Автор: Ермошко Александр Григорьевич
Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: СПб ГБПОУ "Медицинский колледж №2"
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка для преподавателей
Тема: "Культура России во второй половине XIX в."
Раздел: среднее профессиональное
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение «Медицинский колледж № 2»
Ермошко А. Г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Учебная дисциплина: История
Тема:
«Культура России во второй половине XIX в.»
Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»
Санкт-Петербург
2018
«УТВЕРЖДАЮ»
Рассмотрено на заседании
Заместитель директора по
предметной (цикловой) комиссии
Учебной работе
______________ Максимова И. Г.
__________________2018 г.
Протокол №___________
«СОГЛАСОВАНО»
Методист
Председатель цикловой комиссии
_____________ Дятковская О. А.
_______________ Яцко Н. А.
Пояснительная записка
Методическая
разработка
по
теме «Культура
России
во
второй
половине XIX века» составлена в соответствии с программой и требованиями
ФГОС.
На
данном
занятии
студенты
учатся бережно
относиться
к
историческому
наследию
и
культурным
традициям
России,
работать
в
коллективе
и
команде,
эффективно
общаться
с
коллегами.
На
занятии
осуществляется формирование общих компетенций ОК 1, ОК 6, ОК 10.
На занятии используются педагогические методы:
1.
Фронтальный опрос студентов по теме прошлого занятия.
2.
Активное участие студентов при изложении изучаемого материала.
3.
Работа малыми группами при закреплении изученного материала.
Тема: «Культура России во второй половине XIX века»
Продолжительность: 90 минут
Место проведения: учебная аудитория медицинского колледжа № 2
Вид занятия: комбинированный урок
Оснащение:
компьютерная
презентация,
видеоматериалы,
наглядные
материалы,
компьютерные
презентации
студентов,
мультимедийный
проектор, ноутбук.
Актуальность темы:
Вторая половина XIX века стала периодом, когда русская культура
уверенно и навсегда заняла видное место в культурном ареале достижений
человечества. Русская живопись, русский театр, литература, музыка, наука
утвердили свои мировые позиции благодаря когорте наших выдающихся
соотечественников, творивших во второй половине XIX – начале XX века.
Ныне в любой точке мира трудно найти образованного человека, которому
были
бы
неведомы
имена
Ф.М.Достоевского,
Л.Н.Толстого,
В.Г.Перова,
И.Е.Репина, П.И.Чайковского, Н.А.Римского – Корсакова, Д.И.Менделеева,
А.С.Попова, Н.И.Пирогова.
Это лишь некоторые, наиболее яркие фигуры,
навсегда
оставшиеся
знаковыми
в
области
русской
культуры.
Без
них
культурный багаж человечества был бы заметно беднее.
Актуальность
выбранной
темы
обусловлена
необходимостью
способствовать
специализации
студентов,
осознанию
ими
своей
принадлежности
к
определенной
государственной,
культурной,
этнонациональной общности, пониманию многообразия современного мира и
необходимости
диалога
между
представителями
разных
культур;
содействовать развитию патриотизма и любви к Родине.
Цель
занятия: познакомить учащихся с основными направлениями
развития культуры России во второй половине XIX века.
Задачи:
Образовательные:
1. Сформировать целостное представление о месте и роли России в
мире.
2.
Сформировать
знания
о
развитии
литературы,
изобразительного
искусства, скульптуры, науки, музыки России во второй половине XIX
века.
Развивающие:
1. Стимулирование познавательной активности студентов;
2. Сформировать умение участвовать в обсуждении, аргументировано
высказывать
свое
мнение,
самостоятельно
делать
выводы,
сопоставлять
информацию.
Воспитательные:
Сформировать понимание важности роли культуры
в сохранении и
укреплении национальных и государственных традиций, в развитии диалога
между странами.
Студент должен знать:
−
в
чем
заключалось
влияние
литературы,
живописи,
музыки
на
общественную жизнь России;
− основные направления творчества русских писателей, художников,
композиторов второй половины XIX в.
− достижения русских ученых, скульпторов и архитекторов.
Студент должен уметь:
− составить рассказ о жизни и творчестве одного из деятелей культуры.
Межпредметные связи:
ИСТОКИ
ВЫХОД
Литература
История
История культуры
Русский язык
Основы философии
Обществознание
Этикет
Химия
Хирургия
Биология
Анатомия
Внутрипредметные связи:
ИСТОКИ:
ВЫХОД:
Россия в первой половине
Реформы 1860-1870-х гг.
