Напоминание

"Всё для вас. Посвящается вам"


Автор: Ананьина Галья Шамильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №8 городского округа Щёлково Московской области
Населённый пункт: г. Щелково
Наименование материала: сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству Б.Окуджавы
Тема: "Всё для вас. Посвящается вам"
Раздел: полное образование





Назад




Г.Ш.Ананьина

МАОУ СОШ №8 ЩМР МО

Сценарий

литературно

-

музыкальной

композиции

«

Всё

для

вас

,

посвящается

вам

Г

.

Ш

.

Ананьина

2

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8

ЩЕЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Литературно-музыкальная композиция,

посвященная творчеству Булата Окуджавы

«

Все

для

вас

.

Посвящается

вам

»

(Булат Окуджава)

Цель и задачи проекта:

Образовательные: познакомить учащихся с авторской песней на примере творчества

Б.Окуджавы.

Развивающие: стимулировать развитие художественного мировоззрения, эстетического и

нравственного сознания учащихся; продолжить работу над анализом лирического

стихотворения.

Воспитательные: использовать силу воздействия авторской песни на формирование

личности учащихся, их нравственных убеждений, патриотизма

Наглядные пособия, оборудование:

мультимедийный проектор, компьютер, записи песен Б.Окуджавы, фотографии поэта.

Выходит первая группа чтецов. На фоне музыки песни «Былое нельзя воротить»

1. В 50-е годы на фоне уже надоевшей лжи,

которой пропитано было наше общество, возникла

мощная

потребность

в

правде.

И

тогда

стали

появляться

песни,

сочиненные

самой

«публикой».

Зазвучали

неслыханные

ранее

доверительные,

личностные искренние интонации, причем не только

в песне, но и в поэзии.

2. Сегодня мы можем говорить об авторской

песне

как

особом

направлении

поэтического

и

музыкального искусства. Она охватывает довольно

широкий круг тем. Тут и обращение к заурядным

бытовым

ситуациям,

и

философские

раздумья

о

с м ы с л е

ж и з н и ,

и

т е м ы

м и р а

и

в о й н ы ,

предназначение человека, его мечты.

3.

“Авторские

песни”

-

в

разные

годы

эти

песни

именовались

по-разному:

туристскими, студенческими, самодеятельными, бардовскими, песенной поэзией. Но суть

не в названии. Достаточно любить песню, поэзию, чувствовать ее всем сердцем, чтобы она

Г.Ш.Ананьина

МАОУ СОШ №8 ЩМР МО

Г

.

Ш

.

Ананьина

3

становилась частицей твоей души, твоей биографией. Возможно, здесь и кроется один из

секретов большой популярности этого вида творчества, начавшегося с отдельных успехов

поэтов и ставшего впоследствии заметным явлением нашей культуры.

4.

Песенное

творчество,

безусловно,

было

бы

беднее

без

Булата

Окуджавы,

Владимира Высоцкого, Юрия Визбора и многих других замечательных авторов. Но у

истоков бардовской песни стоит Окуджава.

5. Поэт с большой буквы, прозаик, сценарист, автор и исполнитель песен Булат Окуджава

У поэта соперников нету -

ни на улице и не в судьбе.

И когда он кричит всему свету,

это он не о вас — о себе.

Но когда достигает предела

и душа отлетает во тьму...

Поле пройдено. Сделано дело.

Вам решать: для чего и кому.

То ли мед, то ли горькая чаша,

то ли адский огонь, то ли храм...

Все, что было его,— нынче ваше.

Все для вас. Посвящается вам.

(Булат Окуджава)

6. Булат Окуджава – целая эпоха в истории авторской песни. Два-три часа на сцене, очень

близко от зрителей, стоит человек с гитарой и поет песни, рассказывает о себе, отвечает на

записки, импровизирует, шутит. Никакого эстрадного кокетства, никакой академической

холодности. Дистанция между исполнителем и теми, кто пришел его слушать, предельно

сокращена. В зале вдруг возникает атмосфера дружеской расположенности и взаимного

доверия.

Звучит песня Булата Окуджавы «Виноградная косточка...» («Грузинская песня»)

Видеозапись концерта. (выходит вторая группа чтецов)

2.1.

Вы

прослушали

«Грузинскую

песню»

Булата

Окуджавы.

Она

о

жизнелюбии,

открытости, душевной щедрости. Согласитесь, эта песня удивительно мелодична, слова

проникновенны, просты. Как будто исполнитель ведет с тобой беседу.

