Автор: Васильева Ирина Степановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №9
Населённый пункт: город Бор, Нижегородской области
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей «Нравственно-
патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
В дошкольном возрасте начинает формироваться
чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине,
преданность ей, ответственность за нее, желание трудится на ее
благо, беречь и умножать богатство.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует
считать накопление ими социального опыта жизни в своем
городе. Усвоение принятых в нем норм поведения,
взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к
Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту,
где родился человек. Дошкольный возраст – это важнейший
период становления личности, когда закладываются предпосылки
гражданских качеств, развиваются представления о человеке,
обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и
привязанности к природным и культурным ценностям родного
края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Под патриотическим воспитанием понимают взаимодействие
взрослого и детей в совместной деятельности и общении,
которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке
общечеловеческих нравственных качеств личности,
приобщение к истокам национальной региональной культуры,
природе родного края, воспитание эмоционально-действенного
отношения, чувства сопричастности, привязанности к
окружающему.
Исходя из этого, целью воспитания патриотизма у детей
дошкольного возраста является формирование у них
потребности совершать добрые дела и поступки, чувства
сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как
сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность во
взаимодействии с родной природой.
Нравственное воспитание подразумевает
воспитание дружеских взаимоотношений между детьми,
привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирование
умений договариваться, помогать друг другу; стремления
радовать старших хорошими поступками. Сюда же мы
относим воспитание уважительного отношения к окружающим
людям; заботливого отношения к малышам, пожилым людям;
умения помогать им.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что
не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к
родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей
неразрывности со всем окружающим. Любовь маленького
ребенка - дошкольника к Родине начинается с отношения к
самым близким людям – отцу и матери, любви к своему дому,
улице, детскому саду, городу.
Дети должны понять, что их город, лес, река, поле –
частица Родины. Дошкольникам надо знать, какие предприятия
есть в городе; о лучших людях города. Знакомя детей с родным
городом, родителям нужно обратить внимание на
достопримечательности, памятники, музей; следует подчеркнуть,
что люди из других городов приезжают, чтобы побывать в музее,
увидеть исторические места. Мысль, что родной город интересен
всем, побуждает гордость за родной край.
Важным средством патриотического воспитания является
приобщение детей к традициям народа.
С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери,
сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают
настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Слушая сказку,
ребенок начинает любить то, что любит его народ, и ненавидеть
то, что ненавидит народ. Сказки, пословицы, поговорки, народные
игры формируют начало любви к своему народу, к своей стране.
В игре ребенок активно переосмысливает
накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходится
добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои
замысли, договариваться о совместных действиях, подчиняться
правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать
трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные
результаты и результаты товарищей.
Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная
задача, решение которой в дошкольном детстве только
начинается. Планомерная, систематическая работа,
использование разнообразных средств воспитания, общие
усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои
слова и поступки могут дать положительные результаты и стать
основой для дальнейшей работы по
патриотическому воспитанию.