Автор: Афанасьева Анастасия Витальевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №24 имени Героя Советского Союза А.В. Корявина"
Населённый пункт: г. Сергиев Посад-6
Наименование материала: статья
Тема: "Педагогические условия организации работы по вокальному обучению с детьми 7-12 лет"
Раздел: среднее образование
Афанасьева Анастасия Витальевна,
учитель музыки МБОУ «Лицей №24»
г. Сергиев Посад
Педагогические условия организации работы по вокальному обучению с
детьми 7-12 лет.
Большинство русских и зарубежных авторов в своих исследованиях по
вопросам вокально-хорового воспитания детей разрабатывают комплекс
конкретных упражнений по формированию основных певческих навыков:
звукообразования, дыхания, артикуляции (дыхательного аппарата, гортани и
артикуляционного аппарата).
Одной из основных задач, стоящих перед музыкальным педагогом по
вокальному обучению, является научить каждого учащегося владеть
певческим голосом, который вначале не всегда гибкий и податливый. Ведь
способность к пению можно сравнить со способностью к речи, которая
является естественной и врожденной. Разница заключается лишь в том, что
говорить учатся все с самого рождения, так как речь является необходимым
условием существования в обществе, а пение в силу специфики не является
потребностью человека, поэтому петь учатся немногие. В этой связи можно
заключить, что неспособность управлять своим голосом, которая
наблюдается у части детей младшего школьного возраста, является
результатом «певческой безнадзорности» и поддается корректировке и
развитию [1,с.220]. Многочисленные исследования показали, что активность
в музыкальном общении значительно улучшает музыкальное развитие
учащихся, способствует их более продуктивному музыкальному воспитанию,
вследствие чего развивается его духовная и нравственная сфера. Именно
вокальную сторону пения как формы музыкальной деятельности особенно
выделяла А.Г. Менабени [5,с.92], указывая, что пению должно быть оказано
преимущество перед другими видами искусства, потому что в пении человек
является активным участником певческого процесса.
Вольное исполнительство позволяет развить певческий голос
школьника, который является его природным музыкальным инструментом и
присущ каждому нормально развитому здоровому школьнику. В этой связи
пение можно считать первичным видом музыкального исполнения, первым
проявлением музыкальности ребенка. Недаром и при обучении игре на
музыкальных инструментах ребенка изначально обучают пению, что создает
предпосылки для получения им серьезного музыкального образования.
В своей книге «Основы вокальной методики» Л.Б. Дмитриев приводит
основные теоретические сведения по развитию голоса и воспитанию певца,
которые, по его мнению, должны подкреплять практическую деятельность
педагога в его занятиях с учениками[2,с.240]. Знания теории должны
подкреплять практику, которую получают дети на занятиях по вокальному
обучению. Автор очень подробно, интересно, доказательно рассказывает о
функционировании голосового аппарата, строении и функциях голоса,
психологических аспектах вокала и многом другом. На основании сделанных
выводов им даются следующие рекомендации для работы с голосом певца по
классической вокальной методике:
1) знакомство с учеником: собственная оценка его возможностей и
способностей;
2) посещение врача- фониатра;
3) формирование уроков с начинающими должно основываться на
следующих правилах:
-
длительность занятия не должна превышать 20-25 минут с перерывами
между упражнениями;
-
самостоятельные занятия нужно категорически запретить;
-
начинать работу нужно с центрального участка диапазона,
отталкиваясь от наиболее удачных нот;
-
упражнения для начинающих должны даваться как музыкальные
попевки;
-
необходимо правильно установить корпус, голову и рот во время
исполнения;
-
необходима предварительная подготовка перед началом исполнения.
Дальнейшее развитие голоса требует совершенствования вокальных качеств
исполнителя. Для этого педагог должен использовать живое общение с
учеником, показ и рассказ о том, что следует делать, как правильно и как нет.
В своем стремлении исправить недостатки ученика, привить нужные
навыки он использует все возможности педагогического воздействия. Такое
многообразие способов, имеющих целью найти более правильное звучание
или верный путь преодоления того или иного недостатка, является вполне
закономерным и правильным.
В своей книге «Искусство резонансного пения. Основы резонансной
теории и техники» В.П. Морозов рассказывает о совершенствовании
певческого и речевого голоса на основе резонансной техники, т.е.
