Автор: Гурова Ирина Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР д/с №4
Населённый пункт: г. Межгорье Республика Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: Время новых технологий
Раздел: дошкольное образование
ВРЕМЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Гурова ИД., воспитатель МАДОУ ЦРР д/с № 4 г. Межгорье
Инновационные
процессы
на
современном
этапе
развития
общества
затрагивают
в
первую
очередь
систему
дошкольного
образования,
как
первый
уровень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного
образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без
применения инновационных технологий. Инновации определяют новые методы,
формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориен-
тированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. На современном
этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: обновляется
содержание
образования,
акцентируя
внимание
педагогов
дошкольного
образования
на
развитие
творческих
интеллектуальных
способностей
детей,
коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным
методам
приходят
активные
методы
воспитания
и
обучения,
направленные
на
активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях
педагогу дошкольной организации образования необходимо уметь ориентироваться
в
многообразии
современных
технологий.
Поиски
ответов
на
вопросы
«Чему
обучать?»,
«Как
обучать?»,
«Зачем
обучать?»,
а
самое
главное
«Как
обучать
результативно?» привели нас к поиску новых образовательных технологий
В настоящее время в России идет становление новой системы образования,
ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот
процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и
практике образовательного процесса. Происходит модернизация образовательной
системы - предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический
менталитет. В этих условиях педагогу необходимо ориентироваться в широком
спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не
тратить
время
на
открытие
уже
известного,
а
использовать
весь
арсенал
российского
педагогического
опыта.
Сегодня
быть
педагогически
грамотным
специалистом
нельзя
без
изучения
всего
обширного
спектра
образовательных
технологий. Наше время требует новых подходов, использования современных
образовательных технологий не только в школе, но и в дошкольном учреждении. И
наша задача состоит в применении технологий обучения, ориентированных на
личностный и системно-деятельностный подходы в образовании.
Вопросы
педагогических
технологий
помогают
педагогам
отвечать
на
извечные вопросы: какая цель должна быть достигнута, какова последовательность
ее
реализации?
В
результате
рождаются
вариативные
способы
решения
педагогических задач и разнообразные педагогические системы, в основе которых
функционирует
технологический
инвариант:
цель
-
средства
-
правила
и
последовательность
их
использования
-
результат.
В
качестве
примера
использования
современных
эффективных
образовательных
технологий,
мы
расскажем
о
технологии
развития
критического
мышления,
которую
педагоги
нашей ДОО стали активно внедрять в своей работе с детьми.
Данная технология возникла в Америке в 80-е годы XX столетия. В России
технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо
для
развития
критического
мышления».
В
основу
ее
положены
идеи
и
теоретические положения Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Л.С.
Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего
развития
ребенка.
Разработчики
технологии
развития
критического
мышления
американские
педагоги
Куртис
Мередит,
Чарльз
Темпл
и
Джинни
Стилл
переложили положения данных теорий на язык практики, довели свою работу до
уровня
педагогической
технологии,
выделив
этапы,
методические
приемы
и
критерии
оценки
результата.
Поэтому
их
разработками
может
пользоваться
огромное количество педагогов, достигая эффективных результатов в работе.
Технология развития критического мышления представляет собой целостную
систему,
формирующую
навыки
работы
с
информацией,
дает
возможность
личностного
роста
ребенка,
развития
его
индивидуальности,
развития
мыслительных навыков детей, необходимых не только в образовательном процессе,
но и в обычной жизни. Критическое мышление происходит, когда новые, уже
понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и на основе проделанной
работы делаются выводы.
Актуальность технологии состоит в том, что она является одним из методов,
позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной
компетентности ребенка. Благодаря использованию таких инноваций увеличивается
интерес детей к обучению, как следствие повышается образовательная мотивация.
Технология критического мышления - это система работы с информацией. Это -
совокупность
разнообразных
приемов,
направленных
на
то,
чтобы
сначала
заинтересовать
ребенка,
пробудить
в
нем
исследовательскую,
творческую
активность, а затем предоставить ему условие для осмысления материала, помочь
обобщить приобретённые знания. Данная технология позволяет добиться таких
результатов, как умение выражать мысли, читать ясно, уверенно, вырабатывать
собственное мнение, решать проблемы, умение работать в парах, в группе. Главная
цель технологии - развитие интеллектуальных способностей ребенка, позволяющих
учиться самостоятельно. А цель воспитателя - научить ребенка думать, также само-
стоятельно искать информацию.
