Напоминание

«Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе по ФГОС»


Авторы: Гостюхина Наталья Викторовна, Гаранина Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №6
Населённый пункт: города Слюдянки, Иркутской области
Наименование материала: статья
Тема: «Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе по ФГОС»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе по

ФГОС»

К основным принципам дошкольного образования можно отнести следующие:

- при обучении ребенка необходимо учитывать его индивидуальные способности, при

этом, ребенок должен сам выбирать то, чему ему интересно обучаться в тот или иной

период времени;

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта,

где

развитие

личности

обучающегося

на

основе

усвоения

универсальных

учебных

действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей

обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения

целей образования и воспитания и путей их достижения;

- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого

обучающегося

(включая

одаренных

детей

и

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья),

обеспечивающих

рост

творческого

потенциала,

познавательных

мотивов,

обогащение

форм

взаимодействия

со

сверстниками

и

взрослыми

в

познавательной

деятельности;

-

условий

для

эффективной

реализации

и

освоения

обучающимися

основной

образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение

условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в

наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей и

детей с ограниченными возможностями здоровья.»

- уважительное отношение к ребенку как полноценному участнику взаимоотношений;

Стандарт направлен на обеспечение:

- равных возможностей получения качественного начального общего образования;

- духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального

общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития

гражданского общества;

-

преемственности

основных

образовательных

программ

дошкольного,

начального

общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального,

среднего профессионального и высшего профессионального образования;

-

сохранения

и

развития

культурного

разнообразия

и

языкового

наследия

многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка,

возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения

духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

-

единства

образовательного

пространства

Российской

Федерации

в

условиях

многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений;

- демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе через

развитие форм государственно-общественного управления, расширение возможностей для

реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания,

методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм

образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды

образовательного учреждения.»

Одна

из

актуальных

задач

современного

российского

общества

заключается

в

формировании

и

развитии

гармоничной,

социально

зрелой,

экономически

активной

личности.

Эта

задача

обозначена

в

Стратегии

развития

воспитания

в

Российской

Федерации, Федеральном законе №273-ФЗ от 29.12.2012 (в редакции от 30.12.2015) «Об

образовании»,

федеральных

государственных

образовательных

стандартах.

Для

того,

чтобы

поставленная

задача

была

решена,

образовательным

учреждениям

необходимо

активно

внедрять

современные

технологии,

способствующие

полноценному

и

всестороннему

развитию,

раскрытию

творческих

способностей

и

самореализации

личности. Такими возможностями в полной мере обладают интерактивные технологии.

Интерактивные технологии не являются чем-то принципиально новым в системе

образования.

Уже

в

середине

XX

века

педагоги

Европы

приходят

к

выводу

о

необходимости заменить репродуктивное обучение на активное. При репродуктивном

типе

обучения

большую

часть

времени

учитель

излагал

информацию,

которую

в

дальнейшем

воспроизводили

ученики.

Активный

тип

обучения

предполагает

взаимодействие между учителем и учеником, ученик становиться более самостоятельным

и вовлеченным в образовательный процесс.

Интерактивные

технологии

можно

определить

в

широком

плане,

как

способ

взаимодействия и вовлечения ученика в познавательный и образовательный процесс.

Более

узкое

толкование

интерактивных

технологий

сводится

к

тому,

что

данные

технологии предполагают использование технических средств и программных продуктов,

которые исключают пассивное участие ученика. В рамках данного понятия интерактивные

технологии включают такие обязательные составляющие, как специальные программные

продукты, технические средства, информационные технологии, позволяющие участнику

образовательного

процесса

самостоятельно

или

при

незначительном

сопровождении

педагога,

получать

новые

знания

и

формировать

навыки.

Также

интерактивные

технологии предполагают нестандартный, творческий подход к решению поставленных

задач, ставят учащегося перед необходимостью самостоятельно принимать решения.

Интерактивные технологии – это форма деятельности всех участников образовательного

процесса,

включающая

создание,

применение,

усвоение

знаний

и

навыков

путем

активного

диалога

и

взаимодействия.

Интерактивные

технологии

предполагают

использование

современных

информационных

технологий,

компьютерной

техники,

средств приема, передачи и обработки данных, но не ограничиваются ими.

