Автор: Шохина Любовь Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22» КОРКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Населённый пункт: г.Коркино, р.п.Роза
Наименование материала: статья
Тема: Проценты на все случаи жизни
Раздел: среднее образование
ПРОЦЕНТЫ НА ВСЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ
Данная статья посвящена одной из важнейших и многим непонятной
теме в математике «Проценты». Я попытаюсь раскрыть её, придерживаясь
принципа
–
от
простейших
понятий
и
задач
к
заданиям
повышенной
сложности.
В рамках общеобразовательных учреждений «Процентам» уделяется
несправедливо мало учебного времени и, следовательно, уровень знаний,
необходимых
для
приобретения
умений,
навыков
для
свободного
оперирования ими на уроках математики, физики, химии и просто в быту
оказывается недостаточным.
Тема «Процентные исчисления» является универсальной в том смысле,
что
она
связывает
между
собой
многие
точные
и
естественные
науки,
бытовые и производственные сферы жизни.
Понятие «проценты» вошло в нашу жизнь не только с уроками в
основной
и
средней
школах
и
с
проведением
сложных
научно-
исследовательских работ, не только с приготовлением солений и варений, и
выпечкой
кондитерских
изделий,
оно
буквально
преследует
нас
в
пору
утверждения
рыночных
отношений
в
экономике,
в
пору
банкротств
и
инфляций. Проценты творят чудеса. Умело оперируя ими, бедный может
стать богатым в одночасье. Обманутый вчера в торговой сделке покупатель
сегодня обоснованно требует процент торговой скидки на приобретённый
товар. Вкладчик денежных сбережений учится жить на проценты, размещая
финансы в прибыльное дело. И в повседневной жизни «проценты» помогают
при
расчёте
банковской
сделки,
рентабельности
бизнеса,
коммерческого
предложения.
Что такое проценты, как выразить число в процентах
Некоторые дроби чаще других встречаются в повседневной жизни, и
потому
они
получили
особые
названия:
половина
(
1
2
),
треть
(
1
3
),
четверть
(
1
4
)
и
1
100
-
процент.
На
практике
дробные
числа
часто
приходится
сравнивать,
и
делать
это
удобно,
когда
они
выражены
в
одинаковых долях – только в третьих, только в четвёртых, только в десятых…
Самыми удобными оказались сотые доли. Которые и называют процентами
(
от
латинских
слов pro
centum
–
«
за
сто»).
Отсюда
и определение:
процентом называется дробь
1
100
или 0,01.
Обозначают процент знаком %. Интересна его история происхождения:
В
1685
в
Париже
была
напечатана
книга
-
руководство
по
коммерческой
арифметике, где по ошибке наборщик вместо cto набрал 010.Первый нуль
чуть-чуть
приподняли,
второй
чуть-чуть
опустили,
единицу
чуть-чуть
наклонили и получился этот знак %. После этой ошибки многие математики
также стали употреблять знак % для обозначения процентов, и постепенно
он получил всеобщее признание.
Проценты
–
это
числа,
представляющие
собой
частные
случаи
десятичных дробей. Любое неотрицательное число можно
в ы р а з и т ь
десятичной дробью, значит, и в процентах. Рассудим так: единица содержит
сто сотых долей, то есть 100%. Каждое число можно представить в виде
произведения единицы на это число, а значит, выразить его в процентах:
3 = 1× 3= 100% × 3 = 300%
2,5= 1 ×2,5 =100% ×2,5=250%
0,43 = 1 ×0,43 = 100% ×0,43=43%
1,354 = 1 × 1,354 = 100% ×1,354 = 135,4%
Вывод:
чтобы
выразить
число
в
процентах,
необходимо
это
число
умножить на 100 и поставить знак %.
Удобно сначала выразить число в виде десятичной дроби, а затем перенести
запятую на два знака вправо и поставить знак %.
Примеры: 7 = 7,00 = 700%;
5
10
= 0,5 = 0,50 = 50% ;
1
8
= 0,125 =
12,5%
Как выразить проценты в виде десятичной дроби
Если
всякое
неотрицательное
число
можно
представить
в
виде
процентов,
то
возможна
и
обратная
задача:
выразить
проценты
в
виде
десятичной дроби.
Например: 6% означает 6 сотых долей и записывается так: 6% =
6
100
= 0,06; 27% =
27
100
= 0,27 ; 900% =
900
100
= 9
Вывод: чтобы выразить проценты в виде десятичной дроби, необходимо
их число разделить на 100.
Это правило можно сформулировать и так: чтобы выразить проценты в
виде десятичной дроби ,достаточно в их числе перенести запятую на два
знака влево.
