Автор: Брыксина Светлана Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГПОУ ТО
Населённый пункт: г. Ефремов, Тульская область
Наименование материала: Статья
Тема: Изучение особенностей поведения студентов в конфликтных ситуациях.
Раздел: среднее профессиональное
Изучение особенностей поведения студентов в конфликтных
ситуациях.
Выполнена: преподавателем
ГПОУ ТО «ЕХТТ»
Брыксиной С.Н.
Главной особенностью подростка является личностная нестабильность. Именно в
это время подросток заявляет о себе, как о личности с большой буквы. Противоположные
черты,
стремления,
тенденции
сосуществуют
и
борются
друг
с
другом,
определяя
противоречивость характера и поведения. Именно это чаще всего и становится наиболее
конфликтной стороной при общении подростков со старшим поколением и между собой.
У подростков происходит адаптация к социально - устойчивым представлениям о мужчине
и
женщине,
стратегиях
поведения
в
обществе,
со
сверстниками,
с
родителями.
При
взрослении
ребенка
происходит
его
становление,
готовность
к
жизни
во
взрослом
обществе, как равноправного участника жизни, у подростка проявляется потребность в
познании самого себя. Ответ на вопрос «Кто я?» часто мучает подростка. Он проявляет
интерес к самому себе, у него формируются собственные взгляды и суждения; появляются
собственные
оценки
на
те
или
иные
события
и
факты;
он
пытается
оценить
свои
возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и их действиями.
В этом возрасте происходит временное психологическое отдаление подростка от
семьи и образовательной организации, их значение в становлении личности подростка
снижается, тогда как влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором
между
официальным
коллективом
и
неформальной
группой
общения.
Предпочтение
подросток
отдает
той
среде
и
группе,
в
которой
он
чувствует
себя
комфортно,
где
относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и технический
кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят,
выпивают и др.
Как правило, в этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослыми, в
частности
с
родителями.
Родители
продолжают
смотреть
на
своего
ребенка
как
на
маленького,
а
он
пытается
вырваться
из
этой
опеки.
Поэтому
взаимоотношения
со
взрослыми
обычно
характеризуются
повышенной
конфликтностью,
усиливается
1
критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом становится более значимым
мнение сверстников.
Изменяется характер отношений со старшими: из позиции подчинения подросток
пытается
перейти
в
позицию
равенства.
Одновременно
изменяется
и
характер
взаимоотношений
со
сверстниками,
появляется
потребность
в
общении
с
целью
самоутверждения, что в неблагоприятных условиях может привести к различным формам
отклоняющегося поведения; повышенный интерес к вопросам интимной жизни человека,
что может приводить к асоциальным нарушениям сексуальной жизни подростка.
Подросток в этом возрасте нередко выбирает для себя кумира (герой фильма,
сильный
взрослый,
герой
передачи,
и
др.),
которому
он
пытается
подражать:
его
внешнему облику, манере поведения. Внешность для подростка имеет очень большое
значение. Необычная прическа, серьга, а то две и три в ушах, рваные джинсы, яркая
косметика и другие атрибуты дают подростку возможность отделить себя от других,
утвердиться в группе себе подобных.
Копируют любые отношения. Например, если в семье не уважают кого-либо из ее
членов, то так же будет поступать и сын (дочь).
Но
в
копировании
отношений
есть
и
положительный
момент.
У
некоторых,
наоборот, выражается в заботе о ближних.
Внешний вид подростка - еще один источник конфликта. Меняется походка,
манеры, внешний облик. Эдакая социальная мимикрия в подростковой среде. Таким
образом у подростков выражается потребность в безопасности. Не выделяться среди
других, иначе засмеют. А дети бывают очень жестоки к не таким, как другие.
Немалую роль в формировании личности подроста играет подростковое общество
(референтная группа) - значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. Это
может быть и дворовая компания, и класс, и друзья по кружку, и соседские ребята по
этажу.
Такая
группа
является
большим
авторитетом
в
глазах
подростка,
чем
сами
родители, и может влиять на его поведение и отношения с другими. Именно в ней он будет
пытаться утвердиться. Однако именно подростковые группы наиболее замкнуты и трудно
принимают в себя новичков, что часто создает особое пространство одиночества вокруг
подростка с трудностями в общении. Наряду с этим сложности для общения подростка
создает и его стремление, находясь в группе, отстаивать свое право на индивидуальность,
уникальность: одновременно “быть – как все” и “ни на кого не похожим”.
В целом, так же как социальные структуры взрослых, подростковые общества
можно разделить на две группы: формальные и неформальные.
2
К
формальным
подростковым
обществам
относятся
в
основном
группы
обучающихся.
Они
идентифицируются
со
своим
конкретным
учебным
заведением,
группой и преподавателями. Это позволяет им совместно изучать те или иные предметы,
участвовать в разнообразных видах деятельности, организуемых учебным заведением ,
или
посещать
вечера
отдыха
для
ровесников.
Поэтому
любая
формальная
четко
определенная
социальная
система,
к
которой
принадлежат
подростки,
как
правило,
объединяет
учащихся
подростков,
взаимодействующих
в
учебной
подсистеме
и
подсистеме внеклассной деятельности.
Неформальными обществами обычно являются слабо структурированные группы
молодежи, которая собирается вместе, но имеет мало возможностей принять участие в
формально организованной сети социальных отношений. Единственным исключением
являются
подростковые
уличные
банды,
которые
могут
существовать
как
отдельные
самостоятельные подгруппы.
