Автор: Скобелева Наталья Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: с. Корнилово ,Томская область
Наименование материала: статья
Тема: Создание и использование мини-музеев в ДОУ для формирования ценностных ориентаций личности.
Раздел: дошкольное образование
Создание и использование мини-музеев в ДОУ для формирования
ценностных ориентаций личности.
Дошкольный возраст
неповторимая, яркая пора в жизни каждого
человека. Именно в этот период ребёнок устанавливает связь с миром людей,
природы, предметным миром, закладывается основа здоровья, начинается
процесс социализации. Мини-музеи в нашем детском саду, используются
как
инструмент
для
успешной
социализации
и
развития
дошкольников,
потому
как
эта
форма
организации
обеспечивает
непосредственное
наблюдение и знакомство с предметами и явлениями.
Мини-музеи с различной тематикой созданы в каждой из шести групп,
и
занимают
небольшое
пространство
в
групповом
помещении.
Выбор
тематики основан на тематическом планировании в условиях реализации
ООП ДОУ. При оформлении каждого музея педагоги ответственно подошли
к дизайну, стараясь гармонично вписать его в свой интерьер. В результате
каждый мини - музей стал «изюминкой» своей группы.
Время заставляет нас искать и разрабатывать инновационные подходы в
воспитании и образовании детей. Всегда актуален вопрос о том, как найти
такие
формы
работы
с
дошкольниками,
которые
позволят
гармонично
развиваться личности ребёнка, расширять его кругозор и эстетический вкус.
Эти качества не являются врождёнными, а складываются и развиваются в
процессе воспитания, под влиянием окружающей среды, целенаправленной
работы
педагогов
и
родителей.
Музейная
педагогика
помогает
всестороннему развитию дошкольников, а мини-музей в ДОУ представляет
ценность
не
только
музейными
экспозициями,
но
и
прежде
всего,
содержанием
проводимой
работы
с
детьми,
а
так
же
сотрудничеством
педагога
с
семьями,
при
котором
родители
становятся
активными
участниками педагогического процесса. Данная форма работы обеспечивает
повышение уровня развития познавательной активности у детей, а так же
рост
личностного потенциала воспитанников. Поэтому мини-музей стал
неотъемлемой
частью
образовательного
процесса
и
развивающей
среды
каждой группы нашего сада.
При
организации
своих
мини-музеев
педагоги
использовали
все
образовательные
области,
в
соответствии
с
ФГОС
ДО,
а
воспитательно-
образовательный процесс обогатился новыми формами работы с детьми и их
родителями. Создавая свои музеи, воспитатели соблюдали такие принципы
как: наглядность, доступность, динамичность, содержательность, сочетание
предметного мира мини музея с возрастными особенностями детей своей
группы, гуманизм, активность детей в усвоении музейного наследия. Все
мини музеи выполняют такие педагогические функции как: образовательная,
развивающая, воспитательная, просветительская.
Работа по организации мини-музеев проводилась в несколько этапов.
Каждая
группа
определила
тематику
для
своего
музея,
затем
провела
встречу
с
родителями,
целью
которой
являлось
заинтересовать
и
привлечь
их
к
сотрудничеству.
Родители с интересом откликнулись на идею создания мини-
музея. Они с азартом помогали собирать экспонаты, многие
из которых
принесли
бабушки,
старшие
братья
и
сёстры
ребят.
Родители
сделали
поделки
своими
руками,
и
помогли
в
оформлении
экспозиции.
Все
это
способствовало стимулированию познавательной активности дошкольников,
сблизило родителей и детей, сделало их настоящими партнерами.
Важное место в работе наших мини-музеев занимают экскурсии. Педагоги
используют разнообразные методические формы экскурсионной работы с
детьми:
проведение
обзорных
и
тематических
экскурсий,
проведение
познавательных бесед, организация выставок, викторин, дидактических игр,
творческих
заданий.
Участвуя
в
экскурсиях,
составляя
свои
рисунки,
рассматривая
экспозиции,
дети
усваивают
опыт
с о ц и а л ь н ы х
взаимоотношений, учатся считаться с интересами друг друга, приобретают
умение
выражать
личное
отношение
к
событиям
и
фактам,
учатся
эмоционально
оценивать
собственную
деятельность
и
деятельность
окружающих,
развивают
речь,
как
связующую
нить
в
общении
со
сверстниками, взрослыми, с предметным миром.
В
процессе
использования
данной
формы
работы,
у
детей
увеличился
уровень познавательной активности, появился интерес к занятиям не только в
мини-музее, но и на других занятиях, дети стали задавать больше вопросов,
искать совместно с родителями ответы на них. Нельзя также забывать, что
ведущей деятельностью дошкольников является игра, поэтому наши музеи
интерактивны и у детей есть возможность поиграть, используя сюжетно-
ролевые, игры-драматизации, театрализованные игры, дидактические
или
творческие.
Итогом работы педагогов по организации мини-музеев в ДОУ стал результат
общения,
совместной
работы
воспитателя,
детей
и
их
семей
и
других
педагогов
ДОУ,
а
так
же
обогащение
и
разнообразие
образовательного
процесса,
и создание условий для развития познавательной активности
детей. Анализ проведенной работы с использованием мини - музеев, показал
необходимость
движения
в
данном
направлении,
так
как
данная
форма
способствует
успешной
социализации
ребёнка
–
дошкольника,
формированию его социальной компетентности.
Подводя
итоги
вышеизложенному,
можно
сделать
вывод,
что
методические материалы, разработанные для использования данной формы
работы с дошкольниками, как часть ООП ДОУ в соответствии с ФГОС,
направлены на повышение качества ведения образовательного процесса, и
достижение
максимальных
результатов,
при
подготовке
воспитанников
к
обучению в школе.
МАДОУ «Детский сад с. Корнилово» Томского района
Старший воспитатель Н.В. Скобелева