XIX века
Культура России
во второй половине XIX века
Общественное движение
Россия - многонациональная
второй половины XIX века
империя
Этапы планирования занятия:
№ Этапы занятия
Методика
Цель
Время
Обеспече
ние
1
2
3
4
5
6
1
Организационная
часть
Приветствие,
проверка
присутствующих
Мобилизация
внимания
1 мин.
Групповой
журнал
2
Формулировка
темы и ее
обоснование
Преподаватель
объявляет
название темы и
дает ее
обоснование
Создание
положительной
мотивации
познавательной
деятельности
1 мин.
Презентация.
Методическая
разработка
преподавателя
3
Объявление
целей занятия
Цели
объявляются
устно
Сформулировать
конечные
результаты
работы
1 мин.
4
Проверка домаш
него задания
Фронтальный
(устный) опрос
студентов
Проверка усвоения
материала
прошлого
урока. Коррекция
знаний
5 мин.
Приложение 1
5
Изложение
нового материала
Лекция.
Составление
опорного
конспекта
Реализация
целей
и
задач занятия
40 мин
Приложение 2
Презентация.
Методическая
разработка
преподавателя
6
Выступление
студентов
(6 человек)
Сообщение с
компьютерной
презентацией
Реализация
целей
и
задач занятия
15 мин
Мультимедиа,
Ноутбук
7
Представление
двух
музыкальных
видеороликов
Компьютерная
презентация
Реализация
целей
и
задач занятия
7 мин.
Мультимедиа,
Ноутбук
8
Самостоятельная
работа студентов
Работа малыми
группами,
беседа-дискуссия
Достижение целей
занятия
15 мин
Приложение 3
9
Подведение
итогов
Оценка работы
студентов
Оценка
достижения
целей занятия
3 мин.
Групповой
журнал
10
Домашнее
задание
Формулировка
задания
Закрепление
полученных знаний
2 мин
Методическая
разработка
преподавателя
Результаты
Основные
Результаты
Основные
Формы и
(освоенные
общие
компетенции)
промежуточные
(эмпирические)
показатели оценки
результата
обучения
(освоенные умения,
усвоенные знания)
итоговые
показатели оценки
результата
методы
контроля и
оценки
результатов
обучения
ОК 1
Понимать сущность
и социальную
значимость своей
будущей профессии,
проявлять к ней
устойчивый интерес
- нахождение и
выделение
профессионально
значимых
компонентов в
преподаваемой
дисциплине
- ориентирование в
политической и
культурной ситуации
в России и мире;
-демонстрация
широты кругозора
Экспертная
оценка
выполнения
задания
ОК 6
Работать в
коллективе и
команде,
эффективно
общаться с
коллегами,
руководством и
потребителями
- демонстрация
умения налаживать
отношения в группе
при выполнении
коллективного
задания
- знание роли науки,
культуры и религии в
сохранении и
укреплении
национальных и
государственных
традиций
- определение
сущности и
социальной
значимости
профессии
- умение
использовать
информационно-
коммуникационные
технологии в
учебной
деятельности
Экспертная
оценка
выполнения
задания
ОК 10
Бережно относиться
к историческому
наследию и
культурным
традициям народа,
уважать
социальные,
культурные и
религиозные
различия
- выполнение
исследовательских
работ по
историческому
наследию России и
мира
- понимание места
медицины в
социальной структуре
современного мира и
в перспективе его
развития
- выявление роли
здравоохранения в
целом и
медработников в
частности в
сохранении
природы и
культурного
наследия мира.
Экспертная
оценка
выполнения
задания
Приложение 1
Вопросы для закрепления материала прошлого урока:
1)
Назовите годы правления Александра II ? (1855 – 1881).
2)
В какой войне участвовала Россия, когда Александр II вступил на
престол ? (Крымская война).
3)
Годы Крымской войны, основные участники ? (1853 – 1856 гг.,
Российская империя; коалиция – Османская империя, Британская
империя, Французская империя).
4)
Основные командующие ? (Николай I , Александр II, П.С.Нахимов,
В.А.Корнилов).
5)
Итоги
войны
?
(Победа
коалиции, Парижский
мирный
договор
(1856), России было запрещено иметь военный флот в Черном море).
6)
Перечислите
основные
задачи,
которые
стояли
перед
новым
императором
?
