Автор: Кочкина Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Сергиев Посад, Московская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование словарного запаса детей в младшем дошкольном возрасте"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУРЕЖДЕНИЕ
«Центр развития ребенка – детский сад № 3»
Выступление на педагогическом совещании
на тему:
«Формирование словарного запаса детей в младшем дошкольном возрасте (из
опыта работы)».
Воспитатель
Кочкина О.А.
г. Сергиев Посад
март 2014года
Богатая, хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и
развития личности. Лексика, как важнейшая часть языковой системы, имеет
огромное общеобразовательное и практическое значение. Разнообразие
словаря есть признак высокого развития речи человека. Чем богаче и
правильнее речь, тем легче высказывать свои мысли, тем шире возможности
в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее
отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется
психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном
формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и
исправляя различные нарушения. Таким образом, важнейшей задачей
развития речи является формирование и развитие словаря у детей.
Словарный запас традиционно делится на активный и пассивный. Активный
– это те слова, которые ребенок произносит сам, пассивный составляют
слова, которые малыш понимает, но произносить в силу возраста или каких-
то других причин не может. Отечественные исследователи отмечают, что
ребенок в год владеет 10-12 словами, к 2 годам называет до 300 слов, а к 3,6
годам знает до 1100 слов. Таким образом, мы видим, что дошкольный возраст
является сензитивным периодом для формирования и развития словарного
запаса детей, овладения ребенком речью. И задача взрослых – способствовать
увеличению багажа активного словарного запаса.
Обогащение, уточнение и активизация словаря осуществляется почти во всех
видах детской деятельности: бытовой, игровой и учебной.
Словарная работа является неотъемлемой частью занятий по развитию речи и
чтению художественной литературы, по познавательному развитию.
Для более успешного овладения, понимания и запоминания новых слов мы в
своей работе придерживаемся нескольких принципов:
Показ с названием (знакомя детей с новым словом необходимо
сообщить название, рассмотреть и по возможности обследовать. Для
этого можно использовать игрушки, картинки, настоящие предметы,
муляжи. Не стоит забывать, что у детей этого возраста яркие красивые
предметы вызывают желание подольше их рассматривать, поэтому
демонстрационный материал должен быть привлекательным и
интересным.)
Многократное повторение нового слова или фразы (следует несколько
раз повторить слово, можно это делать как индивидуально, так и хором)
Объяснение происхождения слова (этот прием побуждает детей
вслушиваться в звучание и радоваться догадке. Например, лягушка-
квакушка. Почему квакушка?)
Использование нового слова в сочетании с уже знакомым (например
вводим новое слово «клюет». Клюет. Курочка клюет. У нее есть клюв.
Курочка клюет зернышки.)
Поручения, предполагающие ответ действием («найди…»,
«принеси…», «покажи…». Двигательные ответы могут показать, что
малыш начал осваивать материал, но в активной речи это еще не нашло
отражение).
Для того, чтобы активизировать словарь ребенка, в своей работе мы
используем вопросы. Сначала это вопросы в простой форме: «Кто это?», «Что
это?», затем более сложные: «Какого цвета?», « Что делает?», «Как зовут?» и
т.д.
Также мы используем дидактические игры и упражнения, которые
предполагают употребление слов разных частей речи. Например д/игра «Кто
как подает голос?», д/игра «Зачем нужны руки, нос, ложка, крылья и т.д.»,
д/игра «Что можно делать ножницами, кисточкой?».
Еще мы повторяем знакомые сказки, потешки, а дети договаривают
последние слова.
Также детям даются разнообразные поручения, позволяющие общаться со
сверстниками: «Посмотри в раздевалку и скажи, кто пришел?», «Узнай у
расскажи мне….?»
Следует отметить, что на развитие головного мозга, а в частности на
формирование активного словарного запаса, положительно влияет развитие
мелкой моторики рук. Для развития которой полезны массаж рук, пальчиков,
пальчиковая гимнастика («Сорока – белобока», « Ладушки», и т.д.), лепка,
рисование.