Авторы: Рогожина Лариса Викторовна, Епонешникова Ольга Васильевна
Должность: учитель-логопед, учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ ДС "Гусельки" г. Волгодонска
Населённый пункт: Ростовской области
Наименование материала: статья
Тема: "Фольклор как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Фольклор как средство развития речи
детей младшего дошкольного возраста
Первые три года жизни являются решающими в развитии речи. С самого
первого дня дети впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают свой
пассивный запас слов, которым позднее начинают активно пользоваться.
Что же относится к детскому фольклору?
Колыбельные песни
Пестушки
Потешки
Заклички
Чистоговорки
Прибаутки, шутки
Сказки, загадки, пословицы и поговорки и т.д.
Народные
песенки,
потешки,
прибаутки
представляют
собой
прекрасный
речевой материал, который можно использовать для детей раннего возраста. С их
помощью можно развивать: фонематический слух, грамматический строй речи,
звуковую
культуру,
обогащать
словарный
запас.
Звучность,
ритмичность,
напевность и занимательность народного фольклора привлекает детей, вызывают
желание повторять, запоминать, что способствует развитию речи. Малышам очень
нравится потешки, потому что звери разговаривают человеческими голосами, поют,
пляшут, играют.
Ладушки-ладошки,
Хлопали в ладошки,
Хлопали в ладошки, (Хлопаем в ладоши).
Отдохнем немножко. (Руки на колени).
Кулачки сложили,
Кулачками били:
Тук-тук, тук да тук,
Тук-тук, тук да тук. (Стучим кулачками друг о друга)
.
На
3-ем
году
не
только
увеличивается
объем
речи,
но
и
происходит
качественное ее изменение: ребенок любит слушать сказки, стихи, вслушивается в
разговорную речь окружающих взрослых. Именно младший возраст благоприятен
для воспитания речевых навыков, так как становятся более подвижными органы
речевого аппарата: нижняя челюсть, мышцы языка, губ. Происходит постепенное
овладение
родным
языком,
у
ребенка
формируется
правильное
восприятие
художественного
слова:
ребёнок
понимает
смысл
небольших
стихотворений,
1
коротких сказок, рассказов, происходит эмоциональный отклик на их звучную
рифму, словесный повтор, игру звуков.
Потешки вызывают у ребёнка положительные эмоции. Ведь многие из них
позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание.
Чтобы успокоить ребёнка можно использовать такие потешки:
Не плачь, не плачь, детка,
Прискачет к тебе белка.
Принесёт орешки,
Для твоей потешки.
Не плачь, не плачь, куплю калач.
А когда ребёнка укладывали спать, то наши бабушки использовали такие
потешки:
Баю-баю, баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолапа, не скули
Нашу Дашу не буди.
Темна ноченька не спится
Наша Дашенька боится.
Ты собачка не лай
Нашу Дашу не пугай.
***
Баю-баю-баиньки
В огороде заиньки
Зайки траву едят,
Малым деткам
Спать велят.
При умывании:
Водичка, водичка.
Умой Насте личико.
Чтобы глазки блестели.
Чтобы щёчки краснели.
Чтоб смеялся роток.
Чтоб кусался зубок.
Ай, лады, лады, лады.
2
Не боимся мы воды.
Чисто умываемся.
Маме улыбаемся.
При приёме пищи:
Умница, Анечка,
Ешь кашу сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
При расчёсывании волос:
Уж я косу заплету.
Уж я русу заплету.
Я плету, плету, плету,
Приговариваю:
- Ты расти, расти, коса
Всему городу краса.
Расти коса до пояса
Не вырони ни волоса
Расти, коса, не путайся
Маму, дочка, слушайся.
При одевании:
Вот они сапожки:
Этот – с левой ножки.
Этот – с правой ножки.
Если дождик пойдёт,
Наденем сапожки:
Этот – с правой ножки,
Этот – с левой ножки.
Если вы не знаете потешки, прибаутки, то просто разговаривайте со своими
детьми. Когда одеваетесь, то проговаривайте, что вы надеваете: сначала наденем
майку, теперь колготки и т.д. У ребенка формируется пассивный словарный запас, а
в дальнейшем перейдёт в активный.
Многократное чтение текста и усилия взрослого, вызывающего ребенка на
совместный разговор или обыгрывание, приводят к тому, что он вслед за взрослым
3
проговаривает
короткие
стихотворные
строчки.
В
этом
процессе,
несомненно,
важное место занимают потешки, столь любимые малышами. С помощью потешек
отрабатывается отчетливое и ясное произношение слов, слогов и звуков (дикция).
