Автор: Афанасьева Анастасия Витальевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Сергиев Посад-6
Наименование материала: статья
Тема: "Психофизиологические особенности развития детского певческого голоса детей младшего и среднего школьного возраста"
Раздел: среднее образование
Афанасьева Анастасия Витальевна,
учитель музыки МБОУ «Лицей №24»
г. Сергиев Посад
Психофизиологические особенности развития детского певческого голоса
детей младшего и среднего школьного возраста
Развиваясь физически и взрослея, у человека также меняется и голос.
Вместе
с
человеком
голос
проживает
несколько
периодов:
зарождение,
формирование,
становление,
расцвет,
угасание.
Не
случайно
в
вокальных
конкурсах учитываются особенности детского голоса, и участники делятся на
возрастные группы. Категории могут слегка варьироваться, но в методической
литературе существует следующее подразделение на возрастные группы: 7-10,
10-13,
13-15,
15-18
[9,с.720].
В
нашем
исследовании
будем
рассматривать
период младшего школьного возраста (7-10 лет) и среднего школьного возраста
(11-12 лет).
М л а д ш и й
ш к о л ь н ы й
в о з р а с т
х а р а к т е р и з у е т с я
р я д о м
психофизиологических особенностей. Во-первых, у детей активно развивается
воображение,
мышление,
память,
речь
[2,с.456].
Это
в
свою
очередь
способствуют их активному музыкальному развитию. В этом возрасте у них
продолжают развиваться основные (ладовое чувство, чувство ритма, слух) и
специальные (певческие, музыкально-ритмические, творческие) музыкальные
способности. Активно совершенствуются музыкально-сенсорные способности.
В музыкально-психологической литературе этот возраст принято называть
младший домутационный возраст [1,с.130]. Звучание голосов и у мальчиков, и у
девочек
в
этом
возрасте
одинаковое
–
детское.
Ребенок
в
этом
возрасте
развивается постепенно, так же развивается и голосовой аппарат ребенка.
В возрасте 7-10 лет у детей голосовой аппарат еще не сформирован:
связки еще тонкие, нёбо – малоподвижное, дыхание – слабое, поверхностное.
Певческое
звучание
легкое,
недостаточно
звонкое.
Эти
характеристики
предопределяют бережное отношение к развитию голосового аппарата ребенка
младшего
школьного
возраста.
Поэтому
при
вокальном
обучении ребенка
необходимо четко продумывать песенный репертуар, который соответствует его
певческим возрастным особенностям. В первую очередь необходимо учитывать
диапазон ребёнка, т.е.тот объём звуков (от самого высокого до самого низкого),
в пределах которого хорошо звучит его голос.
Для младшего домутационного возраста 7-10 лет характерны легкость
в
голосе, высокое резонирование и головное звучание. Голосовые связки
при
пении
колеблются
только
крайними
частями,
смыкание
связок
происходит
не
полностью,
в
результате
чего
остается
щель
между
связками в момент образования звука. В голосе нет яркой динамики, и
заставлять петь детей громче, как иногда бывает, нельзя [1,c28].
Диапазон этого возраста – до первой – ре второй октавы, звук
неровный, гласные звучат пестро [4,с.39].
В первый год обучения (подготовительная группа) примерная зона –ре-
си. В ее пределах строится весь репертуар. В данной зоне детям удобно и
легко петь, их голос звучит естественно и ненапряжённо. В первый год
обучения
ребенок
получает
элементарные
певческие
навыки:
формирует
правильное
дыхание,
учится
правильно
располагать
корпус
при
пении,
артикуляции, звукообразованию, резонированию. Эти элементарные навыки
формируют работу дыхательного и звукообразующего аппарата, которые в
свою
очередь
формируют
правильное
пение.
В
дальнейшем
органы
голосового
аппарата
постепенно
приспосабливаются
к
выполнению
певческих задач [5,с.67].
Детский голосовой аппарат по размеру меньше, чем у взрослого, и
менее совершенен. Согласно описанию, которое дается в исследованиях,
касающихся изучения детского голоса, гортань восьмилетнего ребенка в 1,5
раза
короче,
чем
у
взрослого,
и
расположена
несколько
выше
уровня,
обычного
для
взрослого
человека.