Например: 400% = 4; 86,3% = 0,863; 9% = 0,09
Нахождение процентов от данного числа
Задача. При остывании хлеб теряет до 4% своей массы в результате
испарения воды. Сколько килограммов воды испарится при остывании 12 т
выпеченного хлеба?
Решение
В задаче требуется найти указанную часть ( 4%)от известной величины
( 12 тонн). Эту задачу можно решить способом
приведения
к
ед и н и ц е .
Основное значение величины - 12 т. Её можно принять за условную единицу.
А условная единица и есть 100%.
Значит, краткое условие задачи можно записать так:
12 000 кг составляют 100%
Х кг - 4 %,
З а Х принята
искомая
масса
воды.
Вычислим,
какая
масса
воды
приходится на 1%. Поскольку на 100% приходится 12000 кг, то на 1% будет
приходиться масса в 100 раз меньше, то есть 12000 : 100 = 120 (кг). Значит на
4% будет приходиться в 4 раза больше, то есть 120 × 4 = 480 (кг).
Следовательно: при остывании 12т хлеба испарится 480 кг воды.
Эту задачу можно решить и другим способом:
Представим 4% в виде десятичной дроби 0,04 и решим задачу на
нахождении дроби от числа, а такие задачи решаются умножением числа на
эту дробь, то есть 12000 × 0,04 = 120 × 4 = 480 (кг)
Вывод: чтобы найти проценты от числа, надо проценты выразить
дробью и умножить число на эту дробь.
Нахождение числа по его процентам
Задача. Ромашка при сушке теряет 84% своей массы. Сколько надо
взять свежей ромашки, чтобы получить 32 кг сухой ромашки?
Решение
32 кг сухой ромашки составляет 16%
( 100% - 84%) от некоторой
массы свежей ромашки, которую примем за Х кг. Будем считать, что Х кг
составляют 100%. Запишем краткое условие задачи так:
32 кг составляют 16 %
Х кг - 100%
Решим эту задачу способом приведения к единице. Определим, какая
масса ромашки приходится на 1%. Поскольку на 16% приходится 32 кг, то на
1% будет приходиться в 16 раз меньше, то есть 32 : 16 = 2(кг). Далее, если на
1% приходится масса в 2 кг, то на 100% будет приходиться в 100 раз больше,
то есть 2 × 100 = 200 (кг).
Следовательно: для получения 32 кг сухой ромашки надо взять 200 кг
свежей.
Эту задачу можно решить и другим способом:
Представим 16% в виде десятичной дроби 0,16; то получим задачу
на нахождение числа по значению его дроби. А такие задачи решаются
делением, то есть другой способ решения:
1)
16% = 0,16 2) 32 : 0,16 = 3200 : 16 = 200 (кг)
Вывод: чтобы найти число по данным его процентам, надо выразить
проценты в виде дроби и разделить значение процентов на эту дробь.
Процентное отношение двух чисел
Задача. Надо вспахать участок поля в 500 гектаров. В первый день
вспахали
150
гектаров.
Сколько
процентов
составляет
вспаханный
участок от всего участка?
Решение
Чтобы
ответить
на
вопрос
задачи,
надо
найти
отношение
(частное)вспаханной части участка ко всей площади участка и выразить
это отношение в процентах:
150
500
=
3
10
= 0,3 =30%
Вывод: чтобы найти процентное отношение двух чисел, надо найти
отношение этих чисел и умножить на 100%
Задачи на процентное содержание сплавов
Задача. В сплав магния и алюминия, содержащий 22 кг алюминия,
добавили
15
кг
магния,
после
чего
содержание
магния
в
сплаве
повысилось на 33%. Сколько весил сплав первоначально?
Решение
Х кг – магния содержалось в сплаве первоначально;
(Х+22) кг – масса первоначального сплава;
х
х
+
22
× 100% - процентное содержание магния в первоначальном
сплаве;
х
+
15
х
+
22
+
15
× 100% - процентное содержание магния во втором сплаве;
Составим уравнение:
х
+
15
х
+
22
+
15
-
х
х
+
22
=
0,33 ( х> 0)
Решая уравнение, в результате получаем х = 3, значит первоначальная
масса сплава составляет 25 кг.
Ответ: 25 килограммов.
Задачи на совместную работу
Задача. Одной машинистке на перепечатку рукописи требуется на 12 ч
больше,
чем
другой.
Если
25%
рукописи
перепечатает
первая
машинистка, а затем к ней присоединится вторая, то на перепечатку
рукописи им понадобится 35 ч. Считая от момента начала работы
первой машинистки. За сколько часов могла бы перепечатать рукопись
каждая машинистка , работая отдельно?
