"Составление детьми творческого рассказа по картине "Зимующие птицы" с элементами ТРИЗ"
Автор: Федченкова Эльвира Марковна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 7 Населённый пункт: р.пос. Заветы Ильича, Советско-Гаванского района Наименование материала: Констаект НОД по технологии ТРИЗ Тема: "Составление детьми творческого рассказа по картине "Зимующие птицы" с элементами ТРИЗ" Раздел: дошкольное образование
Тема: «Составление детьми творческого рассказа по картине
«Зимующие птицы» с элементами ТРИЗ»
(НОД по коммуникации – развитию речи в подготовительной группе)
Цель : Создание условий для составления детьми творческого рассказа по
картине «зимующие птицы».
Задачи: 1.Закрепить знания детей, полученные в ходе этапов составления
рассказа по картине; мотивировать детей на составление собственного
творческого рассказа по картине зимующие птицы. 2.Закрепить у детей
умение подбирать наиболее точные определения и сравнения; составлять
загадки и метафоры по моделям. 3.Предложить детям создать тризовский
альбом с рассказами и иллюстрациями по картине. 4.Воспитывать у детей
умение слушать друг друга.
Оборудование: Картина «Зимующие птицы»; эмблемы этапов.
ХОД:
В –ль: Ребята, нашу картину, которая жила у нас в группе, забрал злой
волшебник.
Давайте отправимся в путешествие, и освободим ее?
Но, чтобы найти картину, нам надо добраться до волшебного леса, на пути у
нас могут возникнуть разные трудности, но мы сильные и смелые, все
преодолеем.
В - ль: Вот ребята и первое препятствие, нужно пройти по канату приставным
шагом, чтобы добраться до нужного нам места. Вот на пути нам встретился
первый волшебник, что за эмблема у него? Кто из ребят может нам
вспомнить? что он делает?
Дети: Это волшебник разъединяй. Я смотрю на эмблему и называю
отдельные объекты.
Волшебник: Ребята, а куда вы держите путь? можно я с вами?
В – ль: Возьмем с собой волшебника разъединяя? нам с вами нужно
двигаться дальше.
продолжаем путешествие, проходим через препятствия – «Не замочи ноги»
прыжки по кочкам, находим второго волшебника. Кто это?
Дети: Называют волшебника «ОБЪЕДИНЯЙ». Мы смотрим на эмблему и
объединяем объекты.
Продолжаем путешествие. Теперь ребята нам необходимо пролезть через
дугу, чтобы двигаться вперед. (дети выполняют задание).
встречаем третьего волшебника. Кто это?
Дети: « Я смотрю на объект и могу составить загадку»
В – ль: О ком мы учились составлять загадку?
Дети: Мы составляли загадку про кота. В – ль: Кто нам загадает загадку?
Ребенок: В пушистой шубке, но не белка.
Мягкие лапки, на лапках царапки, но не собака.
С усами, но не заяц.
В – ль: Следуем дальше, преодолеем еще преграду: перепрыгнем через
ручеек. Вот и четвертый волшебник.
Как его зовут?
Дети: Волшебник– «Все слышу».
В– ль: Ребята, что мы могли услышать на картине, если бы пришли в лес?
Возьмем с собой волшебника «все слышу»?
Дети: возьмем.
В – ль: Продолжаем путь, ищем пятого волшебника, который нам поможет
найти картину. Но нам нужно быть меткими и забросить шар в корзинку.
Молодцы, меткие ребята. Вот я вижу еще одного волшебника. Кто это?
Дети: это волшебник «Я чувствую запах».
В- ль: Ребята, запах чего мы почувствовали, когда вошли в картину?
Дети: мы почувствовали запах рябины, снега и корма для птиц.
В- ль: Правильно. Двигаемся дальше в поиске картины. На пути у нас
последнее препятствие. Что – бы добраться до волшебного леса, нужно
собрать как можно быстрее лежащие на пути предметы в корзинку.
Вот и шестой волшебник. Как его зовут?
Дети: «Волшебник, я трогаю руками».
В– ль: Правильно, а что с его помощью мы могли ощущать и трогать на
картине?
Дети: Мы могли трогать на картине, какая пушистая шуба у белки.
В – ль: Очень хорошо. Ребята, вот мы и пришли на волшебную поляну. А вот
и картина нашлась и в этом нам помогли сказочные волшебники. Картина,
пойдем с нами в группу? нам без тебя скучно.
Картина: Я не могу пойти с вами, меня заколдовал злой волшебник.
В – ль: Давайте расколдуем картину? Но для этого нам нужно составить по
ней творческий рассказ. А в этом нам помогут наши добрые волшебники.
Кто первый из ребят нам расскажет, какие отдельные объекты нарисованы.
Слушайте внимательно ответы своих друзей, будете продолжать.
Физкультминутка: «У оленя дом большой, он глядит в свое окно. Зайчик по
полю бежит, в дверь к нему стучит, стучит: тук – тук, дверь открой, там в
лесу охотник злой! Зайка, зайка забегай – лапку мне давай!
В – ль: Ребята, а кто хочет подарить картине полный творческий рассказ?
Ребята, а сейчас я расскажу вам свой рассказ для картины. Садитесь все по
удобнее и внимательно слушайте: «Однажды, зимним, морозным утром,
Саша вышел во двор своего дома. И увидел, что зимующие птицы прилетели
к нему, что бы полакомиться чем - нибудь вкусненьким. Зимой им особенно
трудно найти пищу в лесу. А здесь на кормушке они увидели семена,
воробышки принялись клевать их. Снегири сели на веточку рябины, что бы
покушать ее плоды. А вот дятел стал лечить дерево и добывать себе добычу в
нем. Кот Тимофей вышел на крылечко и стал наблюдать за говорливыми
снегирями, будто понимал их птичий разговор. Синичка несла в клюве
крошки хлеба для своих птенцов. Мальчик быстро сбегал в дом и принес еще
корма для ворон, голубя и сороки. Он кормил их с удовольствием, потому что
знал, как тяжело приходится им зимой».
Забираем ребята картину с собой в группу и будете составлять свои
творческие рассказы, а я буду их записывать в волшебный альбом. Картина
говорит вам – спасибо, за то что вы ее спасли от злых чар волшебника и за
это она благодарит вас вкусным подарком. (раздаю всем конфеты).