Напоминание

"Как помочь ребенку овладеть карандашом?"


Автор: Борисова Лидия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №116 Невского района Санкт–Петербурга
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Как помочь ребенку овладеть карандашом?"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Как помочь ребенку овладеть карандашом?

Бытует мнение, что обучать ребенка правильно держать ручку или карандаш при

письме стоит к 5-6 годам, когда наступит время подготовки к школе. Но это совсем не так.

К 2,5-3 годам ребенок уже вполне готов к тому, чтобы впервые попробовать правильно

взять карандаш и нарисовать заветные линии и фигуры. Безусловно, сразу сделать верный

захват не получится, так как мелкая моторика руки еще развита недостаточно.

Как известно, у детей 3 лет крупная моторика развивается намного быстрее, чем мелкая.

Детям трудно взять мелкие предметы, отщипнуть кусочек пластилина, оторвать

клочок бумаги. Не стоит надеяться, что ребенок сам научится держать ручку верно. Чаще,

как

раз

происходит

обратное.

Взяв

ручку

или

карандаш

неправильно,

этот

навык

закрепляется, автоматизируется, и в дальнейшем переучить ребенка будет сложно.

Поэтому

готовить

руку

малыша

необходимо

заранее. Существует несколько способов

подготовки руки к должному захвату письменных принадлежностей:

1. Игры с крупами (сортировка по цвету или виду, перекладывание в сосуд с узким

горлом, рисование с помощью круп узоров и т.п.).

2. Отщипывание пластилина от целого кусочка (для создания аппликации).

3.

Можно использовать «пинцетный захват». Поставить ручку вертикально кончиком на

бумагу, затем ухватить его за верхушку тремя пальцами. Потом постепенно опустить

пальчики вниз, сохраняя захват. Небольшой совет: в ладошку ребенку можно положить

монетку или кусочек ватки, чтобы мизинец и безымянные пальцы его удерживали. Так все

пальчики будут на своих местах.

4. Рисование маленькими карандашами. Маленький карандаш трудно взять в кулак,

поэтому чтобы удержать ребенку придется взять его тремя нужными пальцами.

5. Можно вообразить, что ручка «ложится спать» на подушку, которой является верхняя

часть

среднего

пальца,

и

«укрывается»

покрывалом

из

указательного

и

большого

пальчиков.

6.

Предложите малышу поиграть в игру «Птичка». Указательный палец — это птица,

клюющая зёрнышки. Пусть малыш постучит по корпусу карандаша указательным пальцем

и приговаривает: «тук-тук-тук». Впоследствии, когда он забудется и возьмёт карандаш

неправильно, задайте вопрос: «А где птичка?». И он сразу вспомнит, как брать предмет.

7.

Научите сына или дочь играть в дартс. При метании дротиков снаряд берётся с

помощью трёх пальцев. Их расположение соответствует правильному захвату при письме.

Когда малыш берёт в руки карандаш, напомните ему, что его нужно взять так же, как

дротик.

8 .

Можно купить тренажёр в виде насадки на письменные принадлежности или

трёхгранные ручки и карандаши, которые тренируют руку малыша.

Сегодня на рынке

канцтоваров можно найти широкий ассортимент тренажеров для правильной постановки

пальцев.

Если же ребёнку самостоятельно никак не получается привыкнуть к правильному

положению карандаша, то вам может помочь специальный тренажер «рыбка», который

одевается на любой карандаш или ручку и позволяет лежать пальчикам только в нужном

направлении. Такие тренажеры есть как для правшей, так и для левшей.

Очень важно помогать руке обрести нужную пластику, для этого развиваем мелкую

моторику. Можно играть с не тугими бельевыми прищепками, складывать бумагу или

вытаскивать салфетки из пачки, откручивать крышечки от тюбиков с зубной пастой

большим, указательным и (иногда) средним пальцами. Побуждайте ребенка брать мелкие

предметы кончиками пальцев (пинцетный захват) и выпускать их, складывая в какую-то

емкость.

Чем

разнообразнее

будут

приемы

развития

ручной

умелости,

тем

быстрее

будут

приобретены навыки правильного письма. Для этого использовать:

- выкладывание фигур и узоров из мелкой мозаики,

- конструирование из конструкторов, требующих завинчивания гаек, шурупов,

- плетение шнуров из ярких цветных веревочек,

- вязание крючком и на спицах,

- шитье и вышивка,

- пришивание пуговиц,

- нанизывание бусин и изготовление детских бус,

- изобразительная деятельность (лепка, аппликация, рисование на доске мелом, цветными

мелками, палочками на песке),

- штриховки, раскрашивание картинок (важно не само по себе раскрашивание, а чтобы

картинка была раскрашена карандашом без выхода за контуры),

- выкладывание из спичек фигур и узоров (у спичек нужно предварительно обрезать

головки для безопасности ребенка),

- плетение разных узоров из бумажных полос, а потом и из тесьмы,

- оригами,

- изготовление поделок из природного материала (шишки, каштаны, веточки, листья,

семена, горох).

Самое главное – помнить, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности

является игра. А значит, результат любого дела зависит от того, в какой форме и даже с

каким настроением вы преподнесете ребенку любые упражнения или занятия.



В раздел образования