2.2. До того, как песни Булата Шалвовича начали восхищать, они удивляли. Окуджава не

столько пел, сколько напевал. В его песенном диалоге со слушателем возникала столь

дефицитная, столь желанная, столь необходимая в переломное время второй половины 50-

х годов атмосфера искреннего человеческого внимания, общения и взаимопонимания.

Совершенно

необычно

звучат слова и интонации: «часовые любви», «подлая война»,

«ваше величество женщина», «мне надо на кого-нибудь молиться». Но дело даже не в

отдельных необычных образах, дело в том, что сами эти песни были совсем другие.

2.3.Говорят, после смерти у человека кончается биография и начинается судьба. 12 июня

1997 года в Париже, в госпитале, умер Булат Окуджава.

- От гриппозной инфекции, - гласило медицинское заключение.

- От одиночества, - сказала его жена Ольга.

Г

.

Ш

.

Ананьина

4

И теперь он, Булат Окуджава, явление нашей истории, нашей литературы.

2.4. Булат Шалвович Окуджава родился 9 мая

1924 г. в Москве. До 1940 г. жил на Арбате. И

дата,

и

место

рождения

поэта

со

временем

приобрели символический характер. «У меня

есть грузинская и армянская кровь, но я всё-

таки арбатский», - так он любил говорить о

себе. (На фото Булат Окуджава с мамой)

2.5.

«Пространство

арбатского

двора

было

необозримо и привычно. Вместе со всем, что

оно вмещало, со стенами домов, окружавших

его, с окраинами, с помойками посередине, с

тощими деревцами, с ароматами, с арбатским

говорком - все это входило в состав крови и не требовало осмысления», - писал Окуджава.

2.6. Арбат, благодаря лирике Окуджавы, сделался символом мира, добра, человечности,

благородства,

культуры,

исторической

памяти

всего,

что

противостоит

войне,

жестокости, насилию. Окуджава говорил: «Арбат для меня не просто

улица, а место,

которое для меня как бы олицетворяет Москву и мою родину». Он был очень благодарен

ученикам 33-ей московской школы, придумавшим слово «арбатство». И даже использовал

его в одной из своих песен:

…арбатство, растворенное в крови,

Неистребимо, как сама природа.

Звучит «Песенка об Арбате» (на фоне песни - слайды с видами Арбата.)

Ты течешь как река странное название

И прозрачен асфальт как в реке вода

Ах Арбат мой Арбат ты мое призвание

Ты и радость моя и моя беда

Ах Арбат мой Арбат ты мое призвание

Ты и радость моя и моя беда

Пешеходы твои люди невеликие

Каблучками стучат по делам спешат

Ах Арбат мой Арбат ты моя религия

Мостовые твои подо мной лежат

Ах Арбат мой Арбат ты моя религия

Мостовые твои подо мной лежат

От любови твоей вовсе не излечишься

Сорок тысяч других мостовых любя

Ах Арбат мой Арбат ты мое отечество

Никогда до конца не пройти тебя

Ах Арбат мой Арбат ты мое отечество

Никогда до конца не пройти тебя

(выходит 3 группа чтецов)

3.1. Он всегда сюда возвращался. Когда в 37-ом его отец был арестован и расстрелян, а

мать сослана в один из карагандинских лагерей, грузинским родственникам удалось

спрятать его, чтобы спасти от детского дома для детей врагов народа. Через полтора года

Г

.

Ш

.

Ананьина

5

он смог все-таки вернуться в родной арбатский двор, чтобы продолжить учебу в

московской школе. Всю жизнь Окуджава будет возвращаться на Арбат, хотя бы в мыслях и

песнях.

Отсюда, недоучившись в 9 классе, он уйдет на фронт.

3.2. Из воспоминаний Окуджавы: «На войну пошел добровольцем, после девятого класса,

в 1942 году. Пошел не из жажды приключений, а воевать с фашизмом. Был патриотически-

настроенным мальчиком, но романтиком тоже. Романтизм скоро, буквально через

несколько дней улетучился: оказалось, война – это тяжелая, кровавая работа... <…>

Остался жив. Рождения 24-го мало кто уцелел. Война все время со мной: попал на нее в

молодое, самое восприимчивое время, и она вошла в меня очень глубоко».

Стихотворение «Ах, что-то мне не верится, что я, брат, воевал» (Читает ученик)

Ах, что-то мне не верится, что я, брат, воевал.

