Автор: Жеребятьева Галина Константиновна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 25 "Журавлик""
Населённый пункт: Тамбов, Тамбовская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Музыкально – речевые игры для детей младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Музыкально – речевые игры для детей младшего
дошкольного возраста.
Жеребятьева Галина Константиновна
Для формирования правильной речи детей младшего дошкольного
возраста и предупреждения речевых дефектов необходимо использовать
в
работе по музыкальному воспитанию музыкально – речевые игры, учитывая
возрастные
и
индивидуальные
особенности,
нервно
–
психическое
и
физическое
состояние,
настроение
каждого
ребёнка,
его
желание
или
нежелание участвовать в игре. При этом следует помнить, что наилучшего
результата
можно
достичь
лишь
при
совместных
усилиях
педагога
и
музыкального руководителя. Музыкальный руководитель начинает проводить
занятия
с
детьми,
сочетая
музыку
и
речь
с
движениями,
а
логопед
и
воспитатель
продолжает
эту
работу
на
своих
речевых
занятиях.
Такая
комплексная
форма
не
только
обеспечивает
предупреждение
речевых
нарушений у детей, но и благоприятно влияет на весь организм ребёнка,
способствуя развитию его личности в целом.
С помощью музыкально –
речевых игр у ребёнка успешно развиваются подражание речи взрослого,
речевая активность и коммуникативная функция речи.
Музыкально – речевые игры.
Ладошки
Цель: развитие координации движений.
Оборудование: стульчики.
Описание игры: Группа детей стоит или сидит на стульчиках. Перед ними
педагог, который предлагает детям вытянуть руки вперёд ладошками кверху.
Напевая песенку, педагог медленно проходит вдоль ряда и хлопает своей
ладонью по ладошкам детей.
Мелодия украинской народной песни «Ганзя»
Дай похлопаю ладошкой
По твоей, совсем немножко.
Подставляй – ка
Их скорее,
Шлёп да шлёп
Повеселее! (2 р.)
«Ля, ля, ля…» - на всю мелодию припева все дети и стоящий перед
ними педагог хлопают правой ладошкой сверху по левой. (Педагог хлопает
левой ладонью по правой!)
Рекомендуется активно побуждать детей к подпеванию: «Ля, ля, ля…»
Гав!
Цель: обыгрывание сюжета с игрушкой и составление описания игрушки;
развитие навыка ответа на вопросы.
Оборудование: собачка (мягкая игрушка или «би-ба-бо») с бантом на шее.
Описание
игры: Перед
сидящими
на
стульчиках
детьми
педагог
с
игрушечной собакой. Играя с собакой, педагог поёт песенку и качает головой
собаки вперёд – назад, побуждая детей петь и подпевать.
Мелодия украинской народной песни «Ой, лопнул обруч»
Вот и Бобик к нам пришёл –
Головой качает.
Вот и Бобик к нам пришёл –
Ой, как громко лает!
Гав!
Гав!
Гав!
Гав
–
гав
–
гав!......... (на
всю
мелодию
припева)
Педагог:
- Какой хороший Бобик! Вот как громко лает!
Задаёт детям вопросы:
- Какого цвета шерсть у Бобика?
- Какого цвета бант на шее?
- Большой он или маленький?
- Сколько у него передних лап?
- Сколько задних? И т.д.
На
каждый
правильный
ответ
Бобик
кивает
головой
и
«гавкает».
На следующих занятиях выполнять действия с игрушкой может и ребёнок (по
желанию).
Кто пришёл?
Цель:
закрепление представлений о «голосах» животных и птиц, развитие
навыков звукоподражания.
Оборудование: плоскостной настольный домик с большим окном, кукла и
другие сюжетные игрушки (Петрушка, мишка, заяц и т.д.).
Описание
игры:
За
столом
перед
сидящими
детьми,
на
небольшом
расстоянии от них, педагог, перед которым плоскостной домик. Педагог очень
медленно, отчётливо выговаривает слоги, спрашивает:
Кто – то в гости к нам идёт,
Кто – то песенку поёт? (2 р.)
Впоследствии, когда и дети выучат этот вопрос, они будут задавать его
друг другу.
В окне появляется персонаж, хорошо знакомый детям (кукла, заяц,
Петрушка, мишка и др.)
Педагог:
- Дети! Кто пришёл?
Дети стараются ответить с помощью педагога.
Педагог:
- А как он поёт (говорит, кричит и т.д.)?
Дети издают соответствующие звуки.
Персонаж
уходит,
прощаясь.
Появляется
следующий.
Игра
продолжается.
На
показ
персонажей
можно
приглашать
сначала
детей,
которые
говорят
более
правильно,
чем
остальные.
Следует
поощрять
и
старания детей.
Все у нас хорошие!
Ц е л ь : формирование
положительного
эмоционального
микроклимата
в
группе детей.
Описание
игры: Взявшись
за
руки,
все
дети
не
спеша
идут
по
кругу,
приговаривая хором вместе с педагогом:
А кто у нас хороший,
А кто у нас пригожий?
Олечка хорошая,
Олечка пригожая!
Ля – ля – ля –ля…
Напевая любую плясовую мелодию на «ля – ля – ля…», стоя в кругу,
все хлопают в ладоши, а Олечка, выйдя в середину круга, пляшет как умеет.
Затем, взявшись за руки, все идут по кругу в другую сторону, повторяя
хором те же строчки, заменив только имя ребёнка.
Поплясали несколько ребят, все вновь идут по кругу, произносят тот же
стишок, изменив только две последние строчки:
Все у нас хо – ро – ши – е,
Все у нас при – го – жи - е!
И под пение взрослых и хлопки все дети пляшут.