Автор: Торопова Марина Ильясовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР д/с №4
Населённый пункт: г. Межгорье Республика Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие познавательно-исследовательской деятельности в процессе экспериментирования на экологической тропе
Раздел: дошкольное образование
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ
Торопова М.И.,
воспитатель МАДОУ ЦРР д/с №4 г. Межгорье
Метод экспериментирования стал все чаще использоваться в системе дошкольного
образования,
познанием
закономерностей
и
явлений
окружающего
мира.
Детское
экспериментирование заключается в том, что оно дает детям реальные представления о
различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и
средой обитания.
И значительную роль в экологическом воспитании детей в нашей работе играет
экологическая тропа. Чтобы исследовательская деятельность вызвала у детей интерес, на
территории нашего детского сада имеется экологическая тропа с описанием природных
объектов, по содержанию доступное их пониманию.
Свою
работу
по
формированию
и
развитию
познавательно
-
исследовательской
деятельности на экологической тропе мы старались организовать в форме партнерской
деятельности,
в
ходе
которой
дети
получали
возможность
проявлять
собственную
исследовательскую
активность,
проявляя
собственные
свои
позиции,
в
то
же
время,
воспринимая взрослых как активных участников этой деятельности.
Наша
экологическая
тропа
выполняет
развивающую,
познавательную
и
исследовательскую
функцию.
Экологическая
тропа
позволяет
более
продуктивно
использовать обычные прогулки с детьми для поисково-исследовательской деятельности.
Первым объектом для исследования является деревья, которые растут во дворе нашего
детского сада. Это деревья разных пород, разного возраста и разной формы. На тропе
имеются старые пни, которых с помощью луны мы рассматриваем: считаем их годичные
кольца, определяем, сколько лет было дереву, когда его спилили. Изучаем, что растет на
пне, то есть мох, грибы, ищут жуков короедов и следы их деятельности. Для того, чтобы у
детей сформировалось представление о том, что пень - это место обитания различных
насекомых и растений; сравнивали листья разных деревьев, исследовали почки разных
пород деревьев через лупу; обследовали кору и ветки деревьев; хвою у ели и сосны, их
шишки; рассматривали строение шишек (удлинённая, округленная); сравнивали в разное
время года лист одного и того же дерева, например береза: весной - лист: липкий, нежный,
пахучий,
ярко-зеленого
цвета,
летом
-
лист:
большой,
твердый,
более
темного
цвета.
Интересно
и
познавательно
проходили
эксперименты
с
осенними
листьями,
где
дети
учились определять: окраску, шуршание листвы, тяжесть от воды дождя, липкость, сухость,
измельчаемость, сыпучесть и т.д. Эта работа привела к тому, что у детей сформировались
устойчивые представления о деревьях, повысился познавательный интерес.
Очень
радует
глаз
наш
водопад,
где
мы
проводим
виртуальные
экскурсии
по
ознакомлению
с
этим
водоемом,
который
расположен
вблизи
нашего
города.
Дети
полумили представления о воде. Использую алгоритм из трех вопросов: - Что мы хотим
узнать? Что мы знаем о воде? Как мы можем это узнать?, дети научились составлять
рассказы. Например:
-
Она может быть росой, льдом (Матвей).
-
Вода нужна животным и птицам (Лиза).
-
Как путешествует капельки воды? (Рената).
-
Как можно очистить воду? (Женя).
-
Сколько воды на планете (Илья).
-
Почему наш водопад назвали Гадельшинским?
-
В библиотеку сходить, к бабушке, в книгах посмотреть (Софья).
-
В интернете найти и т.д
Проводили опыты: «Вода под микроскопом », «Грязные, чистые руки», «Замерзание
воды», «Цветная вода», «Испарение воды», «Снег - это вода», использовали ТРИЗ «Вода -
это хорошо или плохо» и т.д. Таким образом, дети научились рассуждать, анализировать,
устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Хорошим объектом экологической тропы в нашем детском саду являются места,
посещаемые птицами. Это «Птичий столб», который привлекает птиц на нашем площадке
круглый год: в л етнее Бремя они прячутся от непогоды, посещают водопой, который
"сделан возле его основания; в зимние время подкармливаются на кормушках, которые
развешаны на всей территории детского сада. При регулярной подкормке птиц дети имели
возможность наблюдать за разными видами пернатых. При системной работе получали
познавательный интерес, проявляли активность в исследовании их привычек, особенностях
их строения, окрасок, условий гнездования и способов добывания пищи.
Возле птичьего столба проводим наблюдения, эксперименты, особенно дети любят
игры: «Интервью». Например: «Каких ты знаешь птиц?», «Какие птицы остаются рядом с
человеком?», «Почему нужна помощь человека?», предлагали интервью незаконченных
предложений о птицах; «Узнай следы», «Чей клюв», «Узнай хвостик», «Где, чье гнездо»,
игры в парах с мячом типа «Я знаю пять названий птиц», «Узнай по голосу»; подвижные
игры
«Зимующие,
перелетные
птицы»,
«Воробушки
и
собака».