А может, это школьник меня нарисовал:

я ручками размахиваю, я ножками сучу,

и уцелеть рассчитываю, и победить хочу.

Ах, что-то мне не верится, что я, брат, убивал.

А может, просто вечером в кино я побывал?

И не хватал оружия, чужую жизнь круша,

и руки мои чистые, и праведна душа?

Ах, что-то мне не верится, что я не пал в бою.

А может быть, подстреленный, давно живу в раю,

и кущи там, и рощи там, и кудри по плечам...

А эта жизнь прекрасная лишь снится по ночам.

1987

3.4. Стихотворение написано от первого лица. Это размышление, монолог лирического

героя, обращённый к тому, кого он называет братом. Кто это: старый однополчанин или

читатель-потомок? Прошли годы, что-то забылось, уже самому солдату не верится в то,

что он был на войне. Каждое из трёх четверостиший начинается одинаково: “Ах, что-то

мне не верится, что я...” Затем в ключевую, сильную позицию ставится глагол. Задумаемся

над возникшей цепочкой. “Воевал – убивал – пал в бою”. Это очень короткое, но

потрясающе ёмкое описание войны, судьбы человека на войне: воевал, убивал врагов,

убит сам. Война – это смерть, солдат убивает других и умирает сам, независимо от того,

вернулся ли он. Даже если он вернулся, это уже другой человек, тот, довоенный, погиб,

“давно живёт в раю”, “а эта жизнь прекрасная лишь снится по ночам”. Настоящее,

живущее в памяти героя, хоть он и не хочет в это верить, – война.

Звучит песня «Ах, война, что ты сделала, подлая..» («До свидания, мальчики») (выходит 4

группа чтецов)

4.1. 9 мая 2002 года в Москве на Арбате был открыт памятник Окуджаве. Дата имела

двойное значение: День Победы в Великой Отечественной войне и день рождения Булата

Окуджавы

4.2. Из воспоминаний Б. Окуджавы: «В детстве я плакал много. В отрочестве меньше. В

юности - дважды. Первый раз это было перед самой весной, вечером. Я сказал девочке,

которую любил, сказал с деланным равнодушием: «Ну, что же, раз так, значит конец…».

«Ну, что же, значит, конец», - неожиданно согласилась она, и быстро пошла прочь. И тогда

я заплакал: ведь она уходила. И я утирал слезы ладонью».

Г

.

Ш

.

Ананьина

6

«Второй раз я плачу сейчас здесь, в Моздокской степи. Я несу командиру полка

ответственный пакет. Черт его знает, где он, этот командир полка! Песчаные холмы похожи

один на другой. А я второй день на передовой. А за невыполнение задания – расстрел. А

мне 18 лет… И я утираю слезы. «Ваш сын оказался трусом…», - так будет начинаться

извещение…»

4.3. В эпиграфе к ранней повести “Будь здоров, школяр”, посвященный сыновьям, начало

которой только, что процитировано, Окуджава уточняет: «Это не приключение, это о том,

как я воевал, как меня убить хотели, но мне повезло. Я уж и не знаю, кого мне за это

благодарить. Я жив и здоров. Кому-нибудь от этого известия станет радостно, а кому-

нибудь, конечно, горько. Всем не угодишь».

4.4.После

демобилизации

Б.

Окуджава

заканчивает

десятый

класс

и

поступает

на

филологический факультет Тбилисского университета. После окончания университета, с

1950

по

1955

по

распределению

учительствовал

в

деревне

Шамордино

Калужской

области,

затем

-

в

одной

из

средних

школ

г.

Калуги.

Там

же,

в

Калуге,

был

корреспондентом

и

литературным

сотрудником

областных

газет

"Знамя"

и

"Молодой

ленинец".

4.5. В 1955 реабилитированы родители. В 1956 возвратился в Москву. Участвовал в работе

литературного объединения "Магистраль". Работал редактором в издательстве "Молодая

гвардия", затем - заведующим отделом поэзии в "Литературной газете".

4.6.

В

1962

году

Б.

Окуджава

целиком

переключается

на

литературную

работу.

Многие

стихи

по-прежнему

становились

песнями. Их было 140, и все песни и стихи о

любви,

доверии

и

внимании

к

людям,

о

бессмысленности

войн,

вере

в

торжество

разума и мудрости, о том самом человечном в

человеке, что помогает в критической ситуации

выжить

и

выстоять

и

сохранить

при

этом

доброту и нравственность.

