Автор: Валюхова Наталья Адольфовна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: городской округ Ступино Московской области
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: рабочая программа по работе с соленым тестом с детьми 4-7лет
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГОРОДИЩЕНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ФИАЛКА»
городской округ Ступино Московской области
Принято
н а
с о в е т е
п е д а г о г о в
№
_ _ _ _
М А Д ОУ
«Городищенский
д/с
комбинированного
вида
«Фиалка»
протокол № ______ от _______ ________ 2019г
Утверждено
приказом МАДОУ «Городищенский д/с
комбинированного вида «Фиалка»
№ _________от ______ ______ 2019г
Заведующий МАДОУ ___________Каменская Г.Н.
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«
Волшебное тесто
»
Обучение основам тестопластики
Воспитатель Валюхова Наталья Адольфовна
Высшая квалификационная категория
2019
Введение
В мире существует множество различных пластичных материалов для лепки, а одно из
древнейших среди них – соленое тесто. Этот материал использовали для лепки еще в
Древнем Египте, тогда люди считали, что фигурки из соленого теста приносят в дом
благополучие и удачу.
В прошлом веке соленое тесто как материал для лепки было забыто, и только в
последние 20 лет этот вид декоративно-прикладного искусства начал возрождаться и с
каждым годом приобретать все большую популярность.
Интересно,
что
если
раньше
изделия
из
соленого
теста
делали
только
народные
умельцы,
то
сейчас
небольшие
фигурки
или
рамки
из
этого
материала
можно
встретить и в магазинах. Их главное отличие от изделий из пластика или глины в том,
что на их шероховатой поверхности можно увидеть кристаллики соли.
Кроме того, соленое тесто – это замечательный материал для лепки вместе с детьми с
самого раннего возраста. Можно не бояться, что ребенок возьмет в рот тесто: оно
безвредное, к тому же невкусное, и вряд ли малыш захочет снова повторить свой
эксперимент.
Из соленого теста можно создавать красивые и оригинальные вещи, которые придадут
уют
вашему
дому,
сделают
интерьер
вашей
квартиры
неповторимым
и
станут
отличными подарками для знакомых.
Несколько слов о происхождении соленого теста
Современный человек, пожалуй, не задумывается о том, какую роль в его жизни
играют такие простые компоненты, как мука, соль и вода. Да и, наверное, ни к чему
искать какой-то особый смысл в повседневных вещах, тем более, что в нашей жизни
они присутствуют в достаточном количестве. Между тем когда-то люди испытывали в
них дефицит, более того, с трепетом относились к ним, использовали как объекты
подношений богам, верили в их магическую силу; эти простые продукты выступали и
в роли денег, из-за них воевали, обладать ими значило обладать властью. Например,
соль в древности была сродни золоту, причем в прямом смысле этого слова – сколько
весила соль, столько же за нее давали и золота. А какова была ее роль в торговле и
политике! Стоит вспомнить хотя бы то, что Великая Французская революция началась
из-за налога на соль, да и в российской истории известно такое событие, как соляной
бунт, который начался как протест против высоких налогов на этот продукт.
Во многих культурах мира хлеб и соль – символы гостеприимства, радушия, мудрости,
чистоты. Вспомним хотя бы выражения «хлеб да соль», «съесть пуд соли», «не солоно
хлебавши».
Если
задуматься,
то
хлеб
и
соль
давно
уже
стали
неотъемлемыми
составляющими культуры и цивилизации.
Из муки и воды еще в глубокой древности люди готовили простейшую еду – лепешки,
которые обжигали на раскаленных камнях или коптили над углями. Именно тогда
были
подмечены
пластические
свойства
теста
и
человечество
начало
не
только
готовить из этих компонентов, но и творить. До наших дней дошли декоративные
изделия времен античности. Для древних греков, римлян и египтян фигурки из теста
были не просто красивыми безделушками, их использовали в религиозных целях, они
олицетворяли
связь
с
божествами.