активизации резонаторов голосового аппарата во взаимодействии с работой
дыхания и гортани с целью улучшения тембра и усиления голоса,
достижения его легкости, полётности, неутомимости и защиты гортани от
перегрузок и заболеваний [7,с592].
На первом этапе занятия необходимо особое внимание уделить
постановке дыхания. Дыханию необходимо уделять особое внимание.
Именно с него начинается формирование звука.
Следующий этап– владение голосом (правильное звукоизвлечение,
развитие диапазона, подвижность голоса).
Большое внимание автор уделяет работе над артикуляцией, считая, что
песню вначале необходимо проговаривать, а в работу над голосом включать
скороговорки. Особенное значение имеют эмоции.
В методическом пособии Г.П. Стуловой «Развитие детского голоса в
процессе обучения пению» исследуются вопросы теории и методики
развития голосов детей в возрасте «от рождения до 10 лет»[11,с.270]. Все
положения, теоретически доказываемые Г.П.Стуловой, находят свое
подтверждение в результатах практической работы с детскими хоровыми
коллективами.
В основе методической системы Г.П.Стуловой лежит тезис о
необходимости преимущественного использования в работе с детьми
младшего домутационного возраста натуральных регистров. С этой позиции
рассматривается история и методика детского вокального воспитания в
России, особенности функционирования голосового аппарата ребенка в
пении, методика формирования вокальных навыков.
Понимание механизма звукообразования в различных регистрах дает
хормейстеру ключ для решения важнейших проблем как собственно
вокального, так и общемузыкального характера. Так, например, именно с
этой позиции определяются причины голосовых затруднений «гудошников» и
предлагается методика развития координации слуха и голоса, получившая
признание хормейстеров и преподавателей сольфеджио. Развитие голосового
аппарата и формирование качеств певческого голоса при работе в
натуральных регистрах в начале обучения в младшем домутационном
возрасте способствует выработке микстового звучания, развивает диапазон,
как звуковысотный так и динамический, улучшает интонацию и тембровые
характеристики голоса.
Методическая система Г.П.Стуловой опирается на традиционные методы
вокального воспитания, однако, все они корректируются в связи с
возрастными особенностями детского голосового аппарата вообще и
особенностями его функционирования в различных регистрах в частности.
Г.П.Стулова рассматривает обучение пению как единство
художественного и технического начал. Техника в отрыве от художественной
выразительности смысла не имеет, т.к. «Вокальный слух педагога и самих
учеников управляет процессом формирования вокальной техники... Отсюда
необходимость воспитания образного мышления, творческого воображения,
художественного вкуса, т.е. воспитания музыкального слуха в широком
смысле слова, который является основой развития певческого голоса детей».
Система методов и приемов, предложенная Г.П.Стуловой, учитывает
особенности психики, тенденции развития детей. Большое внимание
уделяется эмоциональному компоненту в обучении пению, приемам
активизации познавательной деятельности, созданию поисковых ситуаций,
созданию эмоционально комфортной обстановки на уроке.
В своей книге «Музыкально-певческое воспитание детей в
общеобразовательной школе» Д.Е. Огороднов основной задачей при развитии
певческих навыков школьников видит «бережное воспитание голоса,
обогащение его естественного тембра и на этой основе комплексное развитие
всех музыкальных способностей» [9,с.28].
По мнению Д.Е. Огороднова, современная методика музыкального
воспитания должна быть комплексной, что будет способствовать развитию
задатков творческих способностей учащихся, в частности, их музыкальных
способностей, интеллектуальной и эмоциональной активности.
Певческий аппарат – это двигательный аппарат со сложной системой
мышц, обладающей высокой чувствительностью и пластичностью, богатой
нервной организацией [9,с.29].
Долгое время сольное пение детей не признавалось в кругу
профессионалов, а большее внимание уделялось хоровому пению. До сих пор
многие педагоги по музыкальному воспитанию школьников придерживаются
аналогичного мнения, что сдерживает развитие индивидуальных
музыкальных способностей детей в целом. Основная причина этого
заключается в том, что, по мнению многих специалистов занятия вокалом
зачастую приводят не к развитию певческого голоса, а к потере голоса или
приобретению вокальных дефектов, которые в дальнейшем очень трудно
устранить. Данный результата, однако, является следствием ошибок, как в
методике преподавания, так и в выборе репертуара[3,с.39].