Из Хуты Берулавы (грузинский поэт)

Когда уходит сын из дома на голоса друзей своих,

когда уходит сын с улыбкой уже не детской на лице,

ты робко так проходишь следом, твой шаг беззвучен, голос тих...

И застываешь, застываешь, застываешь на крыльце.

Когда уходит сын из дома и не остановить его,

все явственнее, все слышнее молитва сердца твоего.

Когда уходит сын из дома, благослови своей рукой...

Ему, ему твои заботы, бессонница и непокой.

Пока взрослеют наши дети, галдя о будущем своем,

мы так любовно и с надеждой свои им крылья отдаем.

И ради них добра и славы мы открываем вышину,

и ради них в четыре пота мы добываем тишину.

Все ради них... Так будь спокойна. Тревогу погаси в груди.

Когда уходит сын из дома, ему -- счастливые пути,

когда уходит сын из дома, пускай напутствует его

Г

.

Ш

.

Ананьина

7

торжественная и святая молитва сердца твоего.

(выходит 5 группа чтецов)

5.1. «Мы всё реже задумываемся о чести, честности, человеческой порядочности...

Очевидно, этим словам нужно вернуть их подлинный смысл», - сказал однажды Булат

Окуджава. Многие стихи Булата Шалвовича могут стать поэтическими цитатами о

духовности, человеческом достоинстве, умении, прежде всего спрашивать с себя.

5.2. Осудите сначала себя самого,

Научитесь искусству такому,

а уж после судите врага своего

И соседа по шару земному.

Научитесь сначала себе самому

Не прощать ни единой промашки,

А уж после кричите врагу своему,

Что он враг и грехи его тяжки.

Ни в другом, а в себе побеждайте врага,

А когда преуспеете в этом,

Не придется уж больше валять дурака –

Вот и станете вы человеком.

5.3. Окуджава вновь ввел в русскую лирику мотив

преклонения перед женщиной, продолжив традиции

Пушкина и Блока. И оказалось, что к женщине подобает

обращаться «Ваше Величество», что на нее надо молиться.

5.4. И в то же время она простая, смертная, у нее «обветренные руки» и «старенькие

туфельки»... Тем священнее это чувство. Им не нужны разговоры, т.к. они боги, (т.е.

любовь – божественное чувство) А грустные, потому что земная жизнь проходит. Что

люди не вечны.

Песня о московском муравье.(выходит 6 группа чтецов)

6.1. При отпевании Б.Окуджавы в церкви святых Космы и Домиана священник отец

Георгий сказал, что его стихи могут быть прочитаны как псалмы, потому что едва ли не в

каждом

из них чувствуется

жажда коленопреклонения и воспарения. Ведь и его

«Последний троллейбус» - молитва, в которой «полночный , случайный» троллейбус

плывет по городу насилия и лжи , словно утлая ладья, подбирающая тех, кто потерпел

крушение. Прикосновение плечами вместо хамского вопля

«Куда прешь?» Молчание,

исполненное теплоты…

6.2. Как-то в интервью поэт сказал: «Я часто смотрю телевизор, и меня отталкивают лица

людей. Все истерично доказывают собственную правоту. Эта истеричность, на мой взгляд,

говорит об их неуверенности. Так, когда наши «патриоты» кричат о своем патриотизме и

бьют себя в грудь кулаками, у меня это вызывает подозрение. Я в их патриотизм не верю.

Потому что патриотизм - дело тихое и интимное. Любить вообще надо тихо».

6.3. И еще из его романа «Свидание с Бонапартом»: «Разрушить легко, но как быть потом?

Все знают, как пустить кровь, как вздернуть, как захватить, покорить... Но как сделать

меня счастливым, не знает никто».

Г

.

Ш

.

Ананьина

8

6.4.

Вот

она

его «Молитва», которую повторяли

тысячи людей, никогда не умевших молиться и не

открывавших Евангелие. (запись песни)

Г

.

Ш

.

Ананьина

9

(выходит 7 группа чтецов)

7.1. Окуджаве принадлежит более 800 стихотворений. Многие стихи у него рождались

вместе с музыкой, песен насчитывается около 200. Начиная с 1960-х гг. Окуджава много

работает в жанре прозы. В 1961 в альманахе "Тарусские страницы" опубликована его

автобиографическая повесть "Будь здоров, школяр" (отдельным изданием вышла в 1987),

посвященная вчерашним школьникам, которым пришлось защищать страну от фашизма.

7.2.

