Напоминание

"Фольклор как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"


Авторы: Рогожина Лариса Викторовна, Епонешникова Ольга Васильевна
Должность: учитель-логопед, учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ ДС "Гусельки" г. Волгодонска
Населённый пункт: Ростовской области
Наименование материала: статья
Тема: "Фольклор как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Фольклор как средство развития речи

детей младшего дошкольного возраста

Первые три года жизни являются решающими в развитии речи. С самого

первого дня дети впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают свой

пассивный запас слов, которым позднее начинают активно пользоваться.

Что же относится к детскому фольклору?

Колыбельные песни

Пестушки

Потешки

Заклички

Чистоговорки

Прибаутки, шутки

Сказки, загадки, пословицы и поговорки и т.д.

Народные

песенки,

потешки,

прибаутки

представляют

собой

прекрасный

речевой материал, который можно использовать для детей раннего возраста. С их

помощью можно развивать: фонематический слух, грамматический строй речи,

звуковую

культуру,

обогащать

словарный

запас.

Звучность,

ритмичность,

напевность и занимательность народного фольклора привлекает детей, вызывают

желание повторять, запоминать, что способствует развитию речи. Малышам очень

нравится потешки, потому что звери разговаривают человеческими голосами, поют,

пляшут, играют.

Ладушки-ладошки,

Хлопали в ладошки,

Хлопали в ладошки, (Хлопаем в ладоши).

Отдохнем немножко. (Руки на колени).

Кулачки сложили,

Кулачками били:

Тук-тук, тук да тук,

Тук-тук, тук да тук. (Стучим кулачками друг о друга)

.

На

3-ем

году

не

только

увеличивается

объем

речи,

но

и

происходит

качественное ее изменение: ребенок любит слушать сказки, стихи, вслушивается в

разговорную речь окружающих взрослых. Именно младший возраст благоприятен

для воспитания речевых навыков, так как становятся более подвижными органы

речевого аппарата: нижняя челюсть, мышцы языка, губ. Происходит постепенное

овладение

родным

языком,

у

ребенка

формируется

правильное

восприятие

художественного

слова:

ребёнок

понимает

смысл

небольших

стихотворений,

1

коротких сказок, рассказов, происходит эмоциональный отклик на их звучную

рифму, словесный повтор, игру звуков.

Потешки вызывают у ребёнка положительные эмоции. Ведь многие из них

позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание.

Чтобы успокоить ребёнка можно использовать такие потешки:

Не плачь, не плачь, детка,

Прискачет к тебе белка.

Принесёт орешки,

Для твоей потешки.

Не плачь, не плачь, куплю калач.

А когда ребёнка укладывали спать, то наши бабушки использовали такие

потешки:

Баю-баю, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули

Нашу Дашу не буди.

Темна ноченька не спится

Наша Дашенька боится.

Ты собачка не лай

Нашу Дашу не пугай.

***

Баю-баю-баиньки

В огороде заиньки

Зайки траву едят,

Малым деткам

Спать велят.

При умывании:

Водичка, водичка.

Умой Насте личико.

Чтобы глазки блестели.

Чтобы щёчки краснели.

Чтоб смеялся роток.

Чтоб кусался зубок.

Ай, лады, лады, лады.

2

Не боимся мы воды.

Чисто умываемся.

Маме улыбаемся.

При приёме пищи:

Умница, Анечка,

Ешь кашу сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

При расчёсывании волос:

Уж я косу заплету.

Уж я русу заплету.

Я плету, плету, плету,

Приговариваю:

- Ты расти, расти, коса

Всему городу краса.

Расти коса до пояса

Не вырони ни волоса

Расти, коса, не путайся

Маму, дочка, слушайся.

При одевании:

Вот они сапожки:

Этот – с левой ножки.

Этот – с правой ножки.

Если дождик пойдёт,

Наденем сапожки:

Этот – с правой ножки,

Этот – с левой ножки.

Если вы не знаете потешки, прибаутки, то просто разговаривайте со своими

детьми. Когда одеваетесь, то проговаривайте, что вы надеваете: сначала наденем

майку, теперь колготки и т.д. У ребенка формируется пассивный словарный запас, а

в дальнейшем перейдёт в активный.

Многократное чтение текста и усилия взрослого, вызывающего ребенка на

совместный разговор или обыгрывание, приводят к тому, что он вслед за взрослым

3

проговаривает

короткие

стихотворные

строчки.

В

этом

процессе,

несомненно,

важное место занимают потешки, столь любимые малышами. С помощью потешек

отрабатывается отчетливое и ясное произношение слов, слогов и звуков (дикция).