В глазах некоторых обучающихся из всех рассмотренных подсистем наиболее
важной
может
оказаться
именно
неформальная
система
друзей.
Это
единственная
подсистема, не обремененная покровительством взрослых. Это мир подростков, и статус
индивида здесь - самое главное. Любой подросток мечтает о закадычном друге. При чем о
таком, которому можно было бы доверять "на все 100", как самому себе, который будет
предан. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Друг удовлетворяет потребность в
самопонимании.
Практически,
Друг
является
аналогом
психотерапевта.
Дружат
чаще
всего с подростом того же пола, социального статуса, таких же способностей (правда,
иногда друзья подбираются по контрасту, как бы в дополнение своим недостающим
чертам).
Дружба
носит
избирательный
характер,
измена
не
прощается.
А
в
купе
с
подростковым максимализмом дружеские отношения носят своеобразный характер: с
одной стороны - потребность в единственно-преданном друге, с другой - частая смена
друзей.
В целом, общий социальный статус подростка в среде соучеников зависит от
сочетания его рейтингов внутри каждой из этих подсистем. Кроме того, необходимо
отметить, что подросток, который имеет высокий или низкий рейтинг в одной из систем,
чаще
всего
занимает
такое
же
положение
и
в
других
системах;
однако
для
самого
подростка неформальная подсистема - наиболее важная, и она определяет его поведение
сильнее, чем две другие подсистемы.
На
основе
вышеизложенного,
можно
выделить характерные
особенности
подросткового возраста, влияющие на возникновение межличностных проблем в среде
подростков: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать
3
собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих
потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым
Методы
-
это
способы
взаимосвязанной
деятельности
социального
педагога
и
подростка,
которые
способствуют
накоплению
позитивного
социального
опыта,
содействующего социализации или реабилитации ребенка.
Наиболее
широко
в
социально-педагогической
деятельности
при
разрешении
межличностных конфликтов в среде подростков используются метод убеждения.
Убеждение - это разъяснение и доказательство правильности или необходимости
определенного поведения. В процессе убеждения преподаватель воздействует на сознание,
чувства и волю подростка. Убеждение оказывает влияние на студента только через его
внутреннюю сферу, выступает формой регуляции отношений в социуме. Воспитательная
сила убеждения обусловливается тем, как внутренне воспринимает его подросток. Если
убеждение
не
вызывает
положительной
внутренней
настроенности,
оно
теряет
свой
основной смысл и тогда ничем не отличается от авторитарных (приказных) методов
воздействия .
Чтобы
методы
убеждения
достигли
своей
цели,
необходимо
учитывать
психологические особенности подростков, их уровень воспитанности, интересы, личный
опыт. Убеждать, прежде всего, можно словом, его сила велика, поэтому умение говорить
правильно, глубоко по содержанию, ярко и образно по форме, способность убеждать -
неотъемлемая часть профессиональной деятельности педагога.
При
убеждении,
как
уже
было
сказано
выше,
преподаватель
воздействует
на
сознание,
волю
и
чувства
подростка.
Однако
при
этом
нельзя
смешивать
понятия
«убеждение» и «морализирование», когда декларируются хорошо известные истины; а
если
они
еще
и
произносятся
в
командном
тоне,
то
студент
перестает
слушать
преподавателя или агрессивно относится к нему
Органическая
часть
убеждения
- это
требование,
без
которого
невозможно
перестроить
неверно
сложившиеся
представления
подростка
о
правилах
и
нормах
поведения, принятых в обществе. Требования могут быть различны: безоговорочное, не
допускающее
возражений
(нельзя
обманывать,
скандалить,
ходить
грязными,
неопрятными и т. д.), более мягкое, требование,
в виде обращения (сделай, пожалуйста; не
делай этого, иначе ты огорчишь родных, и др.). Требования должны быть основаны на
уважении
к
личности
подростка,
понимании
его
душевного
состояния,
пронизаны
гуманностью, заинтересованностью в его судьбе, разумностью предлагаемых действий по
их выполнению; они должны выдвигаться с учетом мотивов и внешних обстоятельств,
4
вызвавших те или иные поступки. Требование играет вспомогательную роль в социально-
педагогической деятельности. Его основная функция заключается в том, чтобы поставить
перед подростками задачу, довести до их сознания смысл норм и правил поведения, а
также определить содержание предстоящей деятельности.
Убеждение может реализовываться через такие известные в педагогике методы, как
рассказ, лекция, беседа, диспут, положительный пример.
Столкнувшись со сложной ситуацией, подростки иногда проявляют себя не с лучшей
стороны - начинают лелеять свои трудности вместо того, чтобы попытаться с ними
справиться.
Изменить
отношение
к
конфликтам
для
подростка
практически
означает
изменить взгляд на жизнь. Поэтому при разрешении межличностных проблем в среде
подростков педагогу следует убедить их в том, что в трудных ситуациях не нужно все
носить в себе или идти на усугубление конфликтной ситуации и не всегда нужно искать
безупречное решение. Такой поиск не только может поставить подростка в безвыходное
положение,
но
и
сам
по
себе
может
оказаться
нецелесообразным.
Нужно
искать
работающее решение, которое изменит конкретную ситуацию, поведение и мышление.
Подводя итог можно еще раз напомнить, что сложный мир подростка, далеко не
всегда
понятный
взрослому,
нуждается
в
ежедневной
поддержке
и
корректировке.
Поэтому педагогу надо чаще предлагать помощь подростку в освоении новых норм и
правил, что бы потом долго и утомительно не заниматься исправлением ошибок.
5