Напоминание

"Психофизиологические особенности развития детского певческого голоса детей младшего и среднего школьного возраста"


Автор: Афанасьева Анастасия Витальевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Сергиев Посад-6
Наименование материала: статья
Тема: "Психофизиологические особенности развития детского певческого голоса детей младшего и среднего школьного возраста"
Раздел: среднее образование





Назад




Афанасьева Анастасия Витальевна,

учитель музыки МБОУ «Лицей №24»

г. Сергиев Посад

Психофизиологические особенности развития детского певческого голоса

детей младшего и среднего школьного возраста

Развиваясь физически и взрослея, у человека также меняется и голос.

Вместе

с

человеком

голос

проживает

несколько

периодов:

зарождение,

формирование,

становление,

расцвет,

угасание.

Не

случайно

в

вокальных

конкурсах учитываются особенности детского голоса, и участники делятся на

возрастные группы. Категории могут слегка варьироваться, но в методической

литературе существует следующее подразделение на возрастные группы: 7-10,

10-13,

13-15,

15-18

[9,с.720].

В

нашем

исследовании

будем

рассматривать

период младшего школьного возраста (7-10 лет) и среднего школьного возраста

(11-12 лет).

М л а д ш и й

ш к о л ь н ы й

в о з р а с т

х а р а к т е р и з у е т с я

р я д о м

психофизиологических особенностей. Во-первых, у детей активно развивается

воображение,

мышление,

память,

речь

[2,с.456].

Это

в

свою

очередь

способствуют их активному музыкальному развитию. В этом возрасте у них

продолжают развиваться основные (ладовое чувство, чувство ритма, слух) и

специальные (певческие, музыкально-ритмические, творческие) музыкальные

способности. Активно совершенствуются музыкально-сенсорные способности.

В музыкально-психологической литературе этот возраст принято называть

младший домутационный возраст [1,с.130]. Звучание голосов и у мальчиков, и у

девочек

в

этом

возрасте

одинаковое

детское.

Ребенок

в

этом

возрасте

развивается постепенно, так же развивается и голосовой аппарат ребенка.

В возрасте 7-10 лет у детей голосовой аппарат еще не сформирован:

связки еще тонкие, нёбо – малоподвижное, дыхание – слабое, поверхностное.

Певческое

звучание

легкое,

недостаточно

звонкое.

Эти

характеристики

предопределяют бережное отношение к развитию голосового аппарата ребенка

младшего

школьного

возраста.

Поэтому

при

вокальном

обучении ребенка

необходимо четко продумывать песенный репертуар, который соответствует его

певческим возрастным особенностям. В первую очередь необходимо учитывать

диапазон ребёнка, т.е.тот объём звуков (от самого высокого до самого низкого),

в пределах которого хорошо звучит его голос.

Для младшего домутационного возраста 7-10 лет характерны легкость

в

голосе, высокое резонирование и головное звучание. Голосовые связки

при

пении

колеблются

только

крайними

частями,

смыкание

связок

происходит

не

полностью,

в

результате

чего

остается

щель

между

связками в момент образования звука. В голосе нет яркой динамики, и

заставлять петь детей громче, как иногда бывает, нельзя [1,c28].

Диапазон этого возраста – до первой – ре второй октавы, звук

неровный, гласные звучат пестро [4,с.39].

В первый год обучения (подготовительная группа) примерная зона –ре-

си. В ее пределах строится весь репертуар. В данной зоне детям удобно и

легко петь, их голос звучит естественно и ненапряжённо. В первый год

обучения

ребенок

получает

элементарные

певческие

навыки:

формирует

правильное

дыхание,

учится

правильно

располагать

корпус

при

пении,

артикуляции, звукообразованию, резонированию. Эти элементарные навыки

формируют работу дыхательного и звукообразующего аппарата, которые в

свою

очередь

формируют

правильное

пение.

В

дальнейшем

органы

голосового

аппарата

постепенно

приспосабливаются

к

выполнению

певческих задач [5,с.67].