(догнать
европейские
страны
по
уровню
экономического и военного развития, вернуть выход в Черное море
отменить крепостное право и провести реформы).
7)
Дата отмены крепостного права ? (19 февраля 1861 г.).
8)
При каких условиях крестьяне получили свободу ? (при условии
выкупа вместе с землей, кредит предоставляло государство на 49
лет).
9)
Сколько крестьян получили личную свободу ? (23 млн. человек).
10)
Военная реформа ? (введение всеобщей воинской повинности,
срок службы сокращен с 25 до 6 лет).
11)
Судебная
реформа
?
(провозглашалось
равенство
всех
перед
законом, вводился суд присяжных, появились адвокаты).
12)
Итоги русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. ? (Благодаря России
Болгария
обрела
независимость
от
Османской
империи,
Россия
восстановила
статус
великой
империи,
вернула
военный
флот
в
Черное море).
13)
Итоги Кавказской войны 1817 – 1864 гг.? (признание Кавказа, в
том числе Чечни и Дагестана, частью России).
14) За сколько и почему Аляска была продана США ? (за 7,2 млн.
долларов. Территория была практически необжита. Аляска приносила
доходы
за
счёт
торговли
пушниной,
однако
к
середине
века
стало
представляться, что расходы на содержание и защиту этой отдалённой
и уязвимой территории превышали потенциальную прибыль).
15) Когда был убит Александр II ? (1 марта 1881 г.).
16)
Кем
был
убит
император
и
почему?
(террористическая
организация «Народная воля», выступающая за свержение существующего
политического режима).
Приложение 2
Самые известные представители отечественной культуры указанного
периода – писатели Ф.М.Достоевский и Л.Н.Толстой. Жизненные пути и
творческие
приемы
Достоевского
и
Толстого
совсем
несхожи.
Они
не
являлись единомышленниками, никогда не имели близких отношений, хотя в
различные периоды ненадолго принадлежали к определенным литературно-
общественным группировкам (партиям). В переломах их биографий, в их
литературных произведениях сфокусировалось время, отразились духовные
искания,
даже
метания
людей
XIX
в.,
живших
в
эпоху
непрестанных
социальных новаций.
Ф.М.Достоевский (1821 – 1881) родился в небогатой семье военного
врача в Москве. Окончил пансион, а в 1843 г. – Главное инженерное училище
в Петербурге, некоторое время служил полевым инженером в инженерной
команде Петербурга. Вышел в отставку в 1844 г., решив целиком посвятить
себя литературе. Знакомится с В.Г.Белинским и И.С.Тургеневым, начинает
вращаться
в
столичной
литературной
среде.
Его
первое
большое
произведение, роман «Бедные люди» (1846), имел шумный успех.
Весной
1847 г.
Достоевский
становится
завсегдатаем
кружка
В.М.Петрашевского, где обсуждались острые социальные вопросы, в том
числе и о необходимости свержения существующего строя. В числе прочих
начинающий писатель был арестован по делу петрашевцев. Сначала его
приговорили к смертной казни, и уже на эшафоте Достоевскому и другим
обвиняемым явили царскую милость о замене казни каторгой. На каторге
Ф.М.Достоевский провел около четырех лет (1850 – 1854). Пребывание в
Сибири
описал
в
книге
очерков
«Записки
из
Мертвого
дома»,
опубликованной в 1861 г.
В
1860
–
1870-е
гг.
появились
наиболее
крупные
литературные
произведения
–
романы,
принесшие
Достоевскому
мировую
славу:
«Униженные
и
оскорбленные»,
«Преступление
и
наказание»,
«Идиот»,
«Бесы», «Братья Карамазовы».
Писатель
полностью
порвал
с
революционными
увлечениями
молодости,
осознал
фальшь
и
опасность
теорий
по
насильственному
переустройству
мира.
Его
произведения
пронизаны
размышлениями
о
смысле жизни, о поиске жизненных путей. Достоевский видел возможность
постижения
истины
бытия
лишь
через
веру
Христову.
Моральному
совершенствованию людей он придавал первостепенное значение, считая, что
в
основе
общественных
проблем
лежат
людские
пороки,
«нравственные
слабости» человеческой натуры.
Расцвет
творчества
Достоевского
пришелся
на
время
«буйства
нетерпимости». Все, кто не разделял увлечения модными теориями коренного
переустройства
общества,
клеймились
как
реакционеры.