Содержание

народного

фольклора

динамично,

богато

глаголами,

наполнено

последовательно сменяющимися действиями. При этом слово можно соединить с

действием ребёнка, то есть можно инсценировать потешку, даже если ребёнок не

владеет речью. Наглядность поможет ребёнку запомнить значение конкретных слов

и уяснить последовательность развития сюжета. Наличие в потешках большого

количества

повторов

слов,

словосочетаний,

предложений

способствует

их

запоминанию, а затем и активному употреблению.

Потешки часто состоят из простых по звуко-слоговому составу слов, которые в

раннем возрасте легче сказать (кошка – «киса», «котя», «киска»; петух – «петя»;

заяц

«зайка»).

Чаще

всего

простые

слова,

употребляемые

в

потешках

с

уменьшительно-ласкательным значением и составляют особый детский словарь.

Для развития речи важно включение в речь ребёнка слов, обозначающих

действия в различных грамматических формах. Потешки сопровождают действия

ребёнка

в

конкретной

бытовой

ситуации

(умывается,

кушает,

гуляет),

что

способствует быстрому непроизвольному запоминанию. В народном творчестве

часто

употребляются

эпитеты,

характеризующие

внешние

признаки

предмета.

Многократно прослушивая их, дети запоминают словосочетания и одновременно

усваивают правила согласования форм в той или иной грамматической форме

(серенькая кошечка, масляна головушка…).

Потешки можно использовать с целью описания предмета – как образец для

подражания:

Как у нашего кота шубка очень хороша…

Петушок, петушок, золотой гребешок…

Вместе с потешками ребенок знакомится с иллюстрированной книгой, таким

образом, с раннего детства прививается любовь к художественной литературе. В

таких книжках текст и иллюстрация изображения персонажа располагаются на

одной

странице.

Взрослый,

показывая

картинку,

выразительно

читает

текст,

рассказывает, что нарисовано. Пока ребенок рассматривает картинку, взрослый

читает текст повторно. Дети могут самостоятельно смотреть картинки в книге,

проговаривая отдельные слова, показывая на картинку, проводя по ней пальчиком,

рукой. В последствии, ребёнок самостоятельно наизусть рассказывает потешки,

листая книжку.

К концу второго года жизни детям читают первые сказки: «Курочка-ряба»,

«Репка»,

«Колобок»,

«Теремок».

Взрослый

сопровождает

чтение

или

рассказывание показом игрушек, картинок. Само чтение должно быть живым,

выразительным. Читая, взрослый подчеркивает ритм, изменяет силу, высоту голоса,

темп, интонацию, вовлекает детей в действие сказки.

4

Дети третьего года жизни способны участвовать в игре-драматизации, то есть

импровизации на основе литературного произведения, особенно сказки. Ребенок

уже осознанно принимает роль какого-либо персонажа, передавая запомнившиеся

слова вместе с тем или иным движением, действием.

Рассматривая вместе с детьми иллюстрации к сказке, необходимо обратить

внимание на персонажа, например, повторить с малышами, как умывается котенок,

как он изгибает спинку, спит, играет с бантиком, мяукает. В таких упражнениях

начинается развитие простейшего умения – соединять движения и звук.

Упражнения на движения и произнесение слов целесообразно проводить после

чтения потешек, сказок, стихотворений. Дети также вовлекаются в совместное

рассказывание сказки, когда родитель говорит начало предложения, а малыши его

заканчивают. В ДС сначала педагог рассказывает сказку, затем детям надеваются

шапочки

или

элементы

костюма

(платочек,

шапку,

бантик

и

т.п.).

Даже

если

ребенок не произнесет ни слова, он с удовольствием наденет колпак и повторит

движение

взрослого.

Использование

детских

игрушек,

кукол-перчаток,

пальчиковых

кукол

для

таких

сюжетных

инсценировок

приводит

к

научению

самостоятельного рассказывания в дальнейшем.

Занятия с малышами в условиях детского сада направлены на формирование у

детей речевых навыков, а использование средств художественной выразительности

в комплексе с другими методами развития речи позволяет решать все речевые

задачи педагогического процесса. Дети постепенно подводятся к пересказыванию

литературного

произведения,

воспроизведению

текста

знакомой

сказки

или

короткого рассказа сначала по вопросам воспитателя, затем совместно с ним, и,

наконец, самостоятельно. Однако закрепление приобретенных речевых навыков не

может

быть

устойчивым

без

включения

в

педагогический

процесс

родителей

малыша. Развитие речи обусловлено общением ребенка с взрослым, поэтому задача

родителей в благоприятном эмоциональном общении помогать ребенку осваивать

родную речь, формировать речевые умения, исходя из личного опыта (разговоры о

любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходные дни, об интересных

событиях в жизни ребенка).

5



В раздел образования