Детский голосовой аппарат по размеру меньше, чем у взрослого, и

менее совершенен. Согласно описанию, которое дается в исследованиях,

касающихся изучения детского голоса, гортань восьмилетнего ребенка в 1,5

раза

короче,

чем

у

взрослого,

и

расположена

несколько

выше

уровня,

обычного

для

взрослого

человека.

Мышцы

полости

рта

и

язык

малоподвижны,

недостаточно

эластичны.

Естественное

звучание

детского

голоса – «головное», т.е. колеблются лишь края голосовых связок. Дыхание у

детей этого возраста слабое, поверхностное, так как диафрагма расположена

выше, чем у взрослого [5,с.68].

В младшем школьном возрасте при пении у детей наблюдаются резкие

движения гортани вверх и вниз. Это обусловлено неумелым пользованием

дыхания и отсутствием налаженной координации. С целью устранения данного

недостатки

педагог

музыкального

образования

пытается

добиться

полной

свободы

движений

нижней

челюсти

и

языка,

естественного

зевка

и

правильного

дыхания.

Для

этого

используются

специальные

упражнения,

позволяющие ребенку научиться правильно управлять своей гортанью.

В силу возрастных особенностей объем, тембр и сила голоса у детей

невелики, поэтому и певческие навыки их элементарны, несложны и примерно

одинаковы у всех детей.

Но

существуют

и

индивидуальные

особенности

голосов

детей.

Например, в одной хоровой группе можно наблюдать резкие различия в

диапазоне и индивидуальном характере звучания детских голосов. Среди

чисто интонирующих есть дети, которые имеют в диапазоне звуки соль, ля,

си малой октавы, и такие, которые имеют в диапазоне ре, ми, фа второй

октавы. Но есть дети, имеющие неполный диапазон – 2-3 звука, у этих детей

приблизительная певческая интонация [6,с.59].

В хоровой группе оказываются дети с различными певческими навыками. Есть

поющие протяжным звуком, а есть и такие которые «говорят» в ритм песни.

Поэтому

для

руководителя

имеет

огромное

значение

выявление

индивидуальных

особенностей

детей,

установление

причин,

мешающих

ребенку

петь

верно,

и

устранение

индивидуальных

недостатков

в

пении

учеников [8,с.82].

Певческая установка (прямое положение корпуса и головы во время

пения)

создает

благоприятные

условия

для

естественных

движений

дыхательных органов и голосового аппарата. Часто ребенок поднимает плечи

и

напрягает шею при вдохе, потому что не умеет приготовиться к пению.

Эти

лишние

движения

мешают

спокойной

работе

дыхания,

которое

должно происходить незаметно. Когда ребенок выпрямляет корпус, его

грудная

клетка принимает положение вдоха и вдох делается незаметно, бесшумно, без

напряжения [8,с.82].

Дети постепенно приучаются прямо держаться, правильное положение

входит в привычку, но если постоянно напоминать и следить за этим. Дети

приучаются

организованно

пользоваться

дыханием,

избегать

форсировки,

ненужного и вредного напора на гортань. Мышцы получают возможность

развиваться нормально, укрепляться. При неорганизованном дыхании быстро

и сильно

вытесненный

воздух

из

легких

нарушает

правильную

работу

голосовых

связок.

Расслабленное,

вялое

положение

корпуса,

так

же

указывает на то, что ученик не готов к пению, не собрал свое внимание.

При расслабленном положении корпуса движения в органах дыхания и

голосовом

аппарате

будут

неправильны,

потому

что

все

они

согласованны,

и

одно

нарушение

ведет

за

собой

другое.

Дети

часто

вытягивают шею, или опускают голову, или слишком ее поднимают из-за

того, что им неудобно, трудно петь.

При активном, прямом положении корпуса и при свободном движении головы,

когда шея не напряжена, голосовой аппарат освобождается от напряжения

[8,с.83].

Важно

при

пении

научить

детей

тянуть

звук.

Это

способствует

вокальному развитию и выравниванию интонации. Для этого нужно научить

правильно распределять дыхание и силу звука.

Следя

за

правильной

установкой

во

время

урока,

учитель

создает

условия для нормальной работы всего певческого аппарата. У некоторых

детей

от

неправильной

работы

мышц

в

голосовом

аппарате

появляются

дефекты. Пение можно назвать «звуковой гимнастикой», благодаря которой

движения в голосовом аппарате выправляются, дефекты исчезают.