К
ним
относились
с
трепетом,
отводили
им
почетное место в доме, верили в их магическую силу. Технику создания фигурок
передавали из поколения в поколение, а секреты ее тщательно хранили.
Можно сказать, что соленое тесто появилось одновременно с рождественской елью.
Когда
она
стала
главным
символом
Рождества,
бедняки
начали
изготавливать
различные фигурки из теста для украшения праздничного дерева, а для того чтобы они
дольше хранились и были защищены от мышей и насекомых, тесто делали очень
соленым.
В Германии и скандинавских странах на Рождество и Пасху традиционно мастерили
такие сувениры из соленого теста, как венки, подковы, медальоны. Их вывешивали в
оконных и дверных проемах для привлечения в дом удачи, богатства и благополучия.
Считалось, что дом, украшенный такими фигурками, обходят стороной злые духи, а
вместе с ними – и все неприятности.
Однако праздники, связанные с тестом, есть не только в этих странах. Во Франции,
например,
таким
праздником
является
Сретение
Господне,
которое
отмечается
2
февраля и является также днем поклонения Пресвятой Деве Марии. В этот день
французы устраивают блинные соревнования – пекут блины, а затем соревнуются в их
подбрасывании. Чей блин взлетит выше, тот и победил.
Впрочем, во Франции есть еще один такой праздник, который отмечают с IV в. Связан
он с приходом волхвов. В этот день по традиции пекут пирог, получивший название
«пирог королей», в котором запекают боб. Когда приходят гости, пирог разрезают на
части по числу приглашенных; и тот, кому попадется кусок с бобом, может в течение
года рассчитывать на удачу и везение. Правда, современные французы редко пекут их
сами, предпочитая покупать готовые пироги в магазинах.
В странах Восточной Европы из соленого теста лепили целые панно; причем в работе
не использовали краски, и картина имела цвет, характерный для выпечки. Славяне
считали
эту
деталь
особенно
выразительной
и
интересной.
В
Китае
большой
популярностью
пользуются
куклы-марионетки,
сделанные
из
соленого
теста,
изготовлением
которых
занимаются
с
XVII в.
В
Греции
и
Испании
существует
традиция во время празднований в честь Богоматери возлагать на алтарь потрясающие
по красоте хлебные венки, которые украшают орнаментами. Да что и говорить, даже в
далеком Эквадоре одним из самых популярных видов художественных промыслов
является лепка из соленого теста, или тестопластика.
Таким образом, основываясь на перечисленных выше фактах, можно с уверенностью
утверждать, что популярность соленого теста носит мировой характер.
У
лепки
из
соленого
теста
есть
несколько
названий:
мукосол,
тесто
пластика,
архангельская
керамика
и
биокерамика.
Последнее
название
появилось
благодаря
тому, что для изготовления фигурок используются только натуральные материалы.
К сожалению, не всегда люди могли позволить себе это увлекательное занятие, ведь в
жизни
отдельных
народов
и
человечества
в
целом
бывали
такие
периоды,
когда
главных
составляющих
процесса
лепки
попросту
не
хватало
даже
для
еды.
Так
происходило, например, во время мировых войн. В те печальные периоды истории
развитие
искусства
тестопластики
полностью
прекращалось
из-за
дефицита
материалов.
Большой популярностью пользовались фигурки из соленого теста на Руси. Тогда они
символизировали благополучие, достаток и богатство, а потому их было принято
дарить на Новый год, который в те времена отмечали 1 сентября. Считалось, что
вместе с этими сувенирами в дом входит богатство и благополучие, а богатым и
благополучным называли тот дом, в котором всегда были хлеб и соль, да так и
говорили: «хлебосольный дом». Потому, собственно, и традиция дарить такие фигурки
получила название «хлебосол».
Впрочем, это не просто красивая традиция, можно сказать, что это часть культуры
Древней Руси. По тому, как расписаны эти фигурки, можно было определить, где они
были изготовлены, ведь каждая местность славилась определенной техникой росписи
(хохлома, гжель и т. д.).
