Напоминание

"Рабочая программа по конструированию с старшей группе"


Автор: Романова Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"ДС Колокольчик".
Населённый пункт: ЯНАО. Пуровский р-он. п. Пурпе
Наименование материала: Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Тема: "Рабочая программа по конструированию с старшей группе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по конструированию реализует образовательную область «Художественно-эстетическое развитие» - Основной образовательной программой МБДОУ «ДС

«Берёзка» п.Пурпе, ФГОС ДО с учетом образовательной программы «Детство» под редакцией Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоборидзе, О.В.Солнцева, 2014 год.

Рабочая программа по конструированию ориентирована на использование учебно - методического комплекса и методических пособий Библиотеки программы «Детство»:

1.Бондаренко, Т. М. Практический материал по освоению образовательных областей в старшей группе детского сада / Т. М. Бондаренко. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2013. – 560с.

2.Куцакова, Л.В. Конструирование из строительного материала. Старшая группа./ Л.В.Куцакова. – М. :Мозаика-Синтез, 2014

3.Куцакова, Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. / Л.В.Куцакова. – М. :Мозаика-Синтез, 2007.

4.Куцакова, Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала. / Л.В.Куцакова. – М. :Мозаика-Синтез, 2013.

Рабочая программа по конструированию в старшей группе рассчитана 2 раза в месяц на 18 учебных недель, продолжительность непрерывной непосредственно образовательной

деятельности в неделю для детей шестого года жизни составляет не более 20 минут.

Конструктивная деятельность-это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его

функциональному назначению. Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер.

Цель: развитие конструктивно - модельных действий детей.

Задачи:

приобщать детей к миру технического и художественного изобретательства.

упражнять в конструирование по графическим моделям.

развивать наглядно-образное восприятие.

совершенствовать память, мелкую моторику, мышление, усидчивость, творческие способности.

воспитывать интерес к творчеству.

Приоритетным направлением по реализации данной рабочей программы является создание оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья воспитанников, формирование

у родителей и педагогов ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Рабочая программа по художественному труду предусматривает интеграцию следующих образовательных областей:

• «Социально-коммуникативное развитие»

• «Речевое развитие»

• «Познавательное развитие»

• «Физическое развитие».

Оценка индивидуального развития детей проводится в рамках педагогической диагностики (мониторинга) два раза в год (сентябрь, май). Такая диагностика связанна с оценкой

эффективности педагогических действий и лежит в основе их дальнейшего планирования.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального,

изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки,

художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания

персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей

(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Технические умения

В конструировании из разнообразных геометрических форм, тематических конструкторов:

развитие умений анализировать постройку, выделять крупные и мелкие части, их пропорциональные соотношения.

Создание построек, сооружений с опорой на опыт освоения архитектуры: варианты построек жилого, промышленного, общественного назначения, мосты, крепости, транспорт,

сказочные постройки; придумывание сюжетных композиций. Создание построек по заданным теме, условиям, самостоятельному замыслу, схемам, моделям. Знакомство с некоторыми

правилами создания прочных, высоких сооружений, декорирования постройки.

Конструирование из бумаги: создание интересных игрушек для самостоятельных игр с водой и ветром. Освоение обобщенных способов конструирования из бумаги; чтение схем

сложения. Освоение приемов оригами.

Конструирование из природного и бросового материалов: умения выделять выразительность природных объектов, выбирать их для создания образа по заданной или придуманной

теме. Освоение способов крепления деталей, использования инструментов.

Стремление к созданию оригинальных композиций для оформления пространства группы, помещений к праздникам, мини-музея и уголков, пространства для игр. Освоение

несложных способов плоского, объемного и

объемно-пространственного оформления. Использование разных материалов для создания интересных композиций; умения планировать

процесс создания предмета. Развитие умений работы с тканью, плетение: разрезание, наклеивание, заворачивание, нанесение рисунка, декорирование элементами; изготовление простых

игрушек. Обыгрывание изображения, стремление создавать работу для разнообразных собственных игр, в подарок значимым близким людям.

Развитие умений сотрудничать с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ. Развитие умений адекватно оценить результаты деятельности, стремиться

к совершенствованию умений, продуктов деятельности, прислушиваться к оценке и мнению взрослого.

Содержание рабочей Программы по конструированию и ручному труду

Продолжать развивать умение детей устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что они видят в окружающей жизни; создавать разнообразные постройки и

конструкции (дома, спортивное и игровое оборудование и т. п.).

Учить выделять основные части и характерные детали конструкций.

