Автор: Федотова Наталия Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №8"
Населённый пункт: г.о. Коломна
Наименование материала: статья
Тема: ЗНАЧЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА - ДОШКОЛЬНИКА
Раздел: дошкольное образование
ЗНАЧЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА - ДОШКОЛЬНИКА
Н.И. Федотова
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад №8»
Г.о. Коломна
Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим
дня. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр, и занятий – то, что И.П.
Павлов
называл
внешним
стереотипом
–
обязательное
условие
правильного
воспитания ребенка.
Режим
дня
основан
на
правильном
чередовании
различных
видов
деятельности и отдыха в течение суток. Он способствует нормальному развитию
ребенка, его здоровья, воспитанию воли, приучает к дисциплине. Режим не только
организовывает
ребенка,
но
и
стоит
на
страже
его
здоровья.
Плюс
к
этому,
вырабатываются
полезные
привычки,
укрепляется
воля,
развивается
организованность ребенка. Можно сказать, что режим дня – это выверенное и
продуманное
чередование
труда,
отдыха,
питания
и
сна,
в
соответствии
с
возрастом малыша.
Режим
дня –
это
система
распределения
периодов
сна
и
бодрствования,
приемов
пищи,
гигиенических
и
оздоровительных
процедур,
занятий
и
самостоятельной деятельности детей.
Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение детей в
большой мере зависит от строгого выполнения режима.
Запаздывание
еды,
сна,
прогулок
отрицательно
сказывается
на
нервной
системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают
капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.
Один из немаловажных отличительных признаков воспитания в детском саду
от домашнего – это режим в детском саду. В детском саду все подчинено заранее
установленному распорядку. И это несомненный плюс. Ведь такая системность
приучает даже самого взбалмошного карапуза к аккуратности, точности, порядку.
1
Что уж говорить о питании. Любой диетолог подтвердит, что правильный прием
пищи в одно и то же время способствует росту здорового организма.
Режим
дня –
это
четкий
распорядок
жизни
в
течение
с у т о к ,
предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную
организацию
различных
видов
деятельности.
Правильный,
соответствующий
возрастным
возможностям
ребенка
режим
укрепляет
здоровье,
обеспечивает
работоспособность,
успешное
осуществление
разнообразной
деятельности,
предохраняет от переутомления.
Любая
деятельность –
это
ответная
реакция
на
внешний
раздражитель,
осуществляемая
рефлекторно. Она является результатом сложных процессов в
коре
головного
мозга,
сопровождается
огромной
тратой
нервной
энергии
и
приводит к утомлению.
У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе
наступает
через
определенные
промежутки
времени
и
сопровождается
ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм
как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому
она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и
не вызывает выраженного утомления.
В первые три года жизни режим дня меняется несколько раз. Он должен быть
подчинен
основным
задачам
воспитания
детей
преддошкольного
возраста:
способствовать правильному росту и развитию, укреплению здоровья, развитию
основных движений, становлению речевой функции.
Режим дня детей дошкольного возраста должен строиться также с учетом
особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется все еще
легкой
истощаемостью
клеток
коры
головного
мозга,
определенной
неустойчивостью нервных процессов.
Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием
видов
деятельности
и
их
чередованием. С
физиологических
позиций
это
объясняется
способностью
коры
головного
мозга
одновременно
работать
и
отдыхать.
В
каждый
отдельный
момент
работает
не
вся
ее
поверхность,
а
2
отдельные
участки,
именно
те,
которые
ведают
данной
деятельностью
(поле
оптимальной возбудимости). Остальные области коры в это время находятся в
состоянии
покоя.
При
изменении
характера
занятий
поле
оптимальной
возбудимости
перемещается
и
создаются
условия
для
отдыха
ранее
функционировавших участков коры головного мозга.
Все физиологические процессы в организме, имея свой биологический ритм,
подчиняются единому суточному ритму – смене дня и ночи. В течение суток
активность и работоспособность ребенка не одинаковы. Их подъем отмечается от
8
00
до
12
00
ч
и
от
16
00
до
18
00
ч,
а
период
минимальной
работоспособности
приходится на 14
00
-16
00
ч. Не случайно поэтому занятия, вызывающие выраженное
утомление детей, планируются в первую половину дня, в часы оптимальной
работоспособности.
Работоспособность неоднозначна и на протяжении недели. В понедельник она
невысока.
Это
можно
объяснить адаптацией
ребенка
к
режиму
детского
сада
после
двухдневного
пребывания
в
домашних
условиях,
когда
в
большинстве
случаев
привычный
режим
существенно
нарушается. Наилучшие
показатели
работоспособности отмечаются во вторник и среду, а начиная с четверга она вновь
ухудшается,
до стигая
самых
низких
характеристик
в
пятницу
и
субботу. Следовательно, к концу недели происходит постепенное и неуклонное
нарастание утомления.
