Напоминание

«Критериальное оценивание как способ повышения мотивации обучающихся».


Автор: Сиротина Наталья Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ СШ №5
Населённый пункт: Михайловка
Наименование материала: Мастер- класс
Тема: «Критериальное оценивание как способ повышения мотивации обучающихся».
Раздел: полное образование





Назад




Мастер

–класс

«Критериальное

оценивание

как

способ

повышения

мотивации обучающихся».

1. Орг момент

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рады приветствовать вас на нашем

мастер – классе! Давайте начнём наш мастер-класс с улыбки.

Я хочу прочитать вам веселое детское стихотворение.

Я сегодня рано встала.

Тихо села у стола.

Краски с кисточкой достала

И - картину начала.

Я взялась за дело смело!

Рисовала пять часов!

Даже попу отсидела

И вспотела до трусов.

Вот закончена работа.

Сразу к бабушке бегу.

"Вижу, внучка, бегемота,

Что лежит на берегу".

И соседка тётя Нина

В гости к нам зашла как раз.

Мне сказала: "На картине

Нарисован дикообраз".

Подбежавший брат заметил:

"Это что за пьяный ёж?

Что-то он на дядю Петю

Подозрительно похож..."

От досады хлопнув дверью,

И обиды не тая,

Обьяснила: "Здесь не звери!

Это - мамочка моя!"

Как видите, все по-разному оценили рисунок девочки.

2. Работа с карикатурами.

Сейчас

мы

вам

предлагаем

оценить

и

прокомментировать

ситуации,

изображенные на карикатурах под называнием «Великие за партой»

Посмотрите на них, какие ассоциации у вас возникают, обсудите их. Что же

хотел сказать автор ?

Ситуация1. Своим

бесконечным

стуком,

Морзе,

ты

мешаешь

товарищу

отвечать!

- Прокомментируйте, пожалуйста!

О: Никто, не знает, из каких детей получаются великие. Стучал по парте,

может, не баловался, а изобретал – азбуку Морзе.

Ситуация2. Эйнштейн

- Господин учитель! Как мой сын Эйнштейн понимает физику?

- Весьма относительно.

- Прокомментируйте.

Можно прокомментировать так: ещё пока слабовато.

А у меня другое мнение. Относительно чего? Всё познаётся в сравнении.

- Вот видите, мы не случайно предложила вам эти картинки. У каждого из нас

своё мнение. Очень сложно оценить правильность ваших ответов Проверка

знаний, умений и навыков учащихся является важной

составной частью

процесса

обучения.

Всегда

ли

мы

верно

оцениваем

достижения

наших

подопечных?

Проблема оценочной деятельности - одна из актуальнейших проблем как в

педагогической теории, так и в педагогической практике. Существующая

сегодня система оценивания формировалась в рамках знаниевой парадигмы

образования , что не соответствует в полной мере современным требованиям

компетентностного подхода.

Введение

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

второго

поколения

ставит

перед

нами

задачу

изменить

традиционные

подходы

к

оцениванию

достижений

учеников.

Проблему

оценивания

учебных

достижений

учащихся,

мы

считаем,

можно

решить

путем

формирования

критериальной

оценки

результатов

освоения

учащимися

основных образовательных программ. Критериальный подход к оцениванию

работ

учащихся

помогает

осуществлять

прежде

всего

обратную

связь,

позволяющую

всем

участникам

процесса

учителям,

и

ученикам,

и

родителям) понимать уровень освоения изучаемого материала.

3. Объявление темы

Тема

нашего

мастер

класса

«Критериальное

оценивание

как

фактор

повышения мотивации учащихся»

4. Первичная рефлексия.

Предлагаем вам оценить уровень своих знаний по данной теме. Прикрепите

свое яблочко на той ветке дерева, которая, по вашему мнению, соответствует

вашему уровню .

5. «Шесть шляп»

А сейчас, чтобы лучше изучить систему критериального оценивания, мы

будем использовать метод Эдварда Де Боно «Шесть шляп»

Работать

нам

предстоит

в

группах,

потому

что

так

учиться

полезнее

и

интереснее. Вместе вы сможете успешно преодолеть все трудности, потому

что команда – это на самом деле сила!

