Автор: Саватеева Анна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: город Сланцы Ленинградская область
Наименование материала: Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию на лексическую тему "Народная культура и традиции"
Тема: Конспект "Русская красавица Матрешка"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Сланцевский детский сад №15 комбинированного вида»
03.02.2020г.
Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию
(художественно-эстетическому развитию) на лексическую тему:
Народная культура и традиции
«Русская красавица Матрешка»
для детей разновозрастной группы (5-7лет)
Воспитатель: Саватеева А.А.
Группа №2.
г. Сланцы
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной
группе
Лексическая тема: «Народная культура и традиции»
Тема: «Русская красавица Матрешка»
Цель занятия: Ознакомление и обучение детей созданию различных узоров
народного творчества.
Задачи:
Образовательные:
1.Познакомить детей с русской игрушкой, этапами ее производства.
2.Систематизировать представления о профессиях: лесоруб, токарь,
художник, мастер по изготовлению.
3.Продолжать знакомить с новыми техниками рисования цветов, ягод, травы
и др. узоров (прикладывание кисти и протягивание по листу бумаги).
4. Следить за правильным положением рисующего предмета по отношению к
руке ребенка.
Развивающие:
1. Развивать творческие способности.
2.Расширять и активизировать словарь по теме.
3.Развивать мелкую моторику рук, интерес к продуктивным видам
деятельности, творческое воображение.
Воспитательные:
1.Воспитывать у детей интерес и уважение к труду.
2. Воспитывать аккуратность при выполнении работы и умение
заканчивать начатое до конца.
Оборудование: предметные картинки, раскраски мультимедийное
оборудование (для показа презентации) с изображением матрешек.
Ход занятия:
Предварительная работа:
Беседа педагога с детьми о матрешке, истории ее происхождения, строении,
формы тела, особенностях и разновидностях росписи. Заготовка трафаретов
матрешек.
1. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся друг с другом. Только
здороваться мы будем необычным способом.
Психокоррекционная игра «Давайте поздороваемся»
Дети по сигналу воспитателя начинают двигаться по группе и здороваться со
всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом:
1хлопок-дети здороваются за руку;
2 хлопка-касаются друг друга плечиками;
3 хлопка-касаются спинками.
2. Вступительная часть
Воспитатель:
Дети, к нам пришла гостья (педагог показывает игрушку матрешку детям).
Матрешка: Здравствуйте, друзья мои! Вы знаете, как меня зовут?
Дети:
Матрешка.
Воспитатель:
А кто такая Матрешка?
Дети:
Это игрушка, кукла.
Матрешка:
Как вы думаете, в каком городе я родилась ?
Дети:
Сергиево Посад.
Матрешка:
Правильно, молодцы. Какие вы умные, все знаете! Я думаю вы сможете мне
помочь. Дело в том, что я со своими сестрами скоро пойду на Масленицу, но
у меня и моих сестер нет новых сарафанов…
Воспитатель:
Ребята, а что такое Масленица? (ответы детей).
Как вы думаете, как мы можем помочь Матрешке и ее сестрам? (ответы
детей).
Воспитатель:
Правильно, давайте нарисуем нашим матрешкам красивые наряды.(педагог
раздает трафареты матрешек детям). А нарисуем мы наряд для матрешки, как
это делали загорские мастера. У нас с вами будут загорские матрешки.
Эта Матрешка добротна, крутобока и устойчива по форме. Расписывают ее
по белому дереву гуашевыми красками, используя чистые цвета. Овал лица и
руки закрашивают «телесным» цветом. Две пряди волос прячутся под платок,
двумя точками изображают нос, а губы выполняют тремя точками: две вверху
и одна внизу и готовы губы бантиком. Платок у з.м. завязан узлом. Далее
мастер рисует рукава кофты, сарафан. Платок и передник оформляется
простым цветочным узором, который легко получается, если приложить
кисть с краской, остается след-лепесток или листок. А круглую серединку
цветка или «горох» можно использовать приемом тычка.
