Напоминание

"Информационно- образовательная среда- важнейший компонент новой системы образования"


Автор: Морозова Нина Григорьевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: Новинский филиал МКОУ
Населённый пункт: с.Новинка, Жирновский район, Волгоградская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Информационно- образовательная среда- важнейший компонент новой системы образования"
Раздел: среднее образование





Назад




Информационно-образовательная среда – важнейший компонент новой системы

образования.

Морозова Нина Григорьевна,

учитель биологии Новинского филиала

МКОУ «Медведицкая СШ»

Требования

к

условиям

реализации

основной

образовательной

программы

представляют

собой

систему

требований

к

кадровым,

финансовым,

материально-

техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы начального

общего образования и достижения планируемых результатов образования.

С

введением

новых

государственных

образовательных

стандартов

важнейшим

компонентом новой системы образования становится информационно-образовательная среда

(ИОС), в основе которой лежат современные информационные технологии, обеспечивающие:

стремительный рост информационно-ресурсной базы,

свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам,

дистанционность,

мобильность,

возможность формирования социальных образовательных сетей и образовательных

сообществ,

интерактивность,

возможность моделирования и анимирования различных процессов и явлений.

ИОС в процессе обучения одновременно выступает и как условие современного

процесса

обучения,

и

одновременно,

как

средство

формирования

новой

системы

образования.

С

точки

зрения

образовательного

процесса

современная

информационно-

образовательная среда – это открытая педагогическая система (подсистема), направленная на

формирование

творческой,

интеллектуально

и

социально

развитой

личности. Она

представляет собой совокупность взаимодействущих компонентов – банка информационно-

образовательных

ресурсов,

компьютерных

средств

обучения,

современных

средств

коммуникации (Интернета), педагогических технологий.

Таким образом, одним из результатов введения нового федерального государственного

стандарта

рассматривается

создание

информационно-методической

развивающей

образовательной

среды

-

оптимальных

информационно-методических

условий

для

реализации основных образовательных программ.

При

этом

информационно-образовательная

среда

понимается

как педагогическая

система нового уровня и должна включать в себя совокупность технологических средств

(компьютеры,

базы

данных,

коммуникационные

каналы,

программные

продукты),

культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность

участников

образовательного

процесса

в

решении

учебно-познавательных

и

профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий

(ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ.

Федеральные

государственные

образовательные

стандарты

(ФГОС)

содержат

следующие компоненты:

- новая цель образования;

- новое содержание образования;

- новые средства обучения;

- новые технологии обучения;

- новые требование к подготовке учителя;

- новое целеполагание для учащихся и учителей.

Что

же

формирует

новую

цель

образования?

Во-первых,

общественный

договор

(новые

образовательные

запросы

общества,

семьи

и

государства).

Во-вторых,

новые

технологии (широкое внедрение ИКТ-технологий во все сферы жизни).

Основная цель современного образования – формирование новой образовательной

системы,

призванной

стать

основным

инструментом

социокультурной

модернизации

российского общества.

Что дают образованию новые технологии?

1.

Стремительный рост информационно-ресурсной базы.

2.

Свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам.

3.

Дистанционность.

4.

Мобильность.

5.

Возможность формирования социальных образовательных сетей и образовательных

сообществ.

6.

Интерактивность.

7.

Возможность моделирования и анимирования различных процессов и явлений.

Отметим, что современное содержание образования не может ограничиваться перечнем

требований к предметным знаниям, умениям и навыкам. Оно должно охватить все новые

компоненты социализации:

Систему духовно-нравственных ценностей;

Систему научных представлений о природе, обществе и человеке;

Систему универсальных учебных действий.

Важнейшее

условие

и

одновременно

средство

формирования

новой

системы

образования

информационно-образовательная

среда

(ИОС).

Эффективность

учебно-

воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой –

системой

информационно-образовательных

ресурсов

и

инструментов,

обеспечивающих

условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.

С

точки

зрения

образовательного

процесса

современная

информационно-

образовательная среда – это открытая педагогическая система (подсистема), направленная на

формирование творческой интеллектуально и социально развитой личности.

Системно-структурная

организация

информационно-образовательной

среды

проявляется в том, что она представляет собой совокупность взаимодействующих систем

(подсистем):

1.

Информационных образовательных ресурсов.

2.

Компьютерных средств обучения.

3.

Современных средств коммуникации.

4.

Педагогических технологий.

Состав информационных образовательных ресурсов системы (ИОС):

1.

Компоненты на бумажном носителе (учебник - органайзер, рабочая тетрадь – тетрадь

тренажер);

2.

Компоненты

на CD

и DVD

(электронное

приложение

к

учебнику,

электронные

наглядные пособия, электронный тренажер, электронный практикум);

3.

Интернет-среда

ИОС

(методическая

поддержка

учителя:

программы,

конструктор

уроков; Интернет школа; Интернет ИПК; мультимедиа коллекция).

Системный характер воспитательно-образовательного эффекта использования

информационно-образовательной среды заключается в том, что она – как системный

интегратор всего педагогического процесса, обеспечивает качественно новые параметры

образования.

Педагогический потенциал информационно-образовательной среды включает в себя

следующие компоненты:

Индивидуализация учебного процесса;

Организация коллективной деятельности и работы в группах сотрудничества;

Ориентация на самообразование;

Создание ситуации успешности для учащихся;

Социализация учащихся;

Возможность обеспечения деятельностного подхода;

Обеспечение психолого-педагогического сопровождения учебного процесса;

Гибкость организационной структуры обучения с использованием ДОТ;

Возможность интенсификации процесса обучения;

Разноуровневость содержания образовательного ресурса.

Каковы

же

требования

нового

ФГОС?

Во-первых,

образовательное

учреждение

должно быть обеспечено учебниками, в том числе с электронным приложением как их

неотъемлемой

частью.

Во-вторых,

образовательное

учреждение

должно

иметь

доступ

к

печатным

и

электронным

образовательным

ресурсам.

В-третьих,

библиотека

образовательного учреждения должна быть укомплектована печатными образовательными

ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам.

Результат - изменение роли участников педагогического процесса. В традиционной

системе образования ученик:

- получает готовую информацию.

Учитель:

- транслирует информацию.

Новое качество образования – учитель организует деятельность ученика по работе с

информацией на основе созданной им модели урока. Ученик осуществляет поиск, выбор,

анализ,

систематизацию

и

презентацию

информации.

В

итоге

мы

получаем новый

образовательный

результат

развитие

компетентности

к

обновлению

компетенций

и

мотивации к обучению на разных этапах развития личности учащихся.

Таким образом, мы приходим к выводу, что информационно-образовательная среда

является важнейшим компонентом новой системы образования, она позволяет организовать

учебный

процесс

на

современном

техническом

и

методическом

уровне

и обеспечивает

условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения,

согласно требования нового стандарта образования.



В раздел образования