Напоминание

ЗНАЧЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА - ДОШКОЛЬНИКА


Автор: Федотова Наталия Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №8"
Населённый пункт: г.о. Коломна
Наименование материала: статья
Тема: ЗНАЧЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА - ДОШКОЛЬНИКА
Раздел: дошкольное образование





Назад




ЗНАЧЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА - ДОШКОЛЬНИКА

Н.И. Федотова

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад №8»

Г.о. Коломна

Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим

дня. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр, и занятий – то, что И.П.

Павлов

называл

внешним

стереотипом

обязательное

условие

правильного

воспитания ребенка.

Режим

дня

основан

на

правильном

чередовании

различных

видов

деятельности и отдыха в течение суток. Он способствует нормальному развитию

ребенка, его здоровья, воспитанию воли, приучает к дисциплине. Режим не только

организовывает

ребенка,

но

и

стоит

на

страже

его

здоровья.

Плюс

к

этому,

вырабатываются

полезные

привычки,

укрепляется

воля,

развивается

организованность ребенка. Можно сказать, что режим дня – это выверенное и

продуманное

чередование

труда,

отдыха,

питания

и

сна,

в

соответствии

с

возрастом малыша.

Режим

дня –

это

система

распределения

периодов

сна

и

бодрствования,

приемов

пищи,

гигиенических

и

оздоровительных

процедур,

занятий

и

самостоятельной деятельности детей.

Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение детей в

большой мере зависит от строгого выполнения режима.

Запаздывание

еды,

сна,

прогулок

отрицательно

сказывается

на

нервной

системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают

капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.

Один из немаловажных отличительных признаков воспитания в детском саду

от домашнего – это режим в детском саду. В детском саду все подчинено заранее

установленному распорядку. И это несомненный плюс. Ведь такая системность

приучает даже самого взбалмошного карапуза к аккуратности, точности, порядку.

1

Что уж говорить о питании. Любой диетолог подтвердит, что правильный прием

пищи в одно и то же время способствует росту здорового организма.

Режим

дня –

это

четкий

распорядок

жизни

в

течение

с у т о к ,

предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную

организацию

различных

видов

деятельности.

Правильный,

соответствующий

возрастным

возможностям

ребенка

режим

укрепляет

здоровье,

обеспечивает

работоспособность,

успешное

осуществление

разнообразной

деятельности,

предохраняет от переутомления.

Любая

деятельность –

это

ответная

реакция

на

внешний

раздражитель,

осуществляемая

рефлекторно. Она является результатом сложных процессов в

коре

головного

мозга,

сопровождается

огромной

тратой

нервной

энергии

и

приводит к утомлению.

У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе

наступает

через

определенные

промежутки

времени

и

сопровождается

ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм

как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому

она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и

не вызывает выраженного утомления.

В первые три года жизни режим дня меняется несколько раз. Он должен быть

подчинен

основным

задачам

воспитания

детей

преддошкольного

возраста:

способствовать правильному росту и развитию, укреплению здоровья, развитию

основных движений, становлению речевой функции.

Режим дня детей дошкольного возраста должен строиться также с учетом

особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется все еще

легкой

истощаемостью

клеток

коры

головного

мозга,

определенной

неустойчивостью нервных процессов.

Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием

видов

деятельности

и

их

чередованием. С

физиологических

позиций

это

объясняется

способностью

коры

головного

мозга

одновременно

работать

и

отдыхать.

В

каждый

отдельный

момент

работает

не

вся

ее

поверхность,

а

2

отдельные

участки,

именно

те,

которые

ведают

данной

деятельностью

(поле

оптимальной возбудимости). Остальные области коры в это время находятся в

состоянии

покоя.

При

изменении

характера

занятий

поле

оптимальной

возбудимости

перемещается

и

создаются

условия

для

отдыха

ранее

функционировавших участков коры головного мозга.

Все физиологические процессы в организме, имея свой биологический ритм,

подчиняются единому суточному ритму – смене дня и ночи. В течение суток

активность и работоспособность ребенка не одинаковы. Их подъем отмечается от

8

00

до

12

00

ч

и

от

16

00

до

18

00

ч,

а

период

минимальной

работоспособности

приходится на 14

00

-16

00

ч. Не случайно поэтому занятия, вызывающие выраженное

утомление детей, планируются в первую половину дня, в часы оптимальной

работоспособности.

Работоспособность неоднозначна и на протяжении недели. В понедельник она

невысока.

Это

можно

объяснить адаптацией

ребенка

к

режиму

детского

сада

после

двухдневного

пребывания

в

домашних

условиях,

когда

в

большинстве

случаев

привычный

режим

существенно

нарушается. Наилучшие

показатели

работоспособности отмечаются во вторник и среду, а начиная с четверга она вновь

ухудшается,

до стигая

самых

низких

характеристик

в

пятницу

и

субботу. Следовательно, к концу недели происходит постепенное и неуклонное

нарастание утомления.