Критическое мышление - это особая методика обучения, которая отвечает на
вопрос: как учить мыслить. Ребёнок нуждается в критическом мышлении, это
помогает ему жить среди людей. Обучение с помощью приемов развития зрения
критического
мышления
общества
я
использую
потенциальных
несколько
лет,
подходы на занятиях до с детьми записываю и во время изучения свободной
деятельности. Уникальность вы этих приемов ее состоит в только том, что прием их
можно
познавательного
применить
к
любому
занятию,
этапах
видоизменяя
вопросы здесь и задания определяют в соответствии прочитав с нужной темой.
Цель многообразия нашей работы может - научить чтобы из становления
огромного потока информации выбирать достигая нужное, делать выразительности
аргументированные
выводы,
научить
использованию
критически
мыслить,
рефлексии, повышать самооценку детей.
Признаки критического мышления:
•
Аргументированное
логическое
мышление
(продумывать
и
принимать
решения).
•
Проблемное и оценочное.
•
Многогранное, обобщенное (рассматривание явления с разных сторон).
• Социальное (работа осуществляется в парах, группах).
• Самостоятельное, индивидуальное мышление (личностная культура ребенка
в работе с информацией)
Данную технологию мы применяем в различных областях, используя при этом
рисунки, модели, знаки. Структура занятия с использованием технологии развития
критического мышления состоит из трёх этапов;
1 фаза - фаза вызова.
Ребенок может свободно высказаться по поводу изучаемой темы, без боязни,
может
ошибиться
и
быть
исправленным.
Работая
в
парах,
четверках,
дети
высказываются,
слушают
мнения
других,
то
есть
обмениваются
имеющимися
знаниями.
Здесь
могут
возникнуть
вопросы,
появиться
неожиданные
и
продуктивные ответы. Некоторые дети стесняются излагать свои мысли взрослому,
здесь же, работая в группе детей, ребенок чувствует себя комфортно, а воспитатель
не должен забывать правило: «Любое мнение ребенка - ценно».
Методические приемы, которые можно использовать в этой фазе, например,
прием «Кластер уровень. При изучении темы «Русская использующиеся береза» на
психологические вопрос - Что вы знаете о березе? дети сначала обмениваются
знаниями
в
парах,
затем
объединяются
в
четверки,
то
есть
идет
расширение
интеллектуального
поля
каждого
ребенка.
На
середину
доски
выставляется
картинка березы и собирается помощью кластер (корзина инновационных идей) с
помощью карточек на которых изображены: березовые дрова, поделки из бересты,
березовая роща, листья и почки березы, березовый сок и пр. Прием «Тонкие и
толстые вопросы». Перечень «толстых» вопросов: Дайте объяснения, почему...?
Объясните, почему...? Почему вы думает некоторые...? Почему Вы считаете...? В
чем различие...? Предположите, что будет, если...? Что, если...? Перечень «тонких»
вопросов: Кто...? Что...? Когда...? Может...? Будет...? Мог ли...? Как звать... ? Было
ли... ? Согласны ли Вы... ? Верно ли... ?
Прием
подведении
Кубик.
Каждая
исследовательскую
сторона
кубика
повысилась несёт вопрос: толстого
Картинка изображаемого предмета. Что это? (Книга)
На что похоже? (Коробка)
Форма, величина, цвет? (Прямоугольник)
Из чего её делают? (Из бумаги(древесины))
Для чего используют? (Для чтений, для знаний)
За и против (положительное и отрицательное).
Наряду
с
этими
приемами
используются
«Логические
цепочки»,
«Дерево
предсказаний», «Верные и неверные утверждения», «Верите ли вы?».
2 фаза - осмысление содержания.
Получение новой информации. В данной фазе используются приемы Инсерт -
интерактивная система записи через чтение и письмо. Но так как дети в детском
саду не умеют читать, мы используем знаки «+», «-», «=» и т. д.
Прием: ЗХУ, где 3 – знаю Х - хочу узнать У- узнал. При объяснении темы
занятия,
спрашиваем
у
детей,
что
они
знают
по
этой
теме,
записывая
их
высказывания, либо вывешивая на доску схематические рисунки, соответствующие
высказыванию.
За
каждое
высказывание
выдается
красная
звездочка.
Затем
спрашиваем у детей, что они хотят узнать по этой теме и снова записываем их
высказывания, выдаем ребенку зеленые звездочки за каждое высказывание. После
того, как раскрыты все вопросы по объявленной теме спрашиваем у детей, что они
узнали
нового.
