Авторы: Гостюхина Наталья Викторовна, Гаранина Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №6
Населённый пункт: города Слюдянки, Иркутской области
Наименование материала: статья
Тема: «Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе по ФГОС»
Раздел: дошкольное образование
«Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе по
ФГОС»
К основным принципам дошкольного образования можно отнести следующие:
- при обучении ребенка необходимо учитывать его индивидуальные способности, при
этом, ребенок должен сам выбирать то, чему ему интересно обучаться в тот или иной
период времени;
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта,
где
развитие
личности
обучающегося
на
основе
усвоения
универсальных
учебных
действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей
обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения
целей образования и воспитания и путей их достижения;
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого
обучающегося
(включая
одаренных
детей
и
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья),
обеспечивающих
рост
творческого
потенциала,
познавательных
мотивов,
обогащение
форм
взаимодействия
со
сверстниками
и
взрослыми
в
познавательной
деятельности;
-
условий
для
эффективной
реализации
и
освоения
обучающимися
основной
образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение
условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в
наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей и
детей с ограниченными возможностями здоровья.»
- уважительное отношение к ребенку как полноценному участнику взаимоотношений;
Стандарт направлен на обеспечение:
- равных возможностей получения качественного начального общего образования;
- духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального
общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития
гражданского общества;
-
преемственности
основных
образовательных
программ
дошкольного,
начального
общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального,
среднего профессионального и высшего профессионального образования;
-
сохранения
и
развития
культурного
разнообразия
и
языкового
наследия
многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка,
возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения
духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
-
единства
образовательного
пространства
Российской
Федерации
в
условиях
многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений;
- демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе через
развитие форм государственно-общественного управления, расширение возможностей для
реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания,
методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм
образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды
образовательного учреждения.»
Одна
из
актуальных
задач
современного
российского
общества
заключается
в
формировании
и
развитии
гармоничной,
социально
зрелой,
экономически
активной
личности.
Эта
задача
обозначена
в
Стратегии
развития
воспитания
в
Российской
Федерации, Федеральном законе №273-ФЗ от 29.12.2012 (в редакции от 30.12.2015) «Об
образовании»,
федеральных
государственных
образовательных
стандартах.
Для
того,
чтобы
поставленная
задача
была
решена,
образовательным
учреждениям
необходимо
активно
внедрять
современные
технологии,
способствующие
полноценному
и
всестороннему
развитию,
раскрытию
творческих
способностей
и
самореализации
личности. Такими возможностями в полной мере обладают интерактивные технологии.
Интерактивные технологии не являются чем-то принципиально новым в системе
образования.
Уже
в
середине
XX
века
педагоги
Европы
приходят
к
выводу
о
необходимости заменить репродуктивное обучение на активное. При репродуктивном
типе
обучения
большую
часть
времени
учитель
излагал
информацию,
которую
в
дальнейшем
воспроизводили
ученики.
Активный
тип
обучения
предполагает
взаимодействие между учителем и учеником, ученик становиться более самостоятельным
и вовлеченным в образовательный процесс.
Интерактивные
технологии
можно
определить
в
широком
плане,
как
способ
взаимодействия и вовлечения ученика в познавательный и образовательный процесс.
Более
узкое
толкование
интерактивных
технологий
сводится
к
тому,
что
данные
технологии предполагают использование технических средств и программных продуктов,
которые исключают пассивное участие ученика. В рамках данного понятия интерактивные
технологии включают такие обязательные составляющие, как специальные программные
продукты, технические средства, информационные технологии, позволяющие участнику
образовательного
процесса
самостоятельно
или
при
незначительном
сопровождении
педагога,
получать
новые
знания
и
формировать
навыки.
Также
интерактивные
технологии предполагают нестандартный, творческий подход к решению поставленных
задач, ставят учащегося перед необходимостью самостоятельно принимать решения.
Интерактивные технологии – это форма деятельности всех участников образовательного
процесса,
включающая
создание,
применение,
усвоение
знаний
и
навыков
путем
активного
диалога
и
взаимодействия.
Интерактивные
технологии
предполагают
использование
современных
информационных
технологий,
компьютерной
техники,
средств приема, передачи и обработки данных, но не ограничиваются ими.