Пластичность
теста
была
отмечена
очень
давно,
и
это
свойство
широко
использовалось при создании самых разнообразных фигурок. Чего только не лепили из
теста!
Это
и
жаворонки,
символизировавшие
приход
весны,
и
козули,
которых
традиционно дарили самым близким людям на Новый год и Рождество, и баранки. В
жизни наших предков было то, чего порой так не хватает современным людям, –
почитание предков, соблюдение традиций и обычаев.
Так,
древние
славяне
считали,
что
весна
придет
быстрее,
если
ее
«зазвать»
при
помощи
вылепленных
из
теста
фигурок
жаворонков.
С
этими
фигурками
дети
забирались на деревья или крыши домов и пели песни, призывавшие весну прийти как
можно скорее. Подобные песни-веснянки пели и взрослые, в них они просили аистов и
журавлей
поскорее
вернуться
из
теплых
стран
и
вместе
с
собой
принести
долгожданное тепло.
Существовал на Руси и такой интересный праздник как день поклонения Даждьбогу –
еще одна традиция, связанная с хлебом. Это своего рода аналог Святого Христова
Воскресения или Пасхи. Также как сейчас на Пасху, в тот день пекли куличи, красили
яйца, на костре сжигали чучело Костромы – последнее напоминание о зиме. Праздник
был очень светлым, радостным, свидетельствовал о милости, дарованной богом-отцом,
прародителем людей. Хлеб в тот день имел особое символическое значение, означал
победу жизни над смертью, добра – над злом.
Во многих местностях России традиция лепки из теста передавалась из поколения в
поколение. Причем в каждой губернии лепили фигурки определенного вида, которые
имели
специфические
названия,
например,
в
Архангельске
это
были
козули,
в
Центральной России и Сибири – коровки. Некоторые ученые считают, что в древности
эти фигурки использовали в ритуалах жертвоприношений, причем животные и птицы
из теста не заменяли жертвенных животных, а, скорее, имели символичное значение.
Наши предки считали, что если напечь много животных из теста, то увеличится
поголовье домашнего скота, дичь в лесах размножится. Кроме того, козули и коровки
были символами урожайного года.
Пекли
фигурки
из
теста
на
коляду,
или
«виноградье».
Этот
праздник
связан
с
магическими ритуалами и заклинаниями, которые, по древнему поверью, помогали
собрать богатый урожай и увеличить поголовье скота в новом году. Несколько овец
или коров символизировали целое стадо, а голубь был олицетворением хорошего
урожая, ведь наши предки считали, что там, где птица, там и зерно.
Настоящими мастерами создания фигурных хлебов по праву считаются итальянцы.
С давних времен они являются непревзойденными специалистами в этом деле и пекут
удивительные по красоте хлеба.
20 лет назад началось возрождение этого древнего искусства; более того, число его
почитателей с каждым годом все больше увеличивается, организуются различные
кружки лепки из теста, проводятся семинары, мастер-классы. Возможно, этот вид
творчества
так
популярен
потому,
что
символизирует
достаток
и
благосостояние.
Кроме того, изделия из соленого теста экологически чисты, что особенно актуально в
наши дни. Да и сам материал приятен в работе, поэтому процесс лепки вызывает
только положительные эмоции.
«Фантазия, ее вымыслы - сеют прекрасное и доброе в мире.
Только фантазия делает человека великим»
А. Франс.
Пояснительная записка
Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков
рук очень тесно связано с речевой функцией. Развитие функции руки и речи идет
параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются
тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее
совершенствование
речевых
реакций
стоит
в
прямой
зависимости
от
степени
тренировки движений пальцев рук.
Лепка
имеет
большое
значение
для
обучения
и
воспитания
детей
дошкольного
возраста.
Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления,
привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе.
Лепка - одно из полезнейших занятий для детей. Воспроизводя пластически тот или
иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой,
развивают руку, пальчики, а это в свою очередь способствует развитию речи детей.