Решение
Пусть на перепечатку рукописи первой машинистке требуется Х часов,
тогда второй потребуется (Х – 12) ч. На перепечатку 25% (или
1
4
)
рукописи
первая
машинистка
затратит
Х
4
ч . Определим, сколько
времени потребуется двум машинисткам на перепечатку оставшихся
7 5 %
и л и
(
3
4
¿
рукописи.
Первая
машинистка
за
один
час
перепечатывает
1
Х
часть
рукописи,
а
вторая
–
(
1
Х
−
12
)часть
рукописи.
Тогда
работая
вместе
они
за
час
перепечатают
1
Х
¿
+
1
Х
−
12
¿
часть
рукописи.
А
на
перепечатку
75%
рукописи
потребуется :
3
4
:
1
Х
¿
+
1
Х
−
12
¿
ч; то есть
3
4
× (
Х
(
Х
−
12
)
Х
−
12
+
Х
¿=¿
3 Х
(
Х
−
12
)
4
(
2 Х
−
12
)
ч
, отсюда получаем уравнение:
Х
4
+
3 Х
(
Х
−
12
)
4
(
2 Х
−
12
)
= 35
Решая это уравнение
, найдём Х
1
= 60 и Х
2
= 5,4 ;
Х
2
=
5,4– не удовлетворяет условию задачи, т.к. время работы второй
машинистки будет выражаться отрицательным числом.
Если первой машинистки требуется 60 часов, то второй 60 – 12 = 48(ч)
Ответ: 60 часов и 48 часов.
Что значит жить на проценты
Сегодня
многие
учреждения
предлагают
потребителям
сберегательные услуги, которые выглядят как заманчивая альтернатива
«чулку».Если у вас есть сбережения, то непременно приходится решать
вопрос – куда вложить деньги, как их сохранить или приумножить.
Можно выбрать:
- стратегию ликвидности – деньги вкладываются так, чтобы можно
было получить их обратно в случае необходимости;
- стратегию доходности- деньги вкладываются с целью спасения их от
инфляции и получения дохода от них. С точки зрения «процентов» для
нас представляет интерес стратегия доходности.
Доходность
Надо
с
настороженностью
и
пониманием
относиться
к
многочисленным
рекламным
объявлениям,
обещающим
большие
проценты на вклад, которые, к сожалению, не всегда корректны. А всё
дело в том, что процент можно считать по-разному.
Принято различать простые и сложные проценты.
Предположим, вы положили в банк 100 000 рублей с условием, что на
ваш вклад будет начисляться ежемесячно10%, которые вы сможете
получить все сразу в конце года. Если банк начисляет каждый месяц по
10 000 рублей, то речь идёт о простых процентах. Если банк за первый
месяц начислил 10 000 рублей, за второй- 11000 рублей
( 10% от
110000
рублей
-
суммы
первоначального
вклада
и
процентов
за
предыдущие месяцы), за третий-12100 и т.д., то речь идёт о сложных
процентах.
Формула расчёта сложных процентов выглядит так:
( 1 + Х)
12
– 1 = Y (1) и
12
√
1
+
Y
- 1 = Х (2)
где
Х
–
величина
месячных
процентов
(в
десятичной
форме,
т.е.
величина
процентов,
поделённая
на
100), Y
–
величина
годовых
процентов (в десятичной форме).
Задача. Банк
обещает
выплатить
10%
на
сумму
вклада
ежемесячно.
Сколько
процентов
за
год
реально
может
получить
вкладчик?
Решение
Сумма вклада будет составлять после:
1 месяца ( 1000 + 1000×0,1)рублей = 1000×1,1 = 1100 рублей
2 месяцев ( 1100 + 1100×0,1)рублей = 1000 × (1,1)
12
= 1210 рублей
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
12 месяцев 1000 ×(1,1)
12
= 3138,4 рубля
Вклад ежемесячно увеличивается в 1,1раза.Следовательно, за 12
месяцев он увеличится в (1,1)
12
= 3,1384раза, что составляет пророст
вклада на 214% или по формуле (2):
( 1 + 0,1)
12
– 1 = 2,14; где Х = 0,1 и Y = 2˒14
Ответ: 214%
Литература:
Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Алгебра – 8,- М: Просвещение,-
2017
Мерзляк А.Г. Система обучения математике в 5-6 классах;
Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка,- М.; Просвещение.- 1988
Шарыгин И.Ф. Решение задач.- М.; Просвещение – 1994
Петрова
И.Н . Учебное
пособие
для
учащихся,
абитуриентов
и
учителей.- Юж.- Урал, кн.изд-во, 1996,- 128 с.-(Практикум)