В.Г.Белинский
назвал ранние литературно-психологические опыты писателя «нервической
чепухой». После появления в печати в 1871 – 1872 гг. романа «Бесы», где
автор
показал
духовное
убожество
и
полную
аморальность
носителей
революционных идей, Достоевский превратился в мишень систематических
нападок.
Случилось
как-то,
что
вместе
с
журналистом
и
издателем
А.С.Сувориным писатель размышлял на тему: сообщил бы он полиции, если
бы вдруг узнал, что Зимний дворец заминирован и скоро произойдет взрыв и
все его обитатели погибнут. На этот вопрос Достоевский ответил: Нет. И,
поясняя
свою
позицию,
заметил: Мне
бы
либералы
не
простили.
Они
измучили бы меня, довели до отчаяния.
Граф Л.Н.Толстой (1828 – 1910) родился в богатой дворянской семье.
Получил
начальное
образование
дома,
затем
некоторое
время
учился
на
восточном и юридическом факультетах Казанского университета. Курса не
кончил, науки его не увлекли.
Бросил университет и отправился в действующую армию на Кавказ, где
разворачивалась решающая фаза военных действий с Шамилем. Здесь он
провел
два
года
(1851
–
1853).
Служба
на
Кавказе
обогатила
Толстого
множеством впечатлений, которые он потом отобразил в своих повестях и
рассказах.
Когда началась Крымская война, Толстой добровольцем отправился на
фронт и принимал участие в обороне Севастополя. После окончания войны
вышел в отставку, путешествовал за границей, затем служил в управлении
Тульской губернии. В 1861 г. прерывает службу и поселяется в своем имении
Ясная Поляна недалеко от Тулы.
Там
Толстой
написал
крупнейшие
литературные
произведения
–
романы «Война и мир», «Анна Каренина». Кроме того, его перу принадлежит
множество
повестей,
рассказов,
драматических
и
публицистических
произведений. Писатель создал многообразную панораму русской жизни,
изобразил нравы и быт людей несхожего общественного положения, показал
сложную борьбу добра со злом в душе человеческой. Роман «Война и мир»
до сих пор остается самым выдающимся литературным сочинением о войне
1812 г.
И.С.Тургеневу
(1818
–
1883)
принадлежит
заслуга
в
создании
социально-психологических
романов,
в
которых
личная
судьба
героев
оказалась неразрывно связана с судьбой страны. Он был непревзойденным
мастером в раскрытии внутреннего мира человека во всей его сложности.
Творчество
Тургенева
оказало
огромное
влияние
на
развитие
русской
и
мировой литературы.
И.С.Тургенев происходил из богатой и старинной дворянской семьи. В
1837 г. он окончил филологический факультет Петербургского университета.
Продолжил свое образование за границей. Два года (1842 – 1844) Тургенев
служил
чиновником
в
Министерстве
внутренних
дел,
но
интереса
к
служебной карьере не проявил. Его увлекла литература.
В
конце
1830-х
гг.
стихи
молодого
Тургенева
стали
появляться
в
журналах «Современник» и «Отечественные записки». Большинство из этих
стихотворений получило высокое зрительское признание («Баллада», «Опять
один, один…», «Утро туманное, утро седое…»). Позднее некоторые стихи
Тургенева были положены на музыку и стали популярными романсами.
В середине 1840-х гг. Тургенев сблизился с группой литераторов –
Н.А.Некрасовым,
И.А.Гончаровым,
пытавшихся
придать
литературе
демократический характер. Героями своих произведений эти писатели делали
прежде всего крепостных крестьян.
В последующие годы писатель создал несколько выдающихся по своим
художественным достоинствам романов и повестей – «Дворянское гнездо»,
«Накануне»,
«Отцы
и
дети».
В
них
мастерски
изображен
уклад
жизни
дворянства, показано появление новых общественных явлений и деятелей, в
частности народников. Его произведения отличались острой полемичностью,
они
поднимали
важнейшие
вопросы
человеческого
бытия,
в
них
обозначались глубокий взгляд писателя на сущность происходящих событий,
желание
понять
характер
и
устремление
новых
людей
(нигилистов),
вступавших на арену общественно-политической жизни страны.
В
1870 г.