«Птичий
домики»,
«Продолжи предложение» , Например, Птицы это... Когда наступают холода ... Зимой
птицам ... Мы с папой и с мамой сделали ....
Нравятся детям беседы: «Почему птиц считаем своими друзьями?», «Что ты знаешь о
птицах?», «Что было бы, если птицы не смогли бы летать?». Особенно опыты, которые
проводятся возле птичьего столба:
-
Опыт с птичьими перьями;
-
Чистые, грязные перья (Как это влияет на полеты птиц).
-
Рассматривание перьев под увеличительным стеклом.
Наблюдение как летит перышко, придумывание загадок, составление рассказов о
птицах и т.д.
Теперь дети могут узнавать птиц по внешности, по окраски, по щебетанию, по их
передвижению и даже знают их «вкусовые» предпочтения.
Недалеко
от
птичьего
столба
расположена
«Метеостанция»,
где
дети
проявляют
самостоятельность
в
определении
и
установлении
направления
ветра.
Определяют
температуру
воздуха,
состояние
солнца
с
помощью
«барометра»,
который
помогает
определить
сухость
воздуха
или
влажность
воздуха.
Интересно
проводятся
опыты
по
определению свойств воздуха: теплый воздух легче холодного и поднимается вверх; воздух
при сжатии занимает меньше места; он невидим. При знакомстве с понятием «Воздух»
применяли вертушки, воздушные шарики, полиэтиленовые пакеты. Все это способствует
расширению представлений детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет
вес,
уточняли
понятие
детей
о
том,
что
воздух
-
это
не
«невидимка»,
а
реально
существующий газ. Благодаря метеостанции дети учатся понимать язык природы, помогает
разобраться в причинно- следственных связях в природе, что очень важно для познания
экологических закономерностей и для жизни вообще.
Самое красивое цветущее место на экотропе - это наши клумбы. Они подобраны так,
что в течение летнего сезона одни цветы сменяются другими. Есть цветы с широкими
листьями, есть высокорослые и низкорослые, теплолюбивые, южные цветы возле пруда.
Дети с большим удовольствием ухаживают за цветами, рыхлят, поливают. Это доставляет
им большое удовольствие, так как дети знакомятся: из чего состоит цветок, из скольких
частей, какие требуют большего ухода, какие - меньшего, сравнивали их по высоте стебля,
листьям, форме и окраске цветка. Играли в игру «Магазин цветов», «Продавец», которые
формируют
умение
внимательно
слушать
«покупателя»,
который
рассказывает,
какое
растение
ему
нужно,
не
называя
его.
Отгадавший
продавец
становится
покупателем.
Проводили опыты: «У кого какой корень?», «Из чего вырастает, из луковицы или из
семени?», «Какое растение влаголюбивое?», «Какое растение устойчиво к засухе?». Также
рассматривали растения с широкими листьями и растения с перисто-раздельными листьями
через лупу. С детьми изучали те растения, которые светолюбивые, тенелюбивые. И что
некоторые цветы высаживаются только рассадным способом.
При
организации
опытов
с
растениями
учили
детей
осторожному
обращению
с
живыми существами, стараясь не повредить их жизни.
Создавая
экологическую
тропу
на
территории
детского
сада
мы
постарались
использовать и наш овощной огород, где формировали представление детей о разнообразии
растений, об их пользе, вкусовых качествах для приготовления пищу.
У детей уже есть опыт посева семян, они сами с помощью воспитателя сажали
луковицы «на зелень», сеяли горох, редиску, укроп и знают, что это нужно делать ранней
весной, а вот в конце мая - семена кабачков, тыквы. Дети исследовали семена гороха,
фасоли,
сравнивали
их
и
сами
принимали
участие
в
посадке
семян.
Также
были
исследованы семена кабачков и тыквы - вскрывали и сравнивали их на ощупь. Вкусовые
качества петрушки и укропа определяли на вкус. У гороха и редиски семена круглые, у
гороха крупнее, а у редиса - мельче, и цвет другой: у укропа зеленые, плоские, хорошо
пахнут,
у
кабачков
крупные
и
белые.
Дети
брали
семена
в
руки,
трогали,
нюхали,
рассматривали их и растирали пальцами для сравнения и наблюдения. Показывали, как
надо правильно поливать растения, какой водой: что вода должна быть не холодная, а
такой, какой мы поливаем комнатные растения. Экспериментировали на грядках: половина
грядки была прополота от сорняков, а вторая половина оставалась не прополотой. С детьми
сделали вывод, что сорняки отнимают у растений питательные вещества, забирая их из
земли.