Поощрять самостоятельность, творчество, инициативу, дружелюбие.

Помогать анализировать сделанные воспитателем поделки и постройки; на основе анализа находить конструктивные решения и планировать создание собственной постройки.

Знакомить с новыми деталями:

разнообразными по форме и величине пластинами, брусками, цилиндрами, конусами и др.

Учить заменять одни детали другими.

Формировать умение создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта.

Учить строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал.

Продолжать развивать умение работать коллективно, объединять свои поделки.

Требования к результатам освоения содержания рабочей программы

К концу реализации содержания данной программы ребенок может:

• создавать разнообразные постройки и конструкции (дома, спортивное и игровое оборудование и т. п.).

• выделять основные части и характерные детали конструкций

• называть и находить детали конструктора: пластину, брусок, кирпич, цилиндр, конус, куб

• планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения

• строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал

• Работать коллективно, договариваться.

Результаты образовательной деятельности

Достижения ребенка (Что нас радует)

Вызывает озабоченность и требует совместных

усилий педагогов и родителей

Высказывает предпочтения, ассоциации, стремится к самовыражению впечатлений, эмоционально -

эстетически откликается на проявления прекрасного.

Последовательно

анализирует

произведение,

верно

понимает

художественный

образ,

обращает

внимание на наиболее яркие средства выразительности, высказывает собственные ассоциации.

Различает и называет знакомые произведения по видам искусства, предметы народных промыслов по

материалам,

функциональному

назначению,

узнает

некоторые

известные

произведения

и

достопримечательности.

Любит по собственной инициативе рисовать, лепить, конструировать необходимые для игр объекты,

подарки родным, предметы украшения интерьера.

Самостоятельно определяет замысел будущей работы, может ее конкретизировать, уверенно использует

освоенные техники, создает образы, верно подбирает для их создания средства выразительности.

Проявляет творческую активность и самостоятельность, склонность к интеграции видов деятельности.

Демонстрирует хороший уровень технической грамотности, стремится к качественному выполнению

работы,

к

позитивной

оценке

результата

взрослым.

Принимает

участие

в

процессе

выполнения

коллективных работ.

Интерес к проявлению красоты в окружающем мире

и искусстве ярко не выражен.

Неуверенно

различает,

называет

некоторые

знакомые произведения по видам искусства, предметы

народных промыслов.

Демонстрирует

невысокий

уровень

творческой

активности, недостаточно самостоятелен, затрудняется

определить тему будущей работы.

Создает маловыразительные образы, демонстрирует

относительный

уровень

технической

грамотности,

создает

схематические

изображения

примитивными

однообразными способами.

Тематический план

№ п/п

Тема (раздел)

Количество

непосредственно

образовательной

деятельности

В том числе:

практической

непосредственно

образовательной деятельности

1

«Цветочная поляна»

1

1

2

«Птица» (по образцу;

1

1

3

«Грузовой автомобиль»

1

1

4

«Кружка и ведерко для гномов»

1

1

5

«Машины для своего груза»

1

1

6

«Гараж с двумя въездами»

1

1

7

«Домик с заборчиком для гномов»

1

1

8

«Флажки к новогоднему празднику».

1

1

9

«Фонарики для жителей волшебной страны»

1

1

10

«Простой мост»

1

1

11

«Машина»

1

1

12

«Высотное здание

1

1

13

«Цветы для мамочек»

1

1

14

«Кошечка» (оригами)

1

1

15

«Аэродром»

1

1

16

«Автобус»

1

1

17

«Панно»

1

1

18

«Мотылек, рыбка, лодочка»

1

1

Итого:

18

18

Способы проверки усвоения

Оценка индивидуального развития детей проводится 2 раза в год (сентябрь, май) в форме педагогической диагностики (наблюдения, беседы) с использованием диагностического

материала (Приложение №1). Такая оценка проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста,

связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования) и фиксируется в Карте наблюдения детского развития по «Конструктивно

- модельной деятельности» (Приложение №2)

Приложение № 1

Диагностика по разделу «Конструктивно-модельная деятельность»

Критерии

Методика

проведения

Уровни

1

.

Выявить

умение

у

ребенка

в

создании

различных

сооружений

построек, применять полученные при

ознакомлении с архитектурой здания.

Умение

создавать

разнообразные

варианты

построек

жилищного,

об-

Наблюдение,

бе с еда.

Индивидуальная

работа

по

отработке

навыков

в о з в е д е н и я

п о с т р оек

зданий различных видов.

