Напоминание

ЭТИКА И ДЕОНТОЛОГИЯ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА (ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА)


Авторы: Плотникова Валентина Васильевна, Янук Аида Ахмедовна
Должность: преподаватель высшей квалификационной категории, преподаватель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: СП СПО ОМУЖТ ОмГУПС
Населённый пункт: Омск
Наименование материала: статья
Тема: ЭТИКА И ДЕОНТОЛОГИЯ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА (ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА)
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ЭТИКА И ДЕОНТОЛОГИЯ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА

(ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА)

Плотникова В.В.

СП СПО «Омское медицинское училище железнодорожного

транспорта», г. Омск

Преподаватель

«Некоторые

больные,

несмотря

на

осознание

обреченно сти,

выздоравливают только потому, что уверены в мастерстве врача» (Гиппократ).

И в наше время пациент поступает в стационар с глубокой верой на

в о с с т а н о в л е н и е

зд о р о в ь я ,

о бл е г ч е н и е

с т р а д а н и й ,

п о л у ч е н и е

высококвалифицированной компетентной помощи. Важную роль в этом играет

весь медперсонал, а особенно медицинские сестры. Это они проводят больше

времени с пациентом, от них зависит не только успех лечения заболевания, но и

душевное равновесие больного, его хорошее настроение, позитивный настрой

на выздоровление. Медицинская сестра выполняет не только назначения врача –

перевязки,

инъекции,

множество

других

манипуляций,

но

и

налаживает

доверительный контакт с больным, проявляя чуткость, внимание, заботливость,

дает

полезные

советы,

снимает

страх

перед

предстоящим

вмешательством,

мнительность, раздражительность.

Сказанное

медицинским

работником

слово

может

резко

изменить

эмоциональное состояние пациента, помогает мобилизовать внутренние силы

организма,

меняет

отношение

пациента

к

болезни,

вселяет

уверенность

в

выздоровлении.

Однако словом можно и ранить, вызвать усиление внушения, иногда

несуществующей болезни, появление «ятрогенного» заболевания.

И не только слово имеет значение. Возможно, большую роль играет

интонация сказанного, взгляды, жесты. Давно доказано исследованиями по

невербальной коммуникации – люди больше склонны принимать невербальную

информацию, чем словесную.

Это

очень

важно

понимать

в

медицине

при

общении

пациента

и

медицинского работника, который более длительно контактирует с больным в

стационаре, в любом отделении. Средний медицинский персонал сотрудничает

с

пациентом

без

равнодушия,

формальности,

находясь

в

стабильном,

уравновешенном

состоянии,

избегает

конфликтов,

психологических

срывов,

которые разрушают доверие больного, настораживают его, особенно пациентов

с

нестабильной

психикой.

В

этих

отношениях

необходима

эмпатия

способность

к

сочувствию,

состраданию,

сопереживанию,

проявление

гуманности,

доброжелательности,

справедливости,

конфиденциальности,

компетентности.

При

этом,

не

важно

нравится

ли

Вам

пациент

или

Вы

испытываете к нему негатив, неприязнь, по той или иной причине (его характер,

внешний вид и др.).

Еще

со

студенческой

скамьи

будущему

медику

прививаются

правила

этики и деонтологии, умения находить контакт с любым пациентом, с его

родственниками, вселять веру в пациента на выздоровление, в адекватный

лечебный

процесс,

в

компетентность

медперсонала.

Для

благополучного

исхода,

выздоровления

необходимо

уметь

выслушать

больного,

понять

проблемы со здоровьем, способствовать открытому его общению со всеми

медицинскими

службами

при

проведении

сложных

медицинских

процедур,

методов

лечения

в

спокойной,

доброжелательной

атмосфере

доверия

всех

участников

лечебного

процесса.

Не

допускать

вреда

пациентам

от

неприветливости, недоброжелательности, официального, сухого обращения с

ним. Не должно быть спешки, антипатии, забывчивости, панибратства, своего

превосходства.

Пациент

не

должен

быть

свидетелем

громких

профессиональных

разборок,

споров,

замечаний

«старших»

о

недобросовестных

отношениях

«младших» к своим обязанностям.