На огороде изучали почву, состав почвы: какая почва рыхлая, какая липкая, а какая -
смешанная с глиной или с песком. Просеивали почву, узнавали, что в почве обитают
дождевые черви.
С детьми занимались посадкой рассады помидора, перца, огурца. Начиналась работа в
помещении, где мы сначала проращивали семена этих культур: в мокрой тряпочке, на
блюдце с водой, на мокрых ватных дисках. Тем самым определяли, где раньше прорастают
семена, а потом аккуратненько пинцетами или палочками клали в стаканчики с почвой. За
каждым ребенком был закреплен свой стаканчик и свое место (у одних в затененном месте,
а у других в хорошо освещенной стороне). Дети вели дневники наблюдения, где отмечали
появления первых ростков и делали вывод, что растениям нужен свет и тепло. В начале
июня мы проводили высадку рассады в теплицу, которая расположена на огороде. В
течение всего лета дети ухаживали, наблюдали и продолжали делать зарисовки в своих
календарях, и сколько было радости, когда они видели созревшие плоды.
Помимо грядок с овощными культурами на огороде есть станция «скорой помощи»,
где растут лекарственные травы: мята, подорожник, календула, ромашка, душица. И наша
задача заключалась в том, чтобы дети поняли их предназначение, что эти травы помогают
нам, например, подорожник, помогает при ссадинах, и ушибах, мы можем приложить его
на больное место. Чай из душицы и мяты помогает от простуды. А календулой и ромашкой
можно полоскать горло. Тем самым мы знакомили детей с разнообразием лекарственных
растений, проводили наблюдения за этапами их роста и созревания растений-целителей.
Кроме растений-целителей на огороде дети знакомились со злаковыми культурами,
как рожь и пшеница. Были сделаны мини-мельницы - ветряные. Установлены снопы из
этих культур, где дети могли свободно рассматривать и изучать эти снопы, из чего они
состоят, как их связывали, исследовали колосья и через лупы проводили обследование
этого зерна.
На данной экоплощадке у нас установлены баки для раздельного сбора различных
видов отходов. С проблемой сбора мусора дети начинают знакомиться с дошкольного
возраста, то есть с детского сада, с того места, где дети ежедневно играя, учатся соблюдать
правила поведения в социуме. Приводили примеры: «Пикник на природе», что нужно
сделать после себя? «Битое стекло - это хорошо или плохо? и куда это нужно убрать».
В наше время очень много предметов из пластика: объясняли, что пластик нужно
укладывать
в
отдельные
контейнеры,
нельзя
их
сжигать
и
закапывать.
Проводили
эксперимент: «Как разлагается мусор». Мы давали детям возможность выявлять причинно-
следственную проблему, исчезает ли мусор в природе или остается навсегда. Весной вместе
с детьми закапали бумагу, батарейку и пластиковую бутылку, стекло, а осенью откапали и
дети выяснили, что бумага исчезла, а пластиковая бутылка, и батарейка остались лежать в
земле в том же состоянии. В результате эксперимента дети сделали вывод, что стекло,
пластик и другой мусор нужно складывать в специальные контейнеры (баки). Полученные
после эксперимента результаты не дали ответа на наш вопрос. И дети самостоятельно стали
приводить свои доводы, как нужно грамотно избавляться от мусора: складывать в разные
пакеты, уносить в специально отведенные места.
Экологическая
тропа
-
это
территория,
где
дети
выступают
в
роли
следопытов,
исследователей,
пропагандистами,
исследователями
и
наблюдателями,
проявляя
любознательность.
Ребята
много
узнают
интересного
из
жизни
растений,
исследуют
опытным
путем
условия,
необходимые
для
роста
растений,
изучают
и
познают
окружающий мир и природу, формируется исследовательская и трудовая деятельность. Все
опыты-эксперименты приносят детям радость и эмоциональное равновесие, развивают
тактильные чувства, воображение мышление и поддерживают познавательный интерес к
миру природы.
Литература:
1.
Дыбина О.В. Неизведанное рядом. // Опыты и эксперименты для дошкольников. -
2013.
2.
Караматова Т.М., Беляева О.Ю., Экологический проект «Территория детского сада
как познавательная эко-среда» // Детский сад будущего - галерея творческих проектов. -
2016 - № 2.-16.
3.
Королькова М.Б., Познаем окружающий мир в проекте «Путешествие капельки» //
Детский сад будущего - галерея творческих проектов.-2017- № 03-С. 17.
4.
Инновации
в
дошкольном
образовании.
Сибай//
Ссст.
Янбаева
Л.Ш.,
ХудайбердинаС.?., -2017.
5.
365 научных экспериментов. Учебное пособие./HinklerBooksPtyLtd, 2010