Авторы: Самигуллина Ляйля Ришатовна, Нуриева Алеся Радиевна
Должность: старший преподаватель, б/с , Елабужский институт (филиал) КФУ / факультет психологии и педагогики / Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования (основной работник)
Учебное заведение: Казанского (Приволжского) федерального университета
Населённый пункт: Елабуга
Наименование материала: Статья
Тема: РОЛЬ ИЛЛЮСТРАЦИЙ В ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С КНИГОЙ
Раздел: дошкольное образование
РОЛЬ ИЛЛЮСТРАЦИЙ В ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С КНИГОЙ
Самигуллина Ляйля Ришатовна
студент
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский)
федеральный университет»
Аннотация: Статья
посвящена
проблеме
приобщения
подрастающего
поколения к книгам с самого раннего возраста. В статье отражены результаты
исследования роли иллюстраций в ознакомления детей с книгой.
Ключевые
слова: дети
дошкольного
возраста,
ознакомление
в
книгой,
иллюстрация.
Роль книги в процессе формирования ребенка переоценить невозможно.
Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной
речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, но и заставляет
думать, осмыслять, формировать образы; позволяет фантазировать; развивает
личность
многосторонне
и
гармонично.
Книга
направляет
его
природную
любознательность, развивает ее и углубляет, отвечает на тысячи вопросов,
возникающих в его воображении. Необходимость иллюстраций в книге для
детей, их огромная важность ни у кого не вызывают сомнений.
Книжные иллюстрации позволяют глубже познать и воспринимать текст,
лучше понять и запомнить содержание, получить детям знания об окружающем
мире.
Рассмат ривание
книжных
иллюст рация
являет ся
с а м ы м
распространенным методом обучения детей. В свою очередь, иллюстрации
являются
первым
художественным
произведением,
с
которыми
знакомятся
маленькие дети.
Для исследования эффективности иллюстраций в процессе ознакомления
детей с книгой, было организовано и проведено исследование, на базе МБДОУ
«Красногорский детский сад «Радуга» города Мамадыш РТ.
В исследовании
приняли участие 50 детей старшего дошкольного возраста. Две старшие группы
были разделены на экспериментальную и контрольную группу.
Первичная
диагностика
уровня
интереса
к
сказкам
у
детей
старшего
дошкольного возраста свидетельствует, что дети показали хорошие результаты.
Во
время
беседы
дети
с
высокими
показателями
смогли
назвать
большое
количество сказок и обосновать, почему им нравятся определенные сказки.
Дети
со
средними
показателями
смогли
назвать
сказки,
но
не
смогли
обосновать, почему им нравятся эти сказки. Дети с низкими показателями
смогли назвать несколько сказок, но не смогли назвать свои любимые сказки.
Основываясь
на
результаты
исследования,
с
детьми
экспериментальной
группы была проведена работа по организации знакомства детей с книгой.
После
проведения
работы
ознакомления
детей
с
книгой,
было
проведено
контрольное
исследование
уровня
литературного
развития
детей
старшего
дошкольного возраста.
Результаты контрольного исследования у детей экспериментальной группы
позволяют
говорить
об
эффективности
проведенной
работы.
Знакомство
с
книжными иллюстрациями является условием литературного развития детей.
Иллюстрации при
ознакомлении с книгой позволяет достичь
повышения
уровня интереса детей к сказкам, сформировать у них читательский интерес.
Список литературы
1. Гончарова Е.Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса//
Дефектология. – М., 2017. № 1. С. 4–11.
2. Гриценко
З.А.
Своеобразие
читательского
становления//
Дошкольное
воспитание. – М., 2018. № 2. С. 15–20.
3. Гурович
Л.М.
О
содержании
ознакомления
детей
с
художественной
литературой в детском саду. – М., 2016. – 279с.
4. Езикеева В.А. Иллюстративный материал для детского изобразительного
творчества. – М., 2016. – 115с.
5. Новикова
Т.А.
Детская
библиотека
как
центр
читательского
развития
детей дошкольного возраста. – М., 2017. – 217с.
6. Чуднова Р.П. Роль иллюстрации в формировании представлений ребенка
об
отдельной
ситуации
художественного
восприятия//
Некоторые
вопросы
воспитания и обучения детей дошкольного возраста. - Пермь, 2017. - С.80-96.