Словесный текст песен состоит из разнообразных сочетаний гласных и

согласных звуков, и, чтобы петь выразительно, правильно, звонко, голосовой

аппарат должен быть гибким. Гласные и согласные звуки формируются по-

разному; при их произнесении мышцы языка, мягкого неба, глотки, рта

делают неодинаковые движения. При произнесении одних слогов больше

работают

задние

мышцы

это

заднеязычные

слоги

(гу,

ко),

а

при

произнесении

других

(зи,

ле)

работают

передние

мышцы

это

переднеязычные слоги [11,с.34].

Для

правильного

звукообразования

и

естественного

развития

голосового

аппарата

надо

включать

в

работу

весь

голосовой

аппарат;

необходимо

согласованное,

равномерное

участие

всей

его

мышечной

системы. Упражнения для приобретения вокальных навыков нужно строить

по

принципу

контрастности,

учитывая

роль

гласных

и

согласных,

и

их

сочетания.

Таким

образом,

главная

особенность

голоса

ребенка

младшего

школьного возраста (7-10 лет) состоит в том, что он постоянно находится в

процессе роста, изменения и требует осторожного отношения со стороны

любого вокального педагога.

Старший домутационный возраст – это возраст от 10 до 13 лет. В

результате правильной вокальной работы с детьми младшего домутационного

возраста развивается голосовая мышца. Голосовые связки уже колеблются не

только краями, но и срединной частью. Голос приобретает силу благодаря

развитию

грудной

клетки

и

углубленному

дыханию

и

становится

более

собранным,

насыщенным,

компактным.

Появляется

тембровая

окраска

в

голосе,

полетность

и

звонкость.

Голос

становится

более

эластичным

и

подвижным. К 11 годам в голосе появляется признаки грудного звучания. В

возрасте

10-13

лет

в

детских

голосах

различают

регистры:

головной,

смешанный – центральный, грудной (как и во взрослых голосах) [11,с.38].

Музыкально-певческое

развитие

школьника

среднего

возраста

выступает особым показателем его музыкального образования,

интегрирующим

в

себе

следующие

структурные

компоненты:

образовательные и педагогические.

Перед педагогом по музыкальному воспитанию стоят образовательные

задачи:

научить

петь,

брать

правильно

дыхание,

формировать

звук,

петь

интонационно

верно

в

небольшом

диапазоне,

преимущественно

с

поступенным движением, связно, тянуть звук;

научить детей петь выразительно, развить у них музыкальный слух

и

память, прививать любовь к музыке и пению [7,с.114].

По

мере

решения

этих

задач

выдвигаются

новые,

более

диффиринцированные

(научить

пению

на

«опертом»

дыхании,

добиться

правильного формирования гласных, не допускать форсирования звуков, петь

каноном).

По мнению Л.А. Безбородовой [3,с.163] вокальные навыки в среднем

школьном

возрасте

формируются

комплексно,

но

обращать

внимание

необходимо не на все недостатки сразу, а лишь на некоторые.

Анализ музыкальных и певческих возможностей школьников позволяет

педагогу музыкального занятия последовательно сформулировать задачи, от

правильности постановки которых зависит результат певческой деятельности

ребенка.

При пении учащиеся среднего школьного возраста (11-12 лет) учатся

развивать полученные ими ранее навыки и умения.

Становление

голоса

как

у

мальчиков,

так

и

у

девочек

происходит

плавно.

В

гортани

развивается

голосовая

мышца,

которая

имеет

важное

значение для развития певческого таланта у детей. Ее строение постепенно

усложняется, и к 12 годам она начинает управлять всей работой голосовых

связок, которые приобретают упругость. Колебание связок перестает быть

только

краевым,

оно

распространяется

на

голосовую

складку,

и

голос

делается сильнее и компактнее («собраннее», «полнее»).

Усложнение

в

механизме

голосообразования

более

заметно

у

мальчиков.

