Напоминание

"ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ"


Автор: Журавлев Антон Сергеевич
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ МО "КОЛОМЕНСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ"
Населённый пункт: г. Коломна
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Тема: «Электромагнитная индукция»

Преподаватель:ЖуравлевА.С..

ГБПОУ МО

«Коломенский аграрный колледж»

Тип урока: урок постановки учебной задачи

Задачи: обеспечить усвоение знаний о явлении электромагнитной индукции;

формировать умения демонстрировать явление электромагнитной индукции

Планируемые результаты.

Предметные результаты:

Научатся раскрывать суть и объяснять условия возникновения электромагнитной

индукции; показать причинно – следственные связи при наблюдении явления

электромагнитной индукции

Метапредметные результаты:

Познавательные – выделять и формулировать познавательные цели;

устанавливать причинно – следственные связи; выдвигать гипотезу, ее

обоснование, предлагать пути ее решения; работать с учебником и другими

источниками информации;

Регулятивные – управлять своей познавательной деятельностью посредством

постановки целей; осуществлять действия, приводящие к выполнению

поставленной цели;

Коммуникативные – формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать

продуктивной кооперации.

Личностные результаты:

- формирование ответственного отношения друг к другу, учению, результатам

обучения

- формирование позитивной самооценки; развитие культуры умственного труда.

Используемые технологии:

- групповая,

- элементы ИКТ

Методы:

- словесный,

- проблемный,

Оборудование:

- мультимедийный проектор,

- компьютер.

Время:

45 мин.

Ход урока.

I. Организационный момент.(1мин)

Приветствие.

II. Сообщение темы, цели урока, мотивация учения обучающихся.(5 мин)1

слайд

(Запись темы урока в тетрадь)

Преподаватель:

. Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Предлагаю начать урок с небольшого социологического исследования. Вы

согласны? Поднимите руку те, кто всегда носит с собой мобильный телефон. А

теперь те, кто постоянно не носит, но пользуется довольно часто. Для чего чаще

всего используете мобильник? А еще для чего можно использовать? Мобильный

телефон стал сейчас для многих необходимой вещью. Можно и с друзьями

пообщаться, и музыку послушать, и найти нужные сведения в Интернете, и

поиграть, но все это требует затрат энергии. Хорошо, если есть возможность

подзарядить телефон, а если вы находитесь, например, в походе? Как поступить в

подобном случае? Ваши предложения. Спасибо, но это не все возможные

варианты.

Слайд2(рисунок с генератором и зарядным устройством). На данном слайде

показано проводное устройство для зарядки автомобильного аккумулятора, его

нужно подключать к электрической сети. Рядом мы видим автомобильные

генераторы, которые позволяют зарядить аккумулятор автомобиля или трактора

без какого-либо внешнего источника тока. В розетку его включать не нужно. Как

вы думаете, за счет чего оно работает?

Сегодня на уроке мы с вами должны узнать, как работает данное устройство,

какое явление в нем происходит.

Слайд3. Мы узнаем цель нашего урока , если разгадаем ребус

“Превратить магнетизм в электричество”– так записал в своём дневнике в 1821

году М. Фарадей. Почти 10 лет упорной работы потребовалось Фарадею для

решения этой задачи.

Сегодня на уроке мы будем решать эту задачу, используя современные приборы.

Слайд 4

IV. Изучение нового материала: (30мин)

Преподаватель: В 1821 году М.Фарадей записал в своем дневнике:

«Превратить

магнетизм

в

электричество».

Через

10

лет

эта

задача

была

им

решена.

Такую задачу в начале XIXв. попытались решить многие ученые. Швейцарский

физик Жан-Даниэль Колладон и английский физик Майкл Фарадей практически

одновременно занимались решением этой проблемы. Колладон даже немного

опередил Фарадея, но зафиксировать свой результат ему не удалось, потому что он

работал один. Фарадей был профессором университета, у него были помощники,

которые помогли ему увидеть неизвестное до того времени явление

Преподаватель: Давайте познакомимся с биографией М.Фарадея. (Видео).

Слайд5.

Преподаватель

:М.Фарадею

потребовалось

10

лет,

чтобы

совершить

свое

открытие. Мы с Вами совершим это открытие в течении нескольких минут.

Демонстрация опытов на экран по возможности.

Проведем 1 эксперимент.

Проведем 2 эксперимент.

Слайд6.

Преподаватель: Запишем выводы в тетрадь в виде опорного конспекта.

Электромагнитная индукция

1831 г. - М. Фарадей обнаружил, что в замкнутом проводящем

контуре при изменении магнитного поля возникает так

называемый индукционный ток. (Индукция, в данном случае, -

появление, возникновение).

Индукционный ток в катушке возникает при

перемещении постоянного магнита относительно катушки;

при перемещении электромагнита относительно катушки;

при перемещении сердечника относительно электромагнита,

вставленного в катушку;

при регулировании тока в цепи электромагнита;

при замыкании и размыкании цепи

Появление тока в замкнутом контуре при изменении магнитного

поля, пронизывающего контур, свидетельствует о действии в

контуре сторонних сил (или о возникновении ЭДС индукции).

Явление возникновения ЭДС в замкнутом проводящем контуре

при изменении магнитного поля (потока), пронизывающего

контур, называется электромагнитной индукцией.