Лепка - любимое и увлекательное занятие детей и многих взрослых. Можно лепить по
старинке
-
из
глины
и
пластилина,
но
интересно
попробовать
и
что-то
новое,
например, соленое тесто.
Тесто - хороший материал для лепки. Это приятный, податливый, пластичный и
экологически чистый материал. Из него можно вылепить все что угодно, а после
сушки
и
раскрашивания
оставить
в
виде
сувенира
на
долгие
годы.
Полученный
результат
можно
увидеть,
потрогать.
Его
интересно
показать
другим
и
получить
одобрение.
Благодаря
этому
ребенок
чувствует
себя
создателем
и
испытывает
удовлетворение и гордость за свои достижения.
Тестопластика
–
один
из
народных
промыслов.
Поделки
из
теста
очень
древняя
традиция, но в современном мире высоко ценится всё, что сделано своими руками.
Солёное тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки.
Программа
«Мукасолька»
имеет
художественно-эстетическую
направленность.
Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-
волевую
сферу
обучающихся.
Процесс
овладения
определёнными
навыками
исполнения не только раскрепощают художественное мышление, но и большей мере
накладывают отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей
и
ценностей.
Искусство
лепки
из
солёного
теста
неслучайно
называется
тестопластикой или биокерамикой, а изделия – мукасольками. Мука и соль – это
природные,
экологически
безопасные
продукты.
При
их
соединении
получается
чудесный материал для лепки и моделирования.
Актуальность.
Дети очень любят лепить. Зачем современному ребёнку лепка? Лепка является одним
из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных
материалов создаются объёмные или рельефные образы и целые композиции. Техника
лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку. Занятия в
мастерской тестопластики даёт уникальную возможность моделировать мир и своё
представление
о
нём
в
пространственно-пластичных
образах.
У
каждого
ребёнка
появляется возможность создать свой удивительный мир.
Целесообразность.
Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребёнок не только видит то,
что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным
инструментом
в
лепке
является
рука,
следовательно,
уровень
умения
зависит
от
овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с
тестом. Технику лепки можно оценить, как самую безыскусственную и наиболее
доступную для самостоятельного освоения.
Программа
разработана
на
основе
общеобразовательной
программы
дошкольного
образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.
Васильевой.
Материалы для занятий включают:
Лыкова И.А. Мы за чаем не скучаем. - Издательский дом «Цветной мир». -2012.;
Лыкова И.А. Мукосольки. Подарки из соленого теста. - Издательский дом «Цветной
мир». -2012,
Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Изобразительная деятельность в детском саду. М.:
«Просвещение», 1982,
В. А. Хоменко. Соленое тесто шаг за шагом. Харьков 2007
Основным
направлением
в
работе
кружка
является
художественно-эстетическое
развитие.
Образовательная область: художественное творчество, труд.
Тестопластика комплексно воздействует на развитие ребёнка:
повышает
сенсорную
чувствительность,
то
есть
способствует
тонкому
восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
синхронизирует работу обеих рук;
развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;
формируют
умение
планировать
работу
по
реализации
замысла,
предвидеть
результат и достигать его;
при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их
художественный
кругозор,
способствует
формированию
художественно-
эстетического вкуса;
в
процессе
обучения
у
ребят
налаживаются
межличностные
отношения,
укрепляется дружба. Царит искренняя атмосфера.
Цели:
обучение навыкам изготовления разнообразных изделий из соленого теста;
создание
условий
для
развития
личности,
способной
к
художественному
творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в
художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
Задачи:
обучающие:
закрепление
и
расширение
знаний
и
умений,
полученных
при
работе
с
тестом,
способствовать их систематизации;
обучение приемам работы с инструментами;
обучение умению планирования своей работы;
обучение приемам и технологии изготовления композиций;
изучение свойств материала;
обучение приемам работы с материалом;
обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
развивающие:
развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
развитие образного мышления и воображения;
развитие
памяти,
внимания,
глазомера,
мелкой
моторики
рук,
развитие
у
детей
эстетического восприятия окружающего мира.
