Автор: Кочеткова Наталья Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №16 "Светлячок"
Населённый пункт: д.Новоселки Зарайский округ Московская область
Наименование материала: Проект по экологии в подготовительной группе
Тема: "Здравствуй,дерево!"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 16
«Светлячок»
ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
«ЗДРАВСТВУЙ ДЕРЕВО!»
Составила : Кочеткова Наталья Михайловна
Май 2019 г.
Проблема экологического образования- одно из самых актуальных на
сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее
охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного
поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Как развивать
любовь к природе и стремление защищать ее? Чтобы ответить на эти важные
вопросы мы решили разработать проект по экологическому воспитанию по
теме: «Здравствуй, дерево!».
Тип проекта- познавательно- исследовательский
Руководители проекта- педагоги
Участники проекта – воспитатель, дети, родители.
Срок реализации – 3 дня, краткосрочный.
Проблема: получить представление о березе о ее роли в жизни человека
(эстетической, оздоровительной и т.д.). Воспитанию любви к природе,
бережному отношению к ней.
Тема : «Береза».
Цель проекта: вызвать у детей интерес к конкретному объекту – дереву;
вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о нем.
Задачи:
1.
Познакомить детей с березой, ее особенностями и отличиями от других
деревьев.
2.
Развивать у детей экологические представления, знания о ценности
природы и правилах поведения в ней.
Ожидаемый результат:
Предполагается получить результаты в области экологического воспитания
детей: воспитание эмоционального, бережного отношения к березе, как
живому объекту мира природы, умение видеть красоту окружающего мира,
формирование представлений о явлениях и закономерностях в природном
мире, привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в
быту.
Интеграция образовательных областей:
Коммуникация – Беседы. Свободное общение.
Познание – Рассказ воспитателя. Рассматривание: фото, иллюстрации.
Исследовательская деятельность :
-обследование и рассматривание листьев;
-определять форму: круглые, овальные, резные;
-окраску: оттенки зеленого, желтого цвета;
-величину – использовать в определении более точные градации: мелкие,
крупные, средние листья;
-поверхность листа: гладкий, ворсистый, блестящий – не блестящий;
плотность и толщину листьев;
-дидактические игры;
-чтение художественной литературы;
-чтение стихотворений, рассказов и сказок по данной теме;
-рассматривание картин, иллюстраций;
-загадывание загадок.
Социально- личностное развитие.
-социализация;
-экскурсии: по участку детского сада;
-наблюдения;
-труд;
-безопасность.
Художественно- эстетическое развитие:
-продуктивная деятельность;
-совместная работа с родителями.
Физическое развитие:
-подвижные игра;
-физкультминутки.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА:
1.Начальный этап.
Постановка цели и разработка содержания учебно- воспитательного
процесса.
2.Деятельный этап.
Беседа с детьми: « В гости к Зайке».
Прогулка: Наблюдения за березами. Знакомство с березой.
Исследовательская деятельность.
- Игра «Узнай дерево».
-Упражнения на развитие мелкой моторики рук «Составь узор».
-Экскурсия по территории детского сада.
-Отгадывание загадок про березу : «Отгадай мою загадку».
-Дыхательное упражнение «Ветерок».
-Дидактическая игра «Найди листок какой покажу».
-Физкультминутка «Березонька». Народные приметы про березу.
ООД
-Чтение книг о березе. (Развивать у детей эмоциональную отзывчивость при
восприятии и иллюстраций).
-Беседа по прочитанному произведению.
-Коллективная работа: рисунок – аппликация «Стройные березы».
3.Заключительный этап. Коллективная реализация проекта.
1. Развлечение. «Во поле береза стояла».
- Хоровод возле березы ( под музыку «Во поле береза стояла»)
- Чтение стихов про березу.
- Разгадывание загадок про березу.
2. Выставка рисунков и поделок, сделанные с детьми совместно с
родителями.
3. Беседа с детьми « в гости к Зайке».
Цель: развивать у детей познавательный интерес, вызвать у детей интерес к
конкретному объекту – дереву.
( Группа разделена на 2 части: на одной половине стоят стулья для детей, на
другой стороне стоит экран для показа фото. Дети сидят на стульях).
Воспитатель (В.): Здравствуйте, ребята!
Дети Д.): Здравствуйте!
В .Ребята, сегодня на почту детского сада пришло необычное письмо с
большой печатью. Давайте его откроем, ведь оно адресовано вам , ребята.
В. Ну что же, ребята, поможем Зайке?
Д. Да.
В. Показывает на экране фотографию домика Зайки возле него растет дерево.
Д. Говорят, что это береза, обосновывают свои высказывания. (ствол у березы
белый, с черными точками.)
В. Правильно, ребята, Это береза – единственное дерево в мире с белой
корой. А чтобы побольше узнать о ней, мы с вами сегодня на прогулке
найдем эти деревья и рассмотрим их. И тогда мы напишем Зайке ответ, что
же за дерево выросло около домика.