Содержание
народного
фольклора
динамично,
богато
глаголами,
наполнено
последовательно сменяющимися действиями. При этом слово можно соединить с
действием ребёнка, то есть можно инсценировать потешку, даже если ребёнок не
владеет речью. Наглядность поможет ребёнку запомнить значение конкретных слов
и уяснить последовательность развития сюжета. Наличие в потешках большого
количества
повторов
слов,
словосочетаний,
предложений
способствует
их
запоминанию, а затем и активному употреблению.
Потешки часто состоят из простых по звуко-слоговому составу слов, которые в
раннем возрасте легче сказать (кошка – «киса», «котя», «киска»; петух – «петя»;
заяц
–
«зайка»).
Чаще
всего
простые
слова,
употребляемые
в
потешках
с
уменьшительно-ласкательным значением и составляют особый детский словарь.
Для развития речи важно включение в речь ребёнка слов, обозначающих
действия в различных грамматических формах. Потешки сопровождают действия
ребёнка
в
конкретной
бытовой
ситуации
(умывается,
кушает,
гуляет),
что
способствует быстрому непроизвольному запоминанию. В народном творчестве
часто
употребляются
эпитеты,
характеризующие
внешние
признаки
предмета.
Многократно прослушивая их, дети запоминают словосочетания и одновременно
усваивают правила согласования форм в той или иной грамматической форме
(серенькая кошечка, масляна головушка…).
Потешки можно использовать с целью описания предмета – как образец для
подражания:
Как у нашего кота шубка очень хороша…
Петушок, петушок, золотой гребешок…
Вместе с потешками ребенок знакомится с иллюстрированной книгой, таким
образом, с раннего детства прививается любовь к художественной литературе. В
таких книжках текст и иллюстрация изображения персонажа располагаются на
одной
странице.
Взрослый,
показывая
картинку,
выразительно
читает
текст,
рассказывает, что нарисовано. Пока ребенок рассматривает картинку, взрослый
читает текст повторно. Дети могут самостоятельно смотреть картинки в книге,
проговаривая отдельные слова, показывая на картинку, проводя по ней пальчиком,
рукой. В последствии, ребёнок самостоятельно наизусть рассказывает потешки,
листая книжку.
К концу второго года жизни детям читают первые сказки: «Курочка-ряба»,
«Репка»,
«Колобок»,
«Теремок».
Взрослый
сопровождает
чтение
или
рассказывание показом игрушек, картинок. Само чтение должно быть живым,
выразительным. Читая, взрослый подчеркивает ритм, изменяет силу, высоту голоса,
темп, интонацию, вовлекает детей в действие сказки.
4
Дети третьего года жизни способны участвовать в игре-драматизации, то есть
импровизации на основе литературного произведения, особенно сказки. Ребенок
уже осознанно принимает роль какого-либо персонажа, передавая запомнившиеся
слова вместе с тем или иным движением, действием.
Рассматривая вместе с детьми иллюстрации к сказке, необходимо обратить
внимание на персонажа, например, повторить с малышами, как умывается котенок,
как он изгибает спинку, спит, играет с бантиком, мяукает. В таких упражнениях
начинается развитие простейшего умения – соединять движения и звук.
Упражнения на движения и произнесение слов целесообразно проводить после
чтения потешек, сказок, стихотворений. Дети также вовлекаются в совместное
рассказывание сказки, когда родитель говорит начало предложения, а малыши его
заканчивают. В ДС сначала педагог рассказывает сказку, затем детям надеваются
шапочки
или
элементы
костюма
(платочек,
шапку,
бантик
и
т.п.).
Даже
если
ребенок не произнесет ни слова, он с удовольствием наденет колпак и повторит
движение
взрослого.
Использование
детских
игрушек,
кукол-перчаток,
пальчиковых
кукол
для
таких
сюжетных
инсценировок
приводит
к
научению
самостоятельного рассказывания в дальнейшем.
Занятия с малышами в условиях детского сада направлены на формирование у
детей речевых навыков, а использование средств художественной выразительности
в комплексе с другими методами развития речи позволяет решать все речевые
задачи педагогического процесса. Дети постепенно подводятся к пересказыванию
литературного
произведения,
воспроизведению
текста
знакомой
сказки
или
короткого рассказа сначала по вопросам воспитателя, затем совместно с ним, и,
наконец, самостоятельно. Однако закрепление приобретенных речевых навыков не
может
быть
устойчивым
без
включения
в
педагогический
процесс
родителей
малыша. Развитие речи обусловлено общением ребенка с взрослым, поэтому задача
родителей в благоприятном эмоциональном общении помогать ребенку осваивать
родную речь, формировать речевые умения, исходя из личного опыта (разговоры о
любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходные дни, об интересных
событиях в жизни ребенка).
5