Напоминание

Психологическое консультирование как вид работы психолога-психолога ОО


Автор: Жерина Антонина Григорьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ №15
Населённый пункт: г.Северодвинск, Архангельская область
Наименование материала: статья
Тема: Психологическое консультирование как вид работы психолога-психолога ОО
Раздел: дошкольное образование





Назад




Психологическое консультирование как вид работы

психолога-психолога ОО.

В настоящее время сложились четыре основных направления, задающих

специализацию в работе практического психолога:

1.

Психодиагностика.

2.

Психологическое консультирование.

3.

Психопрофилактика.

4.

Психокоррекция.

Мы остановимся на психологическом консультировании. Оно включает в

себя следующие частные виды работ:

1.

Выработку и точную формулировку психолого-педагогических

рекомендаций, вытекающих из результатов проведённого

психодиагностического обследования, причем соответствующие

рекомендации должны предлагаться взрослым в форме, понятной и

доступной для практической реализации.

2.

Ведение бесед с теми, кто нуждается в консультативной помощи. Эти

беседы завершаются получением взрослыми людьми необходимых им

психолого-педагогических советов.

3.

Работа с педагогами и родителями, выполняемая в рамках

психологического всеобуча и системы повышения квалификации.

Консультативная работа психолога ДОУ проводится последующим

направлениям:

консультирование и просвещение педагогов;

консультирование и просвещение родителей;

В свою очередь, консультирование может проходить в форме собственно

консультирования по вопросам обучения и психического развития ребёнка, а

так же в форме просветительской работы со всеми участниками

педагогического процесса в ДОУ.

Консультативная деятельность - это оказание помощи обучающимся, их

родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим

участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и

обучения психологического консультирования.

В целом задача возрастно-психологического консультирования составляет

контроль за ходом психического развития ребёнка на основе представлений о

нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса.

Указанная общая задача на сегодняшний день включает следующие

конкретные составляющие:

1.

Ориентация родителей, педагогов и других лиц, участвующих в

воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях

психического развития ребёнка;

2.

Своевременное первичное выявление детей с различными

отклонениями и нарушениями психического развития и направление их

в ТПМПК;

3.

Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с

ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем.

4.

Составление (совместно с педагогическими психологами или

педагогами) рекомендаций по психолого-педагогической коррекции для

педагогов, родителей и других лиц;

5.

Составление (совместно со специалистами) рекомендаций по

воспитанию детей в семье;

6.

Коррекционная работа индивидуально или (и) специальных группах

при консультации с детьми и родителями;

7.

Психологическое просвещение родителей с помощью лекционной и

других форм работы (семейные клубы, круглые столы, педагогические

гостиные)

Консультирование родителей

Психолого-педагогическое консультирование родителей может быть

организованно, с одной стороны, по запросу родителя в связи с оказания

консультативно-методической помощи в организации эффективного детско-

родительского взаимодействия; с другой – инициативе психолога. Целью

консультирования может стать необходимость психологической поддержки

родителей в случае обнаружения серьёзных психологических проблем

ребёнка либо в связи с серьёзными эмоциональными переживаниями и

событиями в семье.

Основные этапы индивидуальной консультативной работы

1. Работа с конкретным индивидуальным случаем – довольно трудоёмкий

процесс, требующий определённой организации. Таким образом, для

квалифицированного решения проблемы необходимо собрать и

проанализировать информацию по следующим разделам. Информация об

истории развития ребёнка и состояние его здоровья (беседа с родителями по

поводу истории развития ребёнка может происходить в форме полу

стандартизированного интервью).

2. Сведения об особенностях социальной обстановки, в которой растёт

ребёнок, и характере его общения и взаимоотношений со значимыми лицами

(семья, коллектив сверстников в классе и др.) Для получения этой

информации дополнительно к выше приведённым методикам целесообразно

использовать Опросник АСВ Эйдемиллера-Юстицкого, методику Рене Жиля,

“Два дома”, пробы на совместную деятельность, рисунок семьи.

3. Особенности поведения и деятельность ребёнка в различных ситуациях.

Для изучения особенностей поведения и деятельности ребёнка в ситуации

обследования целесообразно применять схему наблюдения.

4. Дифференцированная характеристика развития познавательной и

эмоционально-личностной сфер ребёнка. Методические средства и приёмы,

используемые для получения такого рода информации весьма разнообразны.