Применение
интерактивных
технологий
в
дошкольном
образовательном
учреждении
соответствует таким приоритетам, как индивидуальный подход к организации обучения,
использование разнообразных форм и способов вовлечения ребенка в образовательный
процесс, поддержание интереса, активности и самостоятельности.
Актуальность изучения возможностей использования интерактивных технологий в
дошкольном образовании вызвана возросшими требованиями к качеству дошкольного
образования, в том числе и к уровню подготовки детей к обучению в школе. Большое
значение
в
этом
процессе
имеет
дополнительные
занятия
с
детьми.
Такие
занятия
способствуют развитию индивидуальных способностей детей, позволяют скорректировать
слабые стороны и более качественно подготовить детей к следующей образовательной
ступени.
В
интерактивном
образовании
значительное
место
отводится
информационно-
коммуникационным
технологиям.
Такими
технологиями
являются
информационно-
обучающие компьютерные программы, мультимедийные презентации. Информационно-
коммуникационные
технологии
позволяют
преподнести
информацию
в
увлекательной
игровой или анимационной форме, привлечь детей к обсуждению ситуации, оказанию
помощи героям задания. Мультимедийные презентации в работе педагога эффективно
используются
для
того,
чтобы
сопроводить
информацию
визуальными
образами,
обеспечить запоминаемость и эмоциональную вовлеченность детей.
Значение интерактивных технологий в дошкольном образовании определяется
следующими положениями:
Во-первых, интерактивные технологии способствуют активизации деятельности детей.
Благодаря
использованию
интерактивных
технологий
каждый
ребенок
вовлекается
в
процесс взаимодействия. Интерактивные игры и иные формы работы требуют от ребенка
участия и определенной доли самостоятельности.
Во-вторых, интерактивные технологии позволяют детям получить опыт разнообразного
взаимодействия с разными типажами и характерами: героями ролевых игр, сверстниками,
взрослыми.
С
каждым
субъектом
взаимодействия
ребенок
должен
выстроить
такие
отношения, которые способствовали бы решению поставленных перед ним задач, но при
этом соответствовали правилам и нормам, принятым в обществе.
В-третьих, интерактивные технологии ориентированы на создание благоприятной среды
воспитания и развития детей. Использование интерактивных технологий основывается на
принципах гуманистического подхода к обучению, взаимного уважения, эффективной
совместной деятельности.
В-четвертых,
интерактивные
технологии
позволяют
одновременно
предоставить
всем
воспитанникам равные возможности в восприятии информации, и создать условия для
проявления индивидуальных способностей. Такой интегрированный подход способствует
формированию гармоничной личности, готовой к взаимодействию и самореализации.
Еще
одно
значение
интерактивных
технологий
в
дошкольном
образовании
заключается
в
расширении
форм
и
методов
работы
с
детьми.
Большое
поле
для
деятельности
открывают
интерактивные
технологии
с
использованием
современных
информационных
технологий.
Они
позволяют
решить
такие
сложные
задачи,
как
активизация памяти и внимания, передача необходимых знаний, расширение кругозора и
восприятия, умение гибко мыслить.
Таким образом, интерактивные технологии в дошкольном образовании – это способы и
средства
взаимодействия,
используемые
для
активизации
поведения
воспитанников
и
решения
широкого
круга
образовательных
и
воспитательных
задач.
Интерактивные
технологии
создают
условия
для
развития
познавательной
деятельности
детей,
способствуют проявлению самостоятельности и творческих способностей.
При организации и проведении непосредственно образовательной и совместной
деятельности с использованием интерактивных технологий в развитии детей дошкольного
возраста существуют несколько методических и технологических особенностей:
1.этап – погружение ребенка в сюжет непосредственно образовательной деятельности
путем создания игровой мотивации, период подготовки — через развивающие беседы,
которые помогут справиться с поставленной задачей.
2.этап
–
основной.
Психические
процессы
у
ребенка
включаются
в
деятельность:
восприятие, память, внимание, мышление, речь, воображение.
3.этап – заключительный: необходим для снятия зрительного напряжения. Гимнастика для
глаз, упражнения для снятия мышечного и нервного напряжений (физкультурные минутки,
точечный массаж, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).
Применения интерактивных технологий в практике работы позволили выявить, что по
сравнению с традиционными формами обучения дошкольников данный способ подачи
информации обладает рядом преимуществ:
• предъявление информации на экране интерактивной доски в игровой форме вызывает у
детей огромный интерес к деятельности с ним.