Мышцы
полости
рта
и
язык
малоподвижны,
недостаточно
эластичны.
Естественное
звучание
детского
голоса – «головное», т.е. колеблются лишь края голосовых связок. Дыхание у
детей этого возраста слабое, поверхностное, так как диафрагма расположена
выше, чем у взрослого [5,с.68].
В младшем школьном возрасте при пении у детей наблюдаются резкие
движения гортани вверх и вниз. Это обусловлено неумелым пользованием
дыхания и отсутствием налаженной координации. С целью устранения данного
недостатки
педагог
музыкального
образования
пытается
добиться
полной
свободы
движений
нижней
челюсти
и
языка,
естественного
зевка
и
правильного
дыхания.
Для
этого
используются
специальные
упражнения,
позволяющие ребенку научиться правильно управлять своей гортанью.
В силу возрастных особенностей объем, тембр и сила голоса у детей
невелики, поэтому и певческие навыки их элементарны, несложны и примерно
одинаковы у всех детей.
Но
существуют
и
индивидуальные
особенности
голосов
детей.
Например, в одной хоровой группе можно наблюдать резкие различия в
диапазоне и индивидуальном характере звучания детских голосов. Среди
чисто интонирующих есть дети, которые имеют в диапазоне звуки соль, ля,
си малой октавы, и такие, которые имеют в диапазоне ре, ми, фа второй
октавы. Но есть дети, имеющие неполный диапазон – 2-3 звука, у этих детей
приблизительная певческая интонация [6,с.59].
В хоровой группе оказываются дети с различными певческими навыками. Есть
поющие протяжным звуком, а есть и такие которые «говорят» в ритм песни.
Поэтому
для
руководителя
имеет
огромное
значение
выявление
индивидуальных
особенностей
детей,
установление
причин,
мешающих
ребенку
петь
верно,
и
устранение
индивидуальных
недостатков
в
пении
учеников [8,с.82].
Певческая установка (прямое положение корпуса и головы во время
пения)
создает
благоприятные
условия
для
естественных
движений
дыхательных органов и голосового аппарата. Часто ребенок поднимает плечи
и
напрягает шею при вдохе, потому что не умеет приготовиться к пению.
Эти
лишние
движения
мешают
спокойной
работе
дыхания,
которое
должно происходить незаметно. Когда ребенок выпрямляет корпус, его
грудная
клетка принимает положение вдоха и вдох делается незаметно, бесшумно, без
напряжения [8,с.82].
Дети постепенно приучаются прямо держаться, правильное положение
входит в привычку, но если постоянно напоминать и следить за этим. Дети
приучаются
организованно
пользоваться
дыханием,
избегать
форсировки,
ненужного и вредного напора на гортань. Мышцы получают возможность
развиваться нормально, укрепляться. При неорганизованном дыхании быстро
и сильно
вытесненный
воздух
из
легких
нарушает
правильную
работу
голосовых
связок.
Расслабленное,
вялое
положение
корпуса,
так
же
указывает на то, что ученик не готов к пению, не собрал свое внимание.
При расслабленном положении корпуса движения в органах дыхания и
голосовом
аппарате
будут
неправильны,
потому
что
все
они
согласованны,
и
одно
нарушение
ведет
за
собой
другое.
Дети
часто
вытягивают шею, или опускают голову, или слишком ее поднимают из-за
того, что им неудобно, трудно петь.
При активном, прямом положении корпуса и при свободном движении головы,
когда шея не напряжена, голосовой аппарат освобождается от напряжения
[8,с.83].
Важно
при
пении
научить
детей
тянуть
звук.
Это
способствует
вокальному развитию и выравниванию интонации. Для этого нужно научить
правильно распределять дыхание и силу звука.
Следя
за
правильной
установкой
во
время
урока,
учитель
создает
условия для нормальной работы всего певческого аппарата. У некоторых
детей
от
неправильной
работы
мышц
в
голосовом
аппарате
появляются
дефекты. Пение можно назвать «звуковой гимнастикой», благодаря которой
движения в голосовом аппарате выправляются, дефекты исчезают.