воспитательные:
воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность;
чувство удовлетворения от совместной работы;
чувство взаимопомощи и коллективизма;
воспитывать любовь к декоративно – прикладному творчеству, помогать детям в их
желании сделать свои работы общественно – значимыми.
Технологии:
игровое обучение
педагогика сотрудничества
Методы:
наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);
словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово);
практический.
Возрастные особенности развития детей
Особенности художественно –эстетического развития детей 5 -6 лет.
Изобразительная
деятельность
детей
старшей
группы
имеет
свои
особенности.
Связано это с тем, что дети 5-6 лет окрепли физически, начался процесс окостенения
кисти руки, укрепились мелкие и крупные мышцы рук. В психологии детей также
произошли значительные изменения: они стали более внимательны, повысилась их
способность
к
запоминанию,
кроме
того,
возросло
умение
во
время
лепки
осуществлять зрительный контроль за действием рук, что приводит к изменению
характера изображения оно становится более четким. Опыт ребенка в восприятии
общей формы предметов и ее строения больше, чем у детей пятого года жизни, но они
не всегда могут точно определить ее особенности и пропорции. Ребенок становится
самостоятельнее в анализе предметов, выборе способов лепки, его изделия делаются
все
более
разнообразными.
Предметы,
выполненные
детьми
старшей
группы,
свидетельствуют
об
их
творчестве.
Дети
старшей
группы,
создавая
образ,
мало
внимания обращают на уточнение формы, а лишь дополняют ее деталями. Не всегда
точно дети выполняют способы вытягивания и прищипывания, ошибки обычно не
исправляют. Объяснить это можно тем, что, с одной стороны, они, увлекаясь образом,
стремятся как можно скорее дополнить его необходимыми деталями, чтобы фигурка
была похожа на изображаемый предмет; с другой стороны, для детей большую роль
играют
основные
внешние
признаки
(наличие
головы,
ног,
туловища
и
т.д.),
а
детальное
изображение
формы,
ее
строения
со
всеми
особенностями
ребенку
недоступно. В своей лепке дети 5-6 лет всегда идут от образа, который они наблюдали
сами или под руководством взрослых, но при изображении допускают неточности в
передаче пропорций. Например, они могут вылепить очень большую голову и тонкие
ноги у фигуры человека или животного, так как им еще трудно сопоставлять части
между собой, но у них уже можно и нужно вырабатывать потребность сравнивать
длину ног, рук по отношению к туловищу. Из выразительных средств дети часто
пользуются
отделкой
фактуры,
изображая
ее
стекой
(углубленный
рельеф)
или
накладыванием на поверхность мелких кусочков соленого теста. Подобное стремление
ребят определяет их изобразительную деятельность как образную, говорит об их
желании
выполнить
предмет
таким,
какой
он
есть.
Дополняя
создаваемый
образ
мелкими деталями, дети часто увлекаются их объемным изображением. Так, они лепят
глаза в виде двух маленьких шариков, уши, рот, чешую у рыбы в виде расплющенных
округлых форм. В связи с тем, что ребята данного возраста не стремятся тщательно
отработать форму, во время занятий у них остается время на лепку других или
однородных
предметов.
Особенностью
работ,
получающихся
у
пятилетних
детей,
является
недостаточная
прочность
в
скреплении
частей.
Ребята
забывают
плотно
прикреплять
голову,
крылья
и
т.
д.,
не
придают
этому
значения;
только
после
специальных указаний воспитателя они делают это более тщательно. В лепке из
соленого
теста,
скрепление
деталей
происходит
после
того
как
нужную
деталь
смачивают водой при помощи кисти, что обеспечивает более надежное скрепление
деталей между собой. Немалую роль в создании лепного образа играет накопление
умений пользоваться различными способами изображения, которым дети научились во
время занятий. Так, ребята конструируют предметы, составляя их из частей. Кроме
того,
можно
наблюдать,
как
они
начинают
вытягивать
части
из
целого
куска,
самостоятельно перенося этот способ на изображение предметов, которые лепят по
собственному замыслу. Пятилетние дети уже могут лепить туловище и ноги животных
из целого куска; при этом они помогают себе в работе стекой, делая надрезы в нужных
местах. Таким образом, мы видим, что творческие возможности 5-6 летних детей
шире, чем у детей средней группы. Они уже владеют многими способами лепки,
умением
использовать
такие
выразительные
средства,
как
изображение
формы,
дополнение предмета деталями, усиливающими образ. Все это открывает возможность
проявления большей самостоятельности в определении замысла и его решения, в
использовании
выразительных
средств.