Или: явление возникновения электрического поля при изменении

магнитного поля (потока), называется электромагнитной

индукцией.

Слайд 7

Применения явления электромагнитной индукции(Видео)

Закон электромагнитной индукции лежит в основе современной электротехники, а

также

радиотехники,

которая,

в

свою

очередь,

составляет

ядро

современной

индустрии,

полностью

преобразившей

всю

нашу

цивилизацию.

Практическое

применение электромагнитной индукции началось только спустя полвека после ее

открытия. В то время технический прогресс шел еще сравнительно медленно.

Причина, по которой электротехника играет столь важную роль во всей нашей

современной жизни, состоит в том, что электричество является наиболее удобной

формой

энергии

и

именно

благодаря

закону

электромагнитной

индукции.

Последний

позволяет

легко

получать

электроэнергию

из

механической

(генераторы), гибко распределять и транспортировать энергию (трансформаторы)

и преобразовывать ее обратно в механическую (электромотор) и другие виды

энергии, причем все это происходит с очень высоким КПД. Еще каких-нибудь 50

лет назад распределение энергии между станками на заводах осуществлялось

через сложную систему валов и ременных передач - лес трансмиссий составлял

характерную

деталь

индустриального

"интерьера"того

времени.

Современные

станки оборудованы компактными электродвигателями, питаемыми по системе

скрытой электропроводки.

Применение ЭМИ

1.

Трансформаторы

2.

Генераторы

3.

Велогенератор индукционный

4.

Микрофон

5.

Фонарь светодиодный индукционный

6.

Радио-мышь с индукционным питанием

7.

Металлоискатели

Слайд 8

III. Закрепление материала.(выполнение задания)(7мин)

Вариант 1

1. Кто открыл явление электромагнитной индукции? А). X. Эрстед Б). Ш.

Кулон. В). А. Вольта. Г). А. Ампер Д) М. Фарадей. Е). Д. Максвелл.

2.Как называется физическая величина, равная произведению модуля В индукции

магнитного поля на площадь S поверхности, пронизываемой магнитным полем, и

косинус

угла а между вектором В индукции и нормалью п к этой поверхности?

А. Индуктивность. Б. Магнитный поток. В. Магнитная индукция. Г. Са-

моиндукция. Д. Энергия магнитного поля.

3.Как называется единица измерения магнитного потока? А. Тесла. Б. Вебер. В.

Гаусс. Г. Фарад. Д. Генри.

А) только 1;

Б) только 2;

В) 2 и 3;

Г) 2,3 и 4.

Вариант 2

1. Как называется явление возникновения электрического тока в замкнутом

контуре при изменении магнитного потока через контур?

А. Электростатическая индукция. Б. Явление намагничивания. В. Сила Ампера. Г.

Сила Лоренца. Д. Электролиз. Е. Электромагнитная индукция.

2.Каким из приведенных ниже выражений определяется магнитный поток?

A. BScosα. Б. . В. qvBsinα. Г. qvBI. Д. IBlsina.

3.Единицей измерения какой физической величины является 1 Вебер?

А. Индукции магнитного поля. Б. Электроемкости. В. Самоиндукции. Г.

Магнитного потока.

Д. Индуктивности

IV.Подведение итога урока и домашнее задание. (2 мин)Слайд 8.

Рефлексия: (Приложение 5)

«Для меня сегодняшний урок…»

Обучающимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть

фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял

Домашнее задание: стр 55-56.

Литература: Г.В.Ярочкина. Основы электротехники. Москва. Издательский центр

«Академия».2018г

Вариант 1

1. Кто открыл явление электромагнитной индукции? А). X. Эрстед

Б). Ш. Кулон. В). А. Вольта. Г). А. Ампер Д) М. Фарадей. Е) . Д. Максвелл.

2.Как называется физическая величина, равная произведению модуля В индукции

магнитного поля на площадь S поверхности, пронизываемой магнитным полем, и

косинус угла а между вектором В индукции и нормалью п к этой поверхности?

А. Индуктивность. Б. Магнитный поток. В. Магнитная индукция. Г. Самоиндукция.

Д. Энергия магнитного поля.

3.Как называется единица измерения магнитного потока? А. Тесла. Б. Вебер. В. Гаусс. Г.

Фарад. Д. Генри.

А) только 1;

Б) только 2;

В) 2 и 3;

Г) 2,3 и 4.

Подчеркните фразы, характеризующие вашу работу на уроке по трем

направлениям.

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял

Вариант 2

1. Как называется явление возникновения электрического тока в замкнутом контуре при

изменении магнитного потока через контур?

А. Электростатическая индукция. Б. Явление намагничивания. В. Сила Ампера. Г. Сила

Лоренца. Д. Электролиз. Е. Электромагнитная индукция.

2.Каким из приведенных ниже выражений определяется магнитный поток?

A. BScosα. Б. . В. qvBsinα. Г. qvBI. Д. IBlsina.

3.Единицей измерения какой физической величины является 1 Вебер?

А. Индукции магнитного поля. Б. Электроемкости. В. Самоиндукции. Г. Магнитного

потока.

Д. Индуктивности

Подчеркните фразы, характеризующие вашу работу на уроке по трем

направлениям.

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял



В раздел образования