Их выбор зависит от специфики проблемы, возраста ребёнка. Главное – это

должен быть комплекс методик, системно определяющий психологический

статус ребёнка.

Общая характеристика беседы с родителями в процессе консультирования

В процессе консультирования психолог контактирует с родителями

несколько раз: в ходе бесед по установлению истории развития ребёнка, в

ходе обследования ребёнка и родителя на предмет специфики их

взаимоотношений, в ходе беседы по результатам обследования, на

коррекционных занятиях.

Каждая встреча психолога с лицами, обратившимися с запросом, имеет своей

главной целью достижение возможно более глубокого, разностороннего и

объективного понимания проблем ребёнка, его личности в целом.

Предпосылками успешного результата консультирования являются

следующие действия психолога:

умение психолога создать доверительные, откровенные отношения с

родителями (или другими обратившимися за помощью лицами), умение

проявить эмпатию, показать свое отношение к родителям как к людям,

искренне заинтересованным в устранении трудностей ребёнка;

обсуждение целей и задач консультирования, то есть введение клиента а

ситуацию предстоящего консультирования, ориентация в общей схеме

консультативной работы;

формирование у клиента установки на совместный и разносторонний анализ

проблем ребёнка;

Беседа, проводимая педагогом-психологом по итогам изучения случая,

преследует несколько целей:

-подробное обсуждение общего состояния психического развития ребёнка, а

так же характера, степени и причин выявленных трудностей, условно-

вариативного прогноза его дальнейшего развития;

-совместную разработку системы конкретных мер помощи или специальной

коррекционной программы;

-обсуждение проблем родителей, связанных с ребёнком, их отношения к его

трудностям;

В зависимости от особенностей конкретного случая заключительная беседа

консультанта с родителями может строиться по-разному, однако чаще всего в

ней выделяются четыре основных этапа. При этом желательно вести беседу

одновременно с обоими родителями, так как это помогает получить более

объективную и разностороннюю картину жизни ребёнка и, кроме того,

позволяет им почувствовать общую ответственность за судьбу ребёнка.

В начале беседы нужно побудить у родителей к свободному и откровенному

обсуждению проблем ребёнка, актуализации наиболее волнующих их

вопросов. Необходимо также коснуться их представлений о причинах

трудностей ребёнка и средствах их разрешения, помощи, выяснить их мнение

о том, какие цели можно ставить перед ребёнком, на какое будущее его

ориентировать. На втором этапе беседы предполагается сообщение и

разъяснение психологом результатов психологического обследования, а также

их совместное обсуждение. Конкретные данные и иллюстрации из

материалов обследования, демонстрируется психологом, обычно помогают

родителям составить более верное представление о характере и степени

трудностей ребёнка. Необходимо стремиться к выработке у родителей

реалистического представления о трудностях ребёнка. После того (на третьем

этапе) обсуждается специальная программа действий и конкретные формы

реализации предложенных рекомендаций. Наконец, в заключение беседы

обсуждается то, как изменилось отношение родителей к проблемам ребёнка,

планируются последующие встречи. В процессе беседы важно проявить

теплоту, внимание, уважение. Критерием оценки эффективности беседы

служит то, могут ли родители достаточно уверенно действовать на основе тех

сведений и рекомендаций, которые они получили от консультанта.

Беседу родителям рекомендуется проводить в форме свободного либо

полустандартизированного вида, выбор управляемого или неуправляемого

вариантов.

Одним из принципов работы возрастного психолога консультанта

является принцип отстаивания интересов ребёнка. Однако представления

об этих интересах и о том, как отстаивать, существенно различаются у

разных консультантов психологов. Эти различия отражаются в методах и

предмете их работы.

В области родительско-детских отношений существуют три направления,

три способа работы:

повышение социально-психологической компетенции родителей,

обучение навыкам общения, разрешения конфликтных ситуаций,

улучшение стиля родительского поведения, общей воспитательной

осведомлённости;

работа с семьёй как целым с точки зрения, как диагностики

внутрисемейной ситуации, так и коррекции и терапии;

работа преимущественно с ребёнком.

Эти три направления работы реализуют принцип соблюдения интересов

ребёнка. В ряде случаев бывает необходимым провести и психологическое

обследование родителей.



В раздел образования