"Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраст с помощью художественных произведений"
Автор: Чернобровкина Елена Евгеньевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАОУ СОШ с. Кормёжка им. Ф.П. Полынина Населённый пункт: с. Кормёжка, Балаковского района, Саратовской области Наименование материала: СТАТЬЯ Тема: "Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраст с помощью художественных произведений" Раздел: дошкольное образование
Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного
возраст с помощью художественных произведений
Конференция: Современный детский сад
Автор: Чернобровкина Елена Евгеньевна
Организация: МАОУ СОШ с. Кормёжка им. Ф.П. Полынина
Населенный пункт: Саратовская область, Балаковский район
Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраст с
помощью художественных произведений.
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Поэтому
проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре
внимания общества.
Социально – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная
проблема настоящего времени. За последние несколько лет в нашей стране
произошли большие перемены: изменился общественный строй, подверглись
резкой критике процессы, которыми мы когда-то гордились. К сожалению,
все реже встречаются в жизни проявления любви и добра, сочувствия и
сострадания. Материальные ценности преобладают над духовными и мы все
чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению
друг другу, по отношению к близким людям. Дети все чаще не могут
построить дружеских отношений, договориться о совместных действиях в
игре и быту. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей
искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии,
справедливости. Но как бы не изменялось общество, воспитание у детей
чувства любви к родной стране, развитие добрых чувств по отношению к
своим близким должны оставаться неизменными.
В ФГОС ДО социально-коммуникативное развитие направлено на
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и
нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с
взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности,
целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие
социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со
сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства
принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в
Организации.
Дошкольный возраст — сенситивный, т.е. наиболее чувствительный для
воспитания нравственных норм и правил, способности сопереживать и
эмоционально откликаться на чужую боль. Не использовать эти возможности
— значит больше никогда не успеть наполнить душу ребенка нравственными
ценностями. В дошкольном возрасте закладываются основы личности
ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на
поступки других и собственное поведение. Именно в дошкольные годы под
руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт
поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе,
усваивает моральные нормы. У них формируются такие важные для
человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к
окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание
посильно помогать им.
Действенным средством воспитания моральных качеств личности
дошкольника является художественное слово. Действительно, читая, ребенок
знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со
сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово
воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка.
Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то
хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с
нормами поведения. Формированию нравственных представлений и
нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных
качествах человека.
Художественная литература позволяет восполнить недостаточность
общения детей, расширить кругозор, обогатить их жизненный и
нравственный опыт. Она способствует возникновению у детей
эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям,
персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к
действительности. Произведения литературы всегда содержат в себе какую-
то оценку событий. Решая задачи развития морально-нравственных качеств,
важно использовать как классическую русскую, так и современную
литературу. Эти произведения задевают душу ребёнка, у него зарождается
сопереживание, сочувствие герою.
Литературные произведения вовлекают детей в раздумья над поступками и
поведением героев, происходящими событиями, побуждают к их оценке и
обогащают эмоциональную сферу.
Например, рассказы В.Сухомлинского «Камень», «Красногрудые снегири»,
способствуют воспитанию чувства любви и гордости к родной стране,
Воспитать бережное отношение к природе, к животным. Заботиться о них и
защищать от уничтожения помогут такие художественные произведения как:
Э.Шим «Не смей», М.Пришвина «Ребята и утята», К.Паустовского «Кот-
варюга», Н.Носова « Живая шляпа» , Л.Толстого «Птичка», Н.Сладкова
«Разноцветная земля», М. Пришвина «Лесные хоромы», И.С.Тургенева
«Воробей», З. Александровой «Птичья елка», «Мы кормушку смастерили».
В формировании умений заботиться о близких, проявлять чуткость,
сочувствие, тактичность, оказывать им практическую помощь помогут
рассказы Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек», «Девочка и грибы»,
Т.А.Шарыгиной «Три дочери», Л.Воронковой «Ссора с бабушкой»,
В.Сухомлинского «Если бы у меня был ковёр-самолёт», «А сердце тебе
ничего не приказало?»
Произведения В.Осеевой «Просто старушка», «Хорошее», Е.Пермяк «Чужая
калитка», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»,
С.Маршака «Если вы вежливы», А.Барто «Любочка» способствуют
формированию элементарного уважения к окружающим, умению спокойно
принимать обоснованные требования взрослых, проявлять тактичность,
вежливость, оказывать практическую помощь тем, кто в ней нуждается.
Формировать у ребенка чувство гордости. Дать представление о своих
достоинствах и недостатках. Способствовать процессу саморазвития
личности помогут рассказы Н.Носова «Заплатка»; Е.Пермяк «Первая рыбка»;
В.Осеевой «Сыновья».
Развивать способность самостоятельно преодолевать свои недостатки,
испытать чувство стыда - рассказы Н.Носова «Огурцы»; В.Осеевой
«Почему»; К.Ушинского «Играющие собаки»; Я.Тайц «По ягоды»;
Л.Толстого «Косточка».
Детские рассказы Л.Толстого «Котенок» и «Лгун», Ищенко «Максимка-
пограничник»,
Б.Житкова « На льдине» помогут понять свою зависимость от окружающих
людей и обстановки. Сформировать чувство долга и ответственности перед
другими и самим собой.
Если художественное произведение будет затрагивать душу ребенка, так
чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою, то система работы
по приобщению детей к художественной литературе, будет способствовать
социально-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного
возраста.
Используемая литература:
Алябьева, Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками.- М.:
ТЦ Сфера, 2004.
Шарыгина Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении.-М.: ТЦ Сфера, 2014.
Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой. ТЦ
Сфера, 1998