Также является дискуссионным и вопрос о вокально-технических
возможностях детского голоса. Возникающие в процессе обучения трудности
развития певческих навыков в одних случаях могут быть полезны для
развития голоса, а в других – наносят непоправимый вред формированию и
развитию голоса.
При выборе определенной программы обучения необходимо учитывать,
что голос изменяется и растет вместе с общим ростом и физическим
развитием ребенка. Это накладывает существенные ограничения на выбор
исполняемых произведений. В этой связи музыкальные педагоги делятся на
тех, кто использует в своей деятельности традиционный «взрослый»
классический вокальный репертуар(привычный и хорошо известный), и на
тех, кто ограничивается современными песнями из современных
мультфильмов и мюзиклов. Тех, кто пытается найти «золотую середину»
существенно мало. С учетом современного уровня развития образования
вопрос поиска «золотой середины» встает особенно остро. Это окажет
существенное значение для музыкально-певческого развития детей в
процессе вокального обучения.
В основу большинства существующих моделей вокального обучения
детей младшего и среднего школьного возраста в рамках системы
дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях
положены упражнения, разработанные Д.Е. Огородновым. Основой их
является движение от простого к сложному, где каждое последующее
упражнение вытекает из другого и усложняется по мере достижения цели.
Комплексное использование данных упражнений в сочетании с
наглядными схемами – алгоритмами является важнейшей особенностью
методики Д.Е. Огороднова.
Методика комплексного музыкально-певческого воспитания включает
шесть видов художественных музыкальных движений в коллективной
хоровой работе:
-
художественное тактирование;
-
работа по алгоритму постановки голоса и воспитания вокальных
навыков и музыкальности;
-
ладо- вокальные жесты;
-
декламация с жестикуляцией;
-
вспомогательные движения при вокальной работе над песней;
-
поиски выразительных движений во время слушания музыки
[8,с.79].
Первые три вида упражнений автор называет дидактическими, что
обусловлено строгой регламентацией и точностью их выполнения. Другие
упражнения носят творческий характер, так как являются
импровизированными по форме и произвольными по эмоциональному
содержанию.
В основе современных педагогических моделей по музыкально-
певческому воспитанию школьников лежат следующие принципы:
-
принцип саморегуляции голосообразующей системы: создание
оптимальных условий функционирования природной автоматики через
точные действия управляемой части голосового аппарата,
использование некоторых явлений голосообразования в качестве
пусковых механизмов певческой саморегуляции;
-
принцип элементарных операций: формирование сложного
двигательного навыка певческого навыка певческого голосообразования
из последовательности и совокупности простейших, далее
неразделимых на сознательном уровне операций;
-
принцип повторяемости: многократное повторение одинаковых
операций, вызывающее оптимизацию деятельности всей системы в
направлении биологической целесообразности и энергетической
экономичности;
-
принцип наблюдаемости – визуальной и осязательной;
-
принципсамоимитации:повторениенечужогозвука, воспринимаемого
только слухом, а своего, со всем комплексом вокально– телесных
ощущений;
-
принцип эстетического негативизма: пение нарочито некрасивым
голосом с целью переноса внимания с контроля тембра на контроль
ощущений физиологического типа» [6,с.71].
Наряду с инновационными подходами к вокальной работе с детьми,
существует и традиционное направление, теоретическим и методическим
лидером которого является кандидат педагогических наук Г.П. Стулова.
Новые подходы к проблеме вокального воспитания были предложены
известными педагогами Э.М. Чарели и И.П. Козляниновой, которые создали
первое теоретически обоснованное и проверенное на практике учебное
пособие с комплексом упражнений и методических разработок по развитию
навыков речевого голоса и дыхания [4,с.416]. В основе их метода– тренинг
самостоятельного, сознательного управления дыханием и голосом. В книге
«Тайны нашего голоса» авторы, на основе научных данных, обосновалисвою
точку зрения на необходимость индивидуального подхода к вокальному
обучению, так как при общем анатомическом строении каждый голос
неповторим.
В современной детской вокально-хоровой практике педагогами часто
используются так называемые фонопедические упражнения В.В. Емельянова,
имеющие технологическую направленность и основанные на критериях
физиологической целесообразности, энергетической и акустической
эффективности голосового аппарата в пении[3,с.165].
В процессе певческой деятельности успешно формируются весь
комплекс музыкальных способностей, эмоциональная отзывчивость на
музыку, обогащаются переживания ребенка, об этом пишет в своем
исследовании Г.А. Семячкина [10,с.273].
