Напоминание

"Формирование словарного запаса детей в младшем дошкольном возрасте"


Автор: Кочкина Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Сергиев Посад, Московская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование словарного запаса детей в младшем дошкольном возрасте"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребенка – детский сад № 3»

Выступление на педагогическом совещании

на тему:

«Формирование словарного запаса детей в младшем дошкольном возрасте (из

опыта работы)».

Воспитатель

Кочкина О.А.

г. Сергиев Посад

март 2014года

Богатая, хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и

развития личности. Лексика, как важнейшая часть языковой системы, имеет

огромное общеобразовательное и практическое значение. Разнообразие

словаря есть признак высокого развития речи человека. Чем богаче и

правильнее речь, тем легче высказывать свои мысли, тем шире возможности

в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее

отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется

психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном

формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и

исправляя различные нарушения. Таким образом, важнейшей задачей

развития речи является формирование и развитие словаря у детей.

Словарный запас традиционно делится на активный и пассивный. Активный

– это те слова, которые ребенок произносит сам, пассивный составляют

слова, которые малыш понимает, но произносить в силу возраста или каких-

то других причин не может. Отечественные исследователи отмечают, что

ребенок в год владеет 10-12 словами, к 2 годам называет до 300 слов, а к 3,6

годам знает до 1100 слов. Таким образом, мы видим, что дошкольный возраст

является сензитивным периодом для формирования и развития словарного

запаса детей, овладения ребенком речью. И задача взрослых – способствовать

увеличению багажа активного словарного запаса.

Обогащение, уточнение и активизация словаря осуществляется почти во всех

видах детской деятельности: бытовой, игровой и учебной.

Словарная работа является неотъемлемой частью занятий по развитию речи и

чтению художественной литературы, по познавательному развитию.

Для более успешного овладения, понимания и запоминания новых слов мы в

своей работе придерживаемся нескольких принципов:

Показ с названием (знакомя детей с новым словом необходимо

сообщить название, рассмотреть и по возможности обследовать. Для

этого можно использовать игрушки, картинки, настоящие предметы,

муляжи. Не стоит забывать, что у детей этого возраста яркие красивые

предметы вызывают желание подольше их рассматривать, поэтому

демонстрационный материал должен быть привлекательным и

интересным.)

Многократное повторение нового слова или фразы (следует несколько

раз повторить слово, можно это делать как индивидуально, так и хором)

Объяснение происхождения слова (этот прием побуждает детей

вслушиваться в звучание и радоваться догадке. Например, лягушка-

квакушка. Почему квакушка?)

Использование нового слова в сочетании с уже знакомым (например

вводим новое слово «клюет». Клюет. Курочка клюет. У нее есть клюв.

Курочка клюет зернышки.)

Поручения, предполагающие ответ действием («найди…»,

«принеси…», «покажи…». Двигательные ответы могут показать, что

малыш начал осваивать материал, но в активной речи это еще не нашло

отражение).

Для того, чтобы активизировать словарь ребенка, в своей работе мы

используем вопросы. Сначала это вопросы в простой форме: «Кто это?», «Что

это?», затем более сложные: «Какого цвета?», « Что делает?», «Как зовут?» и

т.д.

Также мы используем дидактические игры и упражнения, которые

предполагают употребление слов разных частей речи. Например д/игра «Кто

как подает голос?», д/игра «Зачем нужны руки, нос, ложка, крылья и т.д.»,

д/игра «Что можно делать ножницами, кисточкой?».

Еще мы повторяем знакомые сказки, потешки, а дети договаривают

последние слова.

Также детям даются разнообразные поручения, позволяющие общаться со

сверстниками: «Посмотри в раздевалку и скажи, кто пришел?», «Узнай у

расскажи мне….?»

Следует отметить, что на развитие головного мозга, а в частности на

формирование активного словарного запаса, положительно влияет развитие

мелкой моторики рук. Для развития которой полезны массаж рук, пальчиков,

пальчиковая гимнастика («Сорока – белобока», « Ладушки», и т.д.), лепка,

рисование.



В раздел образования