Применение

интерактивных

технологий

в

дошкольном

образовательном

учреждении

соответствует таким приоритетам, как индивидуальный подход к организации обучения,

использование разнообразных форм и способов вовлечения ребенка в образовательный

процесс, поддержание интереса, активности и самостоятельности.

Актуальность изучения возможностей использования интерактивных технологий в

дошкольном образовании вызвана возросшими требованиями к качеству дошкольного

образования, в том числе и к уровню подготовки детей к обучению в школе. Большое

значение

в

этом

процессе

имеет

дополнительные

занятия

с

детьми.

Такие

занятия

способствуют развитию индивидуальных способностей детей, позволяют скорректировать

слабые стороны и более качественно подготовить детей к следующей образовательной

ступени.

В

интерактивном

образовании

значительное

место

отводится

информационно-

коммуникационным

технологиям.

Такими

технологиями

являются

информационно-

обучающие компьютерные программы, мультимедийные презентации. Информационно-

коммуникационные

технологии

позволяют

преподнести

информацию

в

увлекательной

игровой или анимационной форме, привлечь детей к обсуждению ситуации, оказанию

помощи героям задания. Мультимедийные презентации в работе педагога эффективно

используются

для

того,

чтобы

сопроводить

информацию

визуальными

образами,

обеспечить запоминаемость и эмоциональную вовлеченность детей.

Значение интерактивных технологий в дошкольном образовании определяется

следующими положениями:

Во-первых, интерактивные технологии способствуют активизации деятельности детей.

Благодаря

использованию

интерактивных

технологий

каждый

ребенок

вовлекается

в

процесс взаимодействия. Интерактивные игры и иные формы работы требуют от ребенка

участия и определенной доли самостоятельности.

Во-вторых, интерактивные технологии позволяют детям получить опыт разнообразного

взаимодействия с разными типажами и характерами: героями ролевых игр, сверстниками,

взрослыми.

С

каждым

субъектом

взаимодействия

ребенок

должен

выстроить

такие

отношения, которые способствовали бы решению поставленных перед ним задач, но при

этом соответствовали правилам и нормам, принятым в обществе.

В-третьих, интерактивные технологии ориентированы на создание благоприятной среды

воспитания и развития детей. Использование интерактивных технологий основывается на

принципах гуманистического подхода к обучению, взаимного уважения, эффективной

совместной деятельности.

В-четвертых,

интерактивные

технологии

позволяют

одновременно

предоставить

всем

воспитанникам равные возможности в восприятии информации, и создать условия для

проявления индивидуальных способностей. Такой интегрированный подход способствует

формированию гармоничной личности, готовой к взаимодействию и самореализации.

Еще

одно

значение

интерактивных

технологий

в

дошкольном

образовании

заключается

в

расширении

форм

и

методов

работы

с

детьми.

Большое

поле

для

деятельности

открывают

интерактивные

технологии

с

использованием

современных

информационных

технологий.

Они

позволяют

решить

такие

сложные

задачи,

как

активизация памяти и внимания, передача необходимых знаний, расширение кругозора и

восприятия, умение гибко мыслить.

Таким образом, интерактивные технологии в дошкольном образовании – это способы и

средства

взаимодействия,

используемые

для

активизации

поведения

воспитанников

и

решения

широкого

круга

образовательных

и

воспитательных

задач.

Интерактивные

технологии

создают

условия

для

развития

познавательной

деятельности

детей,

способствуют проявлению самостоятельности и творческих способностей.

При организации и проведении непосредственно образовательной и совместной

деятельности с использованием интерактивных технологий в развитии детей дошкольного

возраста существуют несколько методических и технологических особенностей:

1.этап – погружение ребенка в сюжет непосредственно образовательной деятельности

путем создания игровой мотивации, период подготовки — через развивающие беседы,

которые помогут справиться с поставленной задачей.

2.этап

основной.

Психические

процессы

у

ребенка

включаются

в

деятельность:

восприятие, память, внимание, мышление, речь, воображение.

3.этап – заключительный: необходим для снятия зрительного напряжения. Гимнастика для

глаз, упражнения для снятия мышечного и нервного напряжений (физкультурные минутки,

точечный массаж, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).

Применения интерактивных технологий в практике работы позволили выявить, что по

сравнению с традиционными формами обучения дошкольников данный способ подачи

информации обладает рядом преимуществ:

• предъявление информации на экране интерактивной доски в игровой форме вызывает у

детей огромный интерес к деятельности с ним.