Высокий

уровень:

Ребенок

умеет

применять

ранее

полученные

знания

в

сооружении

построек,

архитектурных зданий. Умеет создавать разнообразные варианты построек жилищного, общественно го и

промышленного характера.

Средний уровень: Ребенок частично умеет применять ранее полученные знания и умения при создании

различных построек.

Низкий уровень: Ребенок затрудняется применять свои знания на практике. Обращает ся за помощью к

щественного

и

промышленного

характера.

взрослому и сверстникам.

2

.

Выявление

умений

у

ребенка

возводить

дома,

мосты,

з н ат ь

некоторые

закономерности

создания

прочного, высокого сооружения. При-

д а в а т ь

ф о р м а м

у с т о й ч ивость,

заменять детали, совмещать их для

получения нужных форм.

Наблюдение,

бе с еда.

Индивидуальная

работа

по

отработке

навыков

придумыванию сюжетных

к о м п о з и ц и й :

у л и ц ы

города, автовокзал.

Высокий уровень: Ребенок знает закономерности создания прочного, высокого сооружения. Во время

создания постройки умеет придать устойчивость своей конструкции.

Средний уровень: Ребенок частично знает и владеет закономерностями создания прочного, высокого

сооружения.

Низкий

уровень: Ребенок затрудняется в создании прочной конструкции. Конструкция получается не

устойчивой, затрудняется комбинировать и видоизменять свою постройку.

3

.

Выявление

умений

и

навыков

у

ребенка

работать

и

сооружать

по ст ройку

по

схеме,

м од е л и ,

фотографиям, по заданным условиям.

Наблюдение,

бе с еда.

Индивидуальная

работа

по

отработке

навыков

работы

со

схемами

и

графическими

изображениями.

Высокий уровень: Ребенок хорошо владеет навыком работать и сооружать постройку по схеме модели,

фотографии по заданным условиям.

Средний уровень: Ребенок частично может по схеме, модели возвести постройку, но затрудняется

работать по фотографии и по заданному условию видоизменять.

Низкий уровень: У ребенка вызывает затруднения работать по схеме, модели и фотографии.

4.

Развитие

мелкой

моторики

рук

и

г л а з о м е р

З н а н и е

о с н о в н ы х

геометрических

понятий

и

базовых

форм

Н а бл юд е н и е ,

б е с е д а .

Индивидуальная работа по

отработке навыков работы

с

г р а ф и ч е с к и м и

изображениями.

Высокий уровень - Хорошо развит глазомер, мелкая моторика пальцев, художественный вкус. Обладает

достаточно качественными техническими и изобразительными навыками и умениями. Почти полное

совпадение складываемого контура с намеченными линиями;

Средний уровень - Частично владеет техническими и изобразительными умениями и навыками. Делает

с помощью педагога или товарищей, имеются небольшие отклонения от контура (несколько

миллиметров) по одну сторону образца;

Низкий уровень - не может сделать.

5.

У м е н и е

п о л ь з о в а т ь с я

пооперационными картами

Индивидуальная работа по

отработке навыков работы

с

п о о п е р а ц и о н н ы м и

картами.

Высокий уровень - Ребенок умеет пользоваться пооперационными картами самостоятельно.

Средний уровень

- Ребенок умеет пользоваться

пооперационными картами с частичной помощью

взрослого.

Низкий уровень - значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону.

Приложение № 2

КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ ПО РАЗДЕЛУ «КОНСТРУИРОВАНИЮ И РУЧНОМУ ТРУДУ»

Ф.И. ребенка

Р е б е н о к

у м е е т

применя т ь

р а н е е

полученные знания в

сооружении

построек,

архитектурных

з д а н и й .

У м е е т

создавать

разнообразные

варианты

построек

Ребенок

знает

закономерности

создания

прочного,

высокого

сооружения.

Во

время

с о зд а н и я

постройки

умеет

придать

устойчивость

Ребенок

хорошо

владеет

навыком

р а б о т а т ь

и

сооружать

п о с т р о й к у

п о

с х е м е

м о д е л и ,

фотографии

п о

заданным

условиям.

Развитие мелкой моторики рук и

глазомер

Умение

пользовать

ся

пооперацио

нными

картами

Итог

Складывание

квадрата по

диагонали

Складывание

квадрата

пополам

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентябрь

Май

Сентяб

рь

Май

Сентя

брь

Май

Сентяб

рь

Май

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итог: Высокий

Средний

Низкий

Кто проводил: воспитатель ____________________________________ /_________________/

Ф.И.О. роспись

Вывод:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________



В раздел образования