Продолжительность отрезков бодрствования у дошкольников ограничивается

5-6 ч. Отсюда вытекает необходимость чередования бодрствования и сна.

Ребенок, с раннего детства привыкший жить по режиму, охотно его выполняет.

Ему не приходит в голову, что можно отказываться идти спать, когда наступило

время.

Если он в 9 часов вечера лег и не позднее чем через полчаса крепко уснул, то

утром его не приходится будить – он сам просыпается бодрым, веселым.

У ребенка имеется достаточно времени, чтобы спокойно одеться, и родителям

не

приходится

поторапливать

его

и

выказывать

недовольство

по

поводу

его

медлительности.

3

Днем они не тратят время на многократные приглашения, уговоры сесть за

стол или пойти погулять. День в семье начинается и кончается спокойно, все

конфликтные ситуации, связанные с соблюдением режима, исключены. Вечерние

часы родители полностью используют для своих дел.

Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок,

разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной

системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме.

В детских дошкольных учреждениях режим осуществляется полностью.

Но дома (у детей как не посещающих, так и посещающих детские сады) он

далеко не всегда соблюдается.

Замечено, что отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается

на

состоянии

ребенка

в

детском

саду

в

понедельник:

чувствуется

некоторая

утомленность,

вялость

(или,

напротив,

повышенная

возбудимость),

малыш

склонен значительно больше поспать днем, чем в остальные дни.

На протяжении 4 дошкольных лет режим меняется незначительно. Несколько

уменьшается суточное количество сна, преимущественно за счет дневного. Но

нельзя забывать, что ребенок все еще нуждается в более продолжительном сне,

чем взрослый человек.

Ребенку до 5 лет положено спать в сутки 12,5-12 часов, в 5-6 лет – 11,5-12

часов (из них примерно 10-11 часов ночью и 1,5-2,5 часа днем).

Для ночного сна отводится время с 9-9 часов 30 минут вечера до 7-7 часов 30

минут утра. Дети-дошкольники спят днем один раз. Укладывают их так, чтобы

они просыпались в 15—15 часов 30 минут. Организовывать дневной сон позже

нецелесообразно — это неизбежно вызывало бы более позднее укладывание на

ночной сон. Шестичасовое бодрствование во второй половине дня — это как раз

тот промежуток времени, в течение которого ребенок достаточно наиграется,

чтобы почувствовать потребность в отдыхе.

Особенности сна ребенка в большой мере определяются условиями

воспитания. Необходимость идти спать порою воспринимается как неприятность,

ребенок просит разрешения еще поиграть, посмотреть телевизор. Получив отказ,

4

он в плохом настроении идет умываться, раздеваться, долго возится, не засыпает, а

утром его приходится' будить, лишая части необходимого отдыха.

Систематическое

недосыпание

отрицательно

сказывается

на

настроении

ребенка,

приводит

к

возникновению

у

него

капризов,

вредно

отражается

на

состоянии

центральной

нервной

системы.

Поэтому

столь

важно,

используя

соответствующие

педагогические

и

гигиенические

средства,

укреплять

потребность ребенка во сне, вызывать чувство удовольствия при укладывании,

приучать быстро засыпать без всяких дополнительных воздействий.

Какие же средства способствуют решению этих задач?

Прежде всего, воспитанная еще в раннем детстве привычка выполнять режим.

Обычно ребенку хочется как-то завершить то, что он делает (и это можно только

приветствовать). Поэтому следует заранее, минут за 10-15, предупредить малыша

о том, что скоро нужно ложиться спасть. А когда это время наступит, настаивайте,

чтобы ребенок не задерживался.

Постепенному переключению от игры ко сну способствует привычка ребенка

раздеваться

самостоятельно.

Уже

к

трем

годам

малыш

может

почти

самостоятельно

раздеться

и

аккуратно

сложить

одежду.

На

протяжении

последующих лет эти навыки совершенствуются.

5

ЛИТЕРАТУРА

1.

Богина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду.

2.

Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов СП. Дошкольная педагогика. - М.,

1987.

3.

Гигиенические

основы

воспитания

детей

от

3

до

7

лет:

Кн.

Для

работников

дошк.

учреждений

/

Е.М.Белостоцкая,

Т.Ф.Виноградова,

Л.Я.Каневская, В.И.Теленчи; Сост. В.И.Теленчи. -М.: Просвещение, 1987.

4.

Дошкольная педагогика. / Под. Ред. В.И.Ядешко, Ф.А.Сохина.-М., 1986.

5.

Змановский

Ю.Ф.

Воспитываем

детей

здоровыми.

//

Дошкольное

воспитание. - 1988. - №2.

6.

Студенкин М.Я. Книга о здоровье детей.- 5- е изд., - М.: Медицина, 1988.

6



В раздел образования