3. Основная часть
(Руководство процессом выполнения работы)
Друзья мои, вы все знаете р.н.с. «Колобок»? (ответы детей)
Ребята, у вас на столах лежат картинки колобка. Колобок изображен в разном
настроении. У кого все получается, показывает улыбающегося колобка, кто
испытывает трудности при выполнении работы, поднимите грустного
колобка и я помогу вам.
Педагог проводит инструктаж детям в какой части альбомного листа
начинать рисовать, какой волосяной пучок должен быть у кисточки (тонкий,
редкий или толстый, густой). Напоминает, как можно экономно расходовать
краску и воду, каким образом смешивать цвета для получения нужного
оттенка. Просит проявить аккуратность и бережное отношение к материалу.
Воспитатель показывает детям технику выполнения загорской росписи (рисуя
лепестки цветов, приложить кисточку к листу бумаги и травку, также
приложить кисточку, но слегка протянуть, рисуя горох или ягодки,
использовать метод тычка). Воспитатель помогает детям выполнить работу,
подбирая необходимые цвета, однако не препятствует творческой
инициативы и самостоятельности со стороны воспитанников, а наоборот,
мотивирует в детях желание проявлять собственную индивидуальность,
способность проявить себя при выполнении заданий.
В процессе работы дети используют различные символы (в начале проблема,
что мы будем делать) на открытом занятии применить приемы картограф).
Физминутка (в середине основной части занятия)
Мы ребята удалые, (повороты головы вправо-влево)
Скоморохи озорные. (наклоны туловища вправо-влево)
Всех на ярмарку зовём, (дети поднимают руки и машут ими)
Всем игрушки продаём! (руки в том же положении, прыжки на
месте)
Раз, два, три, четыре,
Круг по уже, круг по-шире! (дети берутся за руки, расширяют круг)
На носочек и на пятку, (ходьба по кругу на носочках и пятках по
очереди)
А потом пляши вприсядку! (приседания)
Влево, вправо повернись, (повороты вправо-влево)
Веселее улыбнись!
Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья»
Большая Да веселая (топают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок
попеременно)
Два у лавки стоят, (Загибают большие пальцы)
Два учиться хотят. (Загибают указательные пальцы)
Два Степана сметаны объедаются. (Загибают средние пальцы)
Две Дашки у кашки питаются. (Загибают безымянные пальцы)
Две Ульки в люльке качаются. (Загибают мизинцы)
Гимнастика для глаз «Деревянные ложки»
Педагог дает детям в руки деревянные ложки и просит выполнить движения в
разных направлениях ложками, при этом прослеживая глазами.
Расписная ложка,
Лаковая ножка,
Красной ягоды глазок,
Золотой завиток,
Воспитатель: Ребята, наша Матрешка хочет пригласить вас потанцевать с
ней.
Физминутка «Дружные Матрешки» (после выполнения работы)
Хлопают в ладоши дружные матрешки, (хлопки в ладоши)
На ногах сапожки, топают матрешки, (топают ножками)
Вправо-влево наклонись, (наклоны вправо-влево)
Всем знакомым поклонись, (наклоны вперед)
Девчонки озорные, (прыжки на обеих ногах по очереди)
Матрешки расписные, (ручки на воображаемом сарафане)
В сарафанах ваших пестрых,
Вы похожи, словно сестры. (повороты вправо-влево, руки на поясе)
Ладушки, ладушки, веселые матрешки! (хлопки в ладоши)
3.Заключительная часть
Просмотр и оценка детских работ: воспитатель хвалит детей, поддерживает
их в случае, если есть ошибки и берет себе на заметку.
-Теперь подружки нашей Матрешки будут довольны своими нарядами и
могут идти на Масленицу, демонстрируя всем свои красивые сарафаны!
Рефлексия
Воспитатель:
- Молодцы ребята, мы хорошо с вами поработали!
Матрешка:
Ребята, вы все такие умницы, что бы я без вас делала? Но мне пора домой к
своим сестрам.
Давайте все дружно скажем нашей Матрешке «До свидания!»
Ребята, давайте вспомним, откуда к нам пришла Матрешка.
Какие цвета и узоры мы с вами применяли?
Кому понравилось наше -занятие, что именно понравилось? Что вызвало
трудности, было непонятным?