Автор: Железова Лариса Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СПб ГБУ "Центр содействия семейному воспитанию № 15"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Конспект открытого занятия
Тема: «Вежливыми быть должны, с Этикетом дружим мы!»
Раздел: полное образование
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение центр для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Центр
содействия семейному воспитанию №15»
Конспект
образовательной деятельности по Санкт-Петербургу
На тему: «Вежливыми быть должны, с Этикетом дружим мы!»
Подготовила воспитатель
Железова Лариса Валентиновна
Санкт-Петербург
2020
«Вежливыми быть должны, с Этикетом дружим мы!»
Пояснительная записка
В современном обществе для успешного существования человека необходимо
соблюдение правил поведения, принятых в определенных социальных кругах. Тема
культуры поведения, несомненно актуальна, так как в настоящее время наблюдается
существенный недостаток нравственности среди детей, подростков, а порой и взрослых.
Человеческая жестокость, наглость, равнодушие порождают все большее количество
конфликтов в обществе. В связи с этим актуальность изучения этикета как правил
поведения, принятых в определенных социальных кругах, не вызывает сомнения. Именно
в детские годы закладываются навыки культурного поведения, которые потом ребёнок
пронесёт через всю жизнь.
Цель: повышение культурного уровня, приобщение к нравственным и культурным
ценностям, вклад в формирование положительных качеств личности воспитанников,
формирование положительного климата в коллективе.
Задачи:
o
обобщить такие понятия, как «Этикет», «Вежливость», «Волшебные слова»,
познакомить детей с историей возникновения этикета; научить практическим умениям
поведения в гостях, на днях рождениях.
o
Развивать навыки общения, культурного уверенного поведения детей в
разнообразных жизненных ситуациях, правильного применения правил этикета на
практике.
o
Воспитывать уважение к личности другого человека, вежливое отношение друг к
другу, умение жить в коллективе.
Ожидаемые результаты
Детям станет понятен смысл слова «Этикет». Они узнают новое из истории этикета,
познакомятся с нормами поведения в разных странах мира. Поймут, что основой многих
правил является уважительное отношение людей друг к другу. Узнают особенности
этикета в гостях. Главным результатом будет способность детей применять
приобретённые знания и умения.
Применяемые принципы:
o
принципа наглядности и доступности
o
сознательной и творческой активности
o
принципа прочности знаний, умений и навыков.
o
совместная деятельность, сотрудничество ребёнка и воспитателя.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте ребята, поприветствовав друг друга, мы с вами
отправляемся в путешествие по стране Этикета. А для этого все дружно произнесём слова:
«Вежливыми быть должны, с Этикетом дружим мы!»
Прежде всего, давайте вместе подумаем, что такое этикет.
Дети отвечают. Воспитатель обобщает высказывания детей.
Этикет - это правила поведения. Это слово имеет 2 значения и переводится с
французского языка, как: 1-ое значение – ярлык, этикетка; 2-ое значение – церемониал, т.е.
порядок проведения определенной церемонии. Оказывается, этикет появился давным-
давно. Начало ему в виде обычаев и ритуалов было положено ещё в первобытном
обществе. С течением времени правила этикета менялись. Многое из того, что было
принято, скажем, в прошлых веках, сейчас неприемлемо. Например, раньше не
существовало салфеток, и в залы, где пировали рыцари, запускали собак, чтобы гости
могли вытереть о них руки. Но лучшие традиции сохраняются на протяжении веков.
В разных странах мира этикет может быть различен. То, что принято в одной стране,
может быть совершенно неприемлемо в другой. Люди из племени маори вместо
приветствия прикасаются друг к другу носами. У японцев существует три вида поклонов:
низкий, средний и лёгкий. Китаец, в прежние времена, встречая друга, пожимал руку себе
самому; древние греки говорили друг другу в знак приветствия: «Радуйся!», а
современные произносят: «Будь здоровым!». Кроме специальных правил поведения в
каждой стране существует свой язык жестов. В Голландии поворот указательного пальца у
виска означает, что кто-то сказал остроумную фразу. Не зная традиций и обычаев, можно
нечаянно обидеть представителя другой страны или самому попасть в неловкую
ситуацию.