расширение

объема

получаемой

информации,

увеличение

восприятия,

лучшее

запоминание

чему

способствует

увеличение

количества

и

качества

иллюстративного

материала

(это

важно,

поскольку

в

дошкольном

возрасте

преобладает

наглядно

образное мышление)

• движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.

проблемные

задачи,

поощрение

ребенка

при

их

правильном

решении

самим

компьютером являются стимулом познавательной активности детей.

• использование интерактивных игр позволяет включаться трем видам памяти: зрительной,

слуховой, моторной, что позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические

и визуально — аудиальные условно-рефлекторные связи ЦНС

высокая

динамика

способствует

эффективному

усвоению

материала,

памяти,

воображения, творчества у детей

• данные технологии позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя

увидеть в повседневной жизни (полет ракеты или спутника и другие неожиданности, и

необычные эффекты).

Информационно-коммуникативные

технологии

целесообразно

использовать

в

работе с детьми старшего дошкольного возраста в связи с физиологически обусловленным

для

старших

дошкольников

переходом

от

наглядно-предметной

формы

мышления

к

наглядно-образной.

В

нашем

дошкольном

учреждении

на

данный

момент

это:

компьютеры,

мультимедийный

проектор,

интерактивная

доска,

интерактивный

стол,

ноутбуки,

телевизор, а также принтер, сканер, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера.

Применяемые нами информационно-коммуникационные технологии можно разделить:

- мультимедийные презентации;

- информационно-обучающие компьютерные программы;

Использование

информационно-коммуникативных

технологийне

предусматривает

обучение детей основам информатики и вычислительной техники. Это прежде всего:

преобразование предметно-развивающей среды, создание новых средств для развития

детей, использование новой наглядности.

Сегодня информационно-коммуникативные технологии позволяют:

-

показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный

интерес,

так

как

это

отвечает

основному

виду

деятельности

дошкольника

игре;

в

доступной форме, ярко, образно преподнести дошкольникам материал;

- привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать

материал ими;

-

способствовать

развитию

у

дошкольников

исследовательских

способностей,

познавательной активности, навыков и талантов;

- поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.

Мультимедийные

презентации

это

наглядность,

дающая

возможность

педагогу

выстроить объяснение с использованием видеофрагментов. Информационно-обучающие

программы

для

дошкольников

позволяют

моделировать

и

наглядно

демонстрировать

содержание изучаемых тем.

В нашем учреждении реализуется программа раннего обучения Kidsmart, которая

предназначена

для

детей

старшего

возраста

(5-8

лет)

путем

использования

информационных и коммуникационных технологий и создания стимулирующей среды

обучения, способствующей социальному и когнитивному развитию детей. Программа IBM

Kidsmart в течении 7 лет успешно реализуется в более чем 60 странах мира; благодаря

программе миллионы детей дошкольного возраста получили доступ к информационным

технологиями в игровой форме осваивают основы естественных наук.

Образовательная

программа

IBM

Kidsmart

знакомит

детей

5-8

лет

с

понятиями

пространства

и

времени,

помогает

узнать

названия

континентов,

океанов

и

других

географических

объектов

и

их

местоположение,

учит

составлять

карты

и

различать

направления, соотносить карту с тем, что видит водитель автомобиля, помогает узнать о

масштабе,

понять

соотношение

между

картой

и

реальным

ландшафтом,

развить

творческие

способности,

помогая

детям

сформировать

прочную

основу

дальнейшего

освоения естественных наук.

Компьютерный

блок

Kidsmart

оборудован

местами

для

двух

детей

с

целью

стимулирования

взаимодействия

между

учащимися.

Нашими

педагогами

разработана

программа, адаптированная для детей, начиная со старшей группы.

Также

наше

учреждение

оснащено

двумя

интерактивными

досками

и

интерактивным столом.

Использование интерактивного оборудования на занятиях уже давно не только привычная

презентация с некоторыми дополнительными возможностями. Грамотное использование

правильно

подобранного

комплекта

интерактивных

устройств

позволяет

обеспечить

активное

и

заинтересованное

участие

каждого

ребенка

во

всем,

что

происходит

на

занятии.

Педагоги

и

воспитатели

получают

широкие

возможности

для

индивидуальной

и

групповой работы Используемый дидактический материал становится ярче и нагляднее.

