «Вежливыми быть должны, с этикетом

дружим мы!»

Дети повторяют.

Сценка: «Приглашение на День рождения».

Воспитатель обращает внимание на погрустневшего ребенка. На вопрос

«Что случилось?» - ребенок рассказывает о том, что его пригласила на день рождения

одноклассница, но он, наверное, откажется, т.к. не знает как себя вести в гостях.

Один из товарищей успокаивает его и предлагает свой совет.

- Не вижу повода для расстройства! Сейчас я быстро тебе расскажу как надо себя вести в

гостях. Вот, послушай:

Если ты пришёл в гости - не здоровайся ни с кем.

Слов «пожалуйста», «спасибо» никому не говори.

Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай,

И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун!

Если друг на день рождения пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома, пригодится самому.

Сесть старайся рядом с тортом, в разговоры не вступай:

Ты во время разговора вдвое меньше съешь конфет.

Если руки за обедом вы испачканы салатом,

Не стесняйся и о скатерть пальцы вытереть свои,

Опусти их незаметно под стол и там спокойно

Вытирай свои ты руки о соседские штаны!

Воспитатель: Ребята, попробуйте догадаться, какие правила этикета были представлены

наоборот? Есть красивые и очень полезные правила этикета, когда нас приглашают на

День рождении или просто в гости.

Существуют разные виды этикета. Например, деловой, дипломатический, военный,

педагогический, врачебный. А мы, по такому случаю, поговорим об этикете в гостях.

Задание №1

“Пригласительный Этикет”

Представьте себе, что вы приглашаете гостей к себе на день рождения. И многое

зависит от того, как вы их пригласите, с каким настроением они придут к вам. Пригласить

в гости можно в письменной или устной форме. Ваша задача – написать пригласительные

открытки другу или подруге (чистые пригласительные, ручки).

Но сначала разминка по вопросам:

1. Как поступить, если тебя пригласили в гости? (поблагодарить, спросить разрешения

у родителей.)

2. Можно ли пригласить на день рождения по телефону? (можно, но только очень

близкого друга)

3. Прилично ли опаздывать в гости? (неприлично)

4. Если по какой-то причине ты не можешь принять приглашение, как поступить,

чтобы не обидеть приглашающего? (извиниться и обязательно назвать причину отказа)

5. Как нужно пригласить на день рождения: за несколько часов до празднования или

заранее? (заранее)

6. Как нужно вести себя в гостях? (быть веселым, приветливым, не пытаться привлечь

к себе особого внимания)

( Пишут, затем зачитывают приглашения).

Воспитатель: Итак, приглашение получено, теперь нужно подобрать подарок.

Задание №2

«Выбор подарка»

На столе лежат самые разные предметы: носки, носовой платок, вазочка, цветок, коробка

конфет, книга, мягкая игрушка.

Воспитатель: Вы видите на столе много подарков. Участники должен выбрать тот

подарок, который бы он хотел подарить своему другу, подруге, маме. Учтите главное: вам

необходимо будет объяснить, кому именно вы преподнесете этот подарок и почему ваш

выбор пал именно на эту вещь.

(дети по очереди показывает подарок и объясняет свой выбор).

Воспитатель: Подарок выбран. Можно идти в гости. Но на самом деле это еще не все.

Ведь внешний облик человека – это тоже очень важно!

Сейчас мы должны составить правила внешнего вида воспитанного человека.

1. Одежда должна быть чистой.

2. Волосы должны быть уложены в прическу.

3. Одежда должна быть скромной, неброской.

Воспитатель: Ну вот, теперь вы действительно готовы. Можно идти в гости. В гостях вас

уже просят занять место за столом. Теперь необходимо вспомнить правила поведения за

столом.

“Застольный этикет”

Вопросы с ответами задаются по очереди.

1. Когда можно сесть за праздничный стол?

- как только вошли в комнату.

- только после того, как сядут хозяева.

- после приглашения хозяйки +

2. Вы садитесь за стол, берете салфетку и ...

- заправляете за воротник.

- кладете на колени +

- кладете рядом с тарелкой.

3. Как себя вести, если вам предложили блюдо, которое вы не очень любите?

- гневно отказаться.

- отказаться, назвав причину отказа.

- взять немного, поблагодарив +

4. Как правильно есть хлеб?

- ножом и вилкой.

- отламывать маленькими кусочками +

- откусывать от ломтика.

5. Как перемешивать сахар в чашке?

- перемешав, кладут рядом с чашкой на блюдце +

- перемешав, оставляют в чашке.

- кладут руками в чашку.

6. Какие куски из общих блюд следует выбирать?

- самые большие.

- самые маленькие.

- те, что лежат ближе к вам +

7. Если нужно порезать еду на кусочки, в какой руке следует держать нож, а в какой

вилку?

- в правой руке – вилка, в левой – нож

- в правой руке – нож, в левой – вилка +

- по очереди

8. Как поступить, если вы нечаянно уронили на пол вилку, нож или ложку?

- поднять и продолжать есть.

- попросить другой прибор.

- извиниться и попросить подать другой прибор +

Воспитатель: Конечно, главная задача гостей – не как можно больше съесть, а хозяина –

откармливать гостей. Помните, что поход в гости занятие радостное, но таким оно будет,

если хозяева будут доброжелательными. А правила этикета не требуют от нас никаких

усилий.

Подведение итогов. Вручаются медали «Знаток гостевого этикета» и «Самому

активному участнику».

Воспитатель: Итак, сегодня мы узнали много нового об этикете в гостях. И я верю,

ребята, что вы будете самыми вежливыми и воспитанными гостями.



В раздел образования