произошло
событие,
оказавшее
мощное
воздействие
на
развитие изобразительного искусства: возникло Товарищество передвижных
художественных
выставок,
сыгравшее
важную
роль
в
развитии
демократической живописи и ее противостояния салонно-академическому
искусству.
Это
была
общественная
организация,
которую
государство
не
финансировало.
Ее
образовали
молодые
художники,
выпускники
Петербургской Академии художеств. Передвижники отказались изображать
«вечную
красоту»,
ориентироваться
на
образцы
европейского
искусства.
Художники
стремились
приблизить
искусство
к
жизни,
показать
живых
людей, их заботы. С Товариществом передвижников творчески были связаны
почти все выдающиеся художники России. На протяжении последующих
десятилетий (до 1923 г.) передвижники организовали множество выставок по
разным городам. Первая состоялась в 1872 г.
Центральной
фигурой
русского
искусства
1860-х
гг.
стал
один
из
организаторов
Товарищества
передвижников
педагог,
писатель
В.Г.Перов
(1833
–
1882).
Он
учился
в
Московском
училище
живописи,
ваяния
и
зодчества и в Петербургской Академии художеств. По окончании курса в
1869 г. получил стипендию и совершенствовал свое мастерство в Париже.
Уже в 1860-е гг. Перов заявил о себе как о большом художнике-реалисте, его
картины
отличались
острым
общественным
содержанием.
Таковы
«Проповедь в селе», «Сельский ход на Пасхе», «Чаепитие в Мытищах, близ
Москвы», «Проводы покойника».
Перов
–
мастер
лирических
полотен
(«Птицелов»,
«Охотники
на
привале»). В золотой фонд русского искусства вошли портреты драматурга
А.Н.Островского,
писателя
Ф.М.Достоевского.
Обращался
Перов
и
к
историческим темам, его самой известной такой картиной является «Суд
Пугачева».
И.Н.Крамской (1837 – 1887) родился в бедной семье. С 1857 г. учился в
Петербургской Академии художеств. Крамской был замечательным мастером
портрета и запечатлел на своих полотнах многих известных людей России.
Это
портреты
М.Е.Салтыкова-Щедрина,
Л.Н.Толстого,
Н.А.Некрасова,
П.М.Третьякова, И.И.Шишкина. Кисти Крамского принадлежат и портреты
простых крестьян.
В
1872 г.
на
Первой
передвижной
выставке
появилась
картина
Крамского «Христос в пустыне», ставшая программной не только для самого
художника, но и для всех передвижников.
Пристальный
интерес
к
евангельской
теме
проходит
через
все
творчество еще одного из основателей русского передвижничества – Н.Н.Ге
(1831 – 1894) – «Тайная вечеря», «Что есть истина?», «Голгофа», «Распятие».
На Первой передвижной выставке Ге экспонировал картину «Петр I
допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». Зритель ощущает
напряженное молчание отца и сына. Петр уверен в вине царевича. Конфликт
царя и наследника престола изображен в минуту наивысшего накала.
«Самсоном русской живописи» называл известный историк искусства
В.В.Стасов И.Е.Репина (1844 – 1930). Это один из самых разносторонних
художников,
которому
с
равным
блеском
удавались
портреты,
жанровые
сцены, пейзажи и большие полотна на исторические темы.
Академию
художеств
Репин
закончил
в
1871 г.
и
как
способный
выпускник получил стипендию для творческой командировки во Францию и
Италию. Уже в 1870-е гг. имя Репина становится в ряд наиболее крупных,
популярных русских живописцев. К числу наиболее знаменитых полотен
художника относятся «Бурлаки на Волге», «Иван Грозный и сын его Иван 16
ноября 1581 года», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Репин на
своих полотнах запечатлел панораму жизни страны, показал яркие народные
характеры, могучие силы России. В.И.Суриков (1848 – 1916) проявил себя
прирожденным
историческим
живописцем.
Сибиряк
по
происхождению,
Суриков
учился
в
Петербурге
в
Академии
художеств,
а
по
окончании
Академии поселился в Москве. Его первым большим полотном стало «Утро
стрелецкой
казни».
Затем
последовали
«Боярыня
Морозова»,
«Покорение
Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы в 1799 г.».
С середины XIX в. наметился явный поворот в развитии отечественной
архитектуры. Ранее зодчие творили главным образом по заказу вельмож,
членов царской фамилии, воздвигали великолепные дворцы, монументальные
здания для государственных учреждений, храмы. Теперь все чаще возникала
необходимость в зданиях другого назначения. Требовались деловые конторы,
железнодорожные
вокзалы,
магазины,
большие
доходные
дома.