Таким образом, Этикет - это правила поведения, принятые в данном обществе и в
данное время.
- Какими бы не были правила этикета, все они вызваны добрым отношением к людям.
Несомненно, многие правила этикета вам знакомы. Вспомнить их нам поможет игра.
Будьте внимательны.
Игра - кричалка « Путаница»
В школе дружно мы всегда скажем двойкам только….
А пятёркам, не секрет, говорим всегда мы…
Маме за кулёк конфет мы спасибо скажем ...
Мы пойдём сейчас в буфет, растолкаем всех там ...
Ах, какая ерунда, мять цветы на клумбе…
Мимо урны без труда бросим фантики мы ...
Забываем иногда «Здравствуйте» сказать мы …
Будем старшим мы в ответ говорить неправду …
С нами рядом едет дед. Мы уступим место?
Грязный наш велосипед будем мыть? Конечно…
Ответы детей «да» или «нет»
- Что значит слово «вежливость»?
Слово «Вежливость» происходит от славянского слова «веже» - знаток, знать. Быть
вежливым, значит знать, как себя вести. Вежливый человек всегда внимателен к людям.
Он старается не причинять им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни
делом. Есть, так называемое, золотое правило вежливости, которое гласит: «Относись к
другим людям так, как ты хотел бы, чтобы люди относились к тебе».
Воспитатель предлагает ребятам повторить это правило.
«Вежливые загадки»
1. Слово, хоть и не простое, но премудрости тут нет.
Это слово «золотое» слышали мы с детских лет.
Произносим это слово, если что-то попросить
Мы хотели у другого, чтоб воспитанными слыть. (Пожалуйста)
2. Ну а это, покороче будет слово, хоть цена
Высока, и даже очень, слова этого всегда.
С детства тоже его знаем, тут секрет совсем простой,
Словно солнышко сияет, начинаясь с буквы той.
Это слово - благодарность за хорошие дела,
Словно солнце вносит ясность в наши добрые слова. (Спасибо)
- Воспитатель: А теперь поговорим о поступках.
Игра «Вежливо - невежливо» (физкультминутка)
Если я говорю о вежливом поступке, вы хлопаете в ладоши. Если нет – топаете ногами.
Поздороваться при встрече. Толкнуть и не извиниться.
Свистеть, кричать, шуметь в школе. Уступить место старшим.
Не вставать на обращение учителя. Придти в гости без приглашения.
Уходя, попрощаться. Курить на крыльце.
- Выяснив, что такое этикет и вежливость мы с вами отправляемся дальше. Давайте все
вместе вновь произнесём волшебные слова: «Вежливыми быть должны, с этикетом
дружим мы!»
Дети повторяют.
Сценка: «Приглашение на День рождения».
Воспитатель обращает внимание на погрустневшего ребенка. На вопрос
«Что случилось?» - ребенок рассказывает о том, что его пригласила на день рождения
одноклассница, но он, наверное, откажется, т.к. не знает как себя вести в гостях.
Один из товарищей успокаивает его и предлагает свой совет.
- Не вижу повода для расстройства! Сейчас я быстро тебе расскажу как надо себя вести в
гостях. Вот, послушай:
Если ты пришёл в гости - не здоровайся ни с кем.
Слов «пожалуйста», «спасибо» никому не говори.
Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай,
И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун!
Если друг на день рождения пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома, пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом, в разговоры не вступай:
Ты во время разговора вдвое меньше съешь конфет.
Если руки за обедом вы испачканы салатом,
Не стесняйся и о скатерть пальцы вытереть свои,
Опусти их незаметно под стол и там спокойно
Вытирай свои ты руки о соседские штаны!
Воспитатель: Ребята, попробуйте догадаться, какие правила этикета были представлены
наоборот? Есть красивые и очень полезные правила этикета, когда нас приглашают на
День рождении или просто в гости.
Существуют разные виды этикета. Например, деловой, дипломатический, военный,
педагогический, врачебный. А мы, по такому случаю, поговорим об этикете в гостях.