Словесный текст песен состоит из разнообразных сочетаний гласных и
согласных звуков, и, чтобы петь выразительно, правильно, звонко, голосовой
аппарат должен быть гибким. Гласные и согласные звуки формируются по-
разному; при их произнесении мышцы языка, мягкого неба, глотки, рта
делают неодинаковые движения. При произнесении одних слогов больше
работают
задние
мышцы
–
это
заднеязычные
слоги
(гу,
ко),
а
при
произнесении
других
(зи,
ле)
работают
передние
мышцы
–
это
переднеязычные слоги [11,с.34].
Для
правильного
звукообразования
и
естественного
развития
голосового
аппарата
надо
включать
в
работу
весь
голосовой
аппарат;
необходимо
согласованное,
равномерное
участие
всей
его
мышечной
системы. Упражнения для приобретения вокальных навыков нужно строить
по
принципу
контрастности,
учитывая
роль
гласных
и
согласных,
и
их
сочетания.
Таким
образом,
главная
особенность
голоса
ребенка
младшего
школьного возраста (7-10 лет) состоит в том, что он постоянно находится в
процессе роста, изменения и требует осторожного отношения со стороны
любого вокального педагога.
Старший домутационный возраст – это возраст от 10 до 13 лет. В
результате правильной вокальной работы с детьми младшего домутационного
возраста развивается голосовая мышца. Голосовые связки уже колеблются не
только краями, но и срединной частью. Голос приобретает силу благодаря
развитию
грудной
клетки
и
углубленному
дыханию
и
становится
более
собранным,
насыщенным,
компактным.
Появляется
тембровая
окраска
в
голосе,
полетность
и
звонкость.
Голос
становится
более
эластичным
и
подвижным. К 11 годам в голосе появляется признаки грудного звучания. В
возрасте
10-13
лет
в
детских
голосах
различают
регистры:
головной,
смешанный – центральный, грудной (как и во взрослых голосах) [11,с.38].
Музыкально-певческое
развитие
школьника
среднего
возраста
выступает особым показателем его музыкального образования,
интегрирующим
в
себе
следующие
структурные
компоненты:
образовательные и педагогические.
Перед педагогом по музыкальному воспитанию стоят образовательные
задачи:
‒
научить
петь,
брать
правильно
дыхание,
формировать
звук,
петь
интонационно
верно
в
небольшом
диапазоне,
преимущественно
с
поступенным движением, связно, тянуть звук;
‒
научить детей петь выразительно, развить у них музыкальный слух
и
память, прививать любовь к музыке и пению [7,с.114].
По
мере
решения
этих
задач
выдвигаются
новые,
более
диффиринцированные
(научить
пению
на
«опертом»
дыхании,
добиться
правильного формирования гласных, не допускать форсирования звуков, петь
каноном).
По мнению Л.А. Безбородовой [3,с.163] вокальные навыки в среднем
школьном
возрасте
формируются
комплексно,
но
обращать
внимание
необходимо не на все недостатки сразу, а лишь на некоторые.
Анализ музыкальных и певческих возможностей школьников позволяет
педагогу музыкального занятия последовательно сформулировать задачи, от
правильности постановки которых зависит результат певческой деятельности
ребенка.
При пении учащиеся среднего школьного возраста (11-12 лет) учатся
развивать полученные ими ранее навыки и умения.
Становление
голоса
как
у
мальчиков,
так
и
у
девочек
происходит
плавно.
В
гортани
развивается
голосовая
мышца,
которая
имеет
важное
значение для развития певческого таланта у детей. Ее строение постепенно
усложняется, и к 12 годам она начинает управлять всей работой голосовых
связок, которые приобретают упругость. Колебание связок перестает быть
только
краевым,
оно
распространяется
на
голосовую
складку,
и
голос
делается сильнее и компактнее («собраннее», «полнее»).
Усложнение
в
механизме
голосообразования
более
заметно
у
мальчиков.