Ещё

начиная

с

обследования,

больные

находятся

в

подавленном

состоянии, в эмоциональном стрессе с признаками депрессии, тревоги, нередко

и в необоснованной агрессии по отношению к медперсоналу.

Неправильно

поняв разговоры врачей, медсестер, подслушивая их и по-своему оценивая

непонятные

медицинские

термины,

особенно,

если

подозревается

онкологическое

заболевание,

у

пациента

может

развиться

неадекватная

реакция в виде отказа от лечения и даже попытка суицида.

Со студентами медицинского училища железнодорожного транспорта г.

Омска был проведен анализ книг «Жалоб и предложений» за 2017 и 2018 годы с

целью

выявления

нарушения

норм

этики

и

деонтологии

со

стороны

медицинского персонала в больницах и железнодорожном здравпункте.

Проведя анализ литературных источников, медицинский документации

(книги

«Жалоб

и

предложений»),

а

также,

учитывая

личный

опыт,

можно

сделать, к великому сожалению, неоптимистичный вывод. На сегодняшний день

еще выявляются нарушения этики и деонтологии медицинскими работниками в

учреждениях здравоохранения.

Это можно связать с большой моральной и

физической нагрузкой на медицинский персонал. Среди старшего поколения

медицинских работников нарушения правил этики и деонтологии чаще связаны

с профессиональным «выгоранием». Необходимо отметить, что часть жалоб

поступает от пациентов преклонного возраста, лишенных внимания и заботы

родных

и

близких,

от

того

предъявляющих

завышенные

требования

к

медицинским сотрудникам.

Также было выявлено, что наиболее частые причины нарушения прав

больных

наблюдаются

при

оказании

экстренной

медицинской

помощи,

что

связано с:

1) отсутствием психологического контакта с больным (пострадавшим).

2)

экстремальностью

ситуации,

в

которой

оказывается

медицинская

помощь.

Иногда первое может зависеть от второго, а чаще оба фактора действуют

одновременно, что может приводить к их взаимоусилению.

К сожалению, приходится сталкиваться и с еще одним фактором:

3) незнание медицинским работником прав больного.

Медицинским работникам должны быть присущи следующие качества:

крепкое

здоровье,

физическая

и

психологическая

выно сливо сть,

уравновешенная нервная система; особая профессиональная наблюдательность;

чувство оптимизма, основанное на достаточно большом практическом опыте и

хорошем знании специальности; умение сохранять спокойствие, собранность и

постоянная готовность к решению новых задач в любое время суток; умение

быстро и легко входить в контакт с любым больным и его родственниками,

несмотря на наличие у пациента, тяжелого или неизлечимого заболевания;

способность понять больного, вселить в него веру в выздоровление, рассеять

его

сомнения

и

опасения;

поддержать

его

при

любых

обстоятельствах.

Несмотря на сложность и ответственность, ложащуюся на плечи медицинских

работников,

им

необходимо

четко

и

скрупулезно

соблюдать

правила

медицинской этики и деонтологии.

При

работе

с

пациентом

необходимо

подходить

без

шаблона,

индивидуально, учитывая тип его высшей нервной деятельности: сангвиник он,

флегматик, холерик или меланхолик, чтобы найти к нему правильный подход.

Средний

медицинский

персонал

должен

хорошо

владеть

искусством

слова, в общении с больными и их родственниками, знать чувство меры и

границы дозволенного, должен хорошо понимать, что такое врачебная тайна и

психическая

травма.

Средний

медперсонал

должен

обладать

такими

качествами, которые отвечают деонтологическим принципам – это высокая

культура

и

опрятность,

сердечность

и

заботливость,

тактичность

и

внимательность, добросовестность, самообладание, выдержка и бескорыстие,

подлинная человечность и гуманность.

Необходимо

помнить

«Primum

non

nocere!»

(«Прежде

всего

не

навреди!»). Это главный этический принцип в медицине. Уже сейчас каждый

может проверить себя на практике в этом большом и ответственном деле, чтобы

с гордостью сказать «Светя другим, сгораю сам» (Николас ван Тюльп).

Познайте радость призвания, творческого труда!

Все в Ваших руках!



В раздел образования