Задание №1
“Пригласительный Этикет”
Представьте себе, что вы приглашаете гостей к себе на день рождения. И многое
зависит от того, как вы их пригласите, с каким настроением они придут к вам. Пригласить
в гости можно в письменной или устной форме. Ваша задача – написать пригласительные
открытки другу или подруге (чистые пригласительные, ручки).
Но сначала разминка по вопросам:
1. Как поступить, если тебя пригласили в гости? (поблагодарить, спросить разрешения
у родителей.)
2. Можно ли пригласить на день рождения по телефону? (можно, но только очень
близкого друга)
3. Прилично ли опаздывать в гости? (неприлично)
4. Если по какой-то причине ты не можешь принять приглашение, как поступить,
чтобы не обидеть приглашающего? (извиниться и обязательно назвать причину отказа)
5. Как нужно пригласить на день рождения: за несколько часов до празднования или
заранее? (заранее)
6. Как нужно вести себя в гостях? (быть веселым, приветливым, не пытаться привлечь
к себе особого внимания)
( Пишут, затем зачитывают приглашения).
Воспитатель: Итак, приглашение получено, теперь нужно подобрать подарок.
Задание №2
«Выбор подарка»
На столе лежат самые разные предметы: носки, носовой платок, вазочка, цветок, коробка
конфет, книга, мягкая игрушка.
Воспитатель: Вы видите на столе много подарков. Участники должен выбрать тот
подарок, который бы он хотел подарить своему другу, подруге, маме. Учтите главное: вам
необходимо будет объяснить, кому именно вы преподнесете этот подарок и почему ваш
выбор пал именно на эту вещь.
(дети по очереди показывает подарок и объясняет свой выбор).
Воспитатель: Подарок выбран. Можно идти в гости. Но на самом деле это еще не все.
Ведь внешний облик человека – это тоже очень важно!
Сейчас мы должны составить правила внешнего вида воспитанного человека.
1. Одежда должна быть чистой.
2. Волосы должны быть уложены в прическу.
3. Одежда должна быть скромной, неброской.
Воспитатель: Ну вот, теперь вы действительно готовы. Можно идти в гости. В гостях вас
уже просят занять место за столом. Теперь необходимо вспомнить правила поведения за
столом.
“Застольный этикет”
Вопросы с ответами задаются по очереди.
1. Когда можно сесть за праздничный стол?
- как только вошли в комнату.
- только после того, как сядут хозяева.
- после приглашения хозяйки +
2. Вы садитесь за стол, берете салфетку и ...
- заправляете за воротник.
- кладете на колени +
- кладете рядом с тарелкой.
3. Как себя вести, если вам предложили блюдо, которое вы не очень любите?
- гневно отказаться.
- отказаться, назвав причину отказа.
- взять немного, поблагодарив +
4. Как правильно есть хлеб?
- ножом и вилкой.
- отламывать маленькими кусочками +
- откусывать от ломтика.
5. Как перемешивать сахар в чашке?
- перемешав, кладут рядом с чашкой на блюдце +
- перемешав, оставляют в чашке.
- кладут руками в чашку.
6. Какие куски из общих блюд следует выбирать?
- самые большие.
- самые маленькие.
- те, что лежат ближе к вам +
7. Если нужно порезать еду на кусочки, в какой руке следует держать нож, а в какой
вилку?
- в правой руке – вилка, в левой – нож
- в правой руке – нож, в левой – вилка +
- по очереди
8. Как поступить, если вы нечаянно уронили на пол вилку, нож или ложку?
- поднять и продолжать есть.
- попросить другой прибор.
- извиниться и попросить подать другой прибор +
Воспитатель: Конечно, главная задача гостей – не как можно больше съесть, а хозяина –
откармливать гостей. Помните, что поход в гости занятие радостное, но таким оно будет,
если хозяева будут доброжелательными. А правила этикета не требуют от нас никаких
усилий.
Подведение итогов. Вручаются медали «Знаток гостевого этикета» и «Самому
активному участнику».
Воспитатель: Итак, сегодня мы узнали много нового об этикете в гостях. И я верю,
ребята, что вы будете самыми вежливыми и воспитанными гостями.