Напоминание

Создание и использование мини-музеев в ДОУ для формирования ценностных ориентаций личности.


Автор: Скобелева Наталья Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: с. Корнилово ,Томская область
Наименование материала: статья
Тема: Создание и использование мини-музеев в ДОУ для формирования ценностных ориентаций личности.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Создание и использование мини-музеев в ДОУ для формирования

ценностных ориентаций личности.

Дошкольный возраст

неповторимая, яркая пора в жизни каждого

человека. Именно в этот период ребёнок устанавливает связь с миром людей,

природы, предметным миром, закладывается основа здоровья, начинается

процесс социализации. Мини-музеи в нашем детском саду, используются

как

инструмент

для

успешной

социализации

и

развития

дошкольников,

потому

как

эта

форма

организации

обеспечивает

непосредственное

наблюдение и знакомство с предметами и явлениями.

Мини-музеи с различной тематикой созданы в каждой из шести групп,

и

занимают

небольшое

пространство

в

групповом

помещении.

Выбор

тематики основан на тематическом планировании в условиях реализации

ООП ДОУ. При оформлении каждого музея педагоги ответственно подошли

к дизайну, стараясь гармонично вписать его в свой интерьер. В результате

каждый мини - музей стал «изюминкой» своей группы.

Время заставляет нас искать и разрабатывать инновационные подходы в

воспитании и образовании детей. Всегда актуален вопрос о том, как найти

такие

формы

работы

с

дошкольниками,

которые

позволят

гармонично

развиваться личности ребёнка, расширять его кругозор и эстетический вкус.

Эти качества не являются врождёнными, а складываются и развиваются в

процессе воспитания, под влиянием окружающей среды, целенаправленной

работы

педагогов

и

родителей.

Музейная

педагогика

помогает

всестороннему развитию дошкольников, а мини-музей в ДОУ представляет

ценность

не

только

музейными

экспозициями,

но

и

прежде

всего,

содержанием

проводимой

работы

с

детьми,

а

так

же

сотрудничеством

педагога

с

семьями,

при

котором

родители

становятся

активными

участниками педагогического процесса. Данная форма работы обеспечивает

повышение уровня развития познавательной активности у детей, а так же

рост

личностного потенциала воспитанников. Поэтому мини-музей стал

неотъемлемой

частью

образовательного

процесса

и

развивающей

среды

каждой группы нашего сада.

При

организации

своих

мини-музеев

педагоги

использовали

все

образовательные

области,

в

соответствии

с

ФГОС

ДО,

а

воспитательно-

образовательный процесс обогатился новыми формами работы с детьми и их

родителями. Создавая свои музеи, воспитатели соблюдали такие принципы

как: наглядность, доступность, динамичность, содержательность, сочетание

предметного мира мини музея с возрастными особенностями детей своей

группы, гуманизм, активность детей в усвоении музейного наследия. Все

мини музеи выполняют такие педагогические функции как: образовательная,

развивающая, воспитательная, просветительская.

Работа по организации мини-музеев проводилась в несколько этапов.

Каждая

группа

определила

тематику

для

своего

музея,

затем

провела

встречу

с

родителями,

целью

которой

являлось

заинтересовать

и

привлечь

их

к

сотрудничеству.

Родители с интересом откликнулись на идею создания мини-

музея. Они с азартом помогали собирать экспонаты, многие

из которых

принесли

бабушки,

старшие

братья

и

сёстры

ребят.

Родители

сделали

поделки

своими

руками,

и

помогли

в

оформлении

экспозиции.

Все

это

способствовало стимулированию познавательной активности дошкольников,

сблизило родителей и детей, сделало их настоящими партнерами.

Важное место в работе наших мини-музеев занимают экскурсии. Педагоги

используют разнообразные методические формы экскурсионной работы с

детьми:

проведение

обзорных

и

тематических

экскурсий,

проведение

познавательных бесед, организация выставок, викторин, дидактических игр,

творческих

заданий.

Участвуя

в

экскурсиях,

составляя

свои

рисунки,

рассматривая

экспозиции,

дети

усваивают

опыт

с о ц и а л ь н ы х

взаимоотношений, учатся считаться с интересами друг друга, приобретают

умение

выражать

личное

отношение

к

событиям

и

фактам,

учатся

эмоционально

оценивать

собственную

деятельность

и

деятельность

окружающих,

развивают

речь,

как

связующую

нить

в

общении

со

сверстниками, взрослыми, с предметным миром.

В

процессе

использования

данной

формы

работы,

у

детей

увеличился

уровень познавательной активности, появился интерес к занятиям не только в

мини-музее, но и на других занятиях, дети стали задавать больше вопросов,

искать совместно с родителями ответы на них. Нельзя также забывать, что

ведущей деятельностью дошкольников является игра, поэтому наши музеи

интерактивны и у детей есть возможность поиграть, используя сюжетно-

ролевые, игры-драматизации, театрализованные игры, дидактические

или

творческие.

Итогом работы педагогов по организации мини-музеев в ДОУ стал результат

общения,

совместной

работы

воспитателя,

детей

и

их

семей

и

других

педагогов

ДОУ,

а

так

же

обогащение

и

разнообразие

образовательного

процесса,

и создание условий для развития познавательной активности

детей. Анализ проведенной работы с использованием мини - музеев, показал

необходимость

движения

в

данном

направлении,

так

как

данная

форма

способствует

успешной

социализации

ребёнка

дошкольника,

формированию его социальной компетентности.

Подводя

итоги

вышеизложенному,

можно

сделать

вывод,

что

методические материалы, разработанные для использования данной формы

работы с дошкольниками, как часть ООП ДОУ в соответствии с ФГОС,

направлены на повышение качества ведения образовательного процесса, и

достижение

максимальных

результатов,

при

подготовке

воспитанников

к

обучению в школе.

МАДОУ «Детский сад с. Корнилово» Томского района

Старший воспитатель Н.В. Скобелева



В раздел образования