Зачастую
так
бывает
у
естественно
развивающихся
альтов,
свободно, звонко поющих. Если певческое воспитание учащихся с 1 класса
идет правильно, то к 10-12-ти годам голоса детей начинают звучать особенно
хорошо. Этот период называют «расцветом» голоса. У мальчиков голос
приобретает
особую
звонкость,
«серебристость»,
в
голосах
девочек
уже
может наблюдаться индивидуальная тембровая окраска.
Дети
в
этом
возрасте
уже
свободно
поют,
их
голос
звучит
легко,
свободно,
звонко,
осознанно,
при
исполнении
песни
используют
разнообразные штрихи.
Основная задача педагога – научить детей оптимально брать дыхание
во
время
пения,
научить
их
распределять
его
при
исполнении
песен
с
различными динамическими оттенками, сохранять дыхательную установку.
В своей книге «Развитие детского голоса в процессе обучения пению»
Г.П.Стулова, исследуя вопросы теории и методики развития голосов детей в
возрасте «от рождения до 10 лет», впервые глубоко рассматривает данный
вопрос
на
стыке
различных
наук
(эстетики,
педагогики,
физиологии,
акустики, психологии др.), что само по себе вносит значительный вклад в
теорию вокального искусства, вокальную педагогику и методику вокальной
работы с детьми[10,с.270].
Под развитием детского голоса Г.П.Стулова понимает качественные и
количественные изменения состояния голосового аппарата, характерные для
определенного
возраста
его
физического
развития.
Исходя
из
этого,
она
предлагает упражнения для развития специфически вокальных способностей
ребенка в определенном возрасте.
Таким образом, психофизиологические особенности развития детского
певческого голоса младшего и среднего школьного возраста характеризуются
их анатомо-морфологическим развитием, на фоне которых развивается их
голо сообразующая
система.
В
период
7-12
лет
п р о и с ход и т
совершенствование
центральных
отделов
мозга,
управляющих
певческим
процессом,
и
всей
системы
обратной
связи
«голос
–
слух».
Накопление
вокальных
навыков,
совершенствование
качеств
звучания
тембра,
музыкального
и
вокального
слуха,
подвижности,
четкости
голоса,
его
звуковысотного
и
динамического
диапазонов
является
результатом
роста
голосового аппарата ребенка. В итоге происходит постепенное установление
взаимосвязи между слуховым восприятием звукового образа, вокально-
слуховым представлением и воспроизведением голосом.
Литература:
1.
Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей [Текст] /
В.П. Анисимов – М.: ВЛАДОС, 2014. – 130 с.
2.
Асеев В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие [Текст]/ В.Г. Асеев –
Иркутск: ИГПИ ДРОФА, 2009. – 456 с.
3.
Безбородова
Л.А.,
Безбородова
М.А.
Актуальные
проблемы
школьного
музыкального образования [Текст] / Л.А. Безбородова, М.А. Безбородова //
Вестник
Академии
права
и
управления
(научный
и
информационно-
аналитический журнал). – № 1 (46). – 2017. – С. 162-166.
4.
Березовин Н.А. Основы психологии и педагогики / Н.А. Березовин
– Мн.: Новое знание, 2014. – 336 с.
5.
Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности / Л.Л.
6.
Гогоберидзе А.Г, Деркуновская А.В. Детство с музыкой.
Современные педагогические технологии музыкального воспитания и
развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / А.Г. Гогоберидзе,
А.В. Деркуновская– М.: Издательство: Сфера, 2016. – 654 с.
7.
Лебедева А. М. Современные подходы к вокальному обучению детей //
Молодой ученый. – 2018. – №5. – С. 175-180.
8.
Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и
техники [Текст] / В.П. Морозов – М.: ИП РАН, МГК им. Чайковского, центр
«Искусство и наука», 2008. – 592 с.
9.
Новиков А.М. Основания педагогики: Учебное пособие [Текст] / А.М.
Новиков – М.: Эгвес, 2010. – 208 с.
10.
Радынова О.П. Настроения, чувства в музыке/ О.П. Радынова – М.:
Издательство: творческий центр, 2018. – 96 с.
11.
Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению [Текст] /
Г.П. Стулова – М.: Прометей, 1992. – 270 с.