Использование
нового
выразительного
средства движения свидетельствует о том, что дети старшей группы имеют вполне
сформированные зрительные образы, кроме того, они мыслят их в действии, которое
могут изобразить в лепке. Особенности художественно-эстетического развития в 6-7
лет Дети в этом возрасте должны научиться зрительному и мускульному восприятию
формы предмета, использовать в лепке различные выразительные средства, а также
овладеть
изобразительными
и
техническими
приемами.
Дети
6
лет,
как
правило,
пользуются
многими
способами
изображения,
но
основным
должен
являться
пластический способ лепка из целого куска. В подготовительной к школе группе детям
показывают
лишь
незнакомые
технические
приемы,
предоставляя
в
остальном
инициативу
ребенку.
Тем
самым
у
ребенка
появляется
возможность
развития
собственного творчества. В процессе занятия дети самостоятельно планируют свою
работу,
отбирают
способы
лепки.
Ставятся
следующие
задачи:
побуждать
детей
создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции,
самостоятельно
выбирая
тему
(зоопарк,
игрушки,
сервиз,
натюрморт),
материал
(глина, пластилин, солёное тесто), способы лепки (скульптурный, комбинированный,
конструктивный, модульный, рельефный, папье-маше), приёмы декорирования образа.
Основной целью обучения лепкой из соленого теста является развитие творчества
детей. Впечатления, получаемые детьми из окружающей жизни,
10являются основным содержанием этой деятельности. В процессе изображения у
ребенка
закрепляется
определенное
отношение
к
изображаемому,
уточняются
и
приобретаются знания об окружающем мире. Во время занятий дети приобретают
навыки
и
умения
в
работе
с
различными
материалами,
у
них
воспитывается
способность творчески использовать эти умения в процессе изображения предметов и
явлений действительности.
План образовательной деятельности
Режим работы кружка: занятия проводятся 1 раз в неделю.
Максимальный объем образовательной нагрузки: 30 минут.
Количество детей: 11 человек (5-6 лет)
Основное направление: Художественно-эстетическое развитие.
Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.
Учебный план на 2019 – 2020 учебный год
Наименование
Количество в неделю
Общее количество
«Волшебное тесто»
1
32
Планируемые результаты освоения Программы (ожидаемые результаты)
Ожидаемые результаты и способы определения результативности.
Для каждого ребёнка конкретным показателем его успехов является:
возрастающий уровень его авторских работ, легко оцениваемый и визуальный и
педагогом;
скорость выполнения заданий и чёткость ориентировки при выборе их способов
успешного выполнения;
коллективное участие в коллективных работах и мероприятиях;
оригинальность предлагаемых художественных решений;
окрепшая моторика рук.
Для всего коллектива в целом, безусловным показателем является активное участие в
выставках, а также высокие призовые места, которые будут отданы их работам.
Прогнозированный результат
Воспитанники должны знать:
• виды и назначение изделий из соленого теста;
• необходимые инструменты и материалы;
• основные этапы изготовления изделий;
• основные приемы лепки, технологию выполнения;
• композиционные основы построения изделия;
• законы сочетания цветов;
• требования к качеству и отделке изделий;
• правила безопасной работы во время изготовления изделий.
