Автор: Жерина Антонина Григорьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ №15
Населённый пункт: г.Северодвинск, Архангельская область
Наименование материала: статья
Тема: Психологическое консультирование как вид работы психолога-психолога ОО
Раздел: дошкольное образование
Психологическое консультирование как вид работы
психолога-психолога ОО.
В настоящее время сложились четыре основных направления, задающих
специализацию в работе практического психолога:
1.
Психодиагностика.
2.
Психологическое консультирование.
3.
Психопрофилактика.
4.
Психокоррекция.
Мы остановимся на психологическом консультировании. Оно включает в
себя следующие частные виды работ:
1.
Выработку и точную формулировку психолого-педагогических
рекомендаций, вытекающих из результатов проведённого
психодиагностического обследования, причем соответствующие
рекомендации должны предлагаться взрослым в форме, понятной и
доступной для практической реализации.
2.
Ведение бесед с теми, кто нуждается в консультативной помощи. Эти
беседы завершаются получением взрослыми людьми необходимых им
психолого-педагогических советов.
3.
Работа с педагогами и родителями, выполняемая в рамках
психологического всеобуча и системы повышения квалификации.
Консультативная работа психолога ДОУ проводится последующим
направлениям:
консультирование и просвещение педагогов;
консультирование и просвещение родителей;
В свою очередь, консультирование может проходить в форме собственно
консультирования по вопросам обучения и психического развития ребёнка, а
так же в форме просветительской работы со всеми участниками
педагогического процесса в ДОУ.
Консультативная деятельность - это оказание помощи обучающимся, их
родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим
участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и
обучения психологического консультирования.
В целом задача возрастно-психологического консультирования составляет
контроль за ходом психического развития ребёнка на основе представлений о
нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса.
Указанная общая задача на сегодняшний день включает следующие
конкретные составляющие:
1.
Ориентация родителей, педагогов и других лиц, участвующих в
воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях
психического развития ребёнка;
2.
Своевременное первичное выявление детей с различными
отклонениями и нарушениями психического развития и направление их
в ТПМПК;
3.
Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с
ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем.
4.
Составление (совместно с педагогическими психологами или
педагогами) рекомендаций по психолого-педагогической коррекции для
педагогов, родителей и других лиц;
5.
Составление (совместно со специалистами) рекомендаций по
воспитанию детей в семье;
6.
Коррекционная работа индивидуально или (и) специальных группах
при консультации с детьми и родителями;
7.
Психологическое просвещение родителей с помощью лекционной и
других форм работы (семейные клубы, круглые столы, педагогические
гостиные)
Консультирование родителей
Психолого-педагогическое консультирование родителей может быть
организованно, с одной стороны, по запросу родителя в связи с оказания
консультативно-методической помощи в организации эффективного детско-
родительского взаимодействия; с другой – инициативе психолога. Целью
консультирования может стать необходимость психологической поддержки
родителей в случае обнаружения серьёзных психологических проблем
ребёнка либо в связи с серьёзными эмоциональными переживаниями и
событиями в семье.
Основные этапы индивидуальной консультативной работы
1. Работа с конкретным индивидуальным случаем – довольно трудоёмкий
процесс, требующий определённой организации. Таким образом, для
квалифицированного решения проблемы необходимо собрать и
проанализировать информацию по следующим разделам. Информация об
истории развития ребёнка и состояние его здоровья (беседа с родителями по
поводу истории развития ребёнка может происходить в форме полу
стандартизированного интервью).
2. Сведения об особенностях социальной обстановки, в которой растёт
ребёнок, и характере его общения и взаимоотношений со значимыми лицами
(семья, коллектив сверстников в классе и др.) Для получения этой
информации дополнительно к выше приведённым методикам целесообразно
использовать Опросник АСВ Эйдемиллера-Юстицкого, методику Рене Жиля,
“Два дома”, пробы на совместную деятельность, рисунок семьи.
3. Особенности поведения и деятельность ребёнка в различных ситуациях.
Для изучения особенностей поведения и деятельности ребёнка в ситуации
обследования целесообразно применять схему наблюдения.
4. Дифференцированная характеристика развития познавательной и
эмоционально-личностной сфер ребёнка. Методические средства и приёмы,
используемые для получения такого рода информации весьма разнообразны.