Зачастую

так

бывает

у

естественно

развивающихся

альтов,

свободно, звонко поющих. Если певческое воспитание учащихся с 1 класса

идет правильно, то к 10-12-ти годам голоса детей начинают звучать особенно

хорошо. Этот период называют «расцветом» голоса. У мальчиков голос

приобретает

особую

звонкость,

«серебристость»,

в

голосах

девочек

уже

может наблюдаться индивидуальная тембровая окраска.

Дети

в

этом

возрасте

уже

свободно

поют,

их

голос

звучит

легко,

свободно,

звонко,

осознанно,

при

исполнении

песни

используют

разнообразные штрихи.

Основная задача педагога – научить детей оптимально брать дыхание

во

время

пения,

научить

их

распределять

его

при

исполнении

песен

с

различными динамическими оттенками, сохранять дыхательную установку.

В своей книге «Развитие детского голоса в процессе обучения пению»

Г.П.Стулова, исследуя вопросы теории и методики развития голосов детей в

возрасте «от рождения до 10 лет», впервые глубоко рассматривает данный

вопрос

на

стыке

различных

наук

(эстетики,

педагогики,

физиологии,

акустики, психологии др.), что само по себе вносит значительный вклад в

теорию вокального искусства, вокальную педагогику и методику вокальной

работы с детьми[10,с.270].

Под развитием детского голоса Г.П.Стулова понимает качественные и

количественные изменения состояния голосового аппарата, характерные для

определенного

возраста

его

физического

развития.

Исходя

из

этого,

она

предлагает упражнения для развития специфически вокальных способностей

ребенка в определенном возрасте.

Таким образом, психофизиологические особенности развития детского

певческого голоса младшего и среднего школьного возраста характеризуются

их анатомо-морфологическим развитием, на фоне которых развивается их

голо сообразующая

система.

В

период

7-12

лет

п р о и с ход и т

совершенствование

центральных

отделов

мозга,

управляющих

певческим

процессом,

и

всей

системы

обратной

связи

«голос

слух».

Накопление

вокальных

навыков,

совершенствование

качеств

звучания

тембра,

музыкального

и

вокального

слуха,

подвижности,

четкости

голоса,

его

звуковысотного

и

динамического

диапазонов

является

результатом

роста

голосового аппарата ребенка. В итоге происходит постепенное установление

взаимосвязи между слуховым восприятием звукового образа, вокально-

слуховым представлением и воспроизведением голосом.

Литература:

1.

Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей [Текст] /

В.П. Анисимов – М.: ВЛАДОС, 2014. – 130 с.

2.

Асеев В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие [Текст]/ В.Г. Асеев –

Иркутск: ИГПИ ДРОФА, 2009. – 456 с.

3.

Безбородова

Л.А.,

Безбородова

М.А.

Актуальные

проблемы

школьного

музыкального образования [Текст] / Л.А. Безбородова, М.А. Безбородова //

Вестник

Академии

права

и

управления

(научный

и

информационно-

аналитический журнал). – № 1 (46). – 2017. – С. 162-166.

4.

Березовин Н.А. Основы психологии и педагогики / Н.А. Березовин

– Мн.: Новое знание, 2014. – 336 с.

5.

Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности / Л.Л.

6.

Гогоберидзе А.Г, Деркуновская А.В. Детство с музыкой.

Современные педагогические технологии музыкального воспитания и

развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / А.Г. Гогоберидзе,

А.В. Деркуновская– М.: Издательство: Сфера, 2016. – 654 с.

7.

Лебедева А. М. Современные подходы к вокальному обучению детей //

Молодой ученый. – 2018. – №5. – С. 175-180.

8.

Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и

техники [Текст] / В.П. Морозов – М.: ИП РАН, МГК им. Чайковского, центр

«Искусство и наука», 2008. – 592 с.

9.

Новиков А.М. Основания педагогики: Учебное пособие [Текст] / А.М.

Новиков – М.: Эгвес, 2010. – 208 с.

10.

Радынова О.П. Настроения, чувства в музыке/ О.П. Радынова – М.:

Издательство: творческий центр, 2018. – 96 с.

11.

Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению [Текст] /

Г.П. Стулова – М.: Прометей, 1992. – 270 с.



В раздел образования