В

последующие

годы

Окуджава

постоянно

пишет

автобиографическую

прозу,

составившую сборники "Девушка моей мечты" и "Заезжий музыкант" (14 рассказов и

повестей),

а

также

роман

"Упраздненный

театр"

(1993),

получивший

в

1994

Международную премию Букера как лучший роман года на русском языке.

Окуджава написал немало песен к кинофильмам. Теперь эти песни известны многим и

любимы ими.

ПЕСНИ В ФИЛЬМАХ (Слова и музыка Б.Окуджавы)

"Сентиментальный марш" ("Застава Ильича", 1963),

"Мы за ценой не постоим" ("Белорусский вокзал", 1971),

"Пожелание друзьям" ("Ключ без права передачи", 1977),

"Песня московских ополченцев" ("Великая Отечественная", 1979),

"Счастливый жребий" ("Законный брак", 1985);

на музыку И. Шварца -

"Капли Датского короля" ("Женя, Женечка и "катюша"", 1967),

"Ваше благородие" ("Белое солнце пустыни", 1970),

"Песня кавалергарда" ("Звезда пленительного счастья", 1975),

песни к фильму "Соломенная шляпка", 1975,

"Дорожная песня" ("Нас венчали не в церкви", 1982);

"Веселый барабанщик" ("Друг мой, Колька", 1961);

на музыку В. Гевиксмана - "Старый причал" ("Цепная реакция", 1963);

на музыку В. Левашова - "Бери шинель, пошли домой"

("От зари до зари", 1975; "Аты-баты, шли солдаты...",

1976).

Звучит одна из песен

7.3. Ни отличный вокал, ни прекрасное музыкальное

сопровождение,

никакие

свето-

и

спецэффекты

не

сделают песню бардовской, если не будет искренности в

самой

песне,

в

её

исполнении.

Исполнитель

должен

прежде

всего

открыть

и

показать

духовно

богатый,

чувственный мир песни. Этим в совершенстве владел

один из основоположников бардовской песни – Булат

Шалвович Окуджава.

7.4. Расскажу одну притчу. Ещё задолго до Рождества

Христова

на

земле

жили

люди,

которые

назывались

кельтами.

Своих

мудрых

учителей

они

называли

друидами. Перед знаниями материального и духовного

миров

друидов

преклонялись

многие

народы,

Г

.

Ш

.

Ананьина

10

населявшие тогда Землю. Чтобы получить звание начальной степени друидов, избранные

должны

были

20

лет

обучаться

у

жреца-друида.

Пройдя

испытания,

обучение

и

посвящение избранник назывался - БАРД. Теперь он имел моральное право идти в народ и

петь, вселяя в людей своей песней свет и истину, формируя словами образы, исцеляющие

душу. Таким поэтом, бардом был Булат Окуджава

7.5. Но, говоря о бардовской песне, нельзя не сказать о спутнице поэта – гитаре.

Гитара,

как

никакой

другой

инструмент,

подходит

для

авторской

песни.

Лиричная,

задушевная, мягкая, проникновенная, искренняя, она хороша в узком кругу друзей, и в

шумных концертных залах, в туристическом походе у костра и в камерном зале любителей

классической

музыки.

Кто-то

из

великих

музыкантов

сказал,

что

любой

другой

инструмент

нарушает

тишину,

а

гитара

её

создаёт.

Ну

а

бардовской

песне

как

раз

необходима тишина – для разговора по душам.

(Песня Булата Окуджавы «Давайте восклицать» в исполнении учеников класса).

«Пожелание друзьям» «Давайте восклицать»

Учитель: Вот и закончилось наше непродолжительное свидание с Булатом Шалвовичем

Окуджавой. Мы познакомились только лишь с некоторыми страницами биографии поэта,

его творчества. Я надеюсь, что вы продолжите знакомство с творчеством Окуджавы

самостоятельно и, может быть, откроете что-то новое для себя, найдете ответы на

волнующие вас вопросы.

Предлагаю и ученикам класса и нашим гостям составить синквейн. Темы будут такие:

«Авторская песня», «Окуджава», «Литературный вечер», «Участники литературной

гостиной».

(звучит

тихая

музыка,

присутствующие

сочиняют

синквейны,

а

затем

зачитываем их)

-

Спасибо

всем

за

творчество,

умение

слышать

и

слушать,

внимать

и

понимать.

Напутствуя вас, хочу обратиться к вам словами Окуджавы: «О, были б помыслы чисты. А

остальное всё приложится».



В раздел образования