Воспитанники должны уметь:
• изготовлять шаблоны, подбирать формочки для вырезания;
• приготавливать тесто для лепки;
• использовать инструменты для работы;
• изготовлять отдельные детали;
• соединять детали в готовое изделие;
• составлять композицию из отдельных элементов;
• сушить изделие;
• гармонично сочетать цвета;
• проводить окончательную отделку изделий, лакирование;
• выполнять правила безопасной работы;
• организовывать рабочее место;
• определять качество готового изделия.
Программно-методическое обеспечение программы
1.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997.
2.
Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009.
3.
И. А. Лыкова. Мы лепили, мы играли. ООО «Карапуз – дидактика» 2007.
4.
И.А.Лыкова. Мукасолька. Подарки из солёного теста. ООО Издательский дом «Цветной мир»,
2012.
5.
И.А. Лыкова. Мастерилка. Рыка, рыбка где ты спишь? ООО Издательский дом «Цветной мир»,
2012.
6.
Е.
Жадько,
Л.
Давыдова.
Поделки
и
аксессуары
из
соленого
теста.
Ростов
–
на
–Дону
«Феникс», 2006.
7.
И. Кискальт. Соленое тесто. М.: «Аст –пресс», 2002.
8.
А. В. Фирсова. Чудеса из соленого теста. – М.: Айрис-пресс, 2008.
9.
И. Н. Хананова. Соленое тесто. М.: «Аст-пресс».
10. В. А. Хоменко. Соленое тесто шаг за шагом. Харьков 2007
Рекомендации для родителей, занимающихся с детьми тестопластикой
«Как организовать домашние занятия по лепке из соленого теста»
Первыми ступеньками в лепке из соленого теста должно быть знакомство. Пусть ребенок похлопает
по тесту, ощутит, какое оно упругое и в то же время податливое, поймет, что тесто можно делить на
маленькие и большие кусочки, расплющивать, катать «колбаски» в ладошках или одним пальчиком
по столу.
Пусть первая встреча с соленым тестом будет очень короткая по времени. Ведь её задача – разбудить
интерес, показать этот материал и процесс превращения его в предмет как чудо. Устройте
соревнования с ребенком: кто сумеет больше увидеть фантастических животных в бесформенном
комке теста - или кто сумеет придумать по этому поводу самую интересную сказку, историю.
Не торопите события, старайтесь строить занятия так, чтобы они разворачивались от простого к
сложному.
Понаблюдайте вместе с ребенком, как на тесте остаются отпечатки пальчиков или мелких предметов,
таких как пуговицы, формочки, палочки. Попробуйте совместить тесто с другими материалами
(горохом, фасолью, палочками, соломкой, вермишелью). Сделайте шары, «колбаски», «блины» и так
далее. Покажите ребенку, как это делаете вы, потом немного помогите ему, направляя его руки и
действия.
Ни в коем случае не вмешивайтесь в детское творчество слишком часто и не ждите немедленных
результатов. Оказывайте ребёнку всяческую поддержку и почаще хвалите его за усердие, не
оставляйте без внимания ни одной его работы.
Постоянно разговаривайте с ребенком, объясняйте, что вы делаете, отвечайте на вопросы. И не
забывайте хвалить за удачи, не переживайте, если что–то не получилось сразу.
На первых этапах ребенок учится контролировать движения пальцев рук, постепенно этот навык
переходит в умение, и ребенок учится ловко управляться с более мелкими предметами, затем идет
совершенствование артикуляции. А все дальнейшее становление и развитие речевых реакций
находится в прямой зависимости от степени тренировки и ловкости движений пальцев рук.
Для того чтобы дети не уставали, не успевали соскучиться и утомиться, не затягивайте время
занятий, но никогда и не обрывайте его, дайте ребёнку возможность закончить начатое!
Научите детей работать аккуратно и убирать за собой после того, как работа закончена. Очень важно
тут же научить ребёнка выполнению правил культуры тру да
Постарайтесь делать так, чтобы изделия ребенка не пылились в ящиках, они должны быть предметом
его гордости или игр, дариться и показываться близким и друзьям. Вероятнее всего, вы убедитесь в
том, что тестопластика не только увлекательное, но и полезное занятие.