Напоминание

«Использование пальчиковых игр в развитие речи и мелкой моторики у детей раннего возраста»


Автор: Груздева Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №7 "Березка"
Населённый пункт: Нижегородская область, город Семенов
Наименование материала: статья
Тема: «Использование пальчиковых игр в развитие речи и мелкой моторики у детей раннего возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья на тему «Использование пальчиковых игр в развитие речи и мелкой

моторики у детей раннего возраста»

Автор: Груздева Татьяна Александровна, воспитатель МБДОУ детский сад

№7 «Березка»

Нижегородская область, город Семенов

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

В.А. Сухомлинский

Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является

актуальной

по

ряду

причин.

Основным

новообразованием

детей

раннего

возраста

является

овладение

речью,

которая

становится

основой

для

дальнейшего

развития

ребенка.

Речь

ребенка

постепенно

становится

важнейшим средством передачи ему общественного опыта, управления его

деятельностью со стороны взрослых. Исследователи, родители, воспитатели

обеспокоены значительным ухудшением здоровья детей, которые приводят к

появлению речевых нарушений. Отсутствием внимания к развитию устной

речи

со

стороны

родителей,

педагогов,

существенное

сужение «живого»

общения

родителей

и

детей

приводит

к

снижению

уровня

речевой

и

познавательной культуры в обществе. Поэтому важно с раннего возраста

начинать работу по развитию речевой активности детей, способствуя тем

самым полноценному развитию ребенка.

В развитии ребенка существуют периоды, когда он наиболее обучаем. Для

развития речи этот период – возраст от полутора лет до трех лет. Именно

тогда

ребенок

овладевает

основными

средствами

языка,

на

котором

осуществляется общение, у него закладываются основы речевого поведения,

формируется особое чувство языка. Закономерно, что лишь к трем годам

жизни движения пальцев ребенка становятся похожи на движения пальцев

рук взрослого человека.

О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном,

дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр

состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и

мозговая деятельность активизируется. Пальчиковые игры - хорошие

помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развивать

координацию. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает

разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и

способность сосредотачиваться. Такие игры формируют взаимоотношения

между взрослым и ребенком.

Пальчиковые игры служат закреплению знаний, полученных на занятиях,

и

активизируют

словарь

детей

раннего

возраста.

Игры

являются

естественным

состоянием,

потребностью

детского

организма,

средством

общения и совместной деятельности детей. Игра создаёт положительный

эмоциональный фон, на котором психические процессы протекают активно.

Она выявляет индивидуальные способности личностные качества ребёнка,

позволяет определить уровень его знаний и представлений, что необходимо

для дальнейшей работы воспитателя с данным ребёнком.

Начинать пальчиковую гимнастику нужно с разминки пальцев: сгибания

и

разгибания.

Можно

произносить

тексты,

которые

сопровождают

упражнения пальчиковой гимнастики или игр. Для некоторых упражнений

игрового характера можно надевать на пальчики бумажные колпачки или

рисовать

на

подушечках

пальцев

глазки

и

ротик.

Было

замечено,

что

наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает

хорошего

развития

мелкой

моторики

рук,

которая

не

только

оказывает

благоприятное

влияние

на

развитие

речи

(так

как

при

этом

индуктивно

происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к

рисованию и письму.

Пальчиковые игры способствуют:

- овладению навыками мелкой моторики;

- помогают развивать речь;

- повышают работоспособность коры головного мозга;

- развивают у ребенка психические процессы: мышление, внимание,

память, воображение;

- снимают тревожность.

Педагоги, занимающиеся проблемами развития дошкольников единодушно

сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через

нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление,

координация,

воображение,

наблюдательность,

зрительная

и

двигательная

память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что

вся

дальнейшая

жизнь

ребенка

потребует

использования

точных,

координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы

одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных

бытовых и учебных действий.

Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно

приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому

усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге,

стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный

фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать

смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими

стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и

усилится контроль, за выполняемыми движениями.

4. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые

положения рук и последовательность движений.

5. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими

упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

Данная тема выбрана не случайно, т. к. считаю очень важным уделять

большое внимание пальчиковым играм в развитии речи. На основании моих

наблюдений можно сделать вывод:

Пальчиковые игры детям очень нравятся, дети занимаются с огромным

желанием, они стали более внимательными, с удовольствием выразительно

повторяют слова потешек. У детей улучшилась речь (возросла речевая

активность, дети стали говорить не только фразами, но и предложениями,

состоящими из 3 – 4 слов).

Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с

малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику,

ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у

него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры

формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и

ребёнком.



В раздел образования