•
расширение
объема
получаемой
информации,
увеличение
восприятия,
лучшее
запоминание
чему
способствует
увеличение
количества
и
качества
иллюстративного
материала
(это
важно,
поскольку
в
дошкольном
возрасте
преобладает
наглядно
—
образное мышление)
• движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.
•
проблемные
задачи,
поощрение
ребенка
при
их
правильном
решении
самим
компьютером являются стимулом познавательной активности детей.
• использование интерактивных игр позволяет включаться трем видам памяти: зрительной,
слуховой, моторной, что позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические
и визуально — аудиальные условно-рефлекторные связи ЦНС
•
высокая
динамика
способствует
эффективному
усвоению
материала,
памяти,
воображения, творчества у детей
• данные технологии позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя
увидеть в повседневной жизни (полет ракеты или спутника и другие неожиданности, и
необычные эффекты).
Информационно-коммуникативные
технологии
целесообразно
использовать
в
работе с детьми старшего дошкольного возраста в связи с физиологически обусловленным
для
старших
дошкольников
переходом
от
наглядно-предметной
формы
мышления
к
наглядно-образной.
В
нашем
дошкольном
учреждении
на
данный
момент
это:
компьютеры,
мультимедийный
проектор,
интерактивная
доска,
интерактивный
стол,
ноутбуки,
телевизор, а также принтер, сканер, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера.
Применяемые нами информационно-коммуникационные технологии можно разделить:
- мультимедийные презентации;
- информационно-обучающие компьютерные программы;
Использование
информационно-коммуникативных
технологийне
предусматривает
обучение детей основам информатики и вычислительной техники. Это прежде всего:
преобразование предметно-развивающей среды, создание новых средств для развития
детей, использование новой наглядности.
Сегодня информационно-коммуникативные технологии позволяют:
-
показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный
интерес,
так
как
это
отвечает
основному
виду
деятельности
дошкольника
–
игре;
в
доступной форме, ярко, образно преподнести дошкольникам материал;
- привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать
материал ими;
-
способствовать
развитию
у
дошкольников
исследовательских
способностей,
познавательной активности, навыков и талантов;
- поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.
Мультимедийные
презентации
—
это
наглядность,
дающая
возможность
педагогу
выстроить объяснение с использованием видеофрагментов. Информационно-обучающие
программы
для
дошкольников
позволяют
моделировать
и
наглядно
демонстрировать
содержание изучаемых тем.
В нашем учреждении реализуется программа раннего обучения Kidsmart, которая
предназначена
для
детей
старшего
возраста
(5-8
лет)
путем
использования
информационных и коммуникационных технологий и создания стимулирующей среды
обучения, способствующей социальному и когнитивному развитию детей. Программа IBM
Kidsmart в течении 7 лет успешно реализуется в более чем 60 странах мира; благодаря
программе миллионы детей дошкольного возраста получили доступ к информационным
технологиями в игровой форме осваивают основы естественных наук.
Образовательная
программа
IBM
Kidsmart
знакомит
детей
5-8
лет
с
понятиями
пространства
и
времени,
помогает
узнать
названия
континентов,
океанов
и
других
географических
объектов
и
их
местоположение,
учит
составлять
карты
и
различать
направления, соотносить карту с тем, что видит водитель автомобиля, помогает узнать о
масштабе,
понять
соотношение
между
картой
и
реальным
ландшафтом,
развить
творческие
способности,
помогая
детям
сформировать
прочную
основу
дальнейшего
освоения естественных наук.
Компьютерный
блок
Kidsmart
оборудован
местами
для
двух
детей
с
целью
стимулирования
взаимодействия
между
учащимися.
Нашими
педагогами
разработана
программа, адаптированная для детей, начиная со старшей группы.
Также
наше
учреждение
оснащено
двумя
интерактивными
досками
и
интерактивным столом.
Использование интерактивного оборудования на занятиях уже давно не только привычная
презентация с некоторыми дополнительными возможностями. Грамотное использование
правильно
подобранного
комплекта
интерактивных
устройств
позволяет
обеспечить
активное
и
заинтересованное
участие
каждого
ребенка
во
всем,
что
происходит
на
занятии.
Педагоги
и
воспитатели
получают
широкие
возможности
для
индивидуальной
и
групповой работы Используемый дидактический материал становится ярче и нагляднее.