« Шесть шляп» (анализ системы оценивания)

«Белая шляпа» - Белый цвет наводит на мысль о бумаге. В этом режиме

мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая

необходима для принятия решения: только факты и цифры.

Дайте

определение

критериальному

оцениванию,

назовите

основные

принципы и идеи.

КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ – это процесс, основанный на сравнении

учебных

достижений

учащихся

с

четко

определенными,

коллективно

выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями,

соответствующими

целям

и

содержанию

образования,

способствующими

формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

Критериальное оценивание позволяет ученику планировать свою учебную

деятельность,

определять

цели,

задачи,

пути

их

достижения,

оценивать

результат своего труда, повышать качество своего образования).

Система

критериального

оценивания

учащихся

включает

в

себя

формирующее (текущее) и констатирующее (итоговое) оценивания.

РУБРИКАТОР – подробное

описание

уровней

достижений

учащихся

по

каждому критерию и соответствующее им количество баллов.

ДИСКРИПТОР – описание уровней достижения конкретного балла.

Принципы критериального оценивания:

Критериальность;

Приоритет самооценки;

Гибкость и вариативность;

Естественность процесса контроля и оценки.

Функции отметки при критериальном оценивании:

Стимулирование

ответственности

учащихся

за

образовательные

результаты;

Определение границ знания-незнания ;

Определение направления коррекционной работы;

Оценивание личной динамики учащихся ;

Мотивирование учащихся к обучению ;

Формирование действий контроля и оценки .

К р а с н а я

ш л я п а связана

с

эмоциями,

интуицией,

чувствами

и

предчувствиями. Здесь не нужно ничего обосновывать. Что я чувствую? Что

мне подсказывает моя интуиция?

Расскажите о чувствах, которые испытывает ученик и учитель на уроке при

использовании

критериального

оценивания.

Также

мы

предлагаем

вам

сочинить

синквейн,

который

выразит

ваше

отношение

к

этой

системе

оценивания

Применение

критериального

подхода

формирует

у

учащихся

осознанное

усвоение изучаемого, придаёт уверенность в себе, в своих знаниях и умениях,

фиксируются достижения, а не ошибки.

Черная шляпа - это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и

риски и говорит, почему что-то может не получиться. На что надо обратить

внимание?

Найдите

спорные

моменты,

риски в

использовании

критериального

оценивания.

1.

Формальный подход педагогов к разработке необходимых материалов

для

критериального

оценивания

и

проведению

анализа

результатов

из-за

трудоемкости процесса разработки.

2.

Издержки

адаптационного

периода

при

внедрении

критериального

оценивания.

3.

Отсутствие должного контроля со стороны администрации школы за

соблюдением графика выполнения констатирующих работ.

Желтая шляпа. Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Под

желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества.

Каковы положительные стороны критериального оценивания?

Оценивается только работа учащегося;

Работа

учащегося

сравнивается

с

образцом

(эталоном)

правильно

выполненной работы; эталон известен учащимся заранее;

Учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому

он сам может определить уровень своей работы и информировать родителей;

Оценивают

у

учащихся

только

то,

чему

учили,

так

как

критерий

оценивания представляет конкретное выражение учебных целей.

Данный вид оценивания позволяет:

Учителям:

1.

Разработать

критерии,

способствующие

получению

качественных

результатов;

2.

Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей

деятельности;

3.

Улучшить качество преподавания;

4.

Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с

учетом его индивидуальных особенностей;

5.

Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;

Родителям:

1.

Получать доказательства уровня обученности ребенка;

2.

Отслеживать прогресс в обучении ребенка;

3.

Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.

Зеленая шляпа - это режим творчества, генерации идей, нестандартных

подходов и альтернативных точек зрения.

Вам необходимо разработать критерии оценивания выразительного чтения

басни.