В нашей работе мы используем оборудование Mimio.

Mimio – это многофункциональный инструмент.

Главное в устройстве Mimio –это возможность управлять экранным изображением таким

же образом, как мы привыкли управлять компьютером с помощью мыши.

Mimio – является устройством очень мобильным. Его легко переносить из помещения в

помещение, крепить на любую ровную поверхность: на стену или обычную классную

доску.

Mimio может работать даже на горизонтальных поверхностях, например, на рабочем

столе, вокруг которого строится учебная деятельность.

Все это позволяет организовать интерактивную учебную среду там и тогда, где и когда это

необходимо.

Интерактивная

доска

-

это

устройство,

позволяющее

объединить

три

различных

инструмента:

- экран для отображения информации

- обычную маркерную доску

- интерактивный монитор

Интерактивный стол

предназначен для групповой работы.

Устойчивая и безопасная конструкция стола позволяет использовать его в дошкольных

образовательных учреждениях.

Яркие и незабываемые занятия способствуют формированию навыков работы в группе,

решения проблем.

Интерактивное оборудование Mimio дает возможность демонстрировать:

- слайды

- видео

- делать пометки

- рисовать

- чертить различные схемы, как на обычной доске

- в реальном времени наносить на проецируемое изображение пометки

- вносить любые изменения и сохранять их виде компьютерных файлов для дальнейшего

редактирования, печати на принтере, рассылки по факсу или электронной почте.

Интерактивное

оборудования

может

изменить

преподавание

и

обучение

в

различных направлениях. Вот три из них:

1. Презентация и демонстрация материала

Использование

необходимого

программного

обеспечения

и

ресурсов

в

сочетании

с

интерактивной доской или столом может улучшить понимание новых идей.

2. Активное вовлечение воспитанников

Мотивация и вовлеченность воспитанников на занятии может быть увеличена за счет

использования интерактивной доски.

3. Улучшение темпа и течения занятия

Использование интерактивной доски может улучшить планирование и темп занятия.

Мощная

программная

среда

Mimio

Studio

позволяет

создавать

и

редактировать

интересные мультимедийные проекты, а также открывать проекты, созданные в других

популярных средах.

Преимущества интерактивного оборудования

- Делает занятия интересными и развивает мотивацию

- Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития

личных и социальных навыков

- Дети начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и

динамичной подачи материала

- Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к

всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям

-

Программное

обеспечение

включает

в

себя

богатую

галерею

готовых

картинок,

шаблонов

и

мультимедийных

роликов

с

возможностью

добавления

пользовательских

объектов.

- По опыту наших педагогов, использование интерактивного оборудования позволили

значительно улучшить качество занятий.

В

нашем

ДОУ

обеспечено

«организация

образовательного

пространства

и

разнообразия

материалов,

оборудования

и

инвентаря,

здание

и

на

участке)

то

предполагает

обеспечить

игровую,

познавательную,

исследовательскую

и

творческую

активность всех воспитанников.

По

опыту

наших

педагогов,

использование

интерактивного

оборудования

позволили

значительно улучшить качество занятий.

Таким образом, при анализе введения в образовательный процессинформационно-

коммуникативных

технологий,

мы

подтвердили

правомерность

утверждения,

что

современные

образовательные

технологии

являются

ресурсом

повышения

качества

дошкольного образования.

Повышение качества организации методической работы в ДОУ помогает педагогам быть в

определенном

«профессиональном

тонусе»,

позволяющем

инициировать

и

создавать

атмосферу профессионализма и творчества в коллективе единомышленников, выработку

единого педагогического кредо.

Мы не имеем право еще и забывать о родителях, которые должны понять, что

перестраиваться

нужно

не

только

дошкольному

учреждению,

но

и

семье,

которая

формирует

социальный

заказ

детскому

саду.

При

взаимодействии

с

семьями

детей,

педагоги

знакомят

родителей

с

новыми

требованиями

дошкольного

образования.

Вовлечение

родителей

в

педагогический

процесс

укрепляет

их

заинтересованность

в

сотрудничестве с педагогами, делает их не сторонними наблюдателями, а активными

участниками

образовательного

процесса

и

позволяет

создать

в

детском

саду

такую

образовательную

среду,

в

которой

будет

полностью

реализован

профессиональный

потенциал каждого педагога и всего педагогического коллектива в условиях реализации

ФГОС.



В раздел образования