ТРИЗ - технология как средство развития творческих способностей дошкольника
Автор: Михайленко Зоя Евгеньевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 2 "Теремок" Населённый пункт: посёлок Эльдикан Наименование материала: презентация Тема: ТРИЗ - технология как средство развития творческих способностей дошкольника Раздел: дошкольное образование
3. Привлечь педагогов к активному участию в работе по
освоению новой технологии .
А. С. Пушкин
Яблоко
Собака
Этот эксперимент свидетельствует о
стереотипности, шаблонности
мышления.
Но есть другой вид мышления —
нешаблонный.
Какой предмет является лишним?
Какой предмет является лишним?
Какое из заданий учит творчески
мыслить?
Актуальность : согласно ФГОС
педагоги должны воспитать
поколение людей,
обладающих высоким
творческим
потенциалом
Как воспитать личность,
способную
нестандартно мыслить,
умеющую легко
разрешать возникающие проблемы?
???
Практика показала, что с помощью традиционных
форм работы нельзя в
полной мере решить данную проблему .
Одной из эффективных педагогических технологий для
развития творчества
у детей является
ТРИЗ - Теория решения
изобретательских задач.
Это одна из молодых
и популярных инновационных
педсистем.
Она основана на ТРИЗ ( теория решения
изобретательных задач ),
созданной российским ученым и писателем-
фантастом
Генрихом
Альтшуллером .
Новизна : ТРИЗ дает возможность проявить
свою индивидуальность , учит детей
нестандартно, творчески мыслить ,
потому что педагог нового поколения
не даёт детям готовые
знания,
не раскрывает перед ними истину,
а учит ее находить.
Девиз тризовцев:
«Творчество во всём!»
Действительно ли
приёмы
ТРИЗ технологии развивают
творческое воображение?
Задачи 1 ЭТАПА .
На первом этапе учимся находить сходства и
разрешать противоречия в объектах и явлениях,
которые нас окружают, развить системное
мышление, т.е. умение видеть окружающее во
взаимосвязи всех компонентов.
1 .“Поиск общих признаков” — берутся два объекта, далеко
отстоящие друг от друга на смысловой оси, необходимо найти
для них как можно больше общих признаков (например: мост
и скрипка).
2 .“Поиск аналогов” — необходимо назвать объект и как
можно больше его аналогов, сходных с ним по различным
признакам. Например: мяч — яблоко (форма), заяц (скачет),
шина (из резины) и т.д.
3. “Третий лишний” — выбираются три объекта, далеко
отстоящие друг от друга на смысловой оси; затем в двух из
них ищутся такие общие признаки, которых нет в “лишнем”
объекте. Например: автомобиль — дерево — кошка.
4. “Да–Нет” — игроки разгадывают “тайну”, загаданную
ведущим. Для этого они задают ведущему вопросы в такой
форме, чтобы он мог ответить “Да” или “Нет”.
Игра «Хорошо – плохо»
Перед детьми предметные картинки: роза,
мороженое, велосипед, воздушный шарик,
компьютер и др. Педагог поочередно показывает
детям картинки. Рассмотрев их, дети
высказывают свои мнения по каждому объекту,
что в нем хорошего, и что плохого.
Игра «Мои друзья»
Воспитатель: «Я – воздушный шарик. Мои друзья –
это те, кто умеет летать».
Дети называют объекты и изображают их.
На 2 ЭТАПЕ
Учим детей изобретать предметы
с новыми свойствами и качествами.
1. Игра «Увеличение – уменьшение»
- Вот у меня карандаш, меня он не устраивает, я
хочу его увеличить. Показываю детям огромный
карандаш, теперь он похож на волшебную палочку.
Что бы вы хотели увеличить или уменьшить?
2. Игра «Превращения»
Взрослый даёт задание назвать то, во что может
превратиться кружка без ручки, кепка без козырька,
диван без спинки.
3. «Аукцион»
На аукцион выставляются различные предметы.
Детям нужно описать возможности их
использования. Кто последним предложит способ
применения предмета, тот его забирает.
4. Игра «Дразнилка»
На столе разложены картинки с отгадками. Не
произнося настоящих названий картинок, дети дают
им шуточные имена-дразнилки.
На 3 ЭТАПЕ
Решаем сказочные задачи
и придумываем новые сказки.
1. Составление сказки
Воспитатель предлагает совместно придумать сказку
как настоящие сказочники.
Вопросы:
• Жил-был... Кто?
• Какое добро умел делать?
• Встретил кого злого?
• Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?
• Был у нашего героя друг.
• Как он мог помочь главному герою?
• Что стало со злым героем?
• Где наши друзья стали жить?
• Что стали делать?
На 4 ЭТАПЕ
Обучаем детей
находить выход из
любой сложной ситуации .
1. «Помоги Золушке»
Злая мачеха велела Золушке на обед напечь
пирожков. Золушка замесила тесто, сделала
начинку. Теперь ей нужно раскатать тесто, но
скалки нигде нет. Наверно, вредные сёстры
спрятали скалку специально, чтобы досадить
бедной Золушке. Как теперь поступить?
Нужно назвать как можно больше вариантов
решения ситуации.