Продолжительность отрезков бодрствования у дошкольников ограничивается
5-6 ч. Отсюда вытекает необходимость чередования бодрствования и сна.
Ребенок, с раннего детства привыкший жить по режиму, охотно его выполняет.
Ему не приходит в голову, что можно отказываться идти спать, когда наступило
время.
Если он в 9 часов вечера лег и не позднее чем через полчаса крепко уснул, то
утром его не приходится будить – он сам просыпается бодрым, веселым.
У ребенка имеется достаточно времени, чтобы спокойно одеться, и родителям
не
приходится
поторапливать
его
и
выказывать
недовольство
по
поводу
его
медлительности.
3
Днем они не тратят время на многократные приглашения, уговоры сесть за
стол или пойти погулять. День в семье начинается и кончается спокойно, все
конфликтные ситуации, связанные с соблюдением режима, исключены. Вечерние
часы родители полностью используют для своих дел.
Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок,
разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной
системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме.
В детских дошкольных учреждениях режим осуществляется полностью.
Но дома (у детей как не посещающих, так и посещающих детские сады) он
далеко не всегда соблюдается.
Замечено, что отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается
на
состоянии
ребенка
в
детском
саду
в
понедельник:
чувствуется
некоторая
утомленность,
вялость
(или,
напротив,
повышенная
возбудимость),
малыш
склонен значительно больше поспать днем, чем в остальные дни.
На протяжении 4 дошкольных лет режим меняется незначительно. Несколько
уменьшается суточное количество сна, преимущественно за счет дневного. Но
нельзя забывать, что ребенок все еще нуждается в более продолжительном сне,
чем взрослый человек.
Ребенку до 5 лет положено спать в сутки 12,5-12 часов, в 5-6 лет – 11,5-12
часов (из них примерно 10-11 часов ночью и 1,5-2,5 часа днем).
Для ночного сна отводится время с 9-9 часов 30 минут вечера до 7-7 часов 30
минут утра. Дети-дошкольники спят днем один раз. Укладывают их так, чтобы
они просыпались в 15—15 часов 30 минут. Организовывать дневной сон позже
нецелесообразно — это неизбежно вызывало бы более позднее укладывание на
ночной сон. Шестичасовое бодрствование во второй половине дня — это как раз
тот промежуток времени, в течение которого ребенок достаточно наиграется,
чтобы почувствовать потребность в отдыхе.
Особенности сна ребенка в большой мере определяются условиями
воспитания. Необходимость идти спать порою воспринимается как неприятность,
ребенок просит разрешения еще поиграть, посмотреть телевизор. Получив отказ,
4
он в плохом настроении идет умываться, раздеваться, долго возится, не засыпает, а
утром его приходится' будить, лишая части необходимого отдыха.
Систематическое
недосыпание
отрицательно
сказывается
на
настроении
ребенка,
приводит
к
возникновению
у
него
капризов,
вредно
отражается
на
состоянии
центральной
нервной
системы.
Поэтому
столь
важно,
используя
соответствующие
педагогические
и
гигиенические
средства,
укреплять
потребность ребенка во сне, вызывать чувство удовольствия при укладывании,
приучать быстро засыпать без всяких дополнительных воздействий.
Какие же средства способствуют решению этих задач?
Прежде всего, воспитанная еще в раннем детстве привычка выполнять режим.
Обычно ребенку хочется как-то завершить то, что он делает (и это можно только
приветствовать). Поэтому следует заранее, минут за 10-15, предупредить малыша
о том, что скоро нужно ложиться спасть. А когда это время наступит, настаивайте,
чтобы ребенок не задерживался.
Постепенному переключению от игры ко сну способствует привычка ребенка
раздеваться
самостоятельно.
Уже
к
трем
годам
малыш
может
почти
самостоятельно
раздеться
и
аккуратно
сложить
одежду.
На
протяжении
последующих лет эти навыки совершенствуются.
5
ЛИТЕРАТУРА
1.
Богина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду.
2.
Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов СП. Дошкольная педагогика. - М.,
1987.
3.
Гигиенические
основы
воспитания
детей
от
3
до
7
лет:
Кн.
Для
работников
дошк.
учреждений
/
Е.М.Белостоцкая,
Т.Ф.Виноградова,
Л.Я.Каневская, В.И.Теленчи; Сост. В.И.Теленчи. -М.: Просвещение, 1987.
4.
Дошкольная педагогика. / Под. Ред. В.И.Ядешко, Ф.А.Сохина.-М., 1986.
5.
Змановский
Ю.Ф.
Воспитываем
детей
здоровыми.
//
Дошкольное
воспитание. - 1988. - №2.
6.
Студенкин М.Я. Книга о здоровье детей.- 5- е изд., - М.: Медицина, 1988.
6