1.Читать безошибочно (с соблюдением норм дикции и орфоэпии

2.Исполнительское

мастерство

и

артистизм

(перспектива

переживаемого

чувства

и

степень

эмоционального

воздействия

на

слушателя,

жесты

и

мимика, контакт и общение с

аудиторией, оригинальность эмоциональность исполнения)

3.Ввыразительность чтения (свобода звучания голоса, дикция, логические

ударения,

соблюдение

нужной

интонации

и

пауз,произношения,

темпоритмическое разнообразие)

4.Проникновение в идейно-художественное содержание произведения в

меру доступности обучающимся данного возраста;

5.Выявление своего отношения к читаемому;

Синяя шляпа — особая шляпа. Это рефлексивное мышление, мышление о

мышлении. Под Синей шляпой мы управляем процессом восприятия и

переработки поступающей информацией. Вам необходимо сделать выводы и

обобщить.

Критериальное оценивание позволяет обеспечить качественное оценивание и

развитие личности, готовой к

эффективному взаимодействию с окружающим миром;

самообразованию;

саморазвитию;

•даёт возможность определить, насколько успешно усвоен тот или иной

учебный материал, сформирован тот или иной практический навык;

•позволяет фиксировать как изменения общего уровня подготовленности

каждого учащегося, так и динамику его успехов в различных сферах

познавательной деятельности;

•является «прозрачной» в смысле способов выставления текущих и итоговых

отметок и целей оценивания;

•содержит механизм, поощряющий и развивающий самооценивание

учащимся своих достижений, а также рефлексию происходящего с ним в ходе

учебного процесса

•позволяет бережно относиться к психике учащихся, избегать травмирующих

ее ситуаций.

6. Выразительное чтение басни, оценивание.

Предлагаю

попробовать

приём

оценивания

на

практике.

Вами

были

разработаны критерии оценивания выразительного чтения басни, предлагаем

выбрать жюри.

Представитель от каждой группы должен прочитать басню выразительно, а

вы оценить. Группы тоже могут выразить своё отношение к мнению жюри с

помощью смайликов. Если не согласны, объясните почему.

Жюри назовет того, кто наиболее был близок к соблюдению всех критериев.

( Читают басни)

Чтобы поставить ученику отметку, мы предлагаем такую шкалу переводов

критериев в баллы.

Оценка "5" - выполнены все требования

Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию

Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям

Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям

В

результате

такого

оценивания,

у

детей

повышается

мотивация

и

получается, что

мы оцениваем не самого ребёнка, а его умение читать

произведение.

Центральной идеей

формативного оценивания является

формирование действий контроля и оценки у учащихся на основе критериев

во

всех

четырех

доступных

для

этого

формах:

самооценивании,

взаимооценивании, участие в разработке критериев оценки и рефлексивного

разбора результатов выполненных учебных действий.

Констатирующее

(суммативное)

оценивание представляет

собой

набор

контрольных мероприятий, как правило, завершающих изучение более или

менее объемных учебных тем. Именно оценки за констатирующие работы

служат для формального определения уровня подготовки учащихся. По ним

выставляются четвертные и годовые результаты. Критериальное оценивание

предполагает наличие механизма, позволяющего производить оценку более

объективно.

6.

Повторная рефлексия

Предлагаем

снова

оценить

свой

уровень

знаний

по

теме

«Критериальное оценивание в конце нашего мастер – класса.

В

XXI

веке

новые

ориентиры

модернизации

школьного

образования

в

значительной

степени

изменили

роль

оценочной

деятельности

учащихся.

Становление

обновленной

образовательной

парадигмы,

появление

новых

образовательных

стандартов,

основанных

на

компетентностном

подходе

способствуют поиску единой критериальной технологии оценивания учебных

достижений

учащихся,

обладающей

системным,

междисциплинарным

характером,

влияющей

на

формирование

учебно-познавательной

компетентности учащихся.

Проблема оценивания учащихся продолжает и будет продолжать оставаться

актуальной,

поскольку

оценивание

-

это

не

только

ко н т р ол ь

над успеваемостью,

но

и

механизм

развития

познавательной

активности

учеников.В

перспективе

следует

связать

критериальное

оценивание

с

другими

видами

деятельности: внеурочной,

игровой,

досуговой.

Мы с вами, коллеги, как три русских богатыря,

которые оказались на

распутье. Как сложится судьба нашего образования, не рискнет предсказать

никто. А вот наша судьба и судьба учеников во многом зависит от нас самих,

главное – выбрать правильную дорогу.



В раздел образования