Автор: Морозова Нина Григорьевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: Новинский филиал МКОУ
Населённый пункт: с.Новинка, Жирновский район, Волгоградская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Информационно- образовательная среда- важнейший компонент новой системы образования"
Раздел: среднее образование
Информационно-образовательная среда – важнейший компонент новой системы
образования.
Морозова Нина Григорьевна,
учитель биологии Новинского филиала
МКОУ «Медведицкая СШ»
Требования
к
условиям
реализации
основной
образовательной
программы
представляют
собой
систему
требований
к
кадровым,
финансовым,
материально-
техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы начального
общего образования и достижения планируемых результатов образования.
С
введением
новых
государственных
образовательных
стандартов
важнейшим
компонентом новой системы образования становится информационно-образовательная среда
(ИОС), в основе которой лежат современные информационные технологии, обеспечивающие:
стремительный рост информационно-ресурсной базы,
свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам,
дистанционность,
мобильность,
возможность формирования социальных образовательных сетей и образовательных
сообществ,
интерактивность,
возможность моделирования и анимирования различных процессов и явлений.
ИОС в процессе обучения одновременно выступает и как условие современного
процесса
обучения,
и
одновременно,
как
средство
формирования
новой
системы
образования.
С
точки
зрения
образовательного
процесса
современная
информационно-
образовательная среда – это открытая педагогическая система (подсистема), направленная на
формирование
творческой,
интеллектуально
и
социально
развитой
личности. Она
представляет собой совокупность взаимодействущих компонентов – банка информационно-
образовательных
ресурсов,
компьютерных
средств
обучения,
современных
средств
коммуникации (Интернета), педагогических технологий.
Таким образом, одним из результатов введения нового федерального государственного
стандарта
рассматривается
создание
информационно-методической
развивающей
образовательной
среды
-
оптимальных
информационно-методических
условий
для
реализации основных образовательных программ.
При
этом
информационно-образовательная
среда
понимается
как педагогическая
система нового уровня и должна включать в себя совокупность технологических средств
(компьютеры,
базы
данных,
коммуникационные
каналы,
программные
продукты),
культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность
участников
образовательного
процесса
в
решении
учебно-познавательных
и
профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий
(ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ.
Федеральные
государственные
образовательные
стандарты
(ФГОС)
содержат
следующие компоненты:
- новая цель образования;
- новое содержание образования;
- новые средства обучения;
- новые технологии обучения;
- новые требование к подготовке учителя;
- новое целеполагание для учащихся и учителей.
Что
же
формирует
новую
цель
образования?
Во-первых,
общественный
договор
(новые
образовательные
запросы
общества,
семьи
и
государства).
Во-вторых,
новые
технологии (широкое внедрение ИКТ-технологий во все сферы жизни).
Основная цель современного образования – формирование новой образовательной
системы,
призванной
стать
основным
инструментом
социокультурной
модернизации
российского общества.
Что дают образованию новые технологии?
1.
Стремительный рост информационно-ресурсной базы.
2.
Свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам.
3.
Дистанционность.
4.
Мобильность.
5.
Возможность формирования социальных образовательных сетей и образовательных
сообществ.
6.
Интерактивность.
7.
Возможность моделирования и анимирования различных процессов и явлений.
Отметим, что современное содержание образования не может ограничиваться перечнем
требований к предметным знаниям, умениям и навыкам. Оно должно охватить все новые
компоненты социализации:
Систему духовно-нравственных ценностей;
Систему научных представлений о природе, обществе и человеке;
Систему универсальных учебных действий.
Важнейшее
условие
и
одновременно
средство
формирования
новой
системы
образования
–
информационно-образовательная
среда
(ИОС).
Эффективность
учебно-
воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой –
системой
информационно-образовательных
ресурсов
и
инструментов,
обеспечивающих
условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.
С
точки
зрения
образовательного
процесса
современная
информационно-
образовательная среда – это открытая педагогическая система (подсистема), направленная на
формирование творческой интеллектуально и социально развитой личности.
Системно-структурная
организация
информационно-образовательной
среды
проявляется в том, что она представляет собой совокупность взаимодействующих систем
(подсистем):
1.
Информационных образовательных ресурсов.
2.
Компьютерных средств обучения.
3.
Современных средств коммуникации.
4.
Педагогических технологий.
Состав информационных образовательных ресурсов системы (ИОС):
1.
Компоненты на бумажном носителе (учебник - органайзер, рабочая тетрадь – тетрадь
тренажер);
2.
Компоненты
на CD
и DVD
(электронное
приложение
к
учебнику,
электронные
наглядные пособия, электронный тренажер, электронный практикум);
3.
Интернет-среда
ИОС
(методическая
поддержка
учителя:
программы,
конструктор
уроков; Интернет школа; Интернет ИПК; мультимедиа коллекция).
Системный характер воспитательно-образовательного эффекта использования
информационно-образовательной среды заключается в том, что она – как системный
интегратор всего педагогического процесса, обеспечивает качественно новые параметры
образования.
Педагогический потенциал информационно-образовательной среды включает в себя
следующие компоненты:
Индивидуализация учебного процесса;
Организация коллективной деятельности и работы в группах сотрудничества;
Ориентация на самообразование;
Создание ситуации успешности для учащихся;
Социализация учащихся;
Возможность обеспечения деятельностного подхода;
Обеспечение психолого-педагогического сопровождения учебного процесса;
Гибкость организационной структуры обучения с использованием ДОТ;
Возможность интенсификации процесса обучения;
Разноуровневость содержания образовательного ресурса.
Каковы
же
требования
нового
ФГОС?
Во-первых,
образовательное
учреждение
должно быть обеспечено учебниками, в том числе с электронным приложением как их
неотъемлемой
частью.
Во-вторых,
образовательное
учреждение
должно
иметь
доступ
к
печатным
и
электронным
образовательным
ресурсам.
В-третьих,
библиотека
образовательного учреждения должна быть укомплектована печатными образовательными
ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам.
Результат - изменение роли участников педагогического процесса. В традиционной
системе образования ученик:
- получает готовую информацию.
Учитель:
- транслирует информацию.
Новое качество образования – учитель организует деятельность ученика по работе с
информацией на основе созданной им модели урока. Ученик осуществляет поиск, выбор,
анализ,
систематизацию
и
презентацию
информации.
В
итоге
мы
получаем новый
образовательный
результат
–
развитие
компетентности
к
обновлению
компетенций
и
мотивации к обучению на разных этапах развития личности учащихся.
Таким образом, мы приходим к выводу, что информационно-образовательная среда
является важнейшим компонентом новой системы образования, она позволяет организовать
учебный
процесс
на
современном
техническом
и
методическом
уровне
и обеспечивает
условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения,
согласно требования нового стандарта образования.