Их выбор зависит от специфики проблемы, возраста ребёнка. Главное – это
должен быть комплекс методик, системно определяющий психологический
статус ребёнка.
Общая характеристика беседы с родителями в процессе консультирования
В процессе консультирования психолог контактирует с родителями
несколько раз: в ходе бесед по установлению истории развития ребёнка, в
ходе обследования ребёнка и родителя на предмет специфики их
взаимоотношений, в ходе беседы по результатам обследования, на
коррекционных занятиях.
Каждая встреча психолога с лицами, обратившимися с запросом, имеет своей
главной целью достижение возможно более глубокого, разностороннего и
объективного понимания проблем ребёнка, его личности в целом.
Предпосылками успешного результата консультирования являются
следующие действия психолога:
умение психолога создать доверительные, откровенные отношения с
родителями (или другими обратившимися за помощью лицами), умение
проявить эмпатию, показать свое отношение к родителям как к людям,
искренне заинтересованным в устранении трудностей ребёнка;
обсуждение целей и задач консультирования, то есть введение клиента а
ситуацию предстоящего консультирования, ориентация в общей схеме
консультативной работы;
формирование у клиента установки на совместный и разносторонний анализ
проблем ребёнка;
Беседа, проводимая педагогом-психологом по итогам изучения случая,
преследует несколько целей:
-подробное обсуждение общего состояния психического развития ребёнка, а
так же характера, степени и причин выявленных трудностей, условно-
вариативного прогноза его дальнейшего развития;
-совместную разработку системы конкретных мер помощи или специальной
коррекционной программы;
-обсуждение проблем родителей, связанных с ребёнком, их отношения к его
трудностям;
В зависимости от особенностей конкретного случая заключительная беседа
консультанта с родителями может строиться по-разному, однако чаще всего в
ней выделяются четыре основных этапа. При этом желательно вести беседу
одновременно с обоими родителями, так как это помогает получить более
объективную и разностороннюю картину жизни ребёнка и, кроме того,
позволяет им почувствовать общую ответственность за судьбу ребёнка.
В начале беседы нужно побудить у родителей к свободному и откровенному
обсуждению проблем ребёнка, актуализации наиболее волнующих их
вопросов. Необходимо также коснуться их представлений о причинах
трудностей ребёнка и средствах их разрешения, помощи, выяснить их мнение
о том, какие цели можно ставить перед ребёнком, на какое будущее его
ориентировать. На втором этапе беседы предполагается сообщение и
разъяснение психологом результатов психологического обследования, а также
их совместное обсуждение. Конкретные данные и иллюстрации из
материалов обследования, демонстрируется психологом, обычно помогают
родителям составить более верное представление о характере и степени
трудностей ребёнка. Необходимо стремиться к выработке у родителей
реалистического представления о трудностях ребёнка. После того (на третьем
этапе) обсуждается специальная программа действий и конкретные формы
реализации предложенных рекомендаций. Наконец, в заключение беседы
обсуждается то, как изменилось отношение родителей к проблемам ребёнка,
планируются последующие встречи. В процессе беседы важно проявить
теплоту, внимание, уважение. Критерием оценки эффективности беседы
служит то, могут ли родители достаточно уверенно действовать на основе тех
сведений и рекомендаций, которые они получили от консультанта.
Беседу родителям рекомендуется проводить в форме свободного либо
полустандартизированного вида, выбор управляемого или неуправляемого
вариантов.
Одним из принципов работы возрастного психолога консультанта
является принцип отстаивания интересов ребёнка. Однако представления
об этих интересах и о том, как отстаивать, существенно различаются у
разных консультантов психологов. Эти различия отражаются в методах и
предмете их работы.
В области родительско-детских отношений существуют три направления,
три способа работы:
повышение социально-психологической компетенции родителей,
обучение навыкам общения, разрешения конфликтных ситуаций,
улучшение стиля родительского поведения, общей воспитательной
осведомлённости;
работа с семьёй как целым с точки зрения, как диагностики
внутрисемейной ситуации, так и коррекции и терапии;
работа преимущественно с ребёнком.
Эти три направления работы реализуют принцип соблюдения интересов
ребёнка. В ряде случаев бывает необходимым провести и психологическое
обследование родителей.