Снова
записываем
высказывания,
выдаем
желтые
звездочки
за
каждое. Если желтых звездочек больше, чем зеленых - материал усвоен, если нет,
занятие можно повторить. Например, при знакомстве с верблюдом дети отмечают -
что это животное, живущие в пустыне, крупных размеров, выносливое, имеет два
горба.
Дети
могут
хотеть
узнать,
что
дает
верблюд
для
человека,
почему
его
называют
«Кораблем
пустыни».
Воспитатель
может
использовать
дополнительную
литературу, читает, делится информацией, и дети снова отмечают, что нового о
верблюде они узнали (дает молока меньше чем корова, хорошо плавает).
Следующий
прием
- Чтение
с
остановками.
При
знакомстве
детей
с
произведением М. Пришвина «Лисичкин хлеб», предлагаем детям ответить, о чем
будет рассказ, о каких животных пойдет речь и что будет дальше. Так же на этой
фазе
можно
использовать
прием
заучивания
стихотворений
по
схеме прием
«Зигзаг».
А
изучая
тему
«Права
ребенка»
детей
можно
разделить
на
группы:
бабушки, дедушки, мамы, папы. Одни придумывают памятку для детей, другие для
родителей, а после они обмениваются информацией.
3 фаза - рефлексия (выход на результат, на закрепление)
Очень
эффективны прием
Синквейна
-
пять
строчек
главных
основных
моментов занятия, пять средств выразительности. При составлении рассказа о
родном городе дети придумали такой рассказ: 1- Город Межгорье, 2- Красивый,
молодой (2 прилагательных, отражающие суть темы), 3- Растет, живет, трудится (3
глагола по теме), 4- Я люблю мой город! (предложение выражающее отношение к
городу), 5 - Родина (синоним к данной теме).
Очень нравится детям прием РАФТ. Прочитав рассказ Л.Толстого «Котенок»,
ребенок берет на себя роль (Р), то есть рассказывает не от своего лица, а от лица
котенка
или
от
лица
друга.
Аудитория
(А)
решает
-
для
кого
он
будет
рассказывать(другу, отцу, бабушке). Форма (Ф) - рассказ или сказка. Тема (Т). Друг
пишет письмо бабушке и рассказывает случай с котенком.
Очень часто используем в подведении итога занятия прием «Шесть шляп
мышления».
Красная шляпа. Красная шляпа связана с эмоциями. (Я люблю животных, они
смешные т.д.)
Желтая, шляпа. Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и
преимущества предложения. (Чем они полезны для природы и человека).
Черная шляпа. Черная шляпа - это режим критики и оценки, она указывает на
недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться. (Проблемы -
вымирание).
Зеленая шляпа. Зеленая шляпа - это режим творчества. (Песни,стихи, сказки).
Белая шляпа. (Факты).
Синяя шляпа (Формулировка целей, подведение итогов, выводы).
Обучение
с
помощью
приемов
развития
критического
мышления
мы
используем
в
образовательной
деятельности
и
изучения
тревожности
детей
несколько лет. Уникальность этих приемов состоит в том, что их можно применить
к любому занятию, видоизменяя вопросы и задания в соответствии с темой. При
применении
приемов
развития
критического
мышления,
мы
увидел
и
их
результативность. Дети помогают отвечать на поставленные вопросы, осмысливать
их, доказывать свою точку зрения. Они умеют не только отвечать на вопросы, но и
задавать их. У детей хорошо развиты познавательные психологические процессы:
растет воображение, память, мышление, внимание. Дети умеют работать с текстом,
умея выделять в нем главное, умеют ответить и готовы всегда прийти на помощь не
только героям, приходящим к н им на занятия, но и друг другу, окружающим
представителям
растительного
и
животного
мира
самостоятельно.
Благодаря,
применяемой
нами
технологии,
дети
легко
и
быстро
усваивают
материал,
необходимый для подготовки к школьному обучению, легко адаптируются в школе
и успешны в обучении. У детей в группе за последние три года повысилась учебная
мотивация,
понизился
уровень
тревожности,
повысилась
самооценка,
уровень
высокой готовности к школьному обучению. Все это доказывает эффективность
внедряемых
педагогами
в
образовательный
процесс
технологий
критического
мышления.
Литература:
1. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика.
Учеб.-метод, пособие. - М.: Мирос, 2002. - 176 с.
2. Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить
критически. - СПб., Альянс «Дельта», 2003. - 192 с.
3. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо:
стадии и методические приемы // Директор школы. - 2005. - № 4. - С. 66 - 72
4. Образовательные технологии: достижение прогнозируемых результатов. -
М. : Про- Пресс, 2009. - 56 с. - (Библиотечка журнала «Вестник образования
России»).