Здания
должны быть удобны, функциональны и одновременно красивы. И еще одно
условие надлежало выполнять: строить надо было быстро и экономно. Эти
новые задачи русские архитекторы решали успешно.
В 1893 г. в Москве было завершено строительство огромного торгового
центра – Верхних торговых рядов (архитектор А.Н.Померанцев). В 1881 г.
было завершено строительство величественного здания Исторического музея,
открытого для публики в 1883 г. Он стал самым большим подобным музеем в
России и одним из крупнейших в мире. Архитекторы – А.А.Семенов и
В.О.Шервуд.
К
скульптору
М.О.Микешину
(1835
–
1896)
пришла
слава
после
открытия в 1862 г. в Новгороде памятника «Тысячелетие России», созданного
по его проекту.
Русский
скульптор
А.М.
Опекушин
(1838
–
1923)
создал
ряд
замечательных
памятников,
отличавшихся
исторической
конкретностью
и
поэтичностью.
Наиболее
известные
из
них
–
памятник
А.С.Пушкину
в
Москве, открытый в 1880 г., и памятник М.Ю.Лермонтову в Пятигорске
(1889).
Русская наука и техника в пореформенный период была представлена
целой плеядой выдающихся ученых. В области математики продолжал свои
работы П.Л.Чебышев, мировое признание получили открытия А.М.Ляпунова,
деятельность С.В.Ковалевской. В химической науке А.М.Бутлеров предложил
теорию
химического
строения
веществ,
Д.И.Менделеев
открыл
периодический закон химических элементов.
Крупные
научные
открытия
были
сделаны
в
физике.
Основным
направлением
научной
деятельности
А.С.Попова
было
изучение
электрических явлений, ее итогом стало изобретение радиотелеграфа.
Биологические
науки
в
этот
период
развивались
под
влиянием
эволюционного
учения.
Работы
И.И.Мечникова
по
эволюционной
эмбриологии, патологии и иммунологии были признаны учеными всего мира.
У
истоков
отечественной
физиологической
школы
стоял
И.М.Сеченов.
Одним из направлений его научной деятельности было изучение психики
человека.
Появляются новые обобщающие труды по русской истории, ставшие
явлением не только в исторической науке, но и культурной жизни России: 29-
томная «История России с древнейших времен» С.М.Соловьева и «Курс
русской истории» его ученика В.О.Ключевского.
Музыкальная
жизнь
России
второй
половины XIX
в.
отличалась
широтой и многообразием. В крупнейших городах возникали консерватории
и
училища,
открывались
концертные
залы,
создавались
музыкальные
общества.
С а н к т - П е т е р бу р г с к а я
а к а д е м и ч е с к а я
ф и л а р м о н и я
и м .
Д. Д. Шостаковича. Зал Филармонии был построен в 1839 г. С конца 1840-х
годов стал центром музыкальной жизни Петербурга. В 1862 г. открылась
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-
Корсакова.
«Могучая кучка» - творческое объединение российских композиторов
(начало 1860-х).
Именно
в
этот
период
раскрылся
талант
М.П.Мусоргского,
П.И.Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова. Свою цель музыканты видели в
воплощении русской национальной идеи в музыке.
М.П.Мусоргский
(1839
–
1881)
окончил
школу
гвардейских
подпрапорщиков,
и
уже
в
1852
г.
появилось
его
первое
музыкальное
произведение
–
полька
«Подпрапорщик».
Как
крупный
композитор
Мусоргский заявил о себе монументальной народной музыкальной драмой
«Борис
Годунов»,
законченной
в
1872 г.
Сюжетной
основой
ее
являлась
поэтическая
трагедия
А.С.Пушкина.
Однако
постановка
оперы
на
сцене
успеха
не
принесла.
Русская
публика,
воспитанная
на
итальянских
музыкальных
спектаклях,
с
трудом
воспринимала
музыкальную
драму,
пронизанную
русскими
национальными
мотивами.
Понадобилось
время,
чтобы это монументальное произведение композитора было признано одним
из крупнейших достижений русской музыкальной культуры. Мусоргскому
принадлежат также оперы «Хованщина», «Сорочинская ярмарка».