В нашей работе мы используем оборудование Mimio.
Mimio – это многофункциональный инструмент.
Главное в устройстве Mimio –это возможность управлять экранным изображением таким
же образом, как мы привыкли управлять компьютером с помощью мыши.
Mimio – является устройством очень мобильным. Его легко переносить из помещения в
помещение, крепить на любую ровную поверхность: на стену или обычную классную
доску.
Mimio может работать даже на горизонтальных поверхностях, например, на рабочем
столе, вокруг которого строится учебная деятельность.
Все это позволяет организовать интерактивную учебную среду там и тогда, где и когда это
необходимо.
Интерактивная
доска
-
это
устройство,
позволяющее
объединить
три
различных
инструмента:
- экран для отображения информации
- обычную маркерную доску
- интерактивный монитор
Интерактивный стол
предназначен для групповой работы.
Устойчивая и безопасная конструкция стола позволяет использовать его в дошкольных
образовательных учреждениях.
Яркие и незабываемые занятия способствуют формированию навыков работы в группе,
решения проблем.
Интерактивное оборудование Mimio дает возможность демонстрировать:
- слайды
- видео
- делать пометки
- рисовать
- чертить различные схемы, как на обычной доске
- в реальном времени наносить на проецируемое изображение пометки
- вносить любые изменения и сохранять их виде компьютерных файлов для дальнейшего
редактирования, печати на принтере, рассылки по факсу или электронной почте.
Интерактивное
оборудования
может
изменить
преподавание
и
обучение
в
различных направлениях. Вот три из них:
1. Презентация и демонстрация материала
Использование
необходимого
программного
обеспечения
и
ресурсов
в
сочетании
с
интерактивной доской или столом может улучшить понимание новых идей.
2. Активное вовлечение воспитанников
Мотивация и вовлеченность воспитанников на занятии может быть увеличена за счет
использования интерактивной доски.
3. Улучшение темпа и течения занятия
Использование интерактивной доски может улучшить планирование и темп занятия.
Мощная
программная
среда
Mimio
Studio
позволяет
создавать
и
редактировать
интересные мультимедийные проекты, а также открывать проекты, созданные в других
популярных средах.
Преимущества интерактивного оборудования
- Делает занятия интересными и развивает мотивацию
- Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития
личных и социальных навыков
- Дети начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и
динамичной подачи материала
- Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к
всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям
-
Программное
обеспечение
включает
в
себя
богатую
галерею
готовых
картинок,
шаблонов
и
мультимедийных
роликов
с
возможностью
добавления
пользовательских
объектов.
- По опыту наших педагогов, использование интерактивного оборудования позволили
значительно улучшить качество занятий.
В
нашем
ДОУ
обеспечено
«организация
образовательного
пространства
и
разнообразия
материалов,
оборудования
и
инвентаря,
(в
здание
и
на
участке)
то
предполагает
обеспечить
игровую,
познавательную,
исследовательскую
и
творческую
активность всех воспитанников.
По
опыту
наших
педагогов,
использование
интерактивного
оборудования
позволили
значительно улучшить качество занятий.
Таким образом, при анализе введения в образовательный процессинформационно-
коммуникативных
технологий,
мы
подтвердили
правомерность
утверждения,
что
современные
образовательные
технологии
являются
ресурсом
повышения
качества
дошкольного образования.
Повышение качества организации методической работы в ДОУ помогает педагогам быть в
определенном
«профессиональном
тонусе»,
позволяющем
инициировать
и
создавать
атмосферу профессионализма и творчества в коллективе единомышленников, выработку
единого педагогического кредо.
Мы не имеем право еще и забывать о родителях, которые должны понять, что
перестраиваться
нужно
не
только
дошкольному
учреждению,
но
и
семье,
которая
формирует
социальный
заказ
детскому
саду.
При
взаимодействии
с
семьями
детей,
педагоги
знакомят
родителей
с
новыми
требованиями
дошкольного
образования.
Вовлечение
родителей
в
педагогический
процесс
укрепляет
их
заинтересованность
в
сотрудничестве с педагогами, делает их не сторонними наблюдателями, а активными
участниками
образовательного
процесса
и
позволяет
создать
в
детском
саду
такую
образовательную
среду,
в
которой
будет
полностью
реализован
профессиональный
потенциал каждого педагога и всего педагогического коллектива в условиях реализации
ФГОС.