4. Прогулка.
«Наблюдения за березами».
Цель: напомнить о деревьях, растущих на участке, учить различать их по
внешнему виду ствола, кроны, листьев, уточнить приметы весны, ее
признаки, развивать логическое мышление, воспитывать бережное
отношение к природе.
Ход.
-Посмотрите на деревья, которые растут на территории детского сада, вокруг
него?
- Кто знает, какие это деревья?
- Что есть у деревьев?
- Где береза? По каким приметам определили?
Предложить детям подойти к березе, потрогать ее ствол, показать ветви,
изобразить их величину, обойти ее кругом, сравнить ее ствол с другими
деревьями, полюбоваться ее стройностью и красотой. Рассмотреть листья,
какой формы и цвета. Поговорить о бережном отношении к деревьям и
природе вообще.
Исследовательская деятельность.
Рассматривание листьев березы: какой они формы, какого цвета, края
зубчатые.
Игра на прогулке.
«Узнай дерево!».
Цель: уметь узнавать березу среди других деревьев.
Дети становятся вокруг воспитателя. На его слова: «Раз, два, три! К березе
беги!» - дети бегут к березам. Группы детей остановились у берез. Каждая
группа обосновывает свой выбор: у березы белый ствол, зеленые листья,
листочки маленькие, похожие на треугольник, шершавые, с зубчиками.
Трудовая деятельность.
Уход за поломанными ветками.
Цель: воспитывать желание ухаживать за растениями, учить бережному
отношению к природе.
5. Экскурсия на территории детского сада.
Цель: систематизация имеющих знаний о жизни деревьев, а именно о березе.
ХОД.
Загадка.
Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой,
Стоит под горой. (береза).
Стихотворение С. Есенина «Белая береза».
Белая береза,
Под моим окном.
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
И стоит береза
В сонной тишине.
И горят снежинки,
В золотом огне.
В .Как вы думаете, ребята, чем отличается береза от всех остальных деревьев,
например: от ели и осины? ( цветом ствола).
Как можно сказать одним словом о белом стволе березы? –
БЕЛОСТВОЛЬНАЯ.
Как вы думаете, для чего березке черные черточки? ( оказывается, береза
через них дышит и называются они – ЧЕЧЕВИЧКИ.)
А давайте мы тоже, как березки подышим.
Дыхательное упражнение «ВЕТЕРОК».
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу, (вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо ( повернуть голову направо, губы трубочкой , выдох)
Могу и вверх( голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой,
вдох).
Могу и в облака (голову вверх, вдох через нос, выдох через рот).
Ну а пока, я тучи разгоню руками (круговые движения руками).
В.: Молодцы!!!
Давайте рассмотрим ветви. Потрогайте их и сравните. ( Дети отвечают)У
осины ветви прочные, крепкие; у березы – тонкие, гибкие, нежные.
В. Люди говорят: у березы есть коса. Почему? (Когда дует ветерок, ветви у
березы словно косы заплетаются).
Давайте сравним листья: лист осины ( круглый с волнистыми краями), а у
березы – с зубчиками.
Дидактическая игра «Найди листок, какой покажу».
В. Ребята, а что вы можете сказать, что происходит с наступлением весны
внутри дерева. ( сокодвижение). Что можно сказать про березовый сок? ( его
пьют для укрепления здоровья).
В. Давайте потрогаем верхний слой коры у березы. Что он из себя
представляет? (Это защитный слой - называют его БЕРЕСТА. Он защищает
дерево от воды и вредных воздействий человека).
Физкультминутка. «Березонька». ( все движения выполняются плавно).
Береза, моя березонька. ( движение правой рукой в сторону – вверх)
Береза моя кудрявая! ( То же левой).
Стоишь ты , березонька (поднять руки вверх)
Посреди долинушки ( опустить руки).
На тебе, березонька ( руки вытянуть вперед, ладошки вверх)
Листья зеленые ( опустить руки).
Трава шелковая ( движения руками вправо, влево)
Вокруг тебя березонька.
Венки вьют- плетут. ( вращение руками перед собой).
В.: Символ русской березы отражался и отражается в народных приметах.
Из березы весной течет много сока – к дождливому лету.
Если на березах много серег – к урожаю гороха.
Когда лопаются сережки у берез – время сеять хлеб.
Сей овес, когда березовый лист станет распускаться.
В.: А также символ березы отражался и в пословицах.
Береза не угроза: где стоит, там и шумит.
Береза, да разуму учит.
В.: И закончить нашу экскурсию хочется словами из песни:
Белая береза, я тебя люблю…
Протяни мне ветку нежную свою…
Без любви, без ласки пропадаю я …
Белая береза, милая моя…
В. На этом наша экскурсия подошла к концу.