Композитор, дирижер, общественный деятель, член «Могучей кучки»
Н.А.Римский - Корсаков (1844 – 1908) происходил из старинной дворянской
семьи. Служил офицером на флоте и с юных лет увлекался сочинением
музыки. После выхода в отставку целиком посвятил себя музыке. С 1871 г. –
профессор Петербургской консерватории, в 1883 – 1894 гг. – управляющий
Придворной певческой капеллой.
Уже первая опера Римского – Корсакова «Псковитянка», поставленная в
1873 г., сделала имя композитора широко известным. Вся опера пронизана
русскими
народными
мелодиями,
в
ее
основу
положен
сюжет
из
древнерусской истории. Оперы, написанные на сказочно-былинные сюжеты,
- «Майская ночь», «Снегурочка», «Садко», «Кащей Бессмертный», «Золотой
петушок».
П.И.Чайковский
(1840
–
1893)
считается
одним
из
величайших
композиторов в истории музыки. Автор более 80 произведений, в том числе
десяти опер и трёх балетов. Родился в дворянской семье. Окончил Училище
правоведения в Петербурге в 1859 г. и четыре года служил чиновником в
Министерстве юстиции. Но душа его принадлежала музыке. Еще будучи
чиновником, в 1861 г. поступил в учебный класс Русского музыкального
общества, затем, в 1862 – 1865 гг., прошел курс композиции в Петербургской
консерватории.
В
1866 г.
Чайковского
пригласили
в
Московскую
консерваторию, где он в качестве профессора проработал 12 лет. В 1885 г.
Чайковский стал директором Московского отделения Русского музыкального
общества, в 1892 г. избран членом-корреспондентом французской Академии
изящных
искусств,
а
в
1893 г.
удостоился
звания
почетного
доктора
Кембриджского университета (Англия).
Написанная
им
музыка
стала
главным
компонентом
балетных
спектаклей «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик», этих
крупнейших произведений мирового балетного искусства. С 1958 г. в Москве
проводится
Международный
конкурс
пианистов
и
скрипачей
им.
П.И.Чайковского.
Приложение 3
Инструкция для студентов:
1.
Разбиться на малые группы по 5 человек.
2.
Получить задание, обсудить и составить ответ.
Группе выдается 5 конвертов, каждый конверт подписан – писатели,
художники, ученые, скульпторы, композиторы. Все конверты пустые, за
исключение одного, в котором собраны портреты деятелей культуры.
Студентам предлагается распределить портреты по конвертам.
3.
Выбрать комментатора.
4.
Представить
ответ.
Каждая
группа
подводит
итог
по
одному
из
разделов.
Время работы в группе 10 мин.
Домашнее задание:
1) работа с конспектом, подготовка к контрольной работе, в целях
закрепления
изученного
материала
(по
темам
–
Николай I,
Александр II,
Культура России во второй половине XIX в.);
2) составить кроссворд по теме: «Культура России во второй половине
XIX в.», используя материал данного занятия.
Использовать 10-15 слов.
Выполнить на листе А4.
Кроссворд не заполнять. Ответы написать на отдельном листочке.
Устная работа на уроке:
«5» - активная работа на протяжении всего урока, правильные ответы
на вопросы, заинтересованность темой.
«4» - не достаточно активная работа на уроке, не всегда правильные
ответы на вопросы, заинтересованность темой.
Работа малыми группами:
0.1
ошибки – «5»
2-4 ошибки – «4»
5-6 ошибок – «3»
7 и > ошибок – «2».
.
Список рекомендованной литературы:
1)
История России: учебник для студентов высших учебных
заведений, абитуриентов / А. С. Орлов, В. А. Георгиев,
Н. Г. Георгиева, Т. И. Сивохина. М., 2015.
2)
История России: учебное пособие / В. В. Кириллов. М., 2015.
3)
История. Россия и мир с древнейших времен до конца XIX
века. 10 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /
О. В. Волобуев, В. А. Клоков, М. В. Пономарев,
В. А. Рогожкин. М., 2014.
4)
История России. XVII – XIX века. 10 кл.: учебник для
общеобразовательных учреждений / А.Н.Сахаров,
А.Н.Боханов. М., 2013.
5)
Отечественная история: учебник / Н. В. Шишова,
Л. В. Мининкова, В. А. Ушкалов и др. М., 2014.
6)
Шевелев В.Н. История для колледжей. / В.Н.Шевелев,
Е.В.Шевелева. Ростов-на-Дону, 2015.