Теоретический анализ взглядов современных исследователей на
проблему развития вокальных способностей детей младшего и среднего
школьного возраста позволил сформулировать следующий вывод.
Современная музыкально-педагогическая наука сформировала целый
ряд логически обоснованных и проверенных на практике методик вокально-
хоровой работы в условиях дополнительного образования в
общеобразовательном учреждении.
В основе постановки детского певческого голоса должна лежать
последовательная отработка двух ведущих звеньев певческого процесса:
возрастного и индивидуального.
Так же современный педагог В.Н. Шерстов в своей книге «Тайны и
парадоксы вокального искусства» постарался изложить более понятным
языком сложные философские, психологические, ментальные и
синергетические понятия, новаторские походы в вокальной педагогике. Автор
указывает, что воспитание творческой личности «певца-актёра-педагога»
возможно при условии:
-
единства художесвенного и технического,
-
последовательности и системности,
-
индивидуального подхода
При
соблюдении
таких
условий
творческий
процесс
музыкального
о б р а з о в а н и я
п р е в р а т и т с я
в
п о с т о я н н о е
с т а н о в л е н и е
и
самосовершенствования молодого артиста [12,с.91].
Сегодня существует множество современных методик, направленных на
развитие вокальных навыков обучающихся. Современные теоретики и
практики предлагают новые подходы к проблеме вокального воспитания.
Ими решаются проблемы развития певческих навыков (А.М. Кравченко).
Они используют новые подходы к проблеме вокального воспитания (Э.М.
Чарели и И.П.Козляниновой, В.В. Емельянов), профессионализации
обучения (Л. Венгрус). Создают систему психологической самопомощи (В.Л.
Леви).
Таким образом, обучение пению детей –одна из сложнейших задач
музыкального воспитания учащихся. Развитие вокальных способностей
является важнейшей основой для развития музыкально-слуховых
представлений, которые обуславливают развитие всех музыкальных
способностей. Оно должно строиться на принципах креативности,
целостности, художественности, индивидуального и дифференциального
подхода, природосообразности.
Литература:
1.
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта
[Текст] / Ю.Б. Алиев – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2013. – С. 220-231.
2.
Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального
воспитания в школе: Пособие для учителя [Текст] / Л.Г. Дмитриева, Н.М.
Черноиваненко– М.: Академия, 1998. – 240 с.
3.
Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования
певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей
музыки [Текст] / В.В. ЕмельяновВ. В.; Отв. ред. Л. П. Маслова; Новосиб. обл.
ин-т усоверш. учителей – Новосибирск, Наука, 1991. – 165 с.
4.
Козлянинова И.П., Чарели, Э.М. Тайны нашего голоса / [Текст] //
Под ред. Козляниновой И.П. – М., 1979. – 416 с.
5.
Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению [Текст] / А.Г.
Менабени – М.: Просвещение, 1987. – С. 47-92.
6.
Михайличенко О.В. Основы общей музыкальной педагогики:
теория и история: Учебное пособие [Текст] / О.В. Михайличенко – Сумы,
Казацкий вал, 2015. – 197 с.
7.
Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы
резонансной теории и техники [Текст] / В.П. Морозов – М.: ИП РАН, МГК
им. Чайковского, центр «Искусство и наука», 2008. – 592 с.
8.
Музыкальноевоспитание и обучение в современном
образовательном пространстве (С. В. Казакова и др.) / [Текст] // отв. ред. С.А.
Коновалова. – Екатеринбург: Ур ГПУ, 2017. – 336 с.
9.
Огороднов Д.E. Музыкально-певческое воспитание детей в
общеобразовательной школе [Текст] / Д.Е. Огороднов – 3-е изд-е. – Киев:
«МузичнаУкрайина», 1989. – 164 с.
10.
Семячкина Г.А. Развитие музыкальных способностей младших
школьников в процессе обучения пению [Текст] / Г.А. Семячкина //
Всероссийский Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2005/2006:
сб. тез. – М: Изд. дом «Первое сентября», 2006. – 273 с.
11.
Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения
пению [Текст] / Г.П. Стулова – М.: Прометей, 1992. – 270 с.
12.
Шерстов В.Н. Тайны и парадоксы вокального искусства [Текст] /
В.Н. Шерстов – Екатеринбург